КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ




ПСИХОДИАГНОСТИКА

(сентябрь)

В компетенцию и обязанности детского психолога входит про­ведение психологической диагностики, направленной на выявле­ние особенностей психического развития ребенка и уровня сфор­мированности у него определенных личностных новообразований.

Основная цель психодиагностики — создание психологическо­го портрета обследуемого, который включает в себя характерис­тику поведения, описание особенностей познавательных процес­сов и развития личности ребенка. Анализ полученных данных по­может организовать целенаправленную коррекционно-развиваю­щую работу, создать оптимальные условия для развития индиви­дуальных способностей дошкольников.

Опираясь на результаты психодиагностики психолог разраба­тывает индивидуальную систему коррекционных мероприятий для детей группы «риска», нуждающихся в специальной работе по развитию определенных психических процессов, и одаренных дошкольников, с целью развития их потенциальных возможностей.

Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится в сентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально-личностной сферы ребенка. Психолог оценивает уровень тревож­ности, определяет наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.

Подробное описание методик для диагностики эмоциональных процессов, межличностных конфликтов и внутриличностных про­блем ребенка вы можете найти в пособии Панфиловой М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, в книге Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога.

В данный блок рекомендуется включить методику «Игровая комната». Ребенку предлагают представить, что он пришел в вол­шебную комнату, где есть любые игрушки и можно играть в раз­личные игры. В эту комнату ребенок может взять с собой двух зна­комых ребят и придумать игру, в которую он мог бы поиграть со своими друзьями. При этом задается ряд вопросов, типа: «Как иг­рать в такую игру?»; «А если дети не захотят играть в твою игру, что ты будешь делать?» По рассказу ребенка и по ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне об­щения со сверстниками, о способности выходить из конфликтных ситуаций.

В блок методик, предназначенных для определения умственного развития дошкольников, можно включить шкалу Бине-Симона.

Детям предлагаются следующие задания:

- определить время дня;

- рассказать о назначении нескольких предметов обихода (калькулятора, секундомера);

- нарисовать ромб по образцу;

- сосчитать тринадцать предметов;

- сравнить людей (детей) с эстетической и моральной точек зрения. (Кто самый аккуратный в вашей группе? Почему? Кто самый добрый в вашей группе? Почему? И т.д.)

Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на странице, отведенной для старшей группы, с помощью условных обозначений:

задание выполнено — «+»;

задание выполнено, но имеются отдельные ошибки, неточнос­ти — «+?»;

задание не выполнено — «-» (табл. 1).

Таблица 1

№ п/п Фамилия, имя ребенка Время дня Назначение предметов Рисование по образцу Счет Сравнение
секундомер калькулятор
               

 

Затем проводится исследование психических процессов: внима­ния, восприятия, памяти, мышления и речи.

Для диагностики внимания используются следующие игровые задания:

1. «Сравни картинки».

Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначи­тельными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмот­ри картинки, сравни их и найди отличия».

2. «Небылицы».

Ребенку предлагают внимательно послушать текст и найти в нем небылицы. Например:

Сел воробышек на дом —

Провалилась крыша.

Под березкою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука,

Рыба ловит рыбака,

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

3. «Найди несоответствие». Ребенку показывают картинки не­лепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не так и как должно быть на самом деле».

Изучение особенностей восприятия начинается с восприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по ко­робочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый; серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый) и раскладывают набор разноцвет­ных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу пред­лагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цве­том. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)

Восприятие формы проверяется с помощью игры-классифика­ции «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таб­лицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соот­ветствии с их формой.

Диагностика восприятия величины проводится с помощью за­дания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного оп­ределенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребен­ка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тон­кой моторики.

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью про­бы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать неболь­шой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает у ребенка о том, что делала Таня в разное время суток.

Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого раз­вития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связность речи).

Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить сло­ва, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом поряд­ке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».

При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».

При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сей­час я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».

На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хоро­шим результатом является:

• повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления;

• повторение ребенком 8-10 слов после пятого предъявления. Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в табл. 2.

Таблица 2

Кол-во Слова предъ- явлений часы утюг слон кошка пятно солома яблоко лото солнце дорога
                     
                     
                     
                     
                     

 

Кроме того, результаты могут быть представлены графически, с показом особенностей процесса заучивания, удержания в памя­ти стимульного материала.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картин­ки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

При изучении процесса опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики А.Н. Леонть­ева, предложенный Л.Н. Поперечной для обследования детей в предшкольный период. Его суть заключается в упрощении стимульного материала и сокращении количества предъявляемых слов и карточек.

Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев.

Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расчес­ка, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш [1].

Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызываю­щих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нуж­но выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обу­чающая работа не проводится. Но при предъявлении первого сло­ва («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснова­ния выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».

Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Пси­холог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют (табл. 3).

Таблица 3

________________, ___________, ____________, ________________________.

Фамилия, имя возраст группа дата исследования

 

Слова, предъявляемые для запоминания Время выбора карточки (сек) Мотивы выбора карточки Воспроизведение
       

 

При оценке результатов учитываются следующие факторы:

• понимание ребенком инструкции;

• способность к нахождению опосредствующих символов;

• содержательность объяснения того или иного выбора;

• продуктивность опосредования в целях запоминания;

• необходимость и количество оказанной помощи.

Определение уровня опосредованного запоминания может про­водиться с помощью методики пиктограмм[2] — записи предъявлен­ных на слух слов с помощью схематических рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 11—12 слов, используя собственные свободные зарисовки.

Примечание. С помощью данных методик можно выявить не только характер ассоциативной, опосредованной памяти, но и особенности мыслительной деятельности.

Для изучения умственной работоспособности детей использу­ют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по ме­тодике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Cтоп!», дети проводят верти­кальную черту рядом с той фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий.

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволят следующие методики:

1. «Дополнение фраз».

Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причин­но-следственные связи. Например:

Девочка взяла карандаш и...

Мальчик быстро бежал, потому что... И т.п.

2. «Классификация» (методика Гольдштейна-Выгодского-Зейгарник[3]).

3. «Свободная классификация».

Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен раз­делить на группы, самостоятельно выделив принцип группиров­ки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обоб­щающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т.д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппиро­вать картинки различного цвета, рассортировать по группам изоб­ражения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, гри­бов и т.д.

4. «Последовательность событий» (методика А.Н. Бернштейна).

Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отра­жающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было вид­но, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.

В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.

Данные проведенной психодиагностики заносятся в таблицу (табл. 4).

Таблица 4

№ п/п Фамилия, имя ребенка Внимание Восприятие Память Мышление Речь Особенности эмоционально-личностной сферы
цвет форма величина слуховое слуховая зрительная опосредованная
                         

 

Результаты психодиагностики обрабатываются, затем со­ставляются протокол и локальный акт. Данные психодиагности­ческого обследования передаются руководителю детского образо­вательного учреждения.

В течение сентября психолог собирает диагностические сведе­ния о детях, ведет наблюдение за дошкольниками в процессе иг­ровой, трудовой и учебной деятельности и составляет план коррекционно-развивающих занятии, исходя из полученных результатов психодиагностики детей и основных положений программы учеб­но-воспитательного процесса в старшей группе детского сада.

Коррекционно-развивающие занятия начинаются в октябре. Они проводятся два раза в неделю в кабинете психолога. Наполня­емость группы — 6 детей. Они посещают 8 занятий. В ноябре кор­рекционно-развивающие занятия начинаются у следующей груп­пы детей, таким образом, в январе у психолога занимается после­дняя группа. В феврале возобновляются занятия с первой группой детей, т.е. с теми, которые посещали занятия в октябре. Список детей, занимающихся с психологом, вывешивается для родителей, которые могут присутствовать на занятиях, наблюдая, как их ре­бенок общается с детьми, справляется с заданиями, а затем дома повторить, закрепить пройденный материал.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

(октябрь)

Занятие 1

Цель:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.

3. Развитие слуховой и зрительной памяти.

4. Совершенствование навыков счета.

5. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение сло­варного запаса, совершенствование грамматического строя и на­выков связной речи).

6. Развитие общей и мелкой моторики.

7. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

мягкая игрушка (Медвежонок);

иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь»;

карточки к упражнениям «Найди, зачеркни, сосчитай», «По­строй домик», «Выбери дорожку» (по количеству детей);

тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушкаМедвежонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.

Психолог: Дети (предполагаемые ответы):
— Ребята, сегодня нас ждет большое и интересное путеше­ствие в сказку. Хотите узнать, в какую? —Да, хотим.  
— Тогда давайте рассмотрим картины.  
Психолог показывает иллюстрации к сказке «Маша и мед­ведь».
— Рассмотрите картину и расскажите о том, что вы видите на ней.   — А кто нарисован на этой картине? — Маша с подругами идет по тропинке к лесу. Она машет дедушке и бабушке рукой. — Медведь несет короб с пирогами, а из короба выглядывает Машенька.
Психолог и дети рассматривают и анализируют все пять кар­тин, затем, вспоминая сюжет сказки, прикрепляют иллюстра­ции к магнитной доске в нужном порядке.
— Давайте повнимательнее рассмотрим ту картину, на кото­рой нарисована Маша в лесу.  
Психолог привлекает внимание детей к пространственному расположению предметов.
— Что нарисовано справа? — А слева? — Что вы видите на верхней части картины? — Какие предметы нарисованы внизу? — Перечислите то, что девочка увидела в лесу. — Ель, гриб, белка,.... — Заяц, куст,....   — Грибы, ягоды, заяц,.... — Ель, березы, грибы, ягоды, бабочек, белку, зайца.
Психолог раздает карточки к упражнению «Найди, зачеркни, сосчитай».
— Рассмотрите таблицу. Какие предметы нарисованы на ней? — Возьмите из тарелочки карандаши и зачеркните те предметы, которые Маша не видела в лесу. — Ягоды, бабочки, карандаши, грибы, конфеты, шарики, ели.
Дети выполняют задание.
— Какие предметы вы зачерк­нули?   — Молодцы! Теперь посчита­ем, сколько в таблице елей. — Посмотрите на иллюстра­ции к сказке. Найдите и сосчитай­те все ели. Сколько их? — Сейчас мы будем искать и считать бабочек. Рассмотрите все картины, сосчитайте бабочек. Сколько их? — А сколько бабочек нарисова­но на ваших таблицах? — Карандаши, конфеты, шарики. — Три ели.   — Три ели.   — Четыре бабочки.     — Тоже четыре бабочки.  
Психолог предлагает детям найти и сосчитать ягоды, а за­тем грибы.
По окончании задания психолог снимает картины или перево­рачивает их изображением вниз.
— Каких зверей Маша встрети­ла в лесу? — Где жил медведь? — Правильно, сказочный медведь жил в избушке, а как называется жилище обычного медведя? — Молодцы! Как вы думаете, кто делает диким животным жилища? — А домашним животным нужно самим строить жилища? — Почему?   — Верно. Какие домашние животные были нарисованы на картине? — Как называется домик, который человек строит для собаки? — Белку, зайца, ежа, мед­ведя. — В домике, в избушке. — Берлога.   — Они сами делают себе жилища. — Нет.   — Они живут в доме вместе с людьми. Люди строят им дома. — Кот, собаки.   — Конура, будка.
Психолог раздает карточки к упражнению «Построй домик».
— На этой картинке нарисова­ны собачьи будки. Внимательно рассмотрите их и нарисуйте в пу­стом квадрате подходящую кону­ру — «постройте» домик для со­баки.  
Психолог обращает внимание детей на расположение домов в горизонтальных и вертикальных рядах. При затруднениях дает дополнительные разъяснения.
— А теперь мы отдохнем. По­дойдите ко мне.  
Дети подходят к психологу, вместе с ним произносят текст и выполняют соответствующие движения. Раз — подняться, потянуться, Два — согнуться, разогнуться, Три — в ладони три хлопка, На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — за парту сесть опять.
Дети садятся за столы.
— Ребята, давайте еще раз вспомним, что случилось с медведем в конце сказки. — Хотите помочь медведю добраться до его избушки? — Медведь испугался собак, поставил короб и побежал в лес. — Да, хотим.
Психолог раздает карточки к упражнению «Выбери дорожку».
— Найдите дорожку, которая ведет к дому медведя. Возьмите карандаши и проведите по ней линию — укажите медведю путь.  
Дети выполняют задание.
— Вот и заканчивается наше первое занятие. Давайте расска­жем Медвежонку, чем мы сегод­ня занимались.  
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделан­ной работе, делятся впечатлениями.
— Похвалите друг друга, ска­жите ласковые слова нашему Медвежонку.  
Дети говорят комплименты друг другу и мягкой игрушке.
— До свидания. Я вас люблю!  

Занятие 2

Цель:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Совершенствование элементарных математических представ­лений.

4. Развитие мышления и речи (расширение и активизация сло­варного запаса, совершенствование грамматического строя и на­выков связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

мягкая игрушка (Мышонок);

плоскостные изображения шести желудей и пяти орехов для работы с фланелеграфом;

предметные картинки: лось, еж*, кабан, коза*, сорока*, курица, дятел*, воробей*;

карточки к упражнениям «Теремки», «Соедини точки по по­рядку» (по количеству детей);

веревка (прыгалки);

шишки (природный материал), грибы (муляжи);

тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

Вкабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушкаМышонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.

Психолог: Дети:
— Ребята, вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Тере­мок». Напомните мне, пожалуй­ста, чем она заканчивается.   — Давайте немного изменим окончание сказки. Представьте, что вы решили помочь живот­ным — построить для каждого из них отдельный теремок. Сколько же домиков нужно построить? Решил медведь посчи­тать животных. От труда медведь вспотел, Ведь считать он не умел. Помоги ему скорей — Посчитай всех зверей. — Пришел медведь, влез на крышу, теремок затрещал и развалился. Еле-еле все успе­ли из него выскочить. Погоре­вали звери, погоревали и ре­шили новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!  
Психолог раздает карточки к упражнению «Теремки».
— Ребята, назовите героев сказки и сосчитайте их.     — А теперь сосчитайте теремки. — Мышка-норушка, ля­гушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестрич­ка, волчок-серый бочок, мед­ведь косолапый. Всего шесть животных.
Дети выполняют задание.
— Сколько теремков? — Значит, каждый герой сказ­ки сможет поселиться в отдель­ный теремок. Возьмите каранда­ши и достройте домики для жи­вотных. — Тоже шесть.  
Дети находят детали, обозначенные пунктирными линиями, и обводят их.
— Молодцы! Хорошие домики построили, но наши герои стали ссориться, спорить. Они не могут решить, кому в какой домик поселиться. Поможете им? — Как вы считаете, в какой теремок нужно поселить мышку-норушку?   — Проведите линию от мышки к самому маленькому теремку.     — Да, поможем. — Ее нужно поселить в самый маленький теремок. Она самая маленькая.
Дети выполняют задание.
—А лягушку-квакушку?   — В тот, который немного побольше.
По этому принципу дети «расселяют» всех остальных героев сказки.
— Стали животные жить от­дельно, но скоро заскучали друг без друга. Они решили собирать­ся вместе, чтобы играть, загады­вать друг другу загадки и решать интересные задачки. Вот и первая задачка. Мышка просит опреде­лить, чего она собрала больше: орехов или желудей? Считать животные не умеют. Как быть?  
Психолог в произвольном порядке прикрепляет к фланелегра­фу изображения желудей и орехов. Дети подходят к фланелеграфу и высказывают свои предло­жения.
    — Молодцы, ребята! Помогли животным решить задачку. — Можно рядом с каждым орехом прикрепить желудь, а потом посмотреть, что оста­нется. Мы ответим мышке, чего больше. — Желудей больше, чем орехов. Один желудь остался лишний.  
Дети садятся за столы. Психолог раздает карточки к упраж­нению «Соедини точки по порядку».
— Лягушка предлагает отга­дать, какое дерево она видела в лесу. Вы сможете дать ответ, если правильно, последовательно со­едините все точки от первой до последней.  
Дети выполняют задание.
  — Правильно! Теперь очередь зайчика. Он хочет поиграть с нами в игру «Зайцы и волк». — Это елочка!  
Выбирается водящий «волк». Он садится на стул в отдалении от остальных ребят, поворачивается спиной к «зайцам». Дети «зайцы» становятся за линию, обозначенную веревкой или пры­галками, оттуда идут к «волку», произнося слова: — Волк-волчище, Серый хвостище, Зубастая пасть. Тебе нас не поймать! «Зайцы» подходят к «волку», все вместе дотрагиваются до его спины и бегут за линию. «Волк» вскакивает со стула и гонится за «зайцами», стараясь поймать кого-нибудь из них. Пойманный ребенок становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза. По окончании игры дети садятся за столы.
— Вы готовы выполнить зада­ния, которые прислала лисичка-сестричка?   — Да, готовы!
Психолог прикрепляет к магнитной доске изображения лося, ежа, кабана, козы.
— Ребята, рассмотрите картинки, назовите животных, которые на них изображены. — Кто здесь лишний? — Почему вы так решили?     — Молодцы! — Лось, еж, кабан, коза.   — Коза. — Лось, еле и кабан — дикие животные, а коза — домашнее животное.
Психолог снимает картинки с изображениями животных и прикрепляет новыес изображением птиц.
— Ребята, кто нарисован на этих картинках?   — Кто здесь лишний? — Почему вы так думаете? — Сорока, курица, дятел, воробей. — Курица. — Сорока, дятел и воробей — дикие птицы, а курица — домашняя птица
В случае затруднений психолог помогает детям сформулиро­вать ответ.
— Волк и медведь собрали в лесу шишки и грибы и прислали нам. Закройте глаза, я разложу их в кабинете.  
Дети закрывают глаза, психолог раскладывает шишки и му­ляжи грибов на столах, на полках, на полу кабинета. Дети открывают глаза, психолог делит их на две команды и предлагает одной команде собрать шишки, другойгрибы. Игра проводится в течение 2-3 минут.
— Занятие подходит к концу. Давайте расскажем Мышонку, чем мы занимались. Не забудьте похвалить друг друга.  
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделан­ной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу компли­менты, затем прощаются с психологом, с мягкой игрушкой.
— До свидания. Я вами гор­жусь!  

Занятие 3

Цель:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие зрительной и слуховой памяти.

4. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение сло­варного запаса, совершенствование грамматического строя и на­выков связной речи).

5. Развитие общей и мелкой моторики.

6. Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

мягкая игрушка;

карточки к упражнениям «Запомни фигуры и знаки», «Дом и сад» (по количеству детей);

открытки, ножницы (по количеству детей);

тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

Вкабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу лас­ковые слова, затем садятся за столы.

Психолог: Дети:
— Ребята, сейчас я раздам вам карточки, на которых нарисова­ны геометрические фигуры и ма­тематические знаки. Я положу их на стол изображением вниз. По моему сигналу вы возьмете кар­точки, рассмотрите фигуры и зна­ки и постараетесь запомнить их. Когда я дам команду «Стоп», вы перевернете карточки изображе­нием вниз.  
Психолог раздает карточки к упражнению «Запомни фигуры и знаки». По сигналу психолога дети переворачивают карточки, рассматривают и запоминают изображения. Через 20 секунд зву­чит команда «Стоп». Психолог собирает карточки.
— Возьмите из тарелочки ли­сты бумаги и простые каранда­ши. Нарисуйте те фигуры и зна­ки, которые вы запомнили.  
Дети выполняют задание и отдают свои листы психологу. Данное задание можно считать диагностическим и вписать результаты детей в соответствующую графу журнала. Если ребенок запомнил 6-7 из 9 фигур (знаков) и смог их вос­произвести, это высокий результат, 4-5средний результат, 3 и меньшенизкий результат.
— Молодцы, ребята! А теперь скажите, какие геометрические фигуры вы видели на карточках? — Правильно! А знаете, как на­зываются математические знаки, которые вы рисовали? — Круг, треугольник, пря­моугольник, квадрат, овал. — Минус, равно (знак ра­венства), плюс, больше.
При затруднениях психолог рисует на доске математические знаки и уточняет их названия.
— Сейчас я буду записывать на доске цифры, а вы называйте их.  
Психолог пишет цифры от 1 до 10 на доске, дети называют их.
— Цифры вы знаете. Тогда выполним следующее задание.  
Психолог раздает карточки к упражнению «Дом и сад».
Возьмите карандаши и со­едините точки по порядку.  
Дети выполняют задание.
— Что у вас получилось? — Нарисуйте в домике окош­ко, на крыше домика нарисуйте трубу. — Получился домик.
Дети выполняют задание.
Что вы видите около домика? — Что лежит под яблоней? — Сколько яблок лежит под яблоней? — Нарисуйте на яблоне пять яблок. — Дерево, яблоню. — Яблоки. — Пять яблок.
Дети выполняют задание.
— Сколько всего яблок теперь нарисовано на картинке? — Правильно! Яблоки растут на яблоне. Яблоки — фрукты, а яблоня — фруктовое дерево. Какие еще фруктовые деревья могут расти в саду? — Десять яблок.   — Груша, вишня, слива...
— Верно. Вы умеете правиль­но отвечать на вопросы и хорошо считать. Послушайте задачу. Пришли к Антону на день рожде­ния гости. Ваня подарил ему го­ворящего попугайчика, Коля — заводной вездеход, Лиза — дере­вянный конструктор, Валя — пе­реводные картинки. Сколько по­дарков получил Антон? — Сколько детей было на дне рождения? —Четыре подарка.   — Пять детей.
— А теперь встаньте из-за сто­ла. Возьмите свои стульчики и по­ставьте по кругу.  
Психолог убирает один из стульев и предлагает пересчитать детей и оставшиеся стульчики.
— Кого больше? — Давайте поиграем в игру, которая называется «Кто самый внимательный?». Пока я буду хлопать в ладоши, вы бегайте вок­руг стульчиков, перестану хло­пать — быстро садитесь на стулья. Кто останется без стульчика — будет помогать мне хлопать. На­чали! — Детей.  
После того, как один из детей выбывает из игры, психолог уби­рает один стул. Таким образом остается четыре стула и пятеро детей, игра продолжается... остается один стул и двое детей. Кто займет оставшийся стул, тот — самый внимательный ребенок. Дети и психолог поздравляют победителя, хлопают ему. Затем дети садятся за столы.
— У каждого из вас в тарелоч­ке лежит открытка. Возьмите ее, рассмотрите, теперь переверните. Видите — она разделена линиями на несколько частей. Возьмите ножницы и по линиям разрежь­те открытку на части.  
Каждый ребенок получает индивидуальное задание. Психолог, учитывая возможности детей, подготавливает различные по сложности варианты упражненияоткрытки могут быть раз­делены на 4,6 и 8 частей. Дети разрезают открытки.
— Теперь ваша задача — со­брать открытки из частей.  
Дети выполняют задание.
— Молодцы! Вы разделили це­лое на части и из частей вновь со­брали целое.  
— Наше занятие подошло к концу. Вспомните и расскажите игрушке, чем мы занимались. Не забудьте похвалить друг друга.  
Дети припоминают ход занятия, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты, затем прощаются с психоло­гом, с мягкой игрушкой.
— До свидания. Я буду рада увидеть вас вновь!  

Занятие 4

Цель:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи (расширение и активизация сло­варного запаса, совершенствование грамматического строя и на­выков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование мотивационной сферы общения и ком­муникативных навыков. Воспитание доброжелательного отноше­ния к окружающим.

Оборудование:

мягкая игрушка;

серия сюжетных картин «Осень»*;.

картинки с изображением перелетных птиц: скворец, соловей, ласточка, кукушка, и др.;

карточки к упражнению «Будь внимателен» (по количеству детей);

тарелочки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей);

аудиозапись мажорной музыки.

 

Ход занятия

Вкабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу лас­ковые слова, затем садятся за столы.

Психолог: Дети:
— Ребята, какое сейчас время года? — Какие осенние приметы вы знаете? — Осень.  
Дети перечисляют приметы осени, вспоминают события, про исходящие в растительном и животном мире в осеннюю пору.
Психолог раздает карточки к упражнению «Будь внимате­лен».
— Ребята, рассмотрите таблицу.  
Дети рассматривают изображения фигур и предметов, данных в таблице.
— Как вы думаете, почему сол­нышко грустит? — Осенью солнце греет слабо, его часто закрывают тучи.
— Правильно! Найдите в таблицах изображение тучек. Сосчитайте их. Сколько тучек? — А какие грибы нарисованы в таблице? — Можно ли людям собирать мухоморы? — Верно. В


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: