Вопрос 4
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляемая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение.
Признаки:
1) Территориальная организация населения.
2) Публичная власть
3) Государственный суверенитет
4) Неразрывная связь государства и права – ВСЕ СРАВНИТЬ С РОДОВОЙ ОБЩИНА
Сущность государства – это смысл его существования. Под сущностью подразумевается то, кому принадлежит государственная власть.
Существуют теории:
1) Теория элит – власть принадлежит только верхушке чиновничьего аппарата.
2) Технократическая теория – властвовать могут только профессионалы-управленцы, менеджеры.
3) Демократическая доктрина – первоисточник власти – это народ
4) Марксистская теория – власть принадлежит экономически господствующему классу.
В соответствии с конституцией носителем суверенитета является многонациональный народ. Суверенитет – обязательный атрибут государственной власти. Государство не имеющее его – это колония и марионетка в геополитике. Суверенитет бывает во внешней политике и внутренней.
Во внешней – государство самостоятельно и независимо осуществляет власть в интересах своего народа на международной политической арене, во внутренней – гос власть распространяется на всех, она имеет прерогативы, наличие средств воздействия через гос принуждение.
Соотношение.
Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству.
|
Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством.
Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Вопрос 6.
Типология государства – это классификация государств по различным критериям, которая отражает характер и особенности государств на различных этапах развития.
Выделяют 2 подхода.
1) Формационный (Энгельс, Маркс). Согласно нему все государства проходили четко положенные общественно экономические формации, то есть исторические этапы (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое).
2) Цивилизационный (Тойнби) – государство возникало в соотв с духовнымии социальными потребностями, различали 2 типа: первичные (египетская, шумерская), и второстепенные (западноевропейская, восточноевропейская)
|
Россия – ближе к социалистическому (единственный неэксплуататорский тип государственного устройства. Также в современной России идет поднятие культуры народа, расширение политических прав и свобод граждан, внедрение отдельных элементов социализма и т.п.)
и вторичное.
Классификация государств (демократическое, недемократическое), (тоталитарное, авторитарное, либеральное, демократическое).
Вопрос 7.
Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, форму правления и политический режим.
Составляющими элементами является:
- форма правления (монархия, республика)
- политико-территориальное устройство (унитарное, федеративное, конфедерация)
- политический режим (тоталитарный, авторитарный, демократический).
Факторы, влияющие на форму государства:
1. Исторические условия его возникновения и развития, решающее значение – исторический тип государства.
2. Соотношение политических сил в стране.
3. Национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны (небольшие гос-ва часто унитарные)
Проблема российского государства.
1. Форму правления Российского государства нельзя назвать чисто президентской. По сравнению с традиционно президентскими республиками она обладает рядом особенностей. Это наличие Председателя правительства, который назначается хотя и Президентом, но с согласия Государственной Думы - нижней палаты Парламента (ст. 83 Конституции РФ). В некоторых, строго оговоренных Конституцией случаях (обвинение в государственной измене или совершение иного тяжкого преступления) Президент может быть отрешен парламентом от должности. Кроме того Государственная Дума может выразить недоверие и Правительству (ст.117 Конституции). В свою очередь и Президент может распустить Государственную думу в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции. Своеобразен и характер формирования Совета Федерации, высшей палаты Парламента России. Согласно ст. 95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, причем один - от исполнительных органов государственной власти. То есть в составе законодательного органа находятся представители исполнительных органов.
|
2. Фактическое неравенство субьектов, одни образуются по национальному а другие по административно-территориальному признаку.
3. Проблема как раз таки в том, что испокон веков Россияне была демократическим государством, и многие те проблемы все еще остались.
Вопрос 9.
Механизм государства – это целостная иерархичная система государственных органов и учреждений, практически осуществляющие государственную власть, задачи и функции.
- это целостная система
- первичный элемент – государственный орган
- имеет необходимые орудия принуждения
- практически осущ и выполняются функции гос-ва.
Государственный орган – это элемент механизма государства, участвующее в выполнении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Признаки:
1. Орган – это часть единого механизма государства.
2. Орган государства состоит из государственных служащих.
3. Органы имеют внутреннее строение(структуру) Состоят из подразделений скреплённых единством целей
4. Каждый орган имеет властные полномочия и обладает компетенцией
5. Имеют властные полномочия – возмжность издавать властные акты иобеспечивать выполнение их.
6. Орган имеет необходимую материальную базу, финансовые средства, свой счет в банке и др.
7. Автивно участвует в реализации функций госдарства.
Виды органов:
1) По способу возникновения: 1. Первичные(наследование, выборы), 2. Производные (создаются первичными)
2) По объёму властных полномочий:1. Высшие, 2. Местные
3) По широте компетенции: Общие (Правительство), специальные (роспотребнадзор)
4) По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные, президент еще
Принципы деятельности органов гос власти РФ:
1. Принцип разделения властей.
2. Законность
3. Демократизм – демократические начала выборности органов, отчётности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности.
4. Субординация (подчиненность по вертикали), координация (взаимодействие по горизонтали)
5. Федерализм
6. Профессионализм. (не должно быть дилетантов).
Вопрос 10. – самостоятельно. (сущность - суверенитет народа, всеобщее избирательное право, периодичность выборов, гарантия реализации прав и свобод), формы: прямая и представительная.
Соотношение:
С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности.
С другой стороны, они не совпадают по своему объёму. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность».
Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера.
Дисциплина представляет собой условие развития демократии, расширение которой, консолидация всех сил, стремящихся к переменам в обществе, к его обновлению, требуют её сочетания с высокой организованностью, законностью, правопорядком.
Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины
Полит практика.
- политический плюрализм – не очень развит.
- суверенитет народа (прямо закреплен в конституции)
- верховенство прав и свобод человека и гражданина – реализация подкчивает.
Вопрос 12.
Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс целенаправленной мыслительной деятельности, вкдючающий в себя познание права, его восприятие.
Субъект – гражданин, юрист профессионал, учёный.
Объект – само право только в разных масштабах
Содержание – знание субъекта о его правах и обязанностях, о дозволениях и запретах.
Проблема заключается в том, что в течение всего периода развития права в связи с изменяющимися условиями жизни, форм государственности и др. факторов право на каждом этапе исторического пути понималось по разному, поэтому и сформировалось множество правовых школ.
1. Естественная – право неотчуждаемо и принадлежит лицу от рождения. Влияния государства практически нет.
2. Позитивная. Право это продукт государства, только она может оформить право в своих правовых источниках. Право исходит от государства.
3. Психологическая. Право это в первую очередь психологическое отношение человека к праву. Нельзя творить право не понимаю психологию человека, уровень его правосознания и правовой культуры.
4. Нормативистская. Право – это совокупность норм, вешне выраженных в законах и иных НПА, Право представляет собой пирамиду четко выстроенную и во главе с «основной нормой»
5. Социологическая. Право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Павоознание и правовая культура не признаются правом. Теологическая.
Вопрос 13.
Право – это система общеобязательных, формально-определённых норм, отражающих меру свободы населения, гарантированных государством и выступающих регулятором общественных отношений.
- Нормативность особого рода. Право – это нормы. Высшая нормативность.
У права одинаковое требование. Права – это одинаковый масштаб к
фактически неодинаковым людям.
- Системность. Состоит из элементов и каждый элемент выполняет
определенную функцию и без этих элементов функционировать не будет.
- Общеобязательность. Общеобязательность означает, что нормы права
обязательны для исполнений теми, кому они обращены, независимо от
субъективного к ним отношения.
- Формальная определенность. Нормы права точны и определенны. Нормы
права определенны по содержанию. Эта определенность формальная, то
есть записанная.
- Гарантированность государством. Нормы права гарантированы
государством. Государственная принудительность.
- Процессуальный порядок реализации. Право носит определенный характер.
Реализуется в строго определенном порядке.
Сущность права – это воля гражданского общества, направленная на рег-ние наиб.
важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в д-ти
различных Sв общественной жизни.
Подходы:
1. Классовый. То есть право это возведённая в закон воля господствующего класса. Интересы иных классов не учитываются.
2. Общесоциальный. Право выражает интересы всех слоев общества. Право используется в качестве регулятора напряжения между лицами, выражение компромисса между различными группами, права в жанном случае гарантированы всем.
3. Дуалистический. Соединяет то и то. Если на ранних этапах развития превалировала классовая сущность, то позднее общесоциальная.
Вопрос 16.
Норма права – это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, обеспеченное госдарством, регулирующее и охраняющее общественные отношения.
Виды норм права:
1. По предмету: конституционные, административные и др.
2. По методу: диспозитивные (высокий уровень автономии субъектов), императивные (выбора условий осущестления чего-либо нет), рекомендательные (предполагает использовать правило в данной ситуации), поощрительные (применяются при соблюдении лицами прав и выполнении обязанностей добросовестно)
3. По сфере действия: общегосударственные, региональные, местные
4. По функциям: регулятивные (направлены на предоставление прав и возложении обязанностей лицам), охранительные (направлены на защиту прав от незаконных притязаний)
5. По характеру: материальные (регулирует правила поведения), процессуальные (регулирует процедуру осуществления действий)
6. По соц назначени: управомачивающие, дефинитивные (определения), декларативные (определяют задачи првового регулирования), нормы-принципы (в основном в конституции), коллизионные нормы (нормы регулирующие противоречия между НПА), обеспечительные (гарантируют осущ суб прав и обязанностей), оперативные (устанавливают даты вступления в силу нпа)
Структура правовой нормы:
- гипотеза (в ней указываются условия осущ определенных действий – отвечает на вопрос –«если»)
- диспозиция (в ней указыается желаемой правило поведения, отвечает на вопрос – «то»)
-санкция (устанавливается в случае нарушения желаемого правила поведения – отвечает на вопрос –«иначе»)
Виды гипотез:
1. В соттветствии с наличием или отсутствием юр факта (1. Нужно наличие, 2. Не нужен юр факт)
2. По строению: простые – содержат 1 обстоятельство для действия нормы, 2. Содержат 2 обстоятельства. 3. Альтернативные – содержат несколько обстоятельсв одного из которых достаточно.
3. По форме: абстрактные – содержится общая формулировка, казуистические – содержится точный перечень условий.
Виды диспозиций:
По составу: простое - содержат 1 правило поведение, сложное – содержат 2 правила поведения, альтернативный – хватит и одного
По способу изложения: простые – называет правило поведения, описательный, ссылочный, бланкетный.
Вопрос 21.
Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, в результате которого реализуются права и исполняются обязанности, обеспеченные государством.
Признаки:
1. Это общ отношение, представляющее собой двустороннюю связь между субъектами
2. Стороны в правоотношении обладают правами и несут обязанности
3. Правовое отношение обеспечивается государственным принуждением, а именно права и обязанности
4. Правоотношение – конкретная общественная связь
5. Возникает на основе волеизъявления, норм права
Структура ясна
Все общественные отношения можно подразделить на три группы:
1) регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых (правоотношения);
2) не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;
3) частично регулируемые.
Правоотношения – это центральное звено механизма правового регулирования, один из главных каналов реализации права. Если люди не будут вступать в правоотношения, то и право по сути не нужно.
Виды:
По содержанию: регулятивные (с появлением юридических фактов) и охранительные
По отраслям права: конституционные, уголовные, гражданские и другие.
По характеру обязанности: активный тип – заключается в исполнении обязанности, пассивный тип – в воздержании от определённых действий.
Степень конкретизации: относительный тип 9определены обе стороны, абсолютный тип – известна управомоченная сторона а обязанная это каждый
Вопрос 24.
Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых средств.
Служит для упорядочения общественных отношений.
Предмет правового регулирования – это общественные отношения, которые могут поддаваться воздействию и правовой регламентации.
Выделяют три группы общественных отношений.
1. Отношения по обмену материальными и нематериальными ценностями. Существенное значение здесь отводится обмену имущественных ценностей, как самому важному обмену.
2. Отношения по управлению обществом. Любое общество надо сдерживать от произвола и указывать путь развития. В управлении заинтересован сам человек.
3. Отношения по обеспечению правопорядка. Режим законности возможен только при условии достижения правопорядка в стране. Для данного достижения возможно применение государственного принуждения. Возникают эти отношения при каких либо нарушениях правопорядка и режима законности в стране.
Механизм – это те правовые и юридические средства, с помощью которых осуществляется воздействие на общественные отношения.
1. Нормы права – в них четко записаны права и обязанности человека.
2. Нормативный акт служит для регламентации конкретной стороны жизни общества.
3. Правоотношение - средство перевода поведения людей их норм права в конкретные жизненные обстоятельства.
4. Акты реализации права – способствуют претворению норм права в жизнь.
5. Акты применения права – способствуют принятию индивидуализированного акта в конкретной ситуации
6. Правосознание и режим законности.
Правовое регулирование – это всегда правовое воздействие а не наоборот. Следовательно правовое воздействие понятие более широкое чем правовое регулирование так как охватывает не только юридические способы но и экономические, социальные и другие.
Вопрос 25.
Исходя из предмета правового регулирования отношения имеют разную природу. Поэтому для их урегулирования требуются определённые методы:
1. Децентрализованный, диспозитивный – предоставляет субъектам право выбора, право самим выбрать правила поведения и самим заключить сделку по обмену. Удовлетворяются в первую очередь частные интересы людей (гражданское право)
2. Централизированный, императивный – удовлетворяются в первую очередь интересы государства. Государство четко регламентирует общественные отношения между людьми не давая им право выбора какого-либо поведения (Кнституционное право) характерно для 2,3 предмета.
Что же качается способов то Алексеев выделяет 3 способа правого регулирования:
1. Управомачивание. Предоставляются определённые субъективные права для и последующей реализации.
2. Обязывание совершить действия (платить налоги) – носят активный характер
3. Запрет на определённое поведение и совершение действий – нельзя привлекать к сверхурочным работам малолетних. – носит пассивный характер.
Существуют дополнительные способы:
1. Превентивный способ – характеризует в будущем правовое воздействие
2. Применение мер государственного принуждения
Существует 2 типа правовго регулирования:
1. Разрешено все что не запрещено – общедозволительный. Запреты четко очерчены, а дозволения все остальное что не запрещено.
2. Запрещено все, кроме прямо разрешеного – разрешительный. Дозволения четко очерчены в законах. Все остальное что за рамками дозволений запрещено.
Правовой режим – это специфика регулирования определённой сферы общественных отношений с помощью различных правовых средств.
Правовой режим может устанавливаться внутри отраслей права (частное право – общедозволительный, публичное право – разрешительный) либо правовой режим может устанавливаться в масштабах всей страны. Тогда уже правовой режим может влиять на политическую ситуацию в стране.
Вопрос 26.
Правовое поведение – это социально-значимое поведение, урегулированное нормами права, характеризующееся его правовой регламентацией, подконтрольностью государству и юридическими последствиями.
Признаки:
1. Социальная значимость – общество всегда реагирует на определённое поведение индивида и либо его поддерживает либо нет.
2. Индивидуальный, психологический характер – субъект ведёт себя так как считает правильно для себя и для окружения.
Правовые признаки:
1. Правовая регламентация – правовое поведение закреплено в нормах права, в диспозициях правовых норм. Обеспечивает точность определённость норм.
2. Подконтрольность государству – правовое поведение обеспечивается правоприменительными и правоохранительными органами от незаконных посягательств.
3. Правовое поведение порождает юридические последствия.
Существует 4 вида правового поведения:
1. Правомерное поведение – социально-полезное, соответствующее правовым предписаниям. Признаки: соответствует требованиям правовых норм, социальная полезность, субъективная сторона – воля на осуществление действия (мотивы и цели). Некоторые виды объективно-необходимы для нормального функционирования гос-ва – защита Родины, иполнение трудовых обязанностей,сблюдение пдд.
Классифицируется еще на социально-активное, законопослушное, конформистское, маргинальное.
2. Правонарушение – общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Признаки – это акт поведения (действие или бездействие а не мысли), 2. Волевые действия – правонарушители только дееспособные люди. 3. Осознание противоправности действия, 4. Социальная вредность.
3. Злоупотребление правом – употребление права во зло, тогда когда управомоченный субъект обладает субъективным правом, но наносит ущерб правам других лиц. Например при переходе улицы. Является социально вредным поведением.
4. Объективно- противоправное деяние – действия, нарушающие нормы права, но не наносящее при этом вреда. Деяния недееспособного лица и безвиновное действие
Вопрос 27.
Правонарушение – общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.
Признаки:
1. это акт поведения (действие или бездействие а не мысли),
2. Волевые действия – правонарушители только дееспособные люди.
3. Осознание противоправности действия,
4. Социальная вредность.
5. Общественно опасное
6. Влечет юридическую ответственность.
Виды правонарушений.
1) Преступления — наиболее общественно опасные деяния. Формально-юридически закреплены в УК РФ.
2) Административные правонарушения – это противоправные, виновные деяния физ. или юр. лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена адм. ответственность
3) Гражданско-правовой проступок (деликт). – наносится вред имущественным и личным неимущественным интересам.
4) Дисциплинарный проступок — это нарушение работником правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей. Закреплены в ТК РФ, корпоративных нормах.
Состав правонарушения — это совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения.
Включает в себя следующие элементы:
а) субъект правонарушения — лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им м.б. только дееспособное (деликтоспособное) лицо.
б) объект правонарушения — то, чему правонарушением нанесен вред.
в) объективная сторона правонарушения — внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности;
г) субъективная сторона правонарушения — отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е. его вина.
Вопрос 29.
Законность – это комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.
К требованиям законности относится:
- Воплощение идеи господства права в жизни общества. В режиме законности именно прав отводится основная роль, именно оно должно лежать в основе социального регулирования.
- Верховенство закона. Высшая юрид сила, у нас есть конституция
- равенство всех перед законом. Искоренение дискриминации
- соблюдение правовых норм субъектами
- неукоснительная реализация права
- правильное применение права
- борьба с правонарушениями
- недопустимость произвола в деятельности ДЛ.
Законность – это режим, состоящий в господстве права, борьбе с правонарушениями произволом власти, неукоснительном соблюдении правовых предписаний.
Основными принципами является:
1. Единство. Законность распространяется на всю территорию государства. Недопустимы попытки создания в субъектах своей законности
2. Всеобщность – требования законности обращены ко всем субъектам без исключения. В обществе не должно быть лица или организации, выведенных из категории законности
3. Целесобразность законности. Существует презумпция целесообразности закона, так как она способствует достижению целей государства.
Гарантиями законности – это условия и факторы, а также средства, обеспечивающие режим законности.
Общие гарантии: Экономические, политические (сильная гос власть), идеологическая (уровень правосознания и правовой культуры), социальные (падение уровня жизни способствует ухудшению законности), правовые (издание справедливых, законных актов укрепляет законость).
Специальные гарантии: юридическая ответственность за нарушния законности, меры защиты и восстановления нарушенных прав. Средства выявления, предупреждения и пресечения правонарушений
Организационные гарантии: кадровые, организац меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных органов.