Классификация нарушений речи
| Клинико-педагогическая классификация
| | Нарушение устной речи
| Нарушение письменной речи
| | Фонационного (внешнее оформление высказывания) (нарушение произношения)
| Структурно-семантические нарушения речи (внутреннего оформл.высказывания.)
| Расстройства чтения
| Расстройства письма
| | Нарушение произносительной стороны речи
Дисфония («дис»-расстройство, «фоно»-звук, голос) –расстройство голоса.
Синонимы:
нарушение голоса,
нарушение фонации,
фонаторное нарушение,
вокальное нарушение.
Проявляется:
в нарушении силы, высоты, тембра голоса.
Обусловлено:
органическими или функциональными расстройствами гол.апп.
Афония («а»-отсутствие)
Врадилалия(«брадис»-замедленный, «лалия»-речь) –патологический замедленный темп речи.
Синонимы:
Брадифразия.
Проявляется:
в тягучей, растянутой речи (вялой)
Обусловлено:
Замедленной реализации арт. программы. Обычно является симптомом других неврологических заболеваний.
Тахилалия («тахи»-ускоренный, «лалия»-речь) –патологически ускоренная речь.
Синонимы:
Тахифразия.
Проявляется:
В торопливой, стремительной ускоренной речи.
Обусловлено:
Ускоренной реализацией арт. программы. Чаще бывает при определенных неврологических заболеваниях.
Заикание – нарушение темпоритмической организации речи.
Синонимы:
Логоневроз.
Проявляется: Чаще всего в ходе реч.развития ребенка.
Выражается: Судорожным состоянием мышц реч.аппарата.
Дислалия («дис» – расстройство, «лалия» - речь) –нарушение звукопроизношения при норм слухе и сохранной иннервацией реч.аппарата.
Синонимы:
Дефекты звукопроизношения,
Фонетические дефекты (недостатки) произношения фонем.
Проявляется: В пропуске, искажении, замене, смешении.
Обусловлено:
В одних случаях – наруш. строения орг.арт.аппарата, в др. нарушение фонемат.слуха. Чаще одновременно наруш. тип движения и фонематич.слух.
Ринолалия(«рино»-нос, «лалия»-речь) –речь с носовым оттенком.
Синонимы:
Гнусавость, палатолалия («palatum» – Тв. Небо.)
Проявляется:
Патологическим изменением тембра голоса (назализация) и искаженным произн.всех звуков речи.
Обусловлено:
Анатомо-физиологическим дефектами реч.аппарата различными расщелинами тв.и мягк.неба, что нарушает преграду между рот.и нос. полостью.
Дизартрия («диз»-нарушение, «артро»– членораздельное произношение) –нарушение произносительной стороны речи.
Обусловлено:
ДЦП в более легких случаях это нарушение нескольких групп звуков и ритмомелодики, вследствие орг. наруш. ЦНС, в основном двиг.расстройствами орг.речи.
Анартрия («а» - отсутствие) –отсутствие речи. насчет параличей.
| Системные наруш.речи
Алалия (системное нарушение в разной степени по-разному) –отсутствие или недоразвитие речи вследствие орг.поражения реч.зон коры гол.мозга во внутриутробном или раннем развитии ребёнка.
Синонимы:
Дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота.
Это один из наиболее сложных нарушений речи.
Вызвано:
Нарушена операция отбора и программирования на всех этапах порождения и приёмах высказывания, вследствие чего не формируется система языковых средств как лексических, грамматических, так и фонематических. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие реч.мех. не сформированы:
Моторная алалия– нарушение управление реч. движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слова.
При нарушении работы речи слухового анализатора.
Сенсорная алалия – проявляется в нарушении понимания речи. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него не развиты слухоречевые дифференцировки в воспринимающем мех.речи. если страдает один анализатор, то вторично будет страдать другой. = > часто вызывает
Сенсомоторная алалия
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленное локальными поражениями гол.мозга.
Синонимы:
Распад речи, утрата речи.
В основном афазия встр. у взрослых, обычно или после черепно-мозг. травмы или после инсульта.
У детей можно говорить только после того, как речь уже была сформирована = > в отличие от афазии у взрослых, её называют детская афазия или ранняя афазия.
Она м.б. вызвана черепно-мозг. травмой, нейроинфекцией, опухолью мозга.
| Дислексия («дис» – расстройство, «лексия» - чтение) –частичное специфическое нарушение чтения (процесса)
Проявляется:
-в затруднениях в опознаниях и узнаваниях букв;
-в затруднениях слияния букв в слоге;
-в затруднениях слияния слогов в слове;
-в аграмматизмах.
Это приводит к неправильному воспроизведению звука в слове => к искажению понимания прочитанного.
Все эти ошибки носят стойкий характер.
Обусловлено:
Несформированностью или нарушениями высших псих.функций, осущ. процессы чтения:
-нарушения зр. анализа и синтеза;
-нарушения пространственных представлений;
-нарушение или несформированность фонематического восприятия;
-нарушение фонематического анализа;
-несформированность или недоразвитие лексикческого строя речи.
Алексия – невозможность или большие затруднения при обучении речи.
| Дисграфия («дис» – расстройство, «графия» - письмо) –частичное специфическое нарушение процесса письма
Проявляется:
-в нестойкости оптико-пространственного образа буквы;
-в смешениях или пропусках букв;
-в искажениях звукослогового состава слова;
-в искажениях структуры предложения.
Все эти ошибки носят стойкий характер.
Обусловлено:
Несформированностью или нарушением высших псих.функций, осущ.процесс письма в норме:
-несформированностью или нарушением слух.дифф.звука;
-нарушение правильного произношения звуков (обычно, когда один звук заменяется других);
-несформированностью языкового анализа и синтеза;
-несформированностью пространственного представления;
-несформированностью внимания, памяти (нарушение);
-незрелость или нарушение эмоц.-волевой сферы.
Аграфия – трудности обучения письму.
|
| Психолого-педагогическая классификация
| | Нарушение средств общения
| Нарушение в применении
средств общения
| | Фонетико-фонологическое недоразвитие речи
| Общее недоразвитие речи
| Заикание
| Коммуникативные дефекты
| | ФФН –это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефект восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся: дети с норм. слухом, интеллектом и зрением.
Дефекты фономатического восприятия, имеющиеся у детей этой группы, выражаются в след.:
-нечеткое различие на слух фонем собственной речевой группы, чаще глухо-звонких,
тв-мягких, л-р и других;
-неподготовленность к элементарным формам зрит. анализа и синтеза;
-затруднение при звуковом анализе и синтезе звукового состава речи.
Дефекты произношения у детей этой группы сводятся к след. характ. проявлениям:
-замена одних звуков другими, более простыми по арт. (собака – фобака, с – ф, с – т).;
-искаженное произношение одного или нескольких звуков;
-наличие диффузной арт. зв., заменяющей целую группу звуков;
-нестабильное использование звуков в различных формах речи (например: звук может правильно произн. изолир., в стихах, при пересказе, а в самостоятельной речи неправильно, т.к. заучивание вещей происходит со слов взрослого, и ребенок может в данном варианте произносить звук правильно).
| ОНР –различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой и зв. стороне.
Для детей с ОНР (к этой категории относятся дети с норм. слухом и зрением) характерно:
-позднее начало развития речи;
-скудный словарный запас;
-аграмматизмы;
-дефекты произношения и фонемообразования;
-в зависимости от степени сфор мир. реч. ф-в у ребенка.
3 уровня выделили Роза Евгеньевна Левина.
1 УРОВЕНЬ. Акт. словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.
2 УРОВЕНЬ.Ограниченный запас общеупотребляемых слов, использ. в речи простых предложений из 2-3 слов с грубыми аграмматизмами (несоглас. в роде, числе и т.д.)
3 УРОВЕНЬ. Характеризуется наличием фразовой речи, но с лексикограм и фонетикофонематическим недоразвитием. Обычно такие дети на бытовом уровне хорошо понимают взрослых, могут с ними общаться, но речь их похожа на речь иностранца.
Нарушена структура слов, постановка.
В 2002 году Филичева Татьяна Васильевна защитила докторскую диссертацию, выделив 4 уровень ОНР.
4 УРОВЕНЬ.Речь является средством общения, но имеются элементы недоразв. речи, как в произн. стороне (нарушение отдельных групп звуков, не всегда правильно ставит ударение: раздели́ - разде́ли).
Не всегда правильно ставит паузы, в словаре наруш. звуко-слоговая структура слова, но более сложн. редкоупотребител.слов. Вызывает неправильное построение фразы, затруднение при пересказе, составлении рассказа по сюжетам, картины и т.д.
| Оно рассматрива-ется как нарушение коммуника-тивной функции речи, при прав. сформирован-ных ср-вах общения.
Такая группа имеется в логопедических дет.садах.
1 уровень речевого развития.
| Сочетание заикания с ОНР или сочетание заикания с фонетико-фонем.
и тогда встает вопрос: в какую группу направить этого ребенка.
Здесь должен осущ. сугубо индивидуальный подход, основным принципом которого является НЕ НАВРЕДИ НИ РЕБЕНКУ, НИ ГРУППЕ ДЕТЕЙ.
Учитывается и уровень развития речи ребенка и степень тяжести нарушения (заикания) и что первично, а что вторично. Этот вопрос решает медико-пед. комиссия, которой д.б. представлены документы, достаточно дающие принять правильное решение.
|
|
Поиск по сайту:
|