Проблема российского государства.




Вопрос 4

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляемая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение.

Признаки:

1) Территориальная организация населения.

2) Публичная власть

3) Государственный суверенитет

4) Неразрывная связь государства и права – ВСЕ СРАВНИТЬ С РОДОВОЙ ОБЩИНА

Сущность государства – это смысл его существования. Под сущностью подразумевается то, кому принадлежит государственная власть.

Существуют теории:

1) Теория элит – власть принадлежит только верхушке чиновничьего аппарата.

2) Технократическая теория – властвовать могут только профессионалы-управленцы, менеджеры.

3) Демократическая доктрина – первоисточник власти – это народ

4) Марксистская теория – власть принадлежит экономически господствующему классу.

В соответствии с конституцией носителем суверенитета является многонациональный народ. Суверенитет – обязательный атрибут государственной власти. Государство не имеющее его – это колония и марионетка в геополитике. Суверенитет бывает во внешней политике и внутренней.

Во внешней – государство самостоятельно и независимо осуществляет власть в интересах своего народа на международной политической арене, во внутренней – гос власть распространяется на всех, она имеет прерогативы, наличие средств воздействия через гос принуждение.

Соотношение.

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству.

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством.

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

 

 

Вопрос 6.

Типология государства – это классификация государств по различным критериям, которая отражает характер и особенности государств на различных этапах развития.

Выделяют 2 подхода.

1) Формационный (Энгельс, Маркс). Согласно нему все государства проходили четко положенные общественно экономические формации, то есть исторические этапы (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое).

2) Цивилизационный (Тойнби) – государство возникало в соотв с духовнымии социальными потребностями, различали 2 типа: первичные (египетская, шумерская), и второстепенные (западноевропейская, восточноевропейская)

Россия – ближе к социалистическому (единственный неэксплуататорский тип государственного устройства. Также в современной России идет поднятие культуры народа, расширение политических прав и свобод граждан, внедрение отдельных элементов социализма и т.п.)

и вторичное.

Классификация государств (демократическое, недемократическое), (тоталитарное, авторитарное, либеральное, демократическое).

Вопрос 7.

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, форму правления и политический режим.

Составляющими элементами является:

- форма правления (монархия, республика)

- политико-территориальное устройство (унитарное, федеративное, конфедерация)

- политический режим (тоталитарный, авторитарный, демократический).

Факторы, влияющие на форму государства:

1. Исторические условия его возникновения и развития, решающее значение – исторический тип государства.

2. Соотношение политических сил в стране.

3. Национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны (небольшие гос-ва часто унитарные)

Проблема российского государства.

1. Форму правления Российского государства нельзя назвать чисто президентской. По сравнению с традиционно президентскими республиками она обладает рядом особенностей. Это наличие Председателя правительства, который назначается хотя и Президентом, но с согласия Государственной Думы - нижней палаты Парламента (ст. 83 Конституции РФ). В некоторых, строго оговоренных Конституцией случаях (обвинение в государственной измене или совершение иного тяжкого преступления) Президент может быть отрешен парламентом от должности. Кроме того Государственная Дума может выразить недоверие и Правительству (ст.117 Конституции). В свою очередь и Президент может распустить Государственную думу в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции. Своеобразен и характер формирования Совета Федерации, высшей палаты Парламента России. Согласно ст. 95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, причем один - от исполнительных органов государственной власти. То есть в составе законодательного органа находятся представители исполнительных органов.

2. Фактическое неравенство субьектов, одни образуются по национальному а другие по административно-территориальному признаку.

3. Проблема как раз таки в том, что испокон веков Россияне была демократическим государством, и многие те проблемы все еще остались.

 

Вопрос 9.

Механизм государства – это целостная иерархичная система государственных органов и учреждений, практически осуществляющие государственную власть, задачи и функции.

- это целостная система

- первичный элемент – государственный орган

- имеет необходимые орудия принуждения

- практически осущ и выполняются функции гос-ва.

Государственный орган – это элемент механизма государства, участвующее в выполнении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Признаки:

1. Орган – это часть единого механизма государства.

2. Орган государства состоит из государственных служащих.

3. Органы имеют внутреннее строение(структуру) Состоят из подразделений скреплённых единством целей

4. Каждый орган имеет властные полномочия и обладает компетенцией

5. Имеют властные полномочия – возмжность издавать властные акты иобеспечивать выполнение их.

6. Орган имеет необходимую материальную базу, финансовые средства, свой счет в банке и др.

7. Автивно участвует в реализации функций госдарства.

Виды органов:

1) По способу возникновения: 1. Первичные(наследование, выборы), 2. Производные (создаются первичными)

2) По объёму властных полномочий:1. Высшие, 2. Местные

3) По широте компетенции: Общие (Правительство), специальные (роспотребнадзор)

4) По принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные, президент еще

Принципы деятельности органов гос власти РФ:

1. Принцип разделения властей.

2. Законность

3. Демократизм – демократические начала выборности органов, отчётности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности.

4. Субординация (подчиненность по вертикали), координация (взаимодействие по горизонтали)

5. Федерализм

6. Профессионализм. (не должно быть дилетантов).

 

 

Вопрос 10. – самостоятельно. (сущность - суверенитет народа, всеобщее избирательное право, периодичность выборов, гарантия реализации прав и свобод), формы: прямая и представительная.

Соотношение:

С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности.

С другой стороны, они не совпадают по своему объёму. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность».

Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Дисциплина представляет собой условие развития демократии, расширение которой, консолидация всех сил, стремящихся к переменам в обществе, к его обновлению, требуют её сочетания с высокой организованностью, законностью, правопорядком.

Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины

Полит практика.

- политический плюрализм – не очень развит.

- суверенитет народа (прямо закреплен в конституции)

- верховенство прав и свобод человека и гражданина – реализация подкчивает.

 

Вопрос 12.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс целенаправленной мыслительной деятельности, вкдючающий в себя познание права, его восприятие.

Субъект – гражданин, юрист профессионал, учёный.

Объект – само право только в разных масштабах

Содержание – знание субъекта о его правах и обязанностях, о дозволениях и запретах.

Проблема заключается в том, что в течение всего периода развития права в связи с изменяющимися условиями жизни, форм государственности и др. факторов право на каждом этапе исторического пути понималось по разному, поэтому и сформировалось множество правовых школ.

1. Естественная – право неотчуждаемо и принадлежит лицу от рождения. Влияния государства практически нет.

2. Позитивная. Право это продукт государства, только она может оформить право в своих правовых источниках. Право исходит от государства.

3. Психологическая. Право это в первую очередь психологическое отношение человека к праву. Нельзя творить право не понимаю психологию человека, уровень его правосознания и правовой культуры.

4. Нормативистская. Право – это совокупность норм, вешне выраженных в законах и иных НПА, Право представляет собой пирамиду четко выстроенную и во главе с «основной нормой»

5. Социологическая. Право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Павоознание и правовая культура не признаются правом. Теологическая.

Вопрос 13.

Право – это система общеобязательных, формально-определённых норм, отражающих меру свободы населения, гарантированных государством и выступающих регулятором общественных отношений.

- Нормативность особого рода. Право – это нормы. Высшая нормативность.

У права одинаковое требование. Права – это одинаковый масштаб к

фактически неодинаковым людям.

- Системность. Состоит из элементов и каждый элемент выполняет

определенную функцию и без этих элементов функционировать не будет.

- Общеобязательность. Общеобязательность означает, что нормы права

обязательны для исполнений теми, кому они обращены, независимо от

субъективного к ним отношения.

- Формальная определенность. Нормы права точны и определенны. Нормы

права определенны по содержанию. Эта определенность формальная, то

есть записанная.

- Гарантированность государством. Нормы права гарантированы

государством. Государственная принудительность.

- Процессуальный порядок реализации. Право носит определенный характер.

Реализуется в строго определенном порядке.

Сущность права – это воля гражданского общества, направленная на рег-ние наиб.

важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в д-ти

различных Sв общественной жизни.

Подходы:

1. Классовый. То есть право это возведённая в закон воля господствующего класса. Интересы иных классов не учитываются.

2. Общесоциальный. Право выражает интересы всех слоев общества. Право используется в качестве регулятора напряжения между лицами, выражение компромисса между различными группами, права в жанном случае гарантированы всем.

3. Дуалистический. Соединяет то и то. Если на ранних этапах развития превалировала классовая сущность, то позднее общесоциальная.

 

Вопрос 16.

Норма права – это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, обеспеченное госдарством, регулирующее и охраняющее общественные отношения.

Виды норм права:

1. По предмету: конституционные, административные и др.

2. По методу: диспозитивные (высокий уровень автономии субъектов), императивные (выбора условий осущестления чего-либо нет), рекомендательные (предполагает использовать правило в данной ситуации), поощрительные (применяются при соблюдении лицами прав и выполнении обязанностей добросовестно)

3. По сфере действия: общегосударственные, региональные, местные

4. По функциям: регулятивные (направлены на предоставление прав и возложении обязанностей лицам), охранительные (направлены на защиту прав от незаконных притязаний)

5. По характеру: материальные (регулирует правила поведения), процессуальные (регулирует процедуру осуществления действий)

6. По соц назначени: управомачивающие, дефинитивные (определения), декларативные (определяют задачи првового регулирования), нормы-принципы (в основном в конституции), коллизионные нормы (нормы регулирующие противоречия между НПА), обеспечительные (гарантируют осущ суб прав и обязанностей), оперативные (устанавливают даты вступления в силу нпа)

Структура правовой нормы:

- гипотеза (в ней указываются условия осущ определенных действий – отвечает на вопрос –«если»)

- диспозиция (в ней указыается желаемой правило поведения, отвечает на вопрос – «то»)

-санкция (устанавливается в случае нарушения желаемого правила поведения – отвечает на вопрос –«иначе»)

Виды гипотез:

1. В соттветствии с наличием или отсутствием юр факта (1. Нужно наличие, 2. Не нужен юр факт)

2. По строению: простые – содержат 1 обстоятельство для действия нормы, 2. Содержат 2 обстоятельства. 3. Альтернативные – содержат несколько обстоятельсв одного из которых достаточно.

3. По форме: абстрактные – содержится общая формулировка, казуистические – содержится точный перечень условий.

Виды диспозиций:

По составу: простое - содержат 1 правило поведение, сложное – содержат 2 правила поведения, альтернативный – хватит и одного

По способу изложения: простые – называет правило поведения, описательный, ссылочный, бланкетный.

Вопрос 21.

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, в результате которого реализуются права и исполняются обязанности, обеспеченные государством.

Признаки:

1. Это общ отношение, представляющее собой двустороннюю связь между субъектами

2. Стороны в правоотношении обладают правами и несут обязанности

3. Правовое отношение обеспечивается государственным принуждением, а именно права и обязанности

4. Правоотношение – конкретная общественная связь

5. Возникает на основе волеизъявления, норм права

Структура ясна

Все общественные отношения можно подразделить на три группы:

1) регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых (правоотношения);

2) не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;

3) частично регулируемые.

Правоотношения – это центральное звено механизма правового регулирования, один из главных каналов реализации права. Если люди не будут вступать в правоотношения, то и право по сути не нужно.

Виды:

По содержанию: регулятивные (с появлением юридических фактов) и охранительные

По отраслям права: конституционные, уголовные, гражданские и другие.

По характеру обязанности: активный тип – заключается в исполнении обязанности, пассивный тип – в воздержании от определённых действий.

Степень конкретизации: относительный тип 9определены обе стороны, абсолютный тип – известна управомоченная сторона а обязанная это каждый

Вопрос 24.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых средств.

Служит для упорядочения общественных отношений.

Предмет правового регулирования – это общественные отношения, которые могут поддаваться воздействию и правовой регламентации.

Выделяют три группы общественных отношений.

1. Отношения по обмену материальными и нематериальными ценностями. Существенное значение здесь отводится обмену имущественных ценностей, как самому важному обмену.

2. Отношения по управлению обществом. Любое общество надо сдерживать от произвола и указывать путь развития. В управлении заинтересован сам человек.

3. Отношения по обеспечению правопорядка. Режим законности возможен только при условии достижения правопорядка в стране. Для данного достижения возможно применение государственного принуждения. Возникают эти отношения при каких либо нарушениях правопорядка и режима законности в стране.

Механизм – это те правовые и юридические средства, с помощью которых осуществляется воздействие на общественные отношения.

1. Нормы права – в них четко записаны права и обязанности человека.

2. Нормативный акт служит для регламентации конкретной стороны жизни общества.

3. Правоотношение - средство перевода поведения людей их норм права в конкретные жизненные обстоятельства.

4. Акты реализации права – способствуют претворению норм права в жизнь.

5. Акты применения права – способствуют принятию индивидуализированного акта в конкретной ситуации

6. Правосознание и режим законности.

Правовое регулирование – это всегда правовое воздействие а не наоборот. Следовательно правовое воздействие понятие более широкое чем правовое регулирование так как охватывает не только юридические способы но и экономические, социальные и другие.

Вопрос 25.

Исходя из предмета правового регулирования отношения имеют разную природу. Поэтому для их урегулирования требуются определённые методы:

1. Децентрализованный, диспозитивный – предоставляет субъектам право выбора, право самим выбрать правила поведения и самим заключить сделку по обмену. Удовлетворяются в первую очередь частные интересы людей (гражданское право)

2. Централизированный, императивный – удовлетворяются в первую очередь интересы государства. Государство четко регламентирует общественные отношения между людьми не давая им право выбора какого-либо поведения (Кнституционное право) характерно для 2,3 предмета.

Что же качается способов то Алексеев выделяет 3 способа правого регулирования:

1. Управомачивание. Предоставляются определённые субъективные права для и последующей реализации.

2. Обязывание совершить действия (платить налоги) – носят активный характер

3. Запрет на определённое поведение и совершение действий – нельзя привлекать к сверхурочным работам малолетних. – носит пассивный характер.

Существуют дополнительные способы:

1. Превентивный способ – характеризует в будущем правовое воздействие

2. Применение мер государственного принуждения

Существует 2 типа правовго регулирования:

1. Разрешено все что не запрещено – общедозволительный. Запреты четко очерчены, а дозволения все остальное что не запрещено.

2. Запрещено все, кроме прямо разрешеного – разрешительный. Дозволения четко очерчены в законах. Все остальное что за рамками дозволений запрещено.

Правовой режим – это специфика регулирования определённой сферы общественных отношений с помощью различных правовых средств.

Правовой режим может устанавливаться внутри отраслей права (частное право – общедозволительный, публичное право – разрешительный) либо правовой режим может устанавливаться в масштабах всей страны. Тогда уже правовой режим может влиять на политическую ситуацию в стране.

Вопрос 26.

Правовое поведение – это социально-значимое поведение, урегулированное нормами права, характеризующееся его правовой регламентацией, подконтрольностью государству и юридическими последствиями.

Признаки:

1. Социальная значимость – общество всегда реагирует на определённое поведение индивида и либо его поддерживает либо нет.

2. Индивидуальный, психологический характер – субъект ведёт себя так как считает правильно для себя и для окружения.

Правовые признаки:

1. Правовая регламентация – правовое поведение закреплено в нормах права, в диспозициях правовых норм. Обеспечивает точность определённость норм.

2. Подконтрольность государству – правовое поведение обеспечивается правоприменительными и правоохранительными органами от незаконных посягательств.

3. Правовое поведение порождает юридические последствия.

Существует 4 вида правового поведения:

1. Правомерное поведение – социально-полезное, соответствующее правовым предписаниям. Признаки: соответствует требованиям правовых норм, социальная полезность, субъективная сторона – воля на осуществление действия (мотивы и цели). Некоторые виды объективно-необходимы для нормального функционирования гос-ва – защита Родины, иполнение трудовых обязанностей,сблюдение пдд.

Классифицируется еще на социально-активное, законопослушное, конформистское, маргинальное.

2. Правонарушение – общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Признаки – это акт поведения (действие или бездействие а не мысли), 2. Волевые действия – правонарушители только дееспособные люди. 3. Осознание противоправности действия, 4. Социальная вредность.

3. Злоупотребление правом – употребление права во зло, тогда когда управомоченный субъект обладает субъективным правом, но наносит ущерб правам других лиц. Например при переходе улицы. Является социально вредным поведением.

4. Объективно- противоправное деяние – действия, нарушающие нормы права, но не наносящее при этом вреда. Деяния недееспособного лица и безвиновное действие

Вопрос 27.

Правонарушение – общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Признаки:

1. это акт поведения (действие или бездействие а не мысли),

2. Волевые действия – правонарушители только дееспособные люди.

3. Осознание противоправности действия,

4. Социальная вредность.

5. Общественно опасное

6. Влечет юридическую ответственность.

Виды правонарушений.

1) Преступления — наиболее общественно опасные деяния. Формально-юридически закреплены в УК РФ.

2) Административные правонарушения – это противоправные, виновные деяния физ. или юр. лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена адм. ответственность

3) Гражданско-правовой проступок (деликт). – наносится вред имущественным и личным неимущественным интересам.

4) Дисциплинарный проступок — это нарушение работником правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей. Закреплены в ТК РФ, корпоративных нормах.

Состав правонарушения — это совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения.

Включает в себя следующие элементы:

а) субъект правонарушения — лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им м.б. только дееспособное (деликтоспособное) лицо.

б) объект правонарушения — то, чему правонарушением нанесен вред.

в) объективная сторона правонарушения — внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности;

г) субъективная сторона правонарушения — отношение нарушителя к деянию и его последствиям, т.е. его вина.

 

Вопрос 29.

Законность – это комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.

К требованиям законности относится:

- Воплощение идеи господства права в жизни общества. В режиме законности именно прав отводится основная роль, именно оно должно лежать в основе социального регулирования.

- Верховенство закона. Высшая юрид сила, у нас есть конституция

- равенство всех перед законом. Искоренение дискриминации

- соблюдение правовых норм субъектами

- неукоснительная реализация права

- правильное применение права

- борьба с правонарушениями

- недопустимость произвола в деятельности ДЛ.

Законность – это режим, состоящий в господстве права, борьбе с правонарушениями произволом власти, неукоснительном соблюдении правовых предписаний.

Основными принципами является:

1. Единство. Законность распространяется на всю территорию государства. Недопустимы попытки создания в субъектах своей законности

2. Всеобщность – требования законности обращены ко всем субъектам без исключения. В обществе не должно быть лица или организации, выведенных из категории законности

3. Целесобразность законности. Существует презумпция целесообразности закона, так как она способствует достижению целей государства.

Гарантиями законности – это условия и факторы, а также средства, обеспечивающие режим законности.

Общие гарантии: Экономические, политические (сильная гос власть), идеологическая (уровень правосознания и правовой культуры), социальные (падение уровня жизни способствует ухудшению законности), правовые (издание справедливых, законных актов укрепляет законость).

Специальные гарантии: юридическая ответственность за нарушния законности, меры защиты и восстановления нарушенных прав. Средства выявления, предупреждения и пресечения правонарушений

Организационные гарантии: кадровые, организац меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных органов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: