Хоккей с мячом как один из видов массового физкультурно-спортивного движения




 

Разновидность хоккея, где вместо шайбы используется мяч, появилась в России. Поэтому хоккей с мячом часто называют русским хоккеем. Отличительные черты отечественного хоккея с мячом - скоростная, комбинационная игра, прекрасная конькобежная и техническая подготовка спортсменов, разнообразие тактики, исключительная работоспособность и волевой настрой игроков. Советская хоккейная школа воспитала немало мастеров мирового уровня, с чьими именами связаны наши успехи на чемпионатах мира и др. международных соревнованиях: А. Мельников, Е. Герасимов, В. Шеховцев, В. Маслов, М. Осинцев, В. Плавунов, А. Измоденов, Н. Дураков, Ю. Лизавин, Г. Канарейкин, С. Ломанов и мн. др. Спортивный сезон в хоккее с мячом длится с сентября по апрель. В настоящее время игры проводятся и на искусственных катках (в России первое такое сооружение построено в начале 1990-х годов в Архангельске).

Хоккей с мячом в России является одним из видов массового физкультурно-спортивного движения. На сегодняшний момент большое количество команд по хоккею с мячом тренируются практически в каждом субъекте Российской Федерации. Следует заметить, что молодое поколение школьников с большим интересом приступает к освоению этого вида спорта. Каждый год проходят соревнования по хоккею с мячом в различных возрастных группах. Это позволяет утверждать, что данный вид спорта является массовым.

Занятия хоккеем с мячом способствуют развитию у школьников таких физических качеств как: вестибулярный аппарат, зрение, координация движений, а также многих других. Феноменальная координация достигается благодаря подсознательно управляемому умению дозировать мышечные усилия в определенных фазах манипуляций клюшкой. Высокоразвитое специфическое глубокое мышечное "чувство мяча и клюшки", совершенствуется в процессе многочисленных повторений манипуляций клюшкой в игровых ситуациях. Помимо специальных сложно координированных двигательных навыков в этом виде спортивных игр у школьников формируются и совершенствуются физические качества нервно-мышечного аппарата - его сократительная способность, мощность, подвижность смены фаз напряжения и расслабления, скоростная выносливость, способность к быстрому наращиванию усилия в бросках и ударах по мячу. Темповая игра требует проявления способности вести эффективную игру на протяжении всего матча.

Занятия хоккеем с мячом способствуют развитию двигательных навыков школьника. Чем объемнее и разностороннее двигательный опыт ребенка, чем обширнее арсенал его двигательных навыков и умений, тем проще и успешнее он сформирует новые навыки, которые представлены вначале в виде знаний, передающихся обучаемому преподавателями, учебниками, методическими руководствами или же формируются человеком самостоятельно, в процессе самообучения.

Тактические возможности школьников в процессе занятия хоккеем с мячом расширяются по мере совершенствования техники и накопления игрового опыта. Высокое качество тактического мышления в хоккее с мячом - предпосылка к результативной игре в любой зоне. Специальную подготовку проходит вратарь. Дети 8-10 лет, начинающие знакомство с хоккеем, играют по правилам мини-хоккея: они пробуют свои силы в различных ролях, играют на большом поле, облегченным мячом и клюшками меньших размеров в течение двух 20-минутных таймов. Команды в мини-хоккее уменьшены до 7 человек, что позволяет всем познать радость точного удара по мячу, открыть свои природные дарования, утвердиться в своих возможностях стать мастером хоккея с мячом.

Особое место также уделяется способности принимать решения мгновенно. Поэтому, в хоккее с мячом поддерживается постоянное направление на развитие способности у школьников импровизировать в зависимости от сложившейся ситуации. Это отличает данный вид спорта от футбола, которому присуща некоторая тактика, позволяющая достичь максимального результата.

Особое внимание в учебно-тренировочном процессе в хоккее с мячом уделяется процессу совершенствования специальной физической подготовки школьников, для чего используется комплекс соревновательных упражнений.

К соревновательным упражнениям относятся упражнения, по качеству выполнения которых в ходе состязаний определяется спортивный результат, а также такие соревновательные упражнения, когда юные спортсмены соревнуются, выполняя одно или несколько соревновательных двигательных действий, направленных на воспитание именно заданного специального физического качества.

Для юного хоккеиста это умение быстро передвигаться на коньках, владеть мячом и клюшкой, видеть все поле, владеть пространственно-временной ориентацией и т.д.

Отличное катание на коньках означает больше, чем просто способность быстро перемещаться из одного места хоккейного поля в другое. Хоккеист должен уметь кататься на коньках так естественно и с такой легкостью, чтобы не думать о том, как отрывать коньки ото льда и как ставить их на лед. Мысль юного спортсмена должна быть сосредоточена на клюшке и шайбе, на выборе позиции и развитии атаки.

Все перемещения школьника в процессе занятия хоккеем с мячом производятся в положении посадки. Под посадкой хоккеиста понимается такое положение тела во время игры, при котором туловище наклонено вперед, ноги согнуты в тазобедренном, коленном и голеностопным суставах, клюшка находится на льду или в положении хвата двумя руками. Различают высокую и низкую посадки. Применение той или иной зависит от игровой ситуации, в которой игрок находится в данный момент.

Бег на коньках имеет следующие разновидности: бег коротким (ударным) шагом, бег длинным (скользящим) шагом, бег перебежкой (скрестным шагом, переступанием), бег с поворотами, спиной вперед, старт с места, торможение.

Катание на коньках является основой основ хоккея, но умение владеть мячом - второй по важности компонент хоккейного мастерства. Школьники, занимающиеся хоккеем с мячом должны быть способны быстро и непринужденно передвигаться на коньках, чувствовать мяч на клюшке, следить за готовым вступить с ним в единоборство игроком соперника, приближающимся к нему на скорости близкой к 60 км/ч. От их умения правильно держать клюшку и в совершенстве владеть ею во многом зависит легкость и экономичность всех его действий.

Часто, владея мячом, хоккеист не имеет возможности передать его партнеру и должен сам манипулировать им, удерживая на клюшке и пытаясь пройти мимо обороняющихся. Обычно мяч ведут серединой крюка. Различают следующие способы ведения мяча: плавное ведение, ведение способом "рубка", ведение мяча сбоку и ведение мяча клюшкой и коньком. Ведение может быть по прямой, по кругу, с изменением направления и скорости. Броски - это атакующие действия отдельного игрока, в которых он различными способами стремится направить мяча в ворота соперника. Игрок, бросающий по воротам, должен точно оценить игровую ситуацию, причем одновременно видеть положение вратаря и неприкрытые места в воротах. Это позволяет ему правильно и вовремя решить, как и куда нужно бросать. Броски мяча могут выполняться по льду и по воздуху, на месте и в движении после ведения, остановки и без остановки, подкидной мяч и т.д.

Финты применяются в нападении и в защите с целью обыграть соперника путем обманных действий. Финты можно выполнять с мячом и без него, стоя на месте и в движении. Финты могут быть ногами, клюшкой, туловищем, кивком головы. Они могут сочетаться - клюшкой и туловищем, туловищем и клюшкой, кивком головы и движением туловища и т.д.

Повороты плечами, перенос веса тела, движение головой и финты клюшкой составляют те компоненты техники обманных движений, которые являются проявлением хоккейной смекалки.

Среди технических приемов игры важное место занимает остановка мяча. Действуя коллективно, используя разнообразные передачи, овладевая мячом в единоборстве или перехватывая мяч, посланный соперником, юный хоккеист в процессе игры вынужден очень часто его останавливать. Важно не только хорошо останавливать мяч, но и затрачивать минимальное количество времени на исполнение приема. Только четкость и быстрота исполнения позволяют спортсмену далее осуществить свой тактический замысел; бросить мяч по воротам, сделать передачу или воспользоваться обводкой.

Также в процессе специальной физической подготовки формируется координация юного хоккеиста. Достигается это благодаря подсознательно управляемому умению дозировать мышечные усилия в определенных фазах манипуляций клюшкой. Высокоразвитое специфическое глубокое мышечное "чувство мяча и клюшки", совершенствуется в процессе многочисленных повторений манипуляций клюшкой в игровых ситуациях. Помимо специальных сложно координированных двигательных навыков в этом виде спортивных игр формируются и совершенствуются физические качества нервно-мышечного аппарата - его сократительная способность, мощность, подвижность смены фаз напряжения и расслабления, скоростная выносливость, способность к быстрому наращиванию усилия в бросках и ударах по мячу. Темповая игра требует проявления способности вести эффективную игру на протяжении всего матча.

Кроме этого требуется уделить внимание развитию ударных движений в хоккее с мячом. Проблема обучения технике ударных движений в спортивных играх была и остается актуальной.

Педагогической задачей в этом случае является обучение юных школьников умению занимать оптимальную позу при выполнении технического приема, а также выбирать оптимальное место действия на площадке или в игровом пространстве. Задачи могут быть решены примерно в следующем порядке:

. Определение оптимальной индивидуальной позы юного спортсмена в фазе ударного движения конкретного технического приема;

. Выявление индивидуальных характеристик оптимальной позы. Проведение экспериментов с индивидуальной математической моделью ударного движения с целью обоснования развития тех или иных двигательных качеств, необходимых для успешного овладения умением занимать оптимальную позу в фазе ударного движения;

. Развитие до требуемого уровня необходимых двигательных качеств школьника, обеспечивающих выполнение оптимальной индивидуальной позы. Например, развитие подвижности в суставах, пространственной координации движений, развитие качеств, обеспечивающих устойчивость спортсмена (способность удерживать звенья тела в равновесном состоянии);

. Обучение школьника умению занимать характерную для него рабочую позу, делая акцент на развитие ее индивидуальности;

. Определение оптимального места действия юного спортсмена на площадке или игровом пространстве при выполнении технического приема;

. Выявление индивидуальных характеристик движения, необходимых для выполнения этого технического приема;

. Проведение экспериментов с индивидуальной математической моделью ударного движения с целью успешного овладения умением выбора оптимального места действия на площадке или в игровом пространстве;

. Развитие индивидуальных черт движения, необходимых для успешного овладения умением правильного выбора места действия. Например, пространственной координации движений, развитие требуемой подвижности в суставах;

. Обучение умению выбирать оптимальное место действия на площадке или игровом пространстве для эффективного выполнения технического приема;

. Обучение умению сочетать выбор необходимого места действия и оптимальной позы спортсмена на площадке или игровом пространстве.

Рассмотренные педагогические задачи характерны для всех основных технических приемов игры в хоккей с мячом. При выполнении указанных педагогических задач обязательно использование технических средств обучения.

Кроме умения держаться на коньках, перемещаться по полю с большой скоростью, владеть мячом и клюшкой, хоккеисты развивают координацию, умение логически мыслить, быстро принимать решения, адаптироваться к мгновенно меняющейся обстановке и многое другое, что позволяет говорить о пользе данного вида спорта в процессе формирования школьника не только с точки зрения здоровьесберегающих технологий, но и с точки зрения общего развития личности человека. Таким образом, формирование специальных физических навыков игры в хоккей с мячом осуществляется посредством реализации перечня педагогических задач, способствующих формированию полноценной, гармонично и всесторонне развитой личности.


Выводы

 

В заключении можно сказать, что цели работы достигнуты. При выполнении курсовой работы нами были решены следующие задачи:

Рассмотрены особенности массового физкультурно-спортивного движения в России. В результате чего пришли к выводу, физкультурно-спортивное движение основано на признании важного социального значения физкультурно-спортивной деятельности для человека, общества и государства. Её значимость оценивается в рамках данного движения с позиций гуманизма, т.е. такой системы воззрений, которая наивысшей ценностью считает самого человека, его счастье, здоровье, разностороннее и гармоничное развитие, проявление им всех своих способностей, взаимное уважение и т.п. однако существующая на сегодняшний момент законодательная и экономическая база не может обеспечить качественную работу физкультурно-спортивных движений в Российской Федерации;

Охарактеризован хоккей с мячом как один из видов массового физкультурно-спортивного движения для детей школьного возраста. Хоккей с мячом - это исконно русский вид спорта, позволяющий формировать двигательные навыки школьников, развивать координацию, скорость мышления, работу в команде и, кроме этого, занятия хоккеем с мячом позволяют развивать логическое мышление школьников, что, несомненно, положительно сказывается на общем уровне усвоения знаний по другим учебным дисциплинам. Формирование специальных физических навыков игры в хоккей с мячом осуществляется посредством реализации перечня педагогических задач, способствующих формированию полноценной, гармонично и всесторонне развитой личности. Кроме умения держаться на коньках, перемещаться по полю с большой скоростью, владеть мячом и клюшкой, юные хоккеисты развивают координацию, умение логически мыслить, быстро принимать решения, адаптироваться к мгновенно меняющейся обстановке и многое другое, что позволяет говорить о пользе данного вида спорта в процессе формирования школьника не только с точки зрения здоровьесберегающих технологий, но и с точки зрения общего развития личности человека. Развитие хоккея с мячом как физкультурно-спортивного движения имеет положительную тенденцию как на федеральном, так и на региональном уровне.

Необходимость дальнейшего развития детского хоккея с мячом в России обусловлена многими факторами, основополагающими среди которых являются особенности самой игры, позволяющей формировать как общие, так и специальные двигательные навыки, развивать логическое мышление и способность школьников адаптироваться в изменяющейся ситуации.


Библиографический список литературы

 

1. Арестов, Ю.М., Годик, М.А. Подготовка хоккеистов высших разрядов [Текст] / Ю.М. Арестов, М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 128 с.

2. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов [Текст] / В.А. Быстров. - М.: Физкультура и спорт, 2000г. - 243 с.

. Васильева, В.В., Коссовская, Э.Б., Степочкина, М.А. Физиология человека [Текст] / В.В. Васильева, Э.Б. Коссовская, М.А. Степочкина. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 164 с.

. Верхоманский, Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития [Текст] / Ю.В. Верхоманский. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 134 с.

. Волков, В.Н., Филин, В.П. Спортивный отбор [Текст] / В.Н. Волков, В.П. Филин. - М.: Высшая школа, 2003. - 410 с.

. Маслюков, А.В. Совершенствование координационных способностей у юных хоккеистов 8-9 лет с учетом типа телосложения на начальном этапе тренировки [Текст] / А.В. Маслюков. - Омск, 2001. - 324 с.

. Никитушкин, В.Г. Методы отбора в игровые виды спорта [Текст] / В.Г. Никитушкин. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 301 с.

. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 405 с.

. Папаян, Г.Г. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовки юных хоккеистов в связи с особенностями соревновательной деятельности [Текст] / Г.Г. Папаян. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 203 с.

. Савин, В.П. Теория и методика хоккея [Текст] / В.П. Савин. - М.:: Физкультура и спорт, 2003. - 204 с.

. Тхоревский, Т.С. Физиология человека [Текст] / Т.С. Тхоревский. - М.: Медицина, 2001. - 320 с.

. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 301 с.

. Хомутский, В.С. Спор молодых. Хоккей [Текст] / В.С. Хомутский. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 213 с.

. Шестаков, М.М. Структура соревновательной деятельности и критерии её эффективности в хоккее с мячом [Текст] / М.М. Шестаков. - Краснодар, 1993. - 308 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: