Направления работы с родителями




Важно осознавать невозможность работы с ребенком, которого на консультацию привели (заставили прийти) родители, поскольку у него нет своего запроса, он не намерен сотрудничать с педагогом-психологом и не собирается «жаловаться». В данном случае работать можно только с родителями, ориентируясь на два направления:
1) работу с чувствами;
2) ориентацию на построение понятных и устойчивых границ в детско-родительских отношениях.

Попробуем выстроить вокруг этих направлений план-конспект групповой работы с родителями, например консультации-практикума. Целевая аудитория – папы и мамы учащихся 6–9-х классов. Объем группы – на усмотрение специалиста, но не более 18–20 человек. Состав может быть смешанным (родители детей из разных классов). Продолжительность – от одной встречи до цикла встреч, в зависимости от программы и включенности участников.

Структура консультации-практикума для родителей состоит из следующих блоков:
1. Знакомство, работа с чувствами.
2. Выстраивание опоры на реальность (теоретическая часть, которая раскрывает, что, как и зачем происходит с подростком).
3. Практическая часть.

Рассмотрим содержание каждого блока.

Блок 1. Знакомство, работа с чувствами

Задача: дать участникам высказаться и показать, что они услышаны и поняты.

Если педагог-психолог хочет предложить родителям учащихся 6–9-х классов тренинг, исследовательский практикум или тематическое родительское собрание, работу лучше начать с прояснения чувств. Представившись и рассказав об основных целях и задачах мероприятия, специалист предлагает участникам представиться и поделиться своими ожиданиями от практикума.

Работа с чувствами проводится в зависимости от выбранного формата встречи. Например, если группа родителей немногочисленна и у специалиста есть возможность обращаться индивидуально к каждому из них, целесообразно формировать микро-группы из двух-трех человек и давать им задания, начиная с ассоциаций по метафорическим картам. Можно использовать готовую колоду метафорических ассоциативных карт или колоду карт из ассоциативных игр типа «Диксит» или «Имаджинариум». Каждый родитель может выбрать из колоды карт, лежащих рубашками вниз, ту, которая соответствует его настроению, а затем в общем кругу объяснить свой выбор и рассказать, что для него значит быть родителем подростка.

Если работа проводится с большой группой родителей, многие из которых впервые общаются с педагогом-психологом и, возможно, имеют нереалистичные ожидания, то для прорыва их недоверия и начала исследования запроса на помощь эффективна техника мозгового штурма на тему «Быть родителем подростка – это…». Можно предложить родителям в свободном порядке назвать ключевые слова для описания своего родительского опыта именно в данный период времени, когда их ребенок превратился в подростка. Формулировка ключевых слов, которыми можно описать родительский опыт, – безопасный формат, позволяющий практически всем участникам встречи включиться в процесс работы: кому-то вслух, а кому-то на уровне молчаливого согласия и одобрительных кивков, подтверждающих соответствие очередного ключевого слова с их личным опытом.

Работая с большими группами, лучше избегать таких просьб и вопросов, как «Опишите свои чувства», «Каковы ваши переживания?» и т. п., поскольку участники не склонны делиться личным при посторонних людях, с которыми им придется сталкиваться еще несколько лет.

Блок 2. Выстраивание опоры на реальность

Задача: показать, что напряжение во взаимоотношениях с подростком – общая проблема, конкретизировать основные затруднения и подготовить родителей к работе с ними.

Когда родители обнаруживают, что они не одиноки в своих переживаниях, наступает относительное облегчение. Тот факт, что даже гипотетический «отличник Петр» дает «прикурить» своим родителям, может стать серьезной поддержкой для матери такого же гипотетического «двоечника Василия», поскольку она перестает быть ответственной за неудачи и ошибки сына, вернее – виноватой в них.

Все родители подростков ошибаются, без этого практически невозможно. Быть родителем подростка – все равно, что идти по минному полю. Подобная метафора является достаточно распространенной в описании родительского опыта. Действительно, отцы и матери не успевают адаптироваться к происходящим в ребенке изменениям как в отношении внешнего вида, так и в отношении характера, реактивности, раздражительности, чувствительности.

После того как круг основных проблем в детско-родительских отношениях будет очерчен, можно приступать к обсуждению того, что же можно сделать с этим набором.

Некоторую часть тревоги родителей удается успешно снять информированием. Для этого надо подготовить несколько слайдов, показывающих, какие драматические изменения претерпевает нервная система подростка и почему дети на этом этапе жизни столь раздражительны, не могут нормально засыпать и просыпаться, с трудом контролируют эмоции, страдают от нарушений памяти и не могут трезво оценивать последствия своего поведения. Для подготовки такого теоретического фрагмента можно использовать материалы по психофизиологии и психологии подросткового возраста, адаптировав их к аудитории, например…

«В начале полового созревания по ряду нейрофизиологических показателей выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Они проявляются прежде всего в особенностях ЭЭГ, характеризующей состояние спокойного бодрствования. У подростков отмечаются замедление альфа-ритма, его гиперсинхрония, увеличение представленности медленных волн и высокочастотной активности. В ЭЭГ подростков регистрируются генерализованные комплексы высокоамплитудных колебаний, отражающих повышенную активность диэнцефальных структур. Все это свидетельствует об ухудшении функционального состояния коры (головного мозга) и снижении ее регулирующего влияния на нижележащие структуры по сравнению с показателями девяти- и десятилетних школьников. Определенная дезорганизация состояния покоя связана с мощной эндокринной перестройкой на данном этапе развития, следствием которой является нестабильность параметров ЭЭГ в течение года, отражающая снижение адаптационных возможностей организма… Как правило, у девочек максимум “отрицательных” сдвигов приходится на 13, у мальчиков – на 14 лет…» 1

 

Еще пример:

«Эмоциональная сфера младшего школьника и подростка существенно различается. Если эмоции первого носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции второго характеризуются большой силой и трудностью в управлении. Подростков отличают большая страстность и вспыльчивость, неумение сдерживать себя, слабый самоконтроль, резкость в поведении. По данным А.П. Краковского, в 5-м классе учащиеся проявляют упрямство в шесть раз чаще, чем в 6-м; в девять раз чаще бравируют недостатками и в пять раз чаще проявляют своеволие; в 42 раза (!) чаще совершают немотивированные поступки. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, в результате чего он часто не может довести начатое дело до конца или уничтожает уже сделанное. В то же время подросток может быть настойчивым и выдержанным в какой-либо деятельности, если таковая вызывает у него сильные положительные чувства» 2

 

Родителей необходимо посвящать в эти сложные для восприятия научные материалы, для того чтобы они увидели, как мало в текущем периоде зависит от них и как много – от процессов, запущенных природой, чтобы поняли, что их ребенок не «испортился», а просто растет, что он не поглупел, не сошел с ума и не перестал их уважать, а проходит важный этап своей жизни и сам едва справляется с изменениями в себе. Когда родители понимают это, масштабность каждого конкретного конфликта с ребенком существенно снижается. Они начинают видеть такие возрастные проявления, как раздражительность, чувствительность, несдержанность, в новом свете – как временные, проходящие.

Итак, дети, которые выглядят, как взрослые, но действуют неразумно – реальность родителей подростков. Особенности этого периода:

· трудности с прогнозированием последствий совершаемых действий;

· импульсивность;

· зависимость от мнения сверстников;

· протестные реакции.

Эти и другие качества подросткового возраста можно зафиксировать на доске или листе бумаги, предложив родителям добавить свои наблюдения. Это будет способствовать формированию у участников консультации-практикума доверия и сопричастности.

Педагог-психолог для объяснения причинно-следственных связей в процессе подростковых трансформаций может использовать метафору «побочных эффектов»: чтобы из ребенка сделать взрослого, природа применяет гремучий коктейль из гормонов, у которых есть много досадных побочных эффектов. Здорово, когда можно заглянуть в инструкцию по применению такого коктейля и узнать, чего стоит ожидать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: