ТРЕНИРОВКА ДЫХАНИЯ. «ДЫХАНИЕ КУВШИНА»




Упражнение, известное под названием «Дыхание Кувшина», лучше всего выполнять в строго определен­ном режиме — когда воздух проходит равномерно че­рез обе ноздри. В том случае, если одна ноздря дышит лучше, чем другая, нужно лечь на одноименный бок и закрыть эту ноздрю пальцем, способствуя тому, чтобы дышала та ноздря, через которую воздух проходит хуже. Достаточно нескольких дыхательных циклов (вдох-выдох), чтобы воздух начал проходить через обе нозд­ри равномерно.

После того как дыхание нормализовалось, следует сесть, закрыть пальцем левую ноздрю и сделать для начала долгий выдох через правую. Затем следует вдох­нуть и сделать короткий выдох; снова вдохнуть и сде­лать выдох длительный и мягкий. Выполнив это три

раза, проделайте то же самое через левую ноздрю (пра­вая закрыта пальцем), а затем через обе ноздри одно­временно.

При каждом выдохе практикующий должен пред­ставлять себе, как вместе с воздухом изгоняются все грехи, препятствия и телесные болезни. Если вам не приходилось ранее проделывать подобного упражнения, следует, делая выдох, закрывать ноздрю указательным пальцем одноименной руки. Дыша через обе ноздри, практикующий может поместить кисти рук, сжав их в кулаки, у себя на коленях. Сделав выдох, глубоко вдохните, слегка наклоняя при этом голову вперед.

Это дыхательное упражнение известно под названи­ем «Дыхание Девяти Потоков». Выполнять его нужно однократно или двукратно непосредственно перед ме­дитацией. При слишком интенсивном выполнении это­го упражнения могут возникнуть головокружение, го­ловная боль и нарушение дыхание, поэтому нужно знать меру. Однако если во время медитации появится по­требность взбодриться, то это упражнение поможет вам справиться с усталостью.

Теперь перейдем к основной методике «Дыхания Кувшина». Сядьте, как указано выше, и выпрямите спину. Под ягодицы подложите подушку или сложен­ное одеяло, устроив нечто вроде вспомогательного си­денья высотой около трех дюймов. После этого сде­лайте длительный и ненапряженный вдох, как бы «вжимая» воздух в живот ниже пупка, и проглотите

слюну вместе с воздухом. После этого слегка сокра­тите мышцы сфинктера ануса и удерживайте воздух в Пупочной Чакре.

Когда научитесь опускать воздух в низ живота сво­бодно и легко, можно сокращать мышцы сфинктера сильнее, чем на первоначальном этапе, не вовлекая при этом в работу мышцы живота. Благодаря использова­нию комбинированного приема: опускания и сжатия «верхнего воздуха», поднятия «нижнего воздуха» и «смешивания» их в Пупочной Чакре, — нижняя часть живота становится выпуклой и похожей на кувшин или горшок. Отсюда и название этого упражнения: «Дыха­ние Кувшина».

Когда более удерживать воздух станет невозмож­но, сделайте очень короткий вдох, чтобы ослабить на­пряжение, а затем — три волнообразных движения жи­вотом и постарайтесь еще раз удержать воздух, насколько это будет возможно. Когда же и это ста­нет невозможным, слегка приподнимите голову и как можно медленнее выдохните воздух. Эти четыре эта­па дыхательного упражнения носят названия: а) вдох, б) наполнение, в) растворение и г) выброс.

В процессе «Дыхания Кувшина» должен присут­ствовать и элемент визуализации. Во время вдоха нужно представлять себе Праны Пяти Элементов, ок­рашенные в пять различных цветов, входящими в ноздри на отдалении 25 сантиметров от кончика носа. В стадии «наполнения» следует представлять себе воздух, который спускается вниз по обоим бо­ковым Каналам. Отсюда понятна обоснованность их визуализации в образе «кишок старой козы» — «кишки» при этом раздуваются. Затем воздух про­ходит через точку пересечения боковых Каналов, входит в Центральный Канал и остается в нем.

В стадии «растворения» нужно представлять себе воздух, который циркулирует внутри Центрального Канала. На заключительном этапе, выполняя «выброс», следует визуализировать Тиг-ле (Тиг-ле, или Бинду (санскр.), — в тантрических текстах символ «эссен­ции» жизненной энергии, спермы мужчины и «крови» женщины. Кроме того, этим термином обозначают­ся все виды секреций желез организма, в особенности эндокринных. Тиг-ле также рассматривается в тан­тризме как эквивалент Ума-Бодхи), которая являет­ся символом Сущности Праны-Ума (Тантризм утвер­ждает, что Прана (энергия) и Ум тождественны), которая вырывается через Центральный Канал и Голов­ную Чакру. Однако следует помнить, что подобную визуализацию стадии «выброса» лучше выполнять лишь единожды, в самом начале медитации, так как частое повторение ее, как правило, приводит к нежелатель­ным последствиям.

По утверждению некоторых Учителей, в стадии «выб­роса» следует визуализировать поток воздуха, выходящий из межбровья. Другие же Гуру утверждают, что Праны Пяти Элементов лучше представлять себе в виде лучей света,

окрашенных в пять цветов, которые рождаются из мно­жества маленьких молний, имеющих треугольную форму. Эти молнии проникают в тело и остаются внутри его в стадиях вдоха, выдоха и задержки. Некоторыми источни­ками рекомендуется также на стадии «растворения» по­началу представлять себе, как воздух заполняет Централь­ный Канал, Четыре Чакры, а затем — все нади, включая самые мелкие. Однако у последнего метода существует много противников, которые считают, что визуализация этим способом вызывает потерю энергии.

Начинать практику с этого интенсивного «Дыхания Кувшина» не рекомендуется. Оно способно вознаградить практикующего некоторыми переживаниями временно­го характера, однако польза в итоге окажется неболь­шой. Кроме того, практикующего подстерегают на этом пути многие прочие трудности. Поэтому начинающему лучше выполнять мягкий вариант этого дыхательного упражнения — это принесет куда большую пользу и не вызовет никаких неприятных последствий.

Новичку также следует прислушаться и к следующе­му совету: до тех пор пока вы не достигли мастерства в мягких упражнениях, не начинайте практиковать интенсивные варианты «Дыхания Кувшина». Мягкие упражнения «Дыхания Кувшина» заключаются в задер­жке воздуха на незначительное время, причем выды­хать его начните прежде, чем ощутите напряжение; после этого следует сразу же сделать следующий вдох и снова задержать воздух.

Полный цикл этого упражнения состоит из восьми­десяти повторений. Закончив цикл, немного отдохни­те и лишь затем повторите упражнение. Пытаться про­длить период задержки дыхания следует мягко и постепенно; ни в коем случае нельзя дышать через рот. И еще: выполняя это упражнение, избегайте мест с вы­соким уровнем задымленности и другими неблагопри­ятными для дыхания условиями.

Умение задерживать дыхание без напряжения в те­чение двух минут — минимальное требование для практикующего, стремящегося к контролю над пранами. Задержка продолжительностью в четыре мину­ты считается средним показателем, а шесть и более минут — выполнением высшего требования.

Необходимо упомянуть и о признаках вхождения Праны в Центральный Канал. В какой-то момент во вре­мя медитации воздух начинает течь плавно и равно­мерно через обе ноздри, затем дыхание становится пре­дельно легким и, наконец, прекращается совсем. Однако практикующему следует помнить, что такие ощущения и явления могут наблюдаться и при утечке Праны или при снижении ее уровня.

Для того чтобы помочь распознать и различить эти неблагоприятные состояния, поясним: при падении уровня Праны человека одолевает сонливость, его ум затуманивается. При утечке же Праны из организма практикующий не может добиться отчетливой, ясной визуализации.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: