Введение
Сухогрузные суда общего назначения предназначены для перевозки генеральных грузов и являются наиболее распространенным типом транспортных судов - около 60% (по количеству) всех грузовых транспортных судов относится к этому типу. Грузоподъемность морских судов для генеральных грузов составляет в среднем 4000 -
т и достигает 16 000 - 20 000 т, скорость - соответственно 14-16 и 20-22 уз. Крупнейшие речные самоходные сухогрузные суда имеют грузоподъемность до 5000 -6000 т и скорость 15 - 20 км /ч.
Сухогрузные суда имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда - однопалубные, большие - двух - и трехпалубные). Машинное отделение, как правило, с дизельной установкой, расположено в корме или сдвинуто в нос на один - два грузовых трюма. Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда - два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны грузоподъемностью 8 -10 т или стрелы грузоподъемностью 3 -10 т; для тяжеловесных грузов предназначены грузовые стрелы или специальные грузовые устройства грузоподъемностью 30 - 350 т (тяжеловесные стрелы грузоподъемностью более 60 - 100 т являются уникальными). На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторный трюм для перевозки скоропортящихся грузов и, иногда, диптанк для перевозки жидких пищевых масел.
Архитектурно-конструктивный тип судна
Проектируется универсальное сухогрузное однопалубное судно для перевозки генеральных грузов и контейнеров. Количество поперечных переборок - 6. Количество трюмов - 4. Судно - двухостровное (с жилыми помещениями в юте), имеет транцевую корму, наклонный форштевень. Кормовое расположение машинного отделения. Одновинтовое судно.
|
Определение основных элементов судна
Для определения длины форпика используют следующую формулу:
lф=(0,05÷0,08)∙L=0,08∙120=9,6 м
(длина форпика должна быть кратна шпацию, а0=600 мм)
Для определения длины ахтерпика:
lа=(0,04÷0,05)∙L=5,6 м
(длина ахтерпика может не быть кратна шпацию)
Длина машинного отделения равна:
lмо=0,15∙L=0,15∙120=18 м
(длина машинного отделения должна быть кратна шпацию, а=800 мм)
Длину трюма №1 считают по формуле:
lтр1=6∙а+2∙6+3∙0,05= 6∙0,8+12+0,15=16,95
Так, как длины трюмов кратны шпацию (а=800 мм), принимаем lтр1=17,6 м
Длину трюмов №2,3,4 узнаем путем вычитания из длины судна уже известные длины, которые были посчитаны выше.
Результаты сведем в таблицу 1.
Таблица 1 - Таблица длин всех помещений
Высота бака прининимается равной 2,50 м.
Высота двойного дна:
м
Высота комингсов люков принимается 1200 мм.
Толщина люкових крышек 600 мм.
Ширина люкових вырезов:
blтр1=0,5∙B=0,5∙14,8= 7,4 м blтр2= blтр3= blтр4=0,75∙B=0,75∙14,8=11,1 м
Определение чистой грузоподьемности, дедвейта, водоизмещения и осадки судна в полном грузу
Для расчета площадей шпангоута применяем формулу:
w=B∙D∙k
для площади флора:
Sф=h ∙B∙k
Коэффициент k приведен в таблице №2.
Таблица 2 - Расчет площадей шпангоута и флора до верхней палубы
Расчет вместимости грузовых помещений определяется по эпюру вместимости. Таким образом находим теоретическую вместимость. Зерновая вместимость на 3% меньше теоретической, а киповая - на 10%. Расчет вместимости всех грузовых помещений описан в таблице №3.
|
Таблица 3 - Расчет вместимости грузовых помещений
Дедвейт определяется по формуле:
DW=Pгр+Pэк+Pтопл
Чистая грузоподъемность судна определяется по полезным объемам всех грузовых помещений, делением их суммарного объема на заданный удельный погрузочный объем
т,
где q - удельный погрузочный объем.
Вес экипажа со снабжением и пресной водой принимается по формуле
т,
где n=15 человек - численность экипажа судна.
Вес топлива и смазки вычисляется по выражению
т,
где q=170 кг/(МВт∙час) - удельный расход топлива и масла на все нужды на ходу судна.
0,2 - коэффициент резерва, учитывающий работу вспомогательных механизмов в портах и задержки в рейсе.
Водоизмещение порожнем
т
Водоизмещение судна ∆
т.
Значение осадки определено из уравнения плавучести
м,
где - коэффициент общей полноты, принимаем =0,70;
т/м3 - удельный вес морской воды.