Консультация-практикум для родителей подростков
Родители обычно жалуются не столько на ребенка, сколько на собственные беспомощность, растерянность, уязвимость, страх, неуверенность, которые атакуют их при контакте со взрослеющим сыном или дочерью. Как выглядит "архитектура" подростковых проявлений, из каких компонентов она состоит?
Психологическая работа с детско-родительскими отношениями в рамках подросткового возраста может осуществляться в разных формах:
· индивидуальное консультирование родителей;
· семейное консультирование;
· подростковая группа встреч (или другие варианты групповой работы, например, тренинг коммуникации);
· группа встреч для родителей (или другие формы – например, тренинг навыков взаимодействия).
У каждой из форм есть свои достоинства и недостатки, порой самый яркий эффект дает сочетание нескольких вариантов работы. В государственных психологических центрах практикуется индивидуальное консультирование родителей параллельно с групповыми занятиями для подростков.
Какая форма лучше всего подходит для работы в школе? Полагаем, что индивидуальное консультирование в образовательной организации может осуществляться с небольшой «глубиной погружения» – буквально не дальше прояснения запроса и информирования родителей о специфике жизненного этапа, который вместе с подростком проходит вся семья. Если зайти чуть дальше, высока вероятность, что в кабинете школьного педагога-психолога будут озвучены супружеские проблемы, отодвинутые на дальний план борьбой с непослушанием и протестами ребенка.
Школа не достаточно безопасное место для работы с супружескими проблемами родителей учеников – подобные задачи могут решаться только на нейтральной территории специалистом, не связанным с образовательной организацией, и лишь по запросу родителей.
|
В рамках своей работы педагог-психолог может сделать упор на групповые формы: тренинги, открытые дискуссии, психологические лаборатории, практикумы. Групповой формат является значительно более безопасным и позволяет взять для себя немало полезного даже тем родителям, которые хранят молчание и не решаются высказаться. Кроме этого, групповой формат, в котором есть понемногу от лекции, дискуссии и тренинга, позволяет даже критически настроенным по отношению к психологии отцам включиться в процесс и почувствовать себя услышанными и понятыми.
Особенности поведения подростков
Консультировать родителей подростков непросто, поскольку каждую их жалобу трудно отнести к какому-либо конкретному явлению, по преодолению которого уже имеются определенные методические разработки. По большому счету, родители обычно жалуются не столько на ребенка, сколько на собственные беспомощность, растерянность, уязвимость, страх, неуверенность, которые атакуют их при контакте со взрослеющим сыном или дочерью. Реальность, которая еще вчера была относительно стабильной, взрывается с наступлением эры пубертата. Вчерашняя симпатичная девочка в мгновение ока превращается в девицу с пирсингом, агрессивным макияжем и фиолетовыми волосами. Мальчик, который был послушным сыном и делал успехи в спорте, вдруг угрожает тем, что бросит школу, перестает убираться в комнате и мечтает уехать автостопом в Индию. Это еще достаточно безобидные примеры прохождения ребенком фазы подростничества. Крайне негативными проявлениями проживания этого периода являются бродяжничество, беспорядочные половые связи, воровство, увлечение алкоголем и наркотиками.
|
Как выглядит «архитектура» подростковых проявлений, из каких компонентов она состоит?
Первое и самое явное, с чем сталкиваются родители, – это протест, выражаемый в той или иной форме: в мягкой – когда ребенок не спорит с родителями, но игнорирует их рекомендации, советы и просьбы, или в жесткой – с уходом из дома, отключением мобильного телефона, пробой наркотиков, прогулами школы и физической агрессией в отношении взрослых.
Второй компонент – закрытость. Ребенок, который вчера был «как на ладони», сегодня запирается в комнате, прячет вещи, односложно отвечает на вопросы и ничего о себе не рассказывает. Неосведомленность о том, как проходит жизнь сына или дочери, тревожит родителей и толкает на попытку вторжения в личное пространство подростка: читать сообщения на телефоне, просматривать историю поисковых запросов в браузере, рыться в вещах.
Третья особенность подростковых изменений – вспыхнувшая сексуальность на фоне чудовищной, по ощущениям родителей, безответственности и наивности. На эту тему сложно говорить, но она так или иначе всплывает в конфликтах, причем часто в виде нереалистичных требований: пытаясь вернуть своих детей в пору невинности, родители то и дело затевают споры по поводу их прически, макияжа, одежды, поведения, что можно перевести как послание «Мы хотим, чтобы ты снова стал маленьким, послушным, трогательным ребенком. Мы не в силах видеть тебя таким взрослым и практически готовым к тому, чтобы самому стать родителем».
Перечисленные компоненты подростничества – протест, замкнутость и пробуждение влечения – делают детско-родительские отношения трудными, взрывоопасными, травмирующими.