ОСВОЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЕ TURBO PASCAL. РАЗРАБОТКА ЛИНЕЙНЫХ ПРОГРАММ
Выполнил:
Студент группы 12УК1б
Спирин Ю. А.
Принял:
Доцент каф. ИКТ
Дятков В. С.
Пенза, 2012г.
Лабораторная работа №1
Освоение инструментальных средств создания программ в интегрированной среде Turbo Pascal. Разработка линейных программ
Цель работы: Приобретение навыков по работе с системой Turbo Pascal. Приобретение навыков определения типов переменных в зависимости от характеристик данных и разработки линейной программы на языке Pascal с вводом и выводом данных.
Ход работы
1. Составляем блок-схему для вычисления куба разности двух чисел
![]() |
Составляем программу на Pascal
{Программа вычисления куба разности двух чисел}
program First_Program;
uses crt;
var
A,B: Real; {вводимые данные}
Pr: Real; { куб разности чисел }
begin
clrscr; {вызов процедуры очистки экрана}
Writeln (' Программа вычисления куба разности двух чисел ');
Writeln ('---------------------------------');
Write ('Введите два любых числа: ');
Readln (A,B);
Pr:=(a-b)*(a-b)*(a-b);
Writeln(‘Pr=’,Pr:8:2);
Writeln(‘Нажмите ENTER для продолжения работы’);
Readln {ожидание нажатия клавиши Enter}
end.
2. Результаты работы в Pascal
Ответы на контрольные вопросы
Порядок создания программы на языке Turbo Pascal.
Функции, необходимые для создания программы:
· подготовку текста программы,
· компиляцию (перевод исходного текста программы в машинный код),
· отладку;
· выполнение;
· формирование исполняемого (загрузочного) модуля.
Далее даны справочные сведения о том, как выполнять указанные действия.
Переход в каталог, содержащий файл turbo.exe и его запуск: найти на диске файл turbo.exe (см. организацию каталогов) и запустить его нажатием клавиши ввод или просто набрать на клавиатуре TURBO и нажать клавишу ENTER.
При входе в интегрированную среду Turbo Pascal на экране появляется окно, в верхней части которого находится главное меню функций (рисунок 1.1), в нижней – строка подсказок (помощи).
Все этапы создания программы в интегрированной среде осуществляйся с помощью системы меню.
File Edit Search Run Compile Debug Tools Options Window Help
2. Основное меню содержит следующие поля:
· работа с файлами (File);
· редактирование (Edit);
· поиск (Search);
· выполнение (Run);
· компиляция (Compile);
· отладка (Debug);
· инструментальные средства (Tools);
· параметры (Options);
· окна (Window);
· помощь (Help).
Для выполнения требуемой функции можно:
– нажать клавишу F10, затем, перемещая клавишами <--, --> курсор меню (выделенный прямоугольник), выбрать нужный пункт и нажать клавишу Enter,
– одновременно нажать клавишу Alt и клавишу с выделенной буквой в нужном пункте меню; например, для выполнения функции File следует нажать Alt +F.
В последующем тексте нажимаемых клавиш и выбираемых пунктов меню перечисляются последовательно через запятую или через знак "/".
После выбора пункта главного меню на экран выводится подчиненное вертикальное меню, позволяющее выбрать нужную операцию; выбор производится перемещением курсора меню вверх или вниз клавишами со стрелками и последующим нажатием клавиши Enter.
3. При подготовке нового текста программы: F10, File, New; откроется новое окно, которое можно использовать для набора текста программы.
Меню редактирования позволяет выполнять ряд операций с фрагментами текста (копировать, перемещать, удалять фрагменты и т. д.).
Набор или редактирование исходного текста программ происходит в окне редактирования. При этом используются приемы, принятые во многих других редакторах (Works, Lexicon, Word и др.). Интегрированная среда поддерживает функции работы с блоками, строками, со словами и с отдельными символами. Подробнее об этом можно узнать в разделе помощи. Для этого нажмите F1 и в появившемся окне помощи выберите пункт Using the editor. Далее выберите из списка нужную группу команд.
Примеры использования клавиш редактирования текста:
– Ins – включение/выключение режима вставки/замены символа в позиции курсора;
– клавиши со стрелками – сдвиг курсора в соответствующем направлении;
– End – перемещение курсора в конец строки;
– Home – перемещение курсора в начало строки;
– PgUp – сдвиг текста программы на страницу назад;
– PgDn – сдвиг текста программы на страницу вперед;
– Ctrl+W – сдвиг строк текста программы вниз;
– Ctrl+Z – сдвиг строк текста программы вверх;
– Ctrl+стрелка вправо – перемещение курсора на слово вправо;
– Ctrl+стрелка влево – перемещение курсора на слово влево;
– (BackSpace) – удаление символа слева от курсора;
– Del – удаление символа над курсором;
– Ctrl+Y – удаление строки;
– Ctrl+Q,Y – удалить символы от курсора до конца строки;
– Ctrl+N – вставка строки.
Имеются и другие возможности для редактирования текста (см. Help).
4. Компиляция программы в исполняемый модуль (создание исполняемого модуля):
F9, появится окно, информирующие о ходе компиляции. В строке Destination указывается место размещения исполняемого модуля. При значении Destination: "Memory" исполняемый модуль размещается в оперативной памяти и в дальнейшем будет потерян. Для сохранения исполняемого модуля на диске в главном меню в пункте Compile выберите пункт Destination и нажмите ввод.
Повторите компиляцию. После успешной компиляции на диске в установленном программистом каталоге (F10\Options\Directories) появляется новый файл xxxххх.exe, где xxxххх – это имя файла с исходным текстом, расширение исполняемого модуля. При наличии синтаксических ошибок выводится сообщение об ошибке, и курсор указывает место, куда нужно внести изменения (см. п. 1.8).
Выполнение программы:
находясь в окне с исходным текстом программы, нажмите одновременно Ctrl и F9. Появится окно компиляции. После прохождения процесса компиляции программа будет выполнена.
5. После подготовки текста или перед окончанием работы следует текст программы сохранить:
F10\File\Save, ввести имя файла в поле Save file as (по умолчанию Turbo Pascal устанавливает имя NONAMExx.PAS (предпочтительно использование оригинальных имен, задаваемых пограммистом).
F2 (текст будет сохранен с именем по умолчанию или с заданным именем).
6. Загрузка текста программы с диска:
F10\ File\ Open; откроется окно с приглашением ввода имени программы (это окно можно вызвать также и путем нажатия клавиши F4); нажмите Tab для перехода в режим выбора каталогов и файлов. Выберите нужный вам каталог и файл и нажмите ввод. Откроется новое окно, содержащее текст выбранного файла.
Если программа не была ранее сохранена, то появится окно, аналогичное окну загрузки, с приглашением ввести имя программы. После ввода имени нажмите ввод. Программа сохранится в файле с заданным именем.
7. Выход из среды Turbo Pascal выполняется с помощью одновременного нажатия клавиш Alt и X или выбора пункта меню F10\File\Quit. Если программа не была ранее сохранена, то появится окно, аналогичное окну загрузки, с приглашением ввести имя программы. После ввода имени нажмите ввод. Программа сохранится в файле с заданным именем.
8.
9. Для открытия окна Help можно:
· нажать F1 в любой момент времени (находясь в любом диалоговом окне или при выборе любой команды меню),
· когда окно редактора активно, а курсор стоит под словом, нажмите Ctrl-F1 для получения справочной информации по языку и по текущему выбранному элементу, если слово не найдено, выполняется поиск вперед по оглавлению и показывается ближайший соответствующий текст.
10. При выполнении данной работы рекомендуется использовать программу со следующей структурой:
Program <имя_программы>;
{----------------раздел определения переменных--------------------}
var
< имя _переменной, имя_переменной,... >: <тип _переменных>;
< имя _переменной, имя_переменной,... >: <тип переменных>;
..............................................
{-------------------------- блок операторов-----------------------}
Begin
Writeln('Сообщение о начале работы программы');
{---ввод данных---}
Writeln ('Введите... ');
Readln (<список_переменных>;
{---операторы вычисления значений---}
.............................
{---вывод_результатов---}
Writeln('Сообщение о выводе результатов');
Writeln(<список_переменных>);
Writeln(<список_переменных>);
........................................................
End.
Разновидности данных целого типа даны в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Целый тип | Диапазон значений | Размер памяти |
Shortint | -128 … 127 | 1 байт |
Integer | -32768... 32767 | 2 байта |
Longint | -2147483648...2147483647 | 4 байта |
Byte | 0... 255 | 1 байт |
Word | 0... 65535 | 2 байта |
11. Для вывода поясняющего текста (подсказок оператору ЭВМ) можно использовать операторы типа:
Write('Сообщение о вводе данных');
Writeln('Сообщение о выводе результатов');
Для ввода данных можно использовать операторы типа:
Read(A,B,C);
Readln(S1);
При вводе числа разделяются пробелом, символы вводятся без разделителя.
Для вывода результатов можно использовать операторы типа:
Write(Result:7:2);
где «7» – общее количество разрядов результата (включая знак числа, целую часть, десятичную точку и дробную часть), «2» – количество разрядов после десятичной точки.
Writeln(Result:7:2);