История школьной оценки и отметки в России (XIX – XXI века). Что изменялось и почему?




Давайте вспомним историю и понаблюдаем, как развивалась оценочная деятельность учителя в образовательных учреждениях России и других стран.Система оценки знаний баллами зародилась в иезуитских школах в XVI—XVII веках и имела гу-манную цель заменить принятые в те времена телесные наказания на поощрения.Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех 6aллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости (1-й - лучший, 2-й - средний, 3-й - худший). Баллы показывали место ученика среди других. Со временем средний раз-ряд, к котором принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы; получилась пяти-балльная шкала, которую и заимствовали в России. Здесь баллам стали придавать другое значение. Они перестали обозначать разряды учеников, а с их их помощью старались оценить познания учащихся.В России впервые оценивать знания начали в 1737 году, при императрице Анне Иоановне, Оценки тогда были словесными, многообразными в пределах полярных понятий "хорошо - плохо"В дальнейшем последовала реформа образования при Николае I.Русская школа пережила 3-, 5- и 8-, 10-,12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально утверждена Министерством народного просве-щения: «1» — слабые успехи; «2» — посредственные; «З» — достаточные; «4» — хорошие; «5» — отличные. Предложенную графом С.С. Уваровым.Следующая реформа образования была во времена Александра III 1880 г. Вот как характеризова-лись оценки успеваемости в Российской Академии Генерального штаба в1880 году. 1 степень – успехи слабые. 2 степень – успехи посредственные.3 степень – успехи удовлетворительные.4 сте-пень – успехи хорошие.5 степень – успехи отличные.Лицеист Александр Пушкин плакал, когда его заставляли решать арифметические задачи. Имея оценку "превосходно" по словесности, юноша-Пушкин часто получал самые низкие баллы по ма-тематике, чаще всего ему писали - "худ" или "очень слаб.А в начале ХХ века по России прошла целая эпидемия самоубийств гимназистов, не сумевших пе-режить позора от "единиц" и "двоек".

В конце 19 века родилась идея безотметочного обучения, которая успешно экспериментировалась. 1916 году Министерство просвещения уже было готово официально объявить об упразднении от-меток в школах. В практику вводились простые уведомления родителей о случаях неуспеваемости детей.Но тут прогремела Октябрьская революция 1917-го года, сокрушившая всю систему жизни стра-ны. Несмотря на то, что все старое, "царское" категорически отвергалось, Народный комиссариат просвещения, который возглавила Надежда Константиновна Крупская (жена В.И. Ленина), посчи-тал, что мысль об отмене цифровой системы оценки знаний не так уж плоха и вполне соответству-ет лозунгу раскрепощения народа, провозглашенному Советской властью.Вместо отметок учителя стали просто зачитывать индивидуальные характеристики учеников, при-чем в них учитывалась не только академическая успеваемость, но и общественно-полезная актив-ность ученика в школе и вне ее. Между тем, директива об отмене "двоек" и "пятерок" выполня-лась педагогами без энтузиазма, многие продолжали выставлять ученикам привычные отметки.В 1939 вернулись словесные оценки ("неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично"), а в 1944 году к ним добавили и привычные баллы (от 1 до 5).В 60 — 90-е годы ХХ в. СССР сложились три основных подхода к модернизации и гуманизации балльной отметки, используемой, в большей или меньшей степени, в рамках традиционной класс-но-урочной системы:1. Прежде всего, в начале 1960-х годов было предложено понятие «поурочный балл».2. В 1990-е гг. в различных учебных заведениях стали апробироваться новые подходы к оценива-нию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе с пятибалльной на мнообалльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговая.3. В 90-е годы использовались и различные методики оценивания деятельности школьников по конечным результатам. Одной из таких форм является сдача старшеклассниками в конце полуго-дия всего освоенного материала в ходе зачетной недели и соответственно получение «зачета» или «незачета». В конце 90-х гг. стали применяться подходы к оцениванию знаний, распространенные в США. Это «субъект-субъектная» система школьной оценки, Такая система получила название учебное «портфолио».Гуманистическая педагогика. Основоположник Шалва Александрович Амонашвили. Он спавед-ливо разводит и разделяет понятия «отметка» и «оценка». В результате 45-и летнего успешного опыта, осуществленного группой педагогов и психологов под его руководством, была разработана система обучения в начальной школе, не предусматривающая вообще отметок. Ученый убеди-тельно доказал, что одной из основных причин отсутствия у них интереса к учению является несо-вершенство форм и методов оценивания результатов учения. Одним из существенных недостатков традиционной системы оценивания является ее неполнота, ограниченность, а также несориенти-рованность оценки на возможности детей различных возрастных групп.Отметки не учебу детей стимулируют – они охраняют власть учителя.(Так считал Амонашвили). Оценка выражается словестно «молодец», «ты хорошо справился с заданием», «вчера у тебя полу-чиось лучше, чем сегодня».Пятибальная система оценивания не является мировой. В большинстве стран мира действует бо-лее широкая шкала оценок - от 6 (Польша) до 100-балльной (Япония). Молдова, Белоруссия, Лат-вия - практикуют оценки по 10-балльной системе. С недавних пор на Украине принята 12-балльная, Отличником считается школьник, который учится на «10», «11» и «12». Учащийся, оканчивающий школу с такими оценками, награждается золотой медалью.В Германии принята 5-балльная система оценок. Правда, оценки ставятся в обратном порядке. Наивысшая оценка – 1, самая плохая – 5. Напоминает спортивные разряды.Во Франции и ряде ее бывших колоний давно уже действует 20-балльная. При этом высшая оцен-ка, как правило – 18 баллов. Французы твердо уверены, что 20 может получить лишь Господь Бог, а 19 – господин учитель. Высший пилотаж - заработать 14 – 16 баллов. Большинство французских «хорошистов» получают от 10 до 12 – 14 баллов.В Великобритании, например, вообще принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика, что позволяет дать более полную и развернутую характеристику школьника. Именно это в после-дующем помогает не совершать ребенку ошибок.Большинство колледжей и средних школ в США используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающи-ми "промежуточный" уровень. Например, B+ - это очень хорошо, но не отлично. Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке.В Японии индивидуально уровень знаний учащегося не оценивается. В конце четверти выставля-ется общий процент качества знаний и выводится средняя оценка для всего класса. Однако воз-можно, скоро в Японии откажутся от этой системы. В конце учебного года проводится тестирова-ние среди детей, где и выясняется их отношение (?) к учителю. Дети не «дураки», чтобы выгнать умного учителя, - так объясняют в японской школе. А если возникнет конфликт между учителем и учеником, то он разрешится всегда в пользу ребенка. И учителя уволят за то, что он не нашел об-щего языка с ребенком.Какие же недостатки пятибалльной системы оценивания знаний учащихся.Главным недостатком сегодняшней 5-балльной системы является то, что отметка становится са-моцелью. Т.е. за «пятеркой» часто стоят далеко не отличные знания. Ведь мы всегда вместо «4+» просим «5-», понимая, что в журнал пойдет чистая «пятерка». Да и цена «пятерки» у разных пре-подавателей разная. А если между привычными «тройками» проскакивает «четверка» или «пятер-ка», то в сущности ничего меняет, т.к. средняя отметка все равно «тройка». И отдельно взятый успех остался незамеченным.Богатый опыт многих поколений учителей говорит о том, что для овладения учащимися прочными знаниями и умениями необходимо осуществлять их контроль и оценку. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.

Современные требования к оценке образовательных достижений обучающихся. Их достижимость и объективность, Ваше мнение? Границы использования бинарной шкалы при оценки деятельности обучающихся?

Научить современного педагога многоплановой оценке в соответствии с требованиями ФГОС — задача современного этапа в работе системы повышения квалификации.

В статье представлены первые попытки объединить основные подходы к

оцениванию в контексте ФГОС и современную практику оценочной деятельности,

объединить традиционный и инновационный подход к оцениванию.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности

и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным

государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам,

федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или

юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность,

в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.1

Важнейшей задачей инноваций в российском образовании является

совершенствование контроля за результатами обучения и управление его качеством. В

последнее время в этом направлении проделана значительная работа. Это, прежде всего,

введение процедуры аккредитации образовательных учреждений, введение системы

независимого оценивания в рамках ГИА государственной итоговой аттестации: единого

государственного экзамена в 11 классе и новой формы итоговой аттестации в 9 классах. В

настоящий момент проходит создание РСОКО (региональной системы оценки качества

образования) - комплекса внешних по отношению к учителю процедур, измеряющих

уровень обученности учащихся на протяжении всего школьного периода.

Контроль знаний учащихся является важной частью процесса обучения. По

определению контроль - это процесс соотношения достигнутых результатов обучения с

запланированными целями обучения.

С введением Федерального образовательного стандарта, меняется характер

контроля – это комплексная оценка учебных и внеучебных достижений учащихся;

расширяется спектр форм оценки; оценочный инструментарий – использование

стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных,

индивидуальных и групповых, само-и взаимоценки); меняется сам принцип оценки – от

отметки методом вычитания – к отметке методом сложения достижений учащегося.

В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного

стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:

· Оценивание является постоянным процессом, естественным образом

интегрированным в образовательную практику:

· Оценивание может быть только критериальным. Критерии оценивания и алгоритм

выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.

· Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в

контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к

самооценке.

Комплексный подход к системе оценивания в школе позволяет вести оценку

достижений обучающихся по трем группам результатов обучения: личностным,

метапредметным и предметным. Основным объектом, содержательной и

критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного

общего образования выступают планируемые результаты обучения.

В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел (универсальные

учебные действия) личностные и метапредметные результаты, достижение которых

обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, представленных в инвариантной

части учебного плана, междисциплинарными курсами и внеурочной деятельностью.

Сложность на сегодняшний день заключается в определении методики оценки

метапредметных результатов, связанных с формированием и развитием универсальных

учебных действий (УУД), – личностных, регулятивных, познавательных и

коммуникативных.

Сопоставительный анализ шкал школьных отметок в РФ и зарубежных образовательных системах (США, ФРГ, Франция, Великобритания, КНР, Японии). Два государства по выбору.

В Америке - буквыВ противовес этому в США сегодня иная система оценивания – буквенная. В Америке существу-ют отметки в буквенном диапазоне от A до Е. Применительно к российским оценкам это выглядит следующим образом: A=4, B=3, С=2, D=1, Е=0. Таким образом, происходит смещение отметки на одну единицу в сравнении с российской школой. Некоторые американские педагоги игнорируют отметку E, считая ее провалом в знаниях.Как и в России, в США используются в дополнение к буквам знаки «+» и «-». Но не везде. Там, где их учитывают, они равны 0,3 балла в большую или меньшую строну в зависимости от знака.Для российских школьников и учителей тоже существуют такие «полутона». Однако это является приметой неофициального оценивания. Учитель может поставить отметку с повышающим или понижающим знаком в дневник или рабочую тетрадь. Но не в журнал.Также в Америке допускается перевод буквенных отметок в шкалу процентов: A=90-100%, B=80-89%, C=70-79%, D=65-69%, E=64% и ниже. Такого в России нет.Германия.В Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценок с обратной зависимо-стью то есть имеет следующие количественные и качественные обозначения:

1 — ausgezeichnet / sehr gut «отлично»

2 — gut «хорошо»

3 — befriedigend «удовлетворительно»

4 — ausreichend «достаточно»

5 — mangelhaft «неудовлетворительно»

6 — ungenügend «недостаточно».

В некоторых учебных заведениях для выведения средней оценки используется пересчёт приведен-ных выше оценок в баллы по следующему соотношению: оценка 1 = 15 баллов, 2 = 12 баллов, 3 = 9 баллов, 4 = 6 баллов, 5 = 3 балла и оценка 6 = 0 баллов.

В высшем образовании используется 5-балльная система оценок, 5 количественных и качествен-ных параметров которой полностью идентичны приведенным выше 5 первым параметрам 6-балльной системы оценок среднего образования.

Франция

Во Франции действует 20-бальная система оценок.

И если в России отметки усреднены и несут в себе характеризующий элемент («двоечник», «тро-ечник» и т.д.), то во Франции полученный балл лишь отображает точность выполнения заданных требований.

Иногда я сравниваю французских преподавателей с часовых дел мастерами, которые скрупулезно вымеряют наномиллиметры, дабы не ошибиться в своих оценках.

Так, между 9,5 и 10 — существует просто огромнейшая разница. Так как 9, 5 — это ниже средне-го, а 10 — уже проходной балл. При этом полбалла французский ученик может потерять элемен-тарно на неправильной нумерации листов.

В то же время, даже 9 — считается хорошей отметкой!

Так как отличники получают, как правило, от 13 до 16.

17-18 — отметки для интеллектуалов и гениев

19 — исключительная случайность

Ну а на 20 знает лишь Господь Бог.

Великобритания

Оценивание General Certificate of Secondary Education (GCSE)

GCSE оценивается по восьми бальной шкале: A*-A-B-C-D-E-F-G, A* - является наивысшим бал-лом, а G – самым низким. Существует также оценка U от Unclassified т.е. неуд, в случае получения этой оценки на экзамене, считается, что он не сдан.Оценивание ‘A’-levelСистема оценивания A-level довольно сложная, помимо буквенной шкалы, существуют такие по-нятия как raw mark и uniform mark.Raw mark – Оценка за конкретную работу, выражается в баллах, максимальное количество баллов зависит от конкретного раздела (unit). Например, максимальная оценка за эссе по литературе 60, по истории 90. Максимальное количество баллов будет зависеть от «важности» или «веса» данной работы при итоговом оценивании, и может ежегодно изменяться.Uniform Mark (UMS) – фиксированная оценка. Ваши raw marks будут конвертироваться в UMS.Учебная программа состоит из разделов. Максимальное количество розделов на курсе A-level – 6. Существует также A-level состоящие из 4, 3 и 2-х разделов. Итоговая UMS будет зависет от того со скольких разделов состоит программа обучения.Количество разделов A-Level Максимальная итоговая оценка UMS

6 600 4 400 3 300 2 200

Каждый раздел (unit) имеет свой «вес» в итоговой оценке. Например, вы учитесь по программе A-level состоящей из 4-х разделов, раздел GCE BUSINESS STUDIES UNIT 3 составляет 30% итого-вой оценки, соответственно максимальная оценка UMS по данному разделу будет 120 (30% из 400).Система оценивания A-level довольно сложная, помимо буквенной шкалы, следует различать та-кие понятия как raw mark и uniform mark.Raw mark – Оценка за конкретную работу, выражается в баллах, максимальное количество баллов зависит от конкретного раздела (unit). Например максимальная оценказа эссе по литературе 60, по истории 90. Максимальное количество баллов будет зависеть от «важности» или «веса» данной работы при итоговом оценивании, и может ежегодно изменяться.Uniform Mark (UMS) – фиксированная оценка. Ваши raw marks будут конвертироваться в UMS.

А – 80%, B- 70%, C-60%, D-50%, E-40%

Полученные оценки за каждую работу (эссе, курсовая и т.д.) конвертируются в “Unified Mark Scheme” (UMS) в зависимости от сложности задания и ее «весомости». UMS оценивается в баллах, максимальное количество баллов, которое в сумме можно набрать по окончанию A-level состоя-щего из – 600. Китай.В классе висит рейтинг успеваемости учеников, что стимулирует учиться лучше. Оценки ― от А до F, где A ― самая высокая, соответствует 90―100 %, а F ― неудовлетворительным 59 %. По-ощрение хорошего поведения ― важная часть образовательной системы. Например, за верный от-вет или примерное поведение на уроке ученик получает звездочку определенного цвета или до-полнительные баллы. За разговоры на уроках или проступки баллы и звездочки снимаются. Успе-ваемость школьников отражается на специальном чарте на доске. Конкуренция, так сказать, нали-цо. Япония В японских школах учителя не ставят оценки за наличие или отсутствие домашнего задания и сте-пень готовности к уроку. Если ты что-то сделал, учитель обводит задание красным кружком, а ес-ли нет – тебе оставляют твой долг на будущее.Тем не менее, полностью оценок нельзя избежать даже в японской школе. Периодически прово-дятся тесты по всем предметам (особенно ближе к концу триместра), и эти тесты оцениваются по стобалльной шкале. Не стоит забывать и об экзаменах, которыми мучают учащихся средней и старшей школы.По окончании старших классов школьники пишут один тест, который решает, поступят они в вуз или нет. Выпускник может выбрать только одно учреждение, и то, каким оно будет, определит размер будущей зарплаты и уровень жизни в целом. При этом конкуренция очень велика: 76% вы-пускников продолжают обучение после школы. Именно поэтому в Японии популярно такое выра-жение, как «экзаменационный ад».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: