Уход Шрилы Махеша Пандита.
Уход Шри Уддхарана Датта Тхакура.
Подробное описание праздников
Ссылки:
Аудио:
Ш.Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж прославляет Шрилу Махеш Пандита и Шри Уддхарана Датту Тхакура в день их ухода:
https://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/7439-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-27122016-g.html
Книга:
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 11.32. Шри Махеш Пандит:
https://www.vedabase.com/ru/cc/adi/11/32
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 11.41. Шри Уддхарана Датта Тхакур:
https://www.vedabase.com/ru/cc/adi/11/41
Шри Махеш Пандит
Отрывок из книги Ш. Маханидхи Махараджа
«Гаудия-вайшнава самадхи Вриндавана»
(стр. 129)
Шри Махеш Пандит
«Шри Махеш Пандит, седьмой из двенадцати гопал, наслаждаясь кришна-премой, любил танцевать как безумный под звуки гигантского барабана». Будучи особенно дорогим Шри Нитьянанде Прабху, он путешествовал и проповедовал вместе с Господом. Он установил Божества Нитай-Гауранга, Радха Мадана Мохана, Радха Говинда, Гопинатха.
Во Враджа-лиле он служит Кришна-Балараме как мальчик-пастушок, Махабаху. Его самадхи расположено в районе 64 самадхи.
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 11.32
махеша пандита — враджера удара гопала
дхакка-вадйе нритйа каре преме матойала
махеша пандита — Махеша Пандит; враджера — Вриндавана; удара — великодушный; гопала — пастушок; дхакка-вадйе — под бой литавр; нритйа каре — танцует; преме — в любви; матойала — (как) сумасшедший.
Перевод:
Махеша Пандит, седьмой из двенадцати гопалов, был очень великодушен. От великой любви к Кришне он танцевал как безумный под бой литавров.
Комментарий Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады:
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в «Анубхашье»: «Деревня Махеши Пандита под названием Палапада расположена в лесу в районе Надии примерно в полутора километрах к югу от станции Чакадаха. Неподалеку от нее протекает Ганга. Говорят, что сначала Махеша Пандит жил на восточном берегу Джирата в деревне Масипур, или Яшипур. Когда же Ганга изменила русло и затопила Масипур, местные Божества были перенесены в Палападу. Вокруг этой деревни стоят другие — Беледанга, Бериграма, Сукхасагара, Чандуде и Манасапота (всего четырнадцать деревень, а вся местность называется Панчанагара Парагана). По некоторым сведениям, Махеша Пандит принимал участие в празднике, устроенном Шри Нитьянандой Прабху в Панихати. Нароттама дас Тхакур также присутствовал на этом празднике и Махеша Пандит видел его там. В храме Махеши Пандита установлены Божества Гауры-Нитьянанды, Шри Гопинатхи, Шри Мадана-мохана и Радхи-Говинды, а также шалаграма-шила ».
|
Шри Уддхарана Датта Тхакур
Отрывок из книги Ш. Маханидхи Махараджа
«Гаудия-вайшнава самадхи Вриндавана»
(стр. 172-173)
Шри Уддхарана Датта Тхакур
Уддхарана Датта Тхакур, двадаша-гопала, жил в Шаптаграме, где недалеко друг от друга стоят семь деревень (Кришнапура, Нитьянандапура, Васудевапура, Шивапура, Баншабедийя, Саханагара, Шаптаграма). Получив рождение и воспитание в семье торговца золотом, он позже женился и стал министром в государственном правительстве. То место, где некогда располагался его офис, в честь него назвали Уддхаранапура.
Господь Нитьянанда часто останавливался и принимал прасад в его доме. Проводя в Шаптаграме према-нама-санкиртану, Господь Нитьянанда освободил всю общину торговцев золотом и банкиров. Уддхарана Датта говорил, что Шаптаграма настолько святое место, что достаточно один раз увидеть его, чтобы человек тут же освободился от всех грехов. Когда ему было двадцать шесть лет, его жена неожиданно умерла. Тогда он оставил все ради общения со Шри Нитьянандой Прабху и начал проповедь святых имен Кришны.
|
Он лично установил и поклонялся Божествам Шад-бхуджа Махапрабху, Шри Нитьянанды Прабху и Гададхары Пандита. Во Враджа-лиле он служит Господу Балараме как Субаху. Его самадхи расположено в районе 64 самадхи.
Назвав Уддхарана Датту Тхакура «возвышенным преданным Господа Нитьянанды, который поклонялся Ему всевозможными способами», Кришна дас Кавираджа прославил всех преданных Нитьянанды Прабху. «Никому не под силу перечесть всех последователей Нитьянанды Прабху. Я перечислил некоторых из них лишь ради собственного очищения. Словно ветви дерева Господа Нитьянанды, Его вечные спутники украшены зрелыми плодами, насыщенными соком кришна-премы. Они раздают эти плоды всем без исключения, наполняя их чистой любовью к Богу. Эти преданные обладают безграничным могуществом даровать вечную бескорыстную любовь к Кришне. Они способны подарить кришна-прему каждому».
Самадхи Уддхарана Датты Тхакура на его родине в Саптаграме
«Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 11.41
маха-бхагавата-шрештха датта уддхарана
сарва-бхаве севе нитйанандера чарана
маха-бхагавата — великий преданный; шрештха — главный; датта — по фамилии Датта; уддхарана — Уддхарана; сарва-бхаве — во всех отношениях; севе — служит; нитйанандера — Господа Нитьянанды; чарана — лотосным стопам.
|
Перевод:
Уддхарана Датта, одиннадцатый из двенадцати гопалов, был возвышенным преданным Господа Нитьянанды Прабху. Он поклонялся лотосным стопам Господа Нитьянанды, как только мог.
Комментарий Ш.Бхактиведанты Свами Прабхупады:
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в «Анубхашье»: «В «Гаура-ганоддеша-дипике» (129) говорится, что Уддхарана Датта в кришна-лиле был пастушком по имени Субаху из Вриндавана. Уддхарана Датта Тхакур, прежде известный как Шри Уддхарана Датта, был обитателем селения Саптаграма, которое расположено на берегу реки Сарасвати недалеко от железнодорожной станции Тришабигха в районе Хугли. Во времена Уддхараны Тхакура Саптаграма была большим городом, в его состав входили Васудева-пура, Баншабедия, Кришнапура, Нитьянанда-пура, Шивапура, Шанкханагара и Саптаграма».
Калькутта была построена во времена британского правления усилиями влиятельных коммерсантов, прежде всего представителей сословия суварна-ваник, которые переселялись в Калькутту из Саптаграмы, открывали свое дело и строили себе дома повсюду. Их до сих пор называют «калькуттская купеческая община «Саптаграми»», и большинство из них принадлежало к роду Малликов и Шилов. Большая половина Калькутты принадлежала этой общине. Принадлежал к ней и Шрила Уддхарана Датта. Наш род также происходит из этой местности и принадлежит к этому сословию. Маллики из Калькутты делятся на две семьи: Шилов и Де. Все Маллики из рода Де изначально принадлежат к одной семье и готре. Мы также принадлежали к той ветви семейства Де, которая, будучи близко связана с мусульманскими правителями, получила титул Маллик.
В пятой главе Антья-кханды «Чайтанья-бхагаваты» сказано, что Уддхарана Датта был очень возвышенным и великодушным вайшнавом. С самого рождения он получил возможность поклоняться Нитьянанде Прабху. Известно, что, пробыв некоторое время в Кхададахе, Нитьянанда Прабху пришел в Саптаграму и остановился в доме Уддхараны Датты. Сословие суварна-ваник, к которому принадлежал Уддхарана Датта, было сословием вайшнавов. Его члены были банкирами и торговцами золотом (слово суварна означает «золото», а ваник — «торговец»). В давние времена между Баллал Сеном и сословием суварна-ваник возникли разногласия из-за богатого банкира Гаури Сена. Баллал Сен занимал деньги у Гаури Сена и расточительно тратил их, из-за чего Гаури Сен прекратил давать ему в долг. Баллал Сен решил отомстить и настроил общественное мнение так, что суварна-ваников стали считать отверженными. С тех пор высшие касты: брахманы, кшатрии и вайшьи — сторонились членов этого сословия. Но по милости Шрилы Нитьянанды Тхакура сословие сувара - ваник снова возвысилось. В «Чайтанья-бхагавате» говорится: йатека ваник - кула уддхарана хаите павитра ха - ила двидха нахика ихате — нет сомнений, что благодаря Шри Нитьянанде Прабху все члены общины суварна - ваник восстановили свою чистоту.
В Саптаграме до сих пор стоит храм, в котором сохранилось шестирукое мурти Шри Чайтаньи Махапрабху. Этому Божеству лично поклонялся Шрила Уддхарана Датта Тхакур. Справа от Шри Чайтаньи Махапрабху стоит мурти Шри Нитьянанды Прабху, а слева — Гададхары Прабху. Там есть также мурти Радхи-Говинды и шалаграма - шила, а под алтарем стоит изображение Шри Уддхараны Датты Тхакура. Храм находится в тенистом, прохладном и живописном месте. Перед храмом построен большой зал, напротив которого растет мадхави - лата. Когда я вернулся из Америки в 1967 г., исполнительный комитет этого храма пригласил нас посетить его, вместе с нашими американскими учениками. Задолго до этого, еще в детстве, я приходил в этот храм вместе с родителями, поскольку всем членам сословия суварна - ваник этот храм Уддхараны Датты Тхакура особенно дорог.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур далее пишет в «Анубхашье»: «В 1876 г. (1283 г. по бенгальскому летоисчислению) бабаджи по имени Нитай дас организовал передачу на нужды храма Уддхараны Датты Тхакура 12 бигх (около полутора гектаров) земли. Впоследствии храм стал приходить в запустение, но позже, в 1306 (1899) г., благодаря совместным усилиям знаменитого Баларамы Маллика из Хугли, служившего помощником судьи, а также многих богатых членов сословия суварна - ваник, состояние храма значительно улучшилось. Лет пятьдесят назад один из потомков Уддхараны Датты Тхакура по имени Джагамохана Датта установил в храме деревянное мурти Уддхараны Датты Тхакура, но сейчас этого мурти больше нет. Ныне в храме поклоняются нарисованному изображению Уддхараны Датты Тхакура. Известно, что мурти Уддхараны Тхакура взял себе Шри Мадана-мохан Датта, а сейчас ему поклоняется вместе с шалаграма - шилой Шринатха Датта.
Уддхарана Датта Тхакур был управляющим поместья крупного заминдара в деревне Найхати, расположенной в трех с половиной километрах к северу от Катвы. Развалины поместья этого царского рода до сих пор можно видеть недалеко от станции Даинхата. Поскольку управляющим поместья был Уддхарана Датта Тхакур, то эту деревню называют также Уддхарана-пурой. Уддхарана Датта Тхакур установил Божества Нитая-Гауры, которые позже были перенесены в дом заминдара, называемый Ванаоярибадом. Шрила Уддхарана Датта Тхакур оставался семейным человеком до конца своей жизни. Его отца звали Шрикара Датта, мать — Бхадравати, а сына — Шриниваса Датта».
Уход Шрилы Махеша Пандита ки - джай!
Уход Шри Уддхарана Датта Тхакура ки - джай!
Компиляция материалов:
Ари Мардан д., Камала д.д.