ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ




Одним из важных моментов, оказывающих влияние на состояние регуляционной системы, является уровень интеллектуального развития учащихся, особенности структуры дефекта в целом (тотальное недоразвитие мозговых структур).

В этой связи, в коррекционной работе необходимо учитывать не только уровень сохранности или нарушения в деятельности регуляционных механизмов, но и возможности каждой группы школьников. Так, в плане коррекции поведения учащихся с недоразвитием интеллекта важны следующие положения: достаточно сохранным является конкретное мышление, а значит, школьники способны ориентироваться в практических ситуациях; в большей степени расположены к взаимодействию со взрослым, внушаемы. Кроме того, эмоциональная сфера представляется более сохранной, чем познавательная.

Корректировать нарушенное поведение ребенка можно различными методами, которые объединены в две большие группы: специфические и неспецифические методы коррекции отклоняющегося от нормы поведения.

А.Макаренко к специфическим относит упражнение и наказание.

Упражнение – метод коррекции поведения, при котором создаются специальные ситуации, участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, социально одобряемом поведении.

В учебной деятельности школьников и вне ее взрослые создают специальные ситуации (учебно-воспитательные), участвуя в которых ребенок упражняется в правильном, т. е. желательном, социально одобряемом, поведении, например, пробует быть неагрессивным, терпимым, вести себя доброжелательно, спокойно. Выполняя упражнение, ребенок уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, превращает (с соблюдением допустимой меры автоматизации) в привычное (Кумарина Г.Ф.).

Существенные условия эффективности упражнения — сознательная направленность ребенка на преодоление недостатков; понимание причин допущенных ошибок, неудач и способов их преодоления; учет и подкрепление достигнутых результатов взрослыми, сверстниками.

Наказание – способ исправления нежелательного поведения, путём создания ситуации «некомфорта», который применяется как можно реже, в случае если это явно целесообразно. Используется, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение еще не превратилось в привычку. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. Каждое наказание необходимо строго индивидуализировать.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия.
Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.
После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о наказании. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.
Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка, весь детский коллектив, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.

Неспецифические методы коррекции делят на три группы:

1) методы изменения деятельности детей;

2) методы изменения отношений;

3) методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы.

Первая группа (методы изменения деятельности детей) включает в себя, прежде всего, те виды деятельности, которые ранее либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно (например, творческая деятельность в различных жанрах искусства).

Как отмечал С. Т. Шацкий: «Искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, переориентировать идеалы, ценности, мотивы, изменить его поведение».
Использование искусства в коррекционной работе, лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике получило название «арттерапия».

Участвуя в арттерапии — изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, спектакли, сказки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности. Отсюда важный принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы, качества.

Наиболее важен сам процесс творчества — особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с другими детьми. Наконец, в художественно-творческой деятельности, как ни в какой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция), необходимые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и заслужить внимание взрослых.

В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр.

Вторая группа (методы изменения отношений) включает:

1. Личный пример взрослого и сверстника. Взрослый, его слова, поступки – эталон, образец, объект подражания для ребенка. Для ребенка, тем более умственно отсталого, примером наряду со взрослым становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно обратить внимание ребенка на одноклассника, который ведет себя хорошо.

2. Игнорирование поведения ребенка – часто лучший способ пресечь нежелательное поведение, например, капризы, демонстрации. Через несколько попыток ребенок поймет, что с помощью каприза цели не достигается, и перестанет капризничать по любому поводу.

3. «Разрешение на поведение». Противоположно предыдущему. Эффект этого приема в том, что нежелательное поведение, став разрешенным и доступным, утрачивает свою былую привлекательность для ребенка. С умственно отсталым ребенком данный метод стоит использовать осмотрительно.

4. Изменение статуса ребенка в коллективе. На ребенка возлагается ответственное поручение: разовое, постоянное. Повышение статуса закономерно вынуждает школьника изменить свое поведение.

5. Педагогическая поддержка. Взрослые отказываются от негативной оценки личности ребенка, его поведения, поощряют желание соблюдать правила поведения.

Третья группа (методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы) включает:

Грамотно продуманный режим дня — это одновременно и средство, и необходимое условие становления произвольного поведения, коррекции его недостатков. Жизнь в заданном режиме оказывает положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. Однако однообразие будней, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности — все это является стрессовыми факторами, которые дезорганизуют поведение детей, препятствуют развитию естественных способов взаимодействия. Режим дня должен быть гибким, многовариантным, учитывающим неожиданные события, возможные нестандартные ситуации.

В режиме дня необходимо грамотно определить время для коррекционно-развивающей работы. Целесообразно, если работа по коррекции недостатков поведения детей встраивается в общую архитектонику учебно-воспитательного процесса, заполняя временные ниши в школьной жизнедеятельности детей: свободные минуты до уроков, после уроков, физкультминутки, динамические паузы, минуты тишины, время перемен, прогулок, время до дневного сна. Эта работа органично включается и в урок — основную форму жизнедеятельности младших школьников.

К каждому ребенку необходим индивидуальный подход в выборе методов коррекции поведения. Стоит отметить, что только рациональное сочетание методов между собой принесет желаемый результат.

Использованная литература:

1. Богданова А.А. Детерминанты поведения школьников с недоразвитием интеллекта. / ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. – Ялта, 2016.

2. Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. / С. Ю. Бородулина. – Ростов: «Феникс», 2004.

3. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. / С. А. Кулаков. – СПб.: Стройлеспечать, 1996. – 63 с.

4. Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюнкова и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /.; Под ред. Г. Ф. Кумариной. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 320 с.2003

5. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. / К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. – М.: Педагогика, 1988. – 168 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебник. / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: