Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России




Содержание

Введение

1. Научно-теоретические исследования по изученной проблеме

1.1 Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России

1.2 Модель массового спорта

1.3 Организация физкультурно-спортивной деятельности по хоккею с мячом

2. Хоккей с мячом как один из видов массового физкультурно-спортивного движения

Выводы

Библиографический список литературы


Введение

 

Проблема массового физкультурно-спортивного движения детей школьного возраста, прежде всего, несет цель укрепление здоровья, становления и развития общих и специальных физических навыков, здорового образа жизни.

Высшие спортивные достижения являются своего рода эталонами человеческих возможностей, реализованных в спорте в тот или иной момент его истории. Каждый может соизмерить с этими достижениями свои личные успехи и наметить доступную меру их увеличения. Так же, как и другие виды спорта, это касается характерного для Хакасии, хоккея с мячом.

Из вышесказанного вытекает актуальность следующей темы исследования: "Проблема массового физкультурно-спортивного движения детей школьного возраста".

Цель работы - изучить физкультурно-спортивное движение детей школьного возраста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

анализ литературы по проблеме исследования;

выявить физкультурно-спортивные модели и их эффективность;

обмен опыта работы.

Объектом исследования данной работы является физкультурно-спортивное движение.

Предмет исследования - хоккей с мячом как один из видов массового физкультурно-спортивного движения.

Методом исследования является анализ литературы по выбранной теме.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.


Научно-теоретические исследования по изученной проблеме

 

Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России

 

Современное детское и молодежное движение состоит из союзов, созданных по профессиональному признаку и по интересам. Но, как показывает анализ, вновь созданные детско-юношеские организации и объединения соответствующей роли в современном обществе, удовлетворении разнообразных запросов детей и подростков пока не играют. Сформулированное определение спорта как собственно-соревновательной деятельности не исчерпывает, конечно, всей сути этого многогранного социального феномена, органически включенного в целую систему межличностных, межколлективных и глобальных межчеловеческих отношений.

В широком смысле понятие "спорт" охватывает собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества.

Он - и чрезвычайно действенное средство физического воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и многократно увеличить их, перешагнув за кажущиеся пределы, и по-особому действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и самоутверждению; и средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении (включая и зрелищные интересы широких слоев населения), и незаурядный фактор международных контактов, и многое другое. В современном обществе спорт приобрел немалое идеологическое, экономическое и иное значение.

Одним из самых массовидных явлений в современном мире стало спортивное движение - социальное течение, в русле которого происходит приобщение к спорту, его распространение и развитие в обществе и мировом сообществе.

Малоподвижный ребенок владеет меньшим объемом двигательных навыков, ему свойственен более низкий уровень двигательных качеств. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстрые и ловкие, менее закалены, чаще болеют. Из этого вытекает следующий вывод: для совершенствования иммунитета школьника, повышения его двигательной активности, развития общих физических навыков необходимо заниматься физическими упражнениями не только на уроках физической культуры, но и самостоятельно одиночно или в различных спортивных секциях.

С этой точки зрения, коллективные секции дают больший эффект, т.к. в данном случае присутствует соревновательная основа не только между кружками, но и внутри команды, что позволяет достичь большого качества тренировочного процесса.

Спортивное достижение в каждом индивидуальном случае представляет собой факт демонстрации спортсменом своих возможностей в избранном виде спорта и оценку этого факта в каких-либо признанных критериях спортивного успеха (обусловленной физической победе или выигрыше у соперника, оцениваемых в баллах, голах, очках, условно занятых местах и т.д., улучшении результата, выраженного в мерах преодоленного расстояния, затраченного времени, поднятого веса и т.д.). Высшие (абсолютные) спортивные достижения являются своего рода эталонами человеческих возможностей, реализованных в спорте в тот или иной момент его истории. Каждый может соизмерить с этими достижениями свои личные успехи и наметить доступную меру их увеличения.

Однако, на сегодняшний момент наука управления физкультурно-спортивным движением как на федеральном, так и на региональных уровнях не определила его структуру, перспективные пути развития, многообразные формы деятельности. Не выделено в этом движении как приоритетное детско-юношеское физкультурно-спортивное движение, не разработаны основные направления его государственной поддержки, механизмы реализации деятельности общественных объединений.

В настоящее время сфера физической культуры, спорта и туризма, детско-юношеского досуга все в большей мере становится объектом коммерческой деятельности. Она все менее доступна, особенно в крупных городах, для учащейся молодежи из малообеспеченных семей и даже среднеобеспеченных. Снижаются рекреационные характеристики досуговых учреждений и объектов. Падение активности детских и молодежных организаций в сфере социальной реабилитации и других областях социальной службы часто создает для общества серьезные проблемы детей и молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Одновременно с преобразованием, обновлением известных структур возникло и продолжает возникать большое число других организаций. На базе Всесоюзного спортивного общества "Трудовые резервы" создана Российская физкультурно-спортивная организация "Юность России", объединяющая 77 самостоятельных территориальных организаций, более 10 миллионов детей и учащейся молодежи. Функционируют на новых началах Российский Союз молодежи, Федерация детских организаций, Федерация детских организация "Юная Россия". Заметную роль в детско-юношеском физкультурно-спортивном движении начинают играть российские и территориальные федерации по видам спорта, молодежные федерации.

Возвращаются к жизни исторические движения, их названия с соответствующими физкультурно-спортивными направлениями и традициями. К ним относятся кадеты, скауты, харцеры. Возникают новые движения такой направленности, например, спартианское движение. Увеличивается число немногочисленных по составу религиозных детских молодежных объединений физкультурно-спортивной направленности. Произошедшие перемены в деятельности государственных органов управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, делами молодежи, образовательных, детских, молодежных общественных структур позволили отказаться от диктата названных органов управления и получить свободу действий общественных объединениям физкультурно-спортивной направленности. Это способствовало появлению разнообразных детских и юношеских общественных физкультурно-спортивных и других объединений в образовательных учреждениях, по месту жительства, активному поиску и созданию вариативных программ их деятельности.

Возникла необходимость строить отношения между государственными и общественными структурами, в том числе образовательных учреждений и детско-юношеских физкультурно-спортивных объединений на договорной основе. Но оставшиеся стереотипные представления об отношениях государственных и общественных структур в сознании и практике управленцев, общественных работников, педагогов ведут к обострению противоречий между ними.

У многих руководителей государственных структур, педагогов отсутствует широкое представление о детско-юношеских физкультурно-спортивных объединениях, организациях, об их общественном статусе, лидерах и руководителях, о степени самостоятельности и независимости, о характере отношений с государственными учреждениями и т.д. В них не всегда видят партнера в совместной деятельности. Это тормозит процессы развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения.

Детско-юношеское физкультурно-спортивное движение - важное звено широкого движения, связанного с областью физической культуры и спорта, охватывающего все слои населения. Как и всякое другое социальное движение, оно предполагает активную деятельность детей и молодежи до 18 лет, преследующих определенную цель в соответствии с основными идеями данного движения, а также определенную организационную структуру, в рамках которой и на основе которой осуществляется эта деятельность.

В рамках детско-юношеского физкультурно-спортивного движения определяющую социально-культурную ценность имеет и другая разновидность современного спорта, которую чаще всего называют "спортом высших достижений". В этой разновидности спорта на первом плане стоят высокие достижения, рекорды, победы в спортивных соревнованиях. Спорт высших достижений применительно к психологическим и биолого-физиологическим особенностям развития детского организма является объективной предпосылкой к формированию разностороннее развитой личности взрослого человека. Он играет важную роль в познании закономерностей функционирования и развития растущего организма, позволяет раскрыть возможности его физического совершенствования, обладает он и огромными воспитательными возможностями, выступая как одна из важных специфических сфер самореализации и самоутверждения личности.

Модель массового спорта

 

Физкультурно-спортивное движение имеет давние традиции, но не получает должного развития. Причина данной ситуации кроется в остаточном финансировании физкультурно-спортивной работы. Рассматривая ситуацию, сложившуюся в России, можно отметить, что система спортивной подготовки в нашей стране основана на ранней спортивной специализации, которая опирается на отбор наиболее одарённых спортсменов, возможности которых в дальнейшем просто эксплуатируются. Это обеспечивает победы наших юниоров на самых престижных соревнованиях, но к моменту перехода к соревнованиям среди взрослых многие из них получают столько травм, что оказываются не в состоянии выступать далее на высоком уровне. Накапливается психологическая усталость, наступает период пресыщения соревновательной деятельностью и потеря интереса к виду спорта как к таковому. Таким образом, постоянное присутствие на спортивных сборах не дают человеку реализовать возникающие у него новые интересы и потребности "без отрыва" от любимого вида спорта.

При всём этом на начальном и среднем этапе тренировок спортивные секции и школы стремятся избавиться от так называемых "бесперспективных" детей, не обращая внимания на то, что дети развиваются по-разному. В результате наше общество получает не просто детей выброшенных из спорта, а людей с тяжелейшей психологической травмой, ярлыком "второсортного товара". У таких ребят абсолютно отбивается любовь не только к спорту, но и к физкультуре. Но ведь именно физическая культура, а не только спорт высших достижений, является для государства приоритетным направлением усилий.

С другой стороны, давно сформирован социальный заказ на услуги в сфере физической культуры и спорта. Значительное количество людей занимаются в спортивных секциях, функционирующих в спортивных залах общеобразовательных школ. Но, к сожалению, в данный момент это движение носит стихийный характер, хотя имеет огромные перспективы. Поэтому основной задачей организаций, ответственных за управление и развитие физкультурно-спортивного движения является обеспечение возможности удовлетворить "социальный заказ" населения по предоставлению физкультурно-спортивных услуг. Современные реалии требуют формирования новой системы организации физкультурно-спортивной работы на местах, а именно - создания на базе спортивных сооружений общеобразовательных школ сети физкультурно-спортивных клубов (ФСК).

физкультурное спортивное массовое школьник

Однако, для построения системы, отвечающей современным требованиям, усилий государственных структур, их кадрового обеспечения, окажется недостаточно, поэтому необходимо включить в данную систему негосударственные некоммерческие организации. Дать им возможность на конкурсной основе претендовать на работу в этой системе организациям, успешно прошедшим конкурсный отбор, обеспечить государственную поддержку, финансирование, правовое обеспечение работы по развитию клубной системы. Отрадно, в настоящее время в России была организована и сейчас находится в завершающей стадии государственная программа развития физкультурно-спортивного движения.

Исходя из вышесказанного, необходимо:

. Разработать необходимую правовую базу для организации физкультурно-спортивных клубов;

. Организовать сеть ФСК по различным видам спорта, используя спортивные залы общеобразовательных школ и другие пригодные для этой цели помещения;

Основной целью является создание сети физкультурно-спортивных клубов по различным видам спорта, используя спортивные сооружения дворов и общеобразовательных школ.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:

Обеспечение физкультурно-спортивной работы с населением;

Укрепление материально-технической базы для развития ФСК;

Повышение уровня подготовки спортсменов и тренеров наставников;

Увеличение числа активно занимающихся физической культурой и спортом;

Поддержка спортивных некоммерческих организаций;

Формирование в обществе поведенческих стандартов здорового образа жизни;

Сохранение и развитие спортивных традиций.

Общее руководство и координация исполнения намеченных задач осуществляются на основе планов работы исполнителей в рамках текущего финансирования.

По согласованию, представители общественных объединений, иных ведомств, организаций и учреждений, участвующих в реализации Программы представляют свои планы работы по указанным направлениям и участвуют в подготовке и организации соответствующих мероприятий программы.

При необходимости создаются межведомственные рабочие группы для разработки положений, сценариев предполагаемых мероприятий, а также для отработки соответствующих механизмов межведомственного взаимодействия по реализации программы.

Реализация программы позволит:

создать на государственном уровне инфраструктуру для развития физкультурно-спортивных клубов;

улучшить социально - психологическую ситуацию;

создать информационное, методическое, материальное и кадровое обеспечение системы физкультурно-спортивного воспитания;

улучшить взаимодействие между организациями, осуществляющими работу по воспитанию граждан.

Длительная история физкультурно-спортивного движения показала огромную роль клубной работы для его эффективного функционирования и развития. Физкультурно-спортивный клуб является прекрасной школой для детей и молодежи: научиться общению друг с другом, жизни в обществе, соблюдая принципы демократии, коллективной и личной ответственности. Клубная форма организации физкультурно-спортивной деятельности позволяет дифференцированно учитывать интересы и потребности различных групп населения, вести консультационную работу среди занимающихся спортом, осуществлять не только организационную, педагогическую, но и финансовую деятельность. Любительские физкультурно-спортивные клубы являются главнейшими факторами привития начального опыта в области спорта. Такие клубы обладают рядом преимуществ в распространении спорта, пользуясь большой популярностью среди спортсменов, как организационный очаг их активности. Популярность клубов обеспечивает им организационную и общественную поддержку. Одно из сильнейших преимуществ клубов - способность развивать физкультурно-спортивную активность в рамках демократической самоорганизации.

Поэтому одно из важных требований современного этапа развития физкультурно-спортивного движения - активизация клубной работы, всемерное содействие формированию и развитию физкультурно-спортивных клубов, расширение их сети в области физической культуры и спорта.

Физкультурно-спортивные клубы призваны стать носителями спорта нового времени. Для этого необходимо не только оказывать содействие созданию этих клубов, но и способствовать возникновению системы их непосредственной конкуренции, основной линией которой должна была стать территориальная конкуренция, т.е. соревнования между территориальными клубами. Важно, чтобы культурно-воспитательная структура коллектива включала формальное (коллектив физической культуры) и неформальное самодеятельное, любительское формирование (формирование по культурным интересам, в том числе и по физкультурно-спортивным). Особого внимания заслуживают физкультурно-спортивные клубы по интересам. Именно эти клубы способны осуществить переход от технологии обучения и оздоровления к технологии широкого воспитания, обучения и гражданского становления через покрытие дефицита человеческого общения.

Такой подход к организации спортивной клубной работы в нашей стране основан и на учете зарубежного опыта организации этой работы в рамках спортивного движения многих стран.

Так, например, в Финляндии в настоящее время все более важное значение придается деятельности спортивных клубов. Идеология этих клубов делится на две категории: концепция цели деятельности, определяемая задачами спорта, и базовая ценность деятельности, определяемая социальными и гуманитарными ценностными ориентирами. В Финляндии 29% девочек и 45% мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет являются членами спортклубов.450 тысяч человек (34% населения), включая детей и молодежь, являются членами различных спортивных клубов рекреационной направленности.

Модель массового спорта в Бельгии также реализуется через спортклубы. В спортивной деятельности подростков в Швеции в период двух последних десятилетий отмечается увеличение процента активных членов в спортклубах и снижение активности подростков, не являющихся членами спортклубов. Еще одно современное требование к клубной физкультурно-спортивной работе связано с все более четким осознанием учеными и специалистами-практиками двух важных фактов, касающихся физкультурно-спортивной деятельности.

Во-первых, на основе проведенных теоретических исследований, обобщения практического опыта все больше и глубже осознается тот факт, что в этой деятельности заложены огромные возможности для достижения разнообразных социально-культурных и личностных целей применительно к различным группам населения, в том числе для детей и молодежи.

Во-вторых, многочисленные социологические и педагогические исследования, проведенные в разное время и в разных странах доказывают, что для значительной (иногда даже большей) части населения характерно пассивное отношение к занятиям физкультурой и спортом, что огромный гуманистический потенциал этих занятий используется недостаточно полно и эффективно, а иногда они приводят и к весьма негативным последствиям, содействуют развитию нежелательных качеств личности, её одностороннему развитию.

На основе этого все более четко осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с населением уже не отвечают современным требованиям и должны быть заменены на новые, более эффективные.

В первую очередь речь идет о том, чтобы найти такие формы и методы организации физкультурно-спортивной деятельности, на основе которых могут быть удовлетворены разнообразные потребности людей различного пола, возраста, физического и психического состояния и т.д., и тем самым существенно повышена в их глазах привлекательность занятий физкультурой и спортом. Это является главным фактором повышения физкультурно-спортивной активности населения.

Второе, не менее важное, направление усилий - повышение социального эффекта занятий физкультурой и спортом, максимально полное использование огромного гуманистического, культурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности для решения разнообразных социально-педагогических и культурных задач.

В связи с этим все более острой является потребность не только в активизации клубной физкультурно-спортивной работы, расширении сети физкультурно-спортивных клубов, но и в принципиальном изменении характера, содержания, направлений их деятельности.

Конкретно перед физкультурно-спортивными клубами ставятся две основные задачи. Первая из них - усиление демократического характера, гуманистической направленности физкультурно-спортивных клубов, практическая реализация в их деятельности принципов гуманистической педагогики и психологии. Эта задача связана с необходимостью ориентации всех сфер общественной жизни на идеи гуманизма, демократии, общечеловеческие идеалы и ценности. Вторая задача - необходимость учета в деятельности физкультурно-спортивных клубов все более явно обозначившегося в настоящее время четкого разграничения массового, "общедоступного" спорта ("спорта для всех") и спорта высших достижений, которые имеют принципиально различные цели и задачи, что не может не отражаться и на их организационной структуре.

Таким образом, физкультурно-спортивные клубы в рамках массового спорта в первую очередь должны ориентироваться на удовлетворение потребностей различных групп населения в сохранении и укреплении здоровья, в развитии определенных физических качеств и двигательных способностей, в улучшении телосложения, в отдыхе и развлечении, в общении с другими людьми и с природой, в получении эстетических эмоций, в развитии своих творческих способностей, в социальной адаптации и реабилитации и т.д. Они призваны обеспечить целостное гуманистическое воздействие на личность, содействовать преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, формированию активной, творчески одаренной, гармоничной личности, стремящейся к всестороннему совершенствованию и проявлению своих способностей и выдвигающей на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самой себе. Спортивные клубы в рамках спорта высших достижений, напротив, в первую очередь призваны обеспечить отбор перспективных спортсменов и совершенствование их спортивного мастерства. Данный подход к организации спортивной клубной работы в нашей стране также учитывает и зарубежный опыт организации этой работы в рамках спортивного движения многих стран. К числу важных направлений деятельности физкультурно-спортивных клубов, адекватных современным требованиям, относится спортивно-гуманистическое воспитание детей и молодежи.

Итак, физкультурно-спортивное движение основано на признании важного социального значения физкультурно-спортивной деятельности для человека, общества и государства. Её значимость оценивается в рамках данного движения с позиций гуманизма, т.е. такой системы воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека, его счастье, здоровье, разностороннее и гармоничное развитие, проявление им всех своих способностей, взаимное уважение и т.п., однако существующая на сегодняшний момент законодательная база и экономическая основа не может обеспечить качественную работу физкультурно-спортивных движений в Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: