Особенности вероучения Мормонов




Отношение к Библии. Для нас, христиан, Священное Писание - это Божие откровение. Оно имеет законченный вид в том смысле, что никакие новые откровения и "видения" не смеют быть добавлены к нему. Для мормонов же наша Библия - не вполне законченный и убедительный источник веры. Они допускают чтение Евангелия для ознакомления с жизнью и учением Иисуса Христа. Однако для более глубокого познания веры они отдают преимущество своим «священным писаниям»: «Книге Мормона», "Драгоценной жемчужине," "Доктринам и заветам" и другим. Кроме того они продолжают пополнять свое учение все новыми "откровениями." Б. Йонг, например, утверждал, что он получал так много откровений, что "мог пророчествовать наперегонки с гончей собакой."

С момента возникновения мормонизма в 1830 году его лидеры отвергали идею закрытого канона. Мормоны всегда настаивали на том, что учение, ограниченное рамками Библии, — отличительный признак “отступнического христианства”. Всякого, кто черпает богословскую истину только из Библии, Книга Мормона называет глупцом (2 Нефий 29:6).

Библия говорит: «Ты из детства знаешь Писание, которое может умудрить тебя, все Писание боговдохновенно и полезно для научения, для обличения, для наставления в праведности» (2Тим.3,15-16).

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр.1,21).

«[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (2Петр.1,23-25).

О Троице. Мормоны исповедуют политеизм (многобожие). Иосиф Смит говорил: «Я буду проповедовать о множественности Богов. Я всегда утверждал, что Бог - самостоятельная личность, Иисус Христос - отдельная и отличная от Бога Отца личность, и Святой Дух - самостоятельная личность и Дух: и они трое представляют собой три отдельных личности и три Бога».

Апостол мормонов Брюс Р. Мак-Конки высказывался о Божестве так: «Множественность Богов: три отдельные Личности: Отец, Сын и Святой Дух составляют Божество. Поскольку каждый из них является Богом, уже из одного этого явно следует, что существует не один Бог. Для нас же, если говорить в надлежащем узком смысле, эти трое - единственные Боги, которым мы поклоняемся. Однако помимо них существует бесконечное число святых личностей, вышедших из бесчисленных миров, которые перешли в возвышение и, таким образом, являются Богами».

Церковь мормонов учит, что существует множество богов, и что люди могут стать богами и богинями в Целестиальном Царстве. Кроме того, она учит, что у людей, ставших богами, будут собственные духовные дети, которые будут им поклоняться и молиться точно так же, как мы поклоняемся и молимся Богу-Отцу.

Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что Отец, Сын и Святой Дух — не три разных Бога, а три самостоятельных Личности в одном Триедином Боге.

Свидетельство Ветхого Завета: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1,26);

«И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт.11,6-7);

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Быт.18,1-2).

Свидетельство Нового Завета: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,16-17).

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28,19);

О Боге. Иосиф Смит пояснял: «Я собираюсь рассказать вам, как Бог стал Богом. Мы вообразили и предположили, что Бог был Богом от вечности. Я опровергну эту идею и уберу завесу, чтобы вы могли увидеть. Некогда он был человеком, подобным нам; да, тот самый Бог, отец всех нас, жил на земле, подобно Иисусу Христу».

Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что есть лишь один Истинный и Живой Бог, и кроме Него нет никакого другого бога: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6,4);

«Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Ис.43,10-11);

«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне [все] с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и будущее. Не бойтесь и не страшитесь: не издавна ли Я возвестил тебе и предсказал? И вы Мои свидетели. Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю». (Ис.44,6-8);

«Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (Ис.45,21-22);

«вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис.46,9);

«Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его» (Мк.12,29-34).

Церковь мормонов учит, что Бог-Отец однажды был смертным человеком, таким же как и мы, стал Богом, пройдя определенный путь развития, и сейчас обладает телом из плоти и костей. «Бог сам был некогда таким, как мы сейчас, и является возвышенным человеком, и восседает на троне там, на небесах!» — из сборника, составленного Иосифом Филдингом Смитом, также знаменитые слова Лоренцо Сноу: «Таким, как человек, Бог когда-то был; таким, как Бог, человек может стать». Церковь мормонов учит, что у самого Бога есть отец, дед и так далее, до бесконечности.

Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что Бог есть Дух: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» Ин.4,24;

«Которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1 Тим.6,15-16);

что Он — не человек: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? (Числ.23,19);

и что Он всегда (вечно) был Богом — всемогущим, вездесущим и всеведущим: «прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс.89,3);

«И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Откр.19,6);

«Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» (Мал.3,6).

О Христе. Бригем Янг утверждал: «Рождение Спасителя было столь же естественным, как и рождение наших детей; оно было результатом естественного действия. Он вкусил от плоти и крови и был зачат своим Отцом точно так же, как и мы были зачаты своими». Апостол Мак-Конки объяснял: «И Христос родился в мир как буквальный Сын этого Святого Существа; он родился в том же личностном, подлинном и буквальном смысле, в каком любой смертный сын рождается от смертного отца. Он был зачат и рожден в результате нормального и естественного хода событий».

Как утверждает Милтон Хантер, член Первого Кворума Семидесяти, Иисус является братом Люцифера. «Назначение Христа Спасителем мира оспаривал один из остальных сыновей Бога. Его звали Люцифер, сын утра. Надменный, амбициозный, жадный до власти и славы, этот духовный брат Иисуса отчаянно пытался стать Спасителем человечества».

Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что Иисус Христос – Бог: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1,1;14);

«Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим.9,5);

«Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2,9);

«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5,20).

Творец всего: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» Ин.1,3;

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» Кол.1,15-17;

Слово «все» - Христос создал всю Вселенную; «прежде всего» - Христос –«Первопричина» всего творения; «Он есть прежде всего» - выражение стоит в настоящем времени и означает вечное, бесконечное существование.

«В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1,2).

Ни на миг не перестав быть Богом, в назначенный срок Он сложил с Себя славу, которую разделял с Отцом: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17,4-5);

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,6-8); и облекся плотью ради нашего спасения: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2,17-18); Слово «морфи», переведенное как «образ» означает неотъемлемый и внутренний присущий атрибут (Божественная сущность); слово «будучи» - это деепричастие настоящего времени, и несет в себе идею непрерывного Божественного существования.

Его воплощение осуществилось путем сверхъестественного зачатия Святым Духом и рождения от девственницы: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1,18-23);

«Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк.1,25-34).

О Святом Духе. Мормоны различают Святого Духа (Holy Ghost) и Святой дух (Holy Spirit). Как утверждал мормонский апостол Марион Дж. Ромни, «Святой Дух (Holy Ghost) - это личность, дух, третий член Божества». Шестой пророк СПД Иосиф Ф. Смит объяснял, что Святой дух (Holy Spirit) - не личность, а, скорее, сверхъестественная сила. «Вы можете называть его Духом Бога, вы можете называть его влиянием Божьего разума, вы можете назвать его субстанцией его силы; как бы его ни называли, это - дух разума, пронизывающий Вселенную».

Святой Дух обладает всеми свойствами личности. Уже давно признано, что тремя основными свойствами личности являются разум, чувства и воля.

Святой Дух обладает разумом. Это ясно следует из нескольких отрывков Писания. Например, интеллект Святого Духа отчетливо виден в 1Кор.2,10, где мы читаем, что «Дух все проницает». Греческий глагол, переведенный как “проницает”, означает “тщательно изучать предмет”. Святой Дух Своим разумом исследует “глубины Божьи” и открывает их верующим. Некогда Иисус сказал иудеям: “ Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную” (Ин.5,39). Здесь Господь использовал то же самое греческое слово, что и в 1Кор.2,10. Святой Дух использует Свой разум для исследования “глубин Божьих” точно так же, как иудеи использовали свой разум для исследования Писаний.

В 1Кор.2,11 мы читаем, что Святой Дух знает мысли Бога. Как может Дух “знать” что-либо о Боге, если у Него нет разума? Сила не может ни о чем знать. Мыслительный процесс требует наличия разума.

Как сообщает нам Павел в Рим.8,27, Бог Отец “знает, какая мысль у Духа”. Арндт и Джингрих в своем классическом лексиконе сообщают, что слово, переведенное в этом стихе как “мысль”, означает “способ мышления, разум, цель, стремление, усилие”. Не личность не обладает “способом мышления, разумом, целью, стремлениями” и не способна на “усилие”.

Святой Дух обладает чувствами. То, что Святой Дух обладает чувствами, видно из нескольких отрывков Писания. Например, в Еф.4,30 Павел предостерегает: “…Не оскорбляйте Святого Духа Божия…”. Способность оскорбиться — это чувство, а чувства не личности не свойственны. Оскорбление нужно почувствовать. Святой Дух оскорбляется, когда верующие грешат. Послание к ефесянам называет в числе таких грехов ложь (стих 25), гнев (стих 26), воровство (стих 28), лень (стих 28) и злоречие (стих 29).

В качестве иллюстрации, давайте отметим для себя, что коринфские верующие огорчились, получив от апостола Павла суровое послание (2Кор.2,2-5). Здесь употреблен тот же самый греческий глагол, что и в Еф.4,30 (в Ефесянам он переведен как “оскорблять”). Святой Дух может огорчаться и оскорбляться точно так же, как и коринфские верующие.

Святой Дух обладает волей. В 1Кор.12,11 мы читаем, что Святой Дух распределяет духовные дары “каждому особо, как Ему угодно”. Фраза “Ему угодно” — это перевод греческого слова bouletai, означающего “волевое решение, принятое после обдумывания”. Святой Дух принимает единовластное решение о том, какие дары получит тот или иной христианин. Не личность не обладает такой волей.

Следует отметить, что греческое слово, при помощи которого здесь описывается воля Духа Святого, использовано и для описания воли Бога Яхве в Иакова 1,18. Святой Дух проявляет Свою волю точно так же, как и Отец.

Еще один ключевой стих, в котором Святой Дух проявляет волю — Деян.16,6. Здесь Дух запрещает Павлу проповедовать в Азии и отправляет его на служение в Европу.

Библия приписывает Святому Духу многие дела, которые может сделать только личность. Многие Его дела похожи на дела и Отца, и Сына. Например, Святой Дух учит верующих (Ин14,26), Он свидетельствует о Христе (Ин.15,26), Он направляет верующих (Рим.8,14), Он назначает людей на служение (Деян.13,4), Он дает распоряжения (Деян.8,29), Он ходатайствует или молится (Рим.8,26), и Он говорит с людьми (Ин.15,26; 2Петр.1,21). Давайте остановимся на трех из перечисленных моментов чуть подробнее.

Святой Дух свидетельствует. Ин.15,26 говорит нам, что Дух Святой “будет свидетельствовать” о Христе. Употребленное здесь греческое слово в Ин.15,27 описывает свидетельство учеников о Христе. В Ин.5,33 сказано, что Иоанн Креститель “засвидетельствовал” об истине. Бог Отец “дал [ученикам] свидетельство”(Деян.15,8). Святой Дух, будучи личностью, свидетельствует о Христе точно так же, как ученики, Иоанн Креститель и Бог Отец (все они личности). Сила не может ни о чем свидетельствовать: на это способна только личность.

Святой Дух ходатайствует (молится) за верующих. В Рим.8,26 сказано: “Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными”. На всем протяжении Писания мы читаем, что за верующих ходатайствует (то же самое греческое слово) Иисус Христос (Рим.8,34, Евр.7,25). Святой Дух (личность) ходатайствует за верующих точно так же, как и Христос (личность). Не личность не может ходатайствовать или молиться за других.

Святой Дух отдает распоряжения. Из Деян.8,29 мы узнаем, что Филиппа к эфиопскому евнуху направил Дух Святой. В Деян.13,2 Лука сообщает, что Святой Дух призвал Павла и Варнаву на миссионерскую работу. В Деян.13,4 мы читаем, что эти двое были “посланы Духом Святым”.

Посылая Павла и его соработников в одни места, Дух Святой запрещал им ходить в другие. Например, в Деян.16,6 Дух запретил Павлу и Силе проповедовать в Азии. Безличная сила не может послать людей в одни места и запрещать им идти в другие. Только личность, обладающая разумом и волей, способна на это.

Как указывает Чарльз Райри в своей книге The Holy Spirit, “по отношению к Святому Духу совершаются некоторые действия, которые были бы в высшей степени неуместны, не обладай Он подлинной личностью” Давайте коротко рассмотрим некоторые из этих действий.

Святого Духа можно похулить. Человеку в здравом уме даже не придет в голову, что силу (например, электричество) или неодушевленную вещь (вроде компьютера) можно хулить. В нашем обычном представлении хула возводится только на личность. Из Писания мы видим, что похулить можно Бога Отца (Откр.13,6; 16,9) и Сына Божьего (Мф.27,39; Лк.23,39). Аналогично, можно похулить и Святого Духа (Мф.12,32; Мк.3,29-30).

Внимательно прочтите Мф.12,32: “Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем”. Обратите внимание, что между личностью Сына Человеческого и личностью Духа Святого проводится четкая аналогия. В этом стихе они оба изображены как личности.

Духу Святому можно солгать. Как повествует Лука в 5-й главе Деяний, Анания и Сапфира согрешили тем, что солгали Духу Святому. Они лишились жизни из-за того, что нанесли Ему столь глубокое оскорбление. Невозможно солгать силе или вещи; солгать можно только личности. Только представьте себе, что подумает человек, которому вы признаетесь в том, что нынче утром у себя дома солгали электрическому току! Это же место доказывает Божество Св. Духа.

Святой Дух был послан. В Ин14,26 мы читаем о том, что Отец посылает Святого Духа. Безличную силу послать невозможно. Но личность можно послать с конкретным поручением. Отец послал Святого духа точно так же, как и Иисуса (Ин.6,38).

Обсуждая 14-16 главы Евангелия от Иоанна, вам следует обратить особое внимание на Ин.14,16: “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек”. В греческом языке существуют два слова, которые переводятся русским словом “другой”: одно из них (heteros) означает “еще один, но иного рода”, а другое (allos) — “еще один такой же, следующий”. Именно это, второе слово (allos) и использовано в Ин.14,16. Таким образом, Иисус говорит, что Он попросит Отца послать другого Утешителя, такого же как и Он Сам — то есть личность! В течение трех лет Своего земного служения Иисус помогал ученикам как их личностный ходатай и представитель, отныне же у учеников будет другой личностный ходатай и представитель — Святой Дух, Который пребудет с ними до конца их жизни.

О грехопадении. Церковь мормонов учит, что грех Адама был “необходимым шагом в жизненном плане и великим благословением для всего человечества”.

Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что грехопадение было величайшим злом, и что именно так грех вошел в мир, принеся всем людям осуждение и смерть. Таким образом, мы рождаемся с греховной природой и будем судимы за грехи, которые каждый из нас совершает (Иез.18,1-20; Рим.5,12-21).

Учение об искуплении. Смерть Христа, по мнению мормонов, искупила только прошлые грехи людей, а не будущие. Оправдание человека по вере в Искупительную Жертву Христа отвергается. Чтобы спастись, мало верить во Христа, но необходимо крещение водой, покаяние, беспрекословное подчинение старейшинам общины, наличие добрых дел и крещение Духом (наподобие пятидесятнического, но наложение рук). Не берется ими во внимание и важность первородного греха. Адам не согрешил, в противном бы случае он не сумел бы выполнить заповедь — "плодитесь и размножайтесь". Поэтому и до сего дня дети рождаются невинными. Спасение у мормонов — это попытка каждого достигнуть божественного состояния с тем, чтобы затем создавать собственные миры, населять их, и такой процесс продолжается бесконечно. Упомянув здесь о крещении, следует заметить, что детей, исходя из учения об отсутствии первородного греха, мормоны не крестят. "Вот, я говорю тебе, что вы должны учить покаянию и крещению тех, которые ответственны за себя и могут грешить... И их малые дети не нуждаются ни в покаянии, ни в крещении. Вот, крещение есть для покаяния во исполнение заповедей для отпущения грехов. Но малые дети живы во Христе от самого основания мира; иначе Бог есть Бог пристрастный, а также изменяемый Бог и лицеприятный; ибо как много малых детей умерло без крещения!" "Вот я говорю вам, что тот, кто думает, что малые дети нуждаются в крещении, исполнен горечи желчи и в узах неправды, ибо у него нет ни веры, ни надежды, ни милосердия..." (Мороний 8:11-14).

О крещении для мертвых. Одна из тем, о которой вы не сразу услышите от мормонских миссионеров при общении с ними, – это крещение для мертвых. Мы рассмотрим, почему учение о крещении для мертвых не является библейским и почему отрывок из Писания (1Кор.15,29 – «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?»), используемый мормонами для установления практики такого крещения, не может браться за основание для построения данного учения.

В учебнике «Основы Евангелия» мы находим следующие доктринальные утверждения мормонов о храмовом таинстве крещения для мертвых: «Для того, чтобы жить вечно с Отцом нашим Небесным и с нашими семьями, мы должны быть крещены. Мы также должны получить таинства храма. Это верно для всех, когда-либо живших на земле. Однако миллионы людей умерли, не услышав о Евангелии и не получив необходимых таинств. Что случится с ними? Отец Небесный любит всех Своих детей. Он приготовил путь для всех, чтобы они могли получить таинства Евангелия, совершаемые за них, чтобы они смогли возвратиться к Нему и жить с Ним вместе».

Далее в том же учебнике следует описание этого пути: «После того, как мы посетили храм и получили храмовые таинства для себя, мы должны возвратиться туда, чтобы исполнить таинства на пользу мертвым».

Прежде, чем мы начнем наше исследование, давайте постараемся понять, почему тема храмовых таинств так важна для мормонов. Почему генеалогические исследования являются важной частью религиозной практики Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. По мнению мормонов, она важна по следующим причинам:

• Именно в храмах происходит вступление в завет с Отцом Небесным.

• Совершение таинств и заветов необходимо для спасения.

• Пророк Иосиф Смит учил о том, что храмовая работа, заключающаяся в совершении таинств за себя, а также в установлении личностей наших предков и посещении храма на пользу им, чрезвычайно важна и является величайшей обязанностью, которую мы имеем на этом свете.

Все это то, без чего, по мнению мормонов, они не смогут обрести спасения.

В книге «Учения и Заветы» Иосиф Смит обращается к Библии (1Кор.15,29) для подтверждения учения о крещении для мертвых.

Давайте и мы обратимся к Священному Писанию для выяснения того, о чем же говорит этот отрывок. Этот вопрос Павла находится в главе, посвященной проблеме, обнаруженной в Коринфской церкви, проблеме неверия во всеобщее воскресение из мертвых. Поэтому для нас важно обратиться к контексту этой главы, чтобы понять главную ее тему и вопрос, задаваемый Павлом. Эту главу можно разделить на три части: с 1 по 11 стих Павел приводит доводы о воскресении Христа, которые являются несомненными, ибо поддаются проверке. На момент написания Павлом данного послания большая часть свидетелей воскресения еще оставалась в живых. Особенно сильным является аргумент о том, что Христос «явился более нежели пятистам братий в одно время», что говорит о том, что воскресение Христа не может быть воспринято как галюцинационные видения апостолов, драматически переживавших смерть Учителя.

С 12 по 34 стих Павел ведет речь о неразрывном единстве верующих со Христом в предстоящем им воскресении. В заключительной части главы Павел предвосхищает вопрос коринфян, по-видимому, находившихся под влиянием языческой философии и считавших дух добром, а материю злом, и, в связи с этим, до конца не понимавших, в каком теле придут воскресшие. Павел предвосхищает этот вопрос и говорит об изменении тленного в нетленное.

Итак, мы видим, что контекст главы говорит непосредственно о воскресении из мертвых. Это важно понять для понимания стиха 29, часто неправильно истолковываемого Церковью СПД. Мормоны находят в этих словах заповедь о крещении для мертвых. Но о чем говорит текст? Призывает ли текст нас креститься подобным образом? Являются ли слова Павла доводом в пользу крестящихся для мертвых? Нет, на самом деле Павел на примере тех, кто крестился для мертвых по причине веры в то, что они воскреснут, показывает абсурдность коринфян, не разделяющих веру во всеобщее воскресение.

Мы можем предположить, что некоторые из членов Коринфской Церкви находились под влиянием языческих религий и могли практиковать крещение для мертвых. По свидетельству христианских апологетов, «севернее Коринфа находился город Элевсин. Этот город был месторасположением языческой религии, где было практикуемо крещение в море для обеспечения благоприятной загробной жизни. Об этой религии упоминает Гомер в Гимне К Деметре 478-79. Коринфяне были известны как те, кто в весьма большой степени был подвержен влиянию иных обрядов. К тому же, они находились в крупной экономической зоне, где вращалось огромное количество различных людей. Возможно, что Коринфяне находились под влиянием религиозной практики, имевшей место в Элевсине, где практиковалось крещение для мертвых».

Но, несмотря на то, что нам достоверно не известно, имела ли действительно место такая практика крещения в Коринфской церкви, мы однозначно можем сказать, что Павел не включает себя лично и других христиан в круг людей, практикующих это крещение. В пользу этого говорит смена местоимений в стихе 30: «Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?». В стихе 30 Павел переходит от описания крестящихся к описанию христиан, включая также и самого себя в число тех, кто подвергается бедствиям. Из этого следует, что Павел в данном отрывке описывает две группы людей – «они», кто крестятся для мертвых и веруют в воскресение и «мы», претерпевающие испытания также с верой в воскресение.

К тому же мы знаем, что Павел нигде более, ни в одном из своих посланий не упоминает о крещении для мертвых. Отсутствие в посланиях Павла еще каких-либо упоминаний, казалось бы, по столь серьезному вопросу неоднозначно говорит о том, что крещение для мертвых было чуждо для его проповеди. Итак, при всем желании мормонов «выжать» из текста хоть какие-то подтверждения своему учению, их доводы не являются убедительными. Мы не можем извлекать из текста более того, что в нем есть. Все, что желает сказать Павел, – это то, что воскресение – это реальность, принимаемая во внимание даже теми, кто крестится для мертвых.

Как уже было сказано выше, мормоны верят, что одним из условий спасения является храмовое таинство – крещение, но так как умершие духи не могут быть крещены водой, составной частью этого мира, за них должна быть совершена заместительная работа живых. Таким образом, именно человек, а не Христос становится тем, без кого спасение невозможно. В таком случае необязательна вера умершего человека, а точнее, он может и не иметь ее и быть, тем не менее, спасен.

О Церкви. Церковь мормонов учит, что в Церкви, основанной Иисусом Христом, произошло великое и окончательное отступление от истины, и это состояние отступничества “по-прежнему процветает во всех людях, за исключением тех, кто пришел к познанию восстановленного евангелия” церкви мормонов.

Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что истинная Церковь была создана Иисусом и поэтому не может исчезнуть и никогда не исчезнет с лица земли (Мф.16,18; Ин.17,11; 1Кор.3,11). Христиане признают, что Церковь переживала времена отступничества и разврата, но верят, что в ней всегда оставались те, кто твердо держался библейской истины.

Священство у мормонов. В отличие от других сектантских объединений, признается необходимость преемства у служителей через возложение рук. Но восстановление священства произошло у мормонов весьма своеобразно. Вот как это описано в "Повествовании пророка Иосифа Смита". "В следующем месяце (мае 1829 г.) в то время, как мы еще занимались переводом с листов, мы пошли однажды в лес помолиться и обратиться к Богу с вопросом по поводу крещения для отпущения грехов, на которое нашли ссылку в переводе листов. В то время, как мы молились и взывали к Господу, небесный вестник сошел в облаке света и, возложив на нас свои руки, посвятил нас (Смита и Оливера Каудери) в духовный сан со словами: "На вас, мои братья-служители, во имя Мессии я возлагаю Аароново Священство, в котором содержатся ключи Евангелия покаяния и крещения погружением в воду во отпущение грехов, которое впредь не будет взято от земли, пока "сыны Левия не принесут снова дар Господу в праведности". Далее этот вестник сообщил, что Аароново священство не имеет силы в рукоположении для дарования Святого Духа, но что они удостоятся этой силы позже. Далее он повелел им здесь же креститься, указав, чтобы Смит крестил Оливера, а затем наоборот — Оливер крестил Смита. Далее Иосиф Смит пишет: "Следуя этому, мы пошли и крестились. Сначала я крестил его, а потом он крестил меня. После этого я возложил руки на его голову и посвятил его в Аароново Священство, а затем он возложил руки на меня и посвятил меня в то же Священство — ибо так нам было указано. Вестник, посетивший нас в этот раз и возложивший на нас Священство, сказал, что имя ему Иоанн, что он тот самый, который в Новом Завете называется Иоанном Крестителем, и что он действовал под руководством Петра, Иакова, Иоанна, имеющих ключи к Мельхиседекову Священству, и он сказал, что это священство будет в свое время возложено на нас, и что я буду назван первым Старейшиной Церкви, а Оливер Каудери — вторым".

Это произошло 15 мая 1829 года, когда через возложение рук этим вестником они были посвящены в сан и одновременно крестились у берегов реки Сасквеханна, между Хармони, области Сасквеханна, Пенсильвания и Колевилл, области Брум, Нью-Йорк.

Богослужение мормонов характерно для многих протестантских деноминации. Больше напоминает адвентистское служение, т.к. с кафедры проповедуют и женщины. Хотя у Ап. Павла есть повеление о том, чтобы в храме женщина молчала. Тем не менее, первая часть собрания начинается гимном "Господь — Пастырь мой", потом на кафедру входят мужчины и женщины и обращаются со Словом Божиим к присутствующим.

Чаще, справедливости ради, следует сказать, что ссылок на текст Св. Писания гораздо меньше, чем ссылок на книгу Мормона. Кроме этой книги, еще почитается в их среде "Жемчужная драгоценная" и "История создания Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней" в нескольких томах.

После первой проповеди звучит вторая. Потом гимн. Объявляется перерыв. Молятся все сидя, чуть наклонив голову, что тоже отличает их от других сект. Во второй части всех присутствующих приглашают участвовать в Вечере Господней. Предшествует этому объяснение старейшины: "Хлеб и вино (на самом же деле хлеб и вода) символизируют тело и кровь Господни. Мы употребляем эти символы в память о Его жертве за нас и о Его воскресении. В причастии, как и других обрядах, мы делаем завет с Богом. Мы даем обет, что всегда будем помнить Христа и выполнять Его заповеди ("Восстановление истины", учебное руководство мормонов). Участвовать в этом обряде могут все без исключения желающие, даже впервые попавшие в собрание, что также отличает мормонов от других сектантских объединений. Хлеб, наломанный небольшими кусочками, складывается на металлическом подносе, а вода, тоже разлитая по мелким стаканчикам, умещается на другом (в санитарно гигиенических целях мормоны отказывают себе во вкушении от общей чаши).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: