Номер п/п | Статья издержек | Состав издержек в разрезе статей | |
Транспортные расходы | Расходы на перевозку товаров, продуктов, полуфабрикатов, сельскохозяйственной продукции, сырья, тары и таро материалов железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным, гужевым транспортом, включенные в счет поставщика или предъявленные к оплате транспортной организацией, а также оплаченные предприятию связи на основе почтовой квитанции за отправку товаров почтой | ||
Расходы на оплату труда | Расходы на оплату труда работников списочного состава торгового предприятия, с учетом премии за результаты хозяйственной деятельности, стимулирующие и компенсирующие выплаты | ||
Отчисления на социальные нужды | Обязательные отчисления по установленным законодательством нормам единого социального налога и страховых взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | ||
Амортизация основных средств | Суммы амортизационных отчислений по основным средствам в соответствии с действующими нормативными документами | ||
Расходы на ремонт основных средств | Расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды | ||
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового автотранспорта | Плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и других отдельных объектов основных средств или их отдельных частей, причитающаяся арендодателю, а также лизинговые платежи по операциям финансового лизинга; расходы на электроэнергию; расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги Расходы на проведение противопожарных мероприятий; расходы на клеймение и проверку весов, водомеров, электро- и газовых счетчиков и других измерительных приборов на основании предъявленных счетов; расходы на содержание и обслуживание средств сигнализации; плата за пожарную и сторожевую охрану объектов (складов, магазинов, столовых и т. п.) сторонним организациям; расходы на содержание служебных легковых автомобилей; расходы на содержание гаражей, техническое обслуживание автотранспорта, арендная плата за гаражи и места стоянки автомобилей | ||
Расходы по хранению, подработке, подсортировке, упаковке товаров | Фактическая стоимость материалов, израсходованных на упаковку, подработку, сортировку, фасовку, маркировку, переборку товаров, продуктов, полуфабрикатов, сельскохозяйственной продукции и сырья (оберточной бумаги, пакетов, шпагата, гвоздей, стружки, проволоки, опилок, клея, соломы и т. п.) | ||
-------- | ------- | ментами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату; на проведение других рекламных мероприятий, связанных с деятельностью предприятий потребительской кооперации | |
II | Потери товаров и технологические отходы | Потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке; технологические отходы | |
Расходы на тару | Разница между приемной и сдаточной ценой на мешки, ящичную и бочковую тару; расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары, осуществляемые сторонними организациями при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям Расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары Амортизация (износ) тары-оборудования; расходы на ремонт тары-оборудования; расходы, связанные с ремонтом и естественным износом многооборотной тары и тары-оборудования в части, возмещаемой поставщикам (владельцам указанной тары) Стоимость тары, списанной из-за ее естественного износа; другие расходы на тару | ||
Затраты по оплате процентов за пользование займом | Затраты на оплату процентов по полученным займам | ||
Отчисления в фонд подготовки кадров | Ежемесячные отчисления, производимые предприятиями потребительской кооперации в соответствии с действующим Положением о фонде подготовки кадров: потребительскими обществами — по нормам, которые они определяют самостоятельно в процентах от объемов оборота продукции (оказанных услуг); предприятиями собственного хозяйства всех уровней — по нормам, устанавливаемым правлением кооперативной организации (в ведении которой! находится предприятие) в процентах от объемов оборота продукции (оказанных! услуг) | ||
Внутрихозяйственные отчисления | Отчисления, произведенные предприятиями потребительской кооперации на покрытие расходов по выполнению функций управления потребительскими обществами и их союзами | ||
Отчисления в фонд развития потребительской кооперации | Отчисления, производимые предприятиями потребительской кооперации в специальный фонд развития потребительской кооперации; | ||
Отчисления в фонд научно- исследовательских и опытноконструкторских работ | Отчисления, производимые добровольно предприятиями потребительской кооперации во внебюджетный фонд научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ | ||
Отчисления в страховые фонды | Затраты на создание страховых фондов (резервов) в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации: страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного) и имущества; страхование гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности и перевозчиков; страхование профессиональной ответственности; страхование от несчастных случаев и болезней; добровольное медицинское страхование | ||
Прочие расходы | Затраты по уплате налогов, сборов за счет издержек обращения; расходы на охрану труда и технику безопасности, предусмотренные коллективным договором; расходы по ведению кассового хозяйства; расходы на управление торговым предприятием; расходы на служебные командировки; расходы по ведению реестра акционеров; оплата услуг банка; оплата услуг вычислительных центров; затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций; расходы по проведению заседаний правления, общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества и ревизионной комиссии; расходы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; расходы, связанные с изготовлением и использованием бланков, подтверждающих внесение паевых, целевых и других взносов членами потребительских обществ, членских билетов и другие затраты, связанные с ведением организационно-массовой работы с пайщиками; суммы вознаграждений за изобретения и рационализаторские предложения; расходы заготовительных организаций по прокорму скота, птицы и стоимости израсходованных медикаментов; расходы но обслуживанию посетителей в предприятиях общественного питания; затраты по оплате работ по сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности; платежи за полученные лицензии, право пользования патентами и т.п.; другие виды затрат, включаемые в издержки обращения в соответствии с установленным законодательством порядком. |
|
|
|
Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема товарооборота. К ним относят транспортные расходы, заработную плату продавцов и др.
К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема товарооборота. К ним можно отнести административно-управленческие расходы.
Некоторые затраты называются смешанными, так как имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних и международных телефонных разговоров.
Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости реализуемых товаров. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте товарооборота становятся важным фактором снижения себестоимости товаров, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу реализуемых изделий. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от увеличения товарооборота, но, рассчитанные на единицу товара, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу реализуемых товаров. Вместе с тем данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности реализации и, в конечном счете при выборе экономической политики торговой организации. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при построении учета по системе «Директ-костинг». В этом случае получаемая учетная информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношение объемов товарооборота, цен и себестоимости реализуемых товаров.
Особую значимость для управленческого учета имеет способ включения затрат в себестоимость реализуемых товаров. По данному признаку затраты торговой организации подразделяются на прямые и косвенные.
Прямыми являются расходы, связанные с реализацией конкретного вида товара. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. Например: рас ходы пo перевозке товаров (при условии, если в одной автомашине перевозили одну группу товаров), на рекламу и др.
Косвенные расходы связаны с реализацией нескольких вином сонаров, например расходы по перевозке нескольких групп товаров, амортизация основных средств, расходы на освещение, заработная плата аппарата управления и др. Косвенные издержки обращения в процессе калькуляции распределяются между отдельными группами товаров. Это необходимо при расчете издержкоемкости и доходоемкости отдельных групп товаров.
Немаловажное значение в управленческом учете имеет также группировка затрат исходя из их роли в технологическом прокате формирования издержек и целевого назначения. По данному признаку затраты торговых организаций подразделяются на основные и накладные.
Основными называются затраты, связанные с технологическим процессом формирования издержек непосредственно в самих сорговых предприятиях (универсамах, универмагах, магазинах и т.д.).
Накладные расходы —это расходы общехозяйственного назначения. Они состоят из общеторговых и управленческих расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления торговой организацией, деловой политики администрации и других факторов.
В зарубежной литературе основные затраты называются затратами на продукт (Product cost), а накладные — затратами периода (Period cost).
Такая группировка затрат пока редко встречается в практике качественного бухгалтерского учета. Между тем она давно и широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой, использующих систему учета «Директ-костинг». В этом случае получаемая учетная информация более адекватно отражать процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношение объемов товарооборота, цен, валового дохода и издержек обращения.
Данная группировка издержек тесно переплетается с группировкой затрат по местам их возникновения. Она позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить результат деятельности каждого структурного подразделения торговой организации.
Важное значение имеет группировки затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения их на себестоимость продукции. По данному признаку затраты торговой организации подразделяются на текущие, будущего отчетного периода и предстоящие. К текущим относятся расходы по реализации товаров данного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. Расходы будущего периода — это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость товаров, которые будут реализовываться в последующие отчетные периоды (например, расходы на аренду, страховые платежи и др. Такие затраты должны принести доход в будущем. К предстоящим относятся затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической ceбестоимости товаров подлежат включению в их себестоимость за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков продавцов, на списание норм естественной убыли, другие затраты, имеющие периодический характер).
В управлении затратами большое значение имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производственно-коммерческой деятельности. Для обеспечения системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые.
Контролируемые — это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности субъектов управления, например переоценка основных средств, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.
При построении системы контроля затрат необходимо определить:
1. систему подконтрольных показателей, состав и уровень детализации подконтрольных показателей;
2. сроки представления отчетности;
3. распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, т.е. «привязка» системы контроля к центрам ответственности на торговом предприятии.
Для того чтобы система контроля затрат в торговой организации была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать их, а затем воспользоваться системой управленческого учета. В результате руководитель торговой организации получит возможность своевременно выделять «узкие места» в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения.
Процесс управления затратами в торговой организации включает в себя и процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.
По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.
Полностью регулируемые затраты возникают прежде всего при продаже товаров. Это затраты, зарегистрированные по цент рам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Частично регулируемые затраты имеют место главным образом в маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях.
Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного торгового предприятия: применяемой технологии, организационной структуры, корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует— ее можно разработать только применительно к конкретному торговому предприятию. Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости от условия: длительности периода времени (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными).