Порядок создания программы на языке Turbo Pascal.




ОСВОЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММ В ИНТЕГРИРОВАННОЙ СРЕДЕ TURBO PASCAL. РАЗРАБОТКА ЛИНЕЙНЫХ ПРОГРАММ

 

 

Выполнил:

Студент группы 12УК1б

Спирин Ю. А.

Принял:

Доцент каф. ИКТ

Дятков В. С.

 

 

Пенза, 2012г.

Лабораторная работа №1

Освоение инструментальных средств создания программ в интегрированной среде Turbo Pascal. Разработка линейных программ

Цель работы: Приобретение навыков по работе с системой Turbo Pascal. Приобретение навыков определения типов переменных в зависимости от характеристик данных и разработки линейной программы на языке Pascal с вводом и выводом данных.

 

Ход работы

1. Составляем блок-схему для вычисления куба разности двух чисел

 
 

 

 


 


Составляем программу на Pascal

 

{Программа вычисления куба разности двух чисел}

program First_Program;

uses crt;

var

A,B: Real; {вводимые данные}

Pr: Real; { куб разности чисел }

begin

clrscr; {вызов процедуры очистки экрана}

Writeln (' Программа вычисления куба разности двух чисел ');

Writeln ('---------------------------------');

Write ('Введите два любых числа: ');

Readln (A,B);

Pr:=(a-b)*(a-b)*(a-b);

Writeln(‘Pr=’,Pr:8:2);

Writeln(‘Нажмите ENTER для продолжения работы’);

Readln {ожидание нажатия клавиши Enter}

end.

2. Результаты работы в Pascal

Ответы на контрольные вопросы

Порядок создания программы на языке Turbo Pascal.

Функции, необходимые для создания программы:

· подготовку текста программы,

· компиляцию (перевод исходного текста программы в машинный код),

· отладку;

· выполнение;

· формирование исполняемого (загрузочного) модуля.

Далее даны справочные сведения о том, как выполнять указанные действия.

Переход в каталог, содержащий файл turbo.exe и его запуск: найти на диске файл turbo.exe (см. организацию каталогов) и запустить его нажатием клавиши ввод или просто набрать на клавиатуре TURBO и нажать клавишу ENTER.

При входе в интегрированную среду Turbo Pascal на экране появляется окно, в верхней части которого находится главное меню функций (рисунок 1.1), в нижней – строка подсказок (помощи).

Все этапы создания программы в интегрированной среде осуществляйся с помощью системы меню.

File Edit Search Run Compile Debug Tools Options Window Help

 

2. Основное меню содержит следующие поля:

· работа с файлами (File);

· редактирование (Edit);

· поиск (Search);

· выполнение (Run);

· компиляция (Compile);

· отладка (Debug);

· инструментальные средства (Tools);

· параметры (Options);

· окна (Window);

· помощь (Help).

Для выполнения требуемой функции можно:

– нажать клавишу F10, затем, перемещая клавишами <--, --> курсор меню (выделенный прямоугольник), выбрать нужный пункт и нажать клавишу Enter,

– одновременно нажать клавишу Alt и клавишу с выделенной буквой в нужном пункте меню; например, для выполнения функции File следует нажать Alt +F.

В последующем тексте нажимаемых клавиш и выбираемых пунктов меню перечисляются последовательно через запятую или через знак "/".

После выбора пункта главного меню на экран выводится подчиненное вертикальное меню, позволяющее выбрать нужную операцию; выбор производится перемещением курсора меню вверх или вниз клавишами со стрелками и последующим нажатием клавиши Enter.

3. При подготовке нового текста программы: F10, File, New; откроется новое окно, которое можно использовать для набора текста программы.

Меню редактирования позволяет выполнять ряд операций с фрагментами текста (копировать, перемещать, удалять фрагменты и т. д.).

Набор или редактирование исходного текста программ происходит в окне редактирования. При этом используются приемы, принятые во многих других редакторах (Works, Lexicon, Word и др.). Интегрированная среда поддерживает функции работы с блоками, строками, со словами и с отдельными символами. Подробнее об этом можно узнать в разделе помощи. Для этого нажмите F1 и в появившемся окне помощи выберите пункт Using the editor. Далее выберите из списка нужную группу команд.

Примеры использования клавиш редактирования текста:

– Ins – включение/выключение режима вставки/замены символа в позиции курсора;

– клавиши со стрелками – сдвиг курсора в соответствующем направлении;

– End – перемещение курсора в конец строки;

– Home – перемещение курсора в начало строки;

– PgUp – сдвиг текста программы на страницу назад;

– PgDn – сдвиг текста программы на страницу вперед;

– Ctrl+W – сдвиг строк текста программы вниз;

– Ctrl+Z – сдвиг строк текста программы вверх;

– Ctrl+стрелка вправо – перемещение курсора на слово вправо;

– Ctrl+стрелка влево – перемещение курсора на слово влево;

– (BackSpace) – удаление символа слева от курсора;

– Del – удаление символа над курсором;

– Ctrl+Y – удаление строки;

– Ctrl+Q,Y – удалить символы от курсора до конца строки;

– Ctrl+N – вставка строки.

Имеются и другие возможности для редактирования текста (см. Help).

 

4. Компиляция программы в исполняемый модуль (создание исполняемого модуля):

F9, появится окно, информирующие о ходе компиляции. В строке Destination указывается место размещения исполняемого модуля. При значении Destination: "Memory" исполняемый модуль размещается в оперативной памяти и в дальнейшем будет потерян. Для сохранения исполняемого модуля на диске в главном меню в пункте Compile выберите пункт Destination и нажмите ввод.

Повторите компиляцию. После успешной компиляции на диске в установленном программистом каталоге (F10\Options\Directories) появляется новый файл xxxххх.exe, где xxxххх – это имя файла с исходным текстом, расширение исполняемого модуля. При наличии синтаксических ошибок выводится сообщение об ошибке, и курсор указывает место, куда нужно внести изменения (см. п. 1.8).

Выполнение программы:

находясь в окне с исходным текстом программы, нажмите одновременно Ctrl и F9. Появится окно компиляции. После прохождения процесса компиляции программа будет выполнена.

5. После подготовки текста или перед окончанием работы следует текст программы сохранить:

F10\File\Save, ввести имя файла в поле Save file as (по умолчанию Turbo Pascal устанавливает имя NONAMExx.PAS (предпочтительно использование оригинальных имен, задаваемых пограммистом).

F2 (текст будет сохранен с именем по умолчанию или с заданным именем).

6. Загрузка текста программы с диска:

F10\ File\ Open; откроется окно с приглашением ввода имени программы (это окно можно вызвать также и путем нажатия клавиши F4); нажмите Tab для перехода в режим выбора каталогов и файлов. Выберите нужный вам каталог и файл и нажмите ввод. Откроется новое окно, содержащее текст выбранного файла.

Если программа не была ранее сохранена, то появится окно, аналогичное окну загрузки, с приглашением ввести имя программы. После ввода имени нажмите ввод. Программа сохранится в файле с заданным именем.

7. Выход из среды Turbo Pascal выполняется с помощью одновременного нажатия клавиш Alt и X или выбора пункта меню F10\File\Quit. Если программа не была ранее сохранена, то появится окно, аналогичное окну загрузки, с приглашением ввести имя программы. После ввода имени нажмите ввод. Программа сохранится в файле с заданным именем.

8.

9. Для открытия окна Help можно:

· нажать F1 в любой момент времени (находясь в любом диалоговом окне или при выборе любой команды меню),

· когда окно редактора активно, а курсор стоит под словом, нажмите Ctrl-F1 для получения справочной информации по языку и по текущему выбранному элементу, если слово не найдено, выполняется поиск вперед по оглавлению и показывается ближайший соответствующий текст.

10. При выполнении данной работы рекомендуется использовать программу со следующей структурой:

Program <имя_программы>;

{----------------раздел определения переменных--------------------}

var

< имя _переменной, имя_переменной,... >: <тип _переменных>;

< имя _переменной, имя_переменной,... >: <тип переменных>;

..............................................

{-------------------------- блок операторов-----------------------}

Begin

Writeln('Сообщение о начале работы программы');

{---ввод данных---}

Writeln ('Введите... ');

Readln (<список_переменных>;

{---операторы вычисления значений---}

.............................

{---вывод_результатов---}

Writeln('Сообщение о выводе результатов');

Writeln(<список_переменных>);

Writeln(<список_переменных>);

........................................................

End.

Разновидности данных целого типа даны в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Целый тип Диапазон значений Размер памяти
Shortint -128 … 127 1 байт
Integer -32768... 32767 2 байта
Longint -2147483648...2147483647 4 байта
Byte 0... 255 1 байт
Word 0... 65535 2 байта

11. Для вывода поясняющего текста (подсказок оператору ЭВМ) можно использовать операторы типа:

Write('Сообщение о вводе данных');

Writeln('Сообщение о выводе результатов');

 

Для ввода данных можно использовать операторы типа:

Read(A,B,C);

Readln(S1);

При вводе числа разделяются пробелом, символы вводятся без разделителя.

Для вывода результатов можно использовать операторы типа:

Write(Result:7:2);

где «7» – общее количество разрядов результата (включая знак числа, целую часть, десятичную точку и дробную часть), «2» – количество разрядов после десятичной точки.

Writeln(Result:7:2);

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: