Особенности работы с детьми с девиантным поведением.




Современными психологами подмечено и отражено в публикациях, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между субъективным стремлением подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границ помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и другими); противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения — все эти процессы и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям. «Все обиды, все раны детской души, все ссоры в семье, в школе отреагируются подростками, причем грубо, по-хамски, с всевозможными вывертами и даже антисоциальными поступками».

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от норм и стандартов, принятых обществом: правовых, моральных, возрастных, этнических и др.

Правовые нормы – это правила, закрепленные в законах государства, которое контролирует их выполнение. Они четко фиксируют права и обязанности гражданина, а также определяют санкции государства при несоблюдении установленных требований. Правовые нормы не противоречат ни друг другу, ни нормам морали.

Моральные нормы – одобряемая и принимаемая обществом совокупность правил, регламентирующих поведение человека и его взаимоотношения с людьми и обществом, которые не закреплены законом.

Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий. Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п.

Девиантное поведение принято подразделять на три вида:

1. девиантное поведение личности;

2. делинквентное поведение личности;

3. аддиктивное поведение личности.

Основные формы девиантного поведения:

1. алкогольные девиация;

2. наркотические (наркомания, токсикомания);

3. сексуальные девиации;

4. ауто – (самокалечение, самопорезы, суицид) и гетеро (направленно на другого человека) – агрессия.

5. проституция и т. д.

Все эти формы делятся на 2 основные категории:

- патологические;

- непатологические (психологические).

Широкое развитие в современных условиях получили концепции социальной дезорганизации (Т. Шибутани и др.), которые объясняют отклоняющееся поведение социальными изменениями, в результате которых прежние стандарты теряют свое значение из-за чего дезорганизуется жизнь общества, когда одни люди стараются придерживаться старых норм и ценностей, другие же ориентируются на вновь появляющиеся ценности и нормы как общесоциальные, так и групповые (эталонные группы). В соответствии с этим выделяются три типа отклоняющегося поведения:

1-й тип поведение конформное – приспособление к требованиям эталонной (референтной) группы, отличающимся от принятых в обществе норм, взглядов.

2-й тип отклоняющегося поведения – импульсивный, возникает под влиянием сильного возбуждения, вопреки собственным стандартам поведения. Этот тип связан с временной утратой самоконтроля (аффект).

3-й тип отклоняющегося поведения – обозначается термином «компульсивное», т.е. принудительное, навязчивое. Здесь имеется ввиду особый вид принуждения, связанный с плохой приспособляемостью отдельных лиц, когда на некоторые события и факты личность отвечает устойчивыми реакциями, которые она (даже сознавая бессмысленность и опасность своего поведения) не в состоянии его изменить.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социальнопсихологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определённое явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.

Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервнопсихических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такого в настоящее время.

Третичная профилактика решает специальные задачи, как лечение нервнопсихических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Профилактический процесс предполагает наличие профилактической программы. В зависимости от времени воздействия профилактические программы делятся на три категории: постоянно действующие; систематически действующие; периодически действующие.

Постоянно действующие программы реализуются в каком-либо определенном месте, например на базе школы, где проводятся регулярные профилактические занятия с детьми, подростками, учителями. Также осуществляется подготовка субспециалистов (лидеров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, лидеровродителей), которые будут осуществлять постоянную профилактическую активность.

Систематически действующие программы предполагают проведение регулярных систематических профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный промежуток времени (несколько месяцев, несколько раз в год).

Периодически действующие программы рассчитаны на осуществление профилактической деятельности от случая к случаю, как правило, без особой системы. Например, проведение мотивационных акций, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни.

Эффективная профилактическая программа, реализуемая в образовательной организации, имеет следующие характеристики:

1. Она основана на тщательном планировании и подготовке. В учебном заведении создается ежегодный календарный план профилактической работы, где подробно описываются все элементы, из которых состоит деятельность по профилактике отклоняющегося девиантного поведения.

2. В программе имеется детальное описание задач, которые отвечают нуждам и потребностям конкретной целевой группы.

3. Она состоит из нескольких видов деятельности (информирование, образование, развитие способностей и навыков, обучение сотрудников) и является частью областной или национальной программы.

4. В ходе ее реализации предусматриваются рабочие связи и обмен опытом с другими учебными заведениями.

5. Профилактическая программа является составной частью учебно-воспитательного процесса.

6. Она обучает детей поиску альтернатив девиантному поведению и сама предлагает подобные альтернативы, возможности которых включены в ее реализацию.

Содержание профилактической программы определяется самим педагогическим коллективом с учетом:

- основных тенденций, преобладающих в среде молодежи в данный временной промежуток и нашедших отражение в конкретном учебном заведении;

- половых и возрастных особенностей детей;

- уровня общего психического и физического развития конкретного ребенка и особенностей среды его жизнедеятельности;

- интересов, потребностей и желаний детей.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

В. П. Кащенко объединил методы коррекции в две группы: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы:

1. Метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, метод культуры здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).

2. Специальные или частно - педагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2. Гипноз.

3. Метод убеждения.

4. Психоанализ.

Приемы коррекции отклоняющегося поведения – это педагогически оформленные действия, воздействующие на поведение и позиции обучаемых, изменяющие их взгляды и мотивы.

Исследователи выделяют три группы приемов педагогического воздействия на девиантных школьников:

К первой группе относятся приемы индивидуального педагогического воздействия:

- просьба о помощи – воспитатель обращается к воспитаннику за советом, рассказывая о своих проблемах, и просит найти способ их решения;

- оцени поступок – педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории;

- обсуждение статьи – подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки; педагог просит дать оценку этим поступкам;

- мобилизация внутренних сил школьника на выполнение задания – перед учащимися раскрываются их возможности, умения, необходимость предстоящей работы для них лично;

- стратегия жизни – педагог выясняет жизненные планы воспитанника, затем пытается выяснить вместе с ним, что поможет, а что помещает реализации этих планов;

- мой идеал – выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества;

- контрастности – от регулярных неудач в деятельности подводить учащегося к первым значительным успехам в ней.

Вторая группа приемов связана с организацией групповой деятельности:

- непрерывная эстафета мнений – учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему;

- самостимулирование – учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу встречные вопросы; вопросы и ответы коллективно обсуждаются;

- импровизация на свободную тему – учащиеся выбирают интересную для них тему; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему их интерпретируют и т.п.

Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика:

- инструктирование – на период выполнения какого-либо творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся;

- распределение ролей – четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания;

- коррекция позиций – тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий;

- самоотстранение учителя – после того, как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы устраняется от прямого руководства или берет на себя обязательства рядового участника;

- распределение инициативы – создаются равные условия для проявления инициативы всеми учащимися;

Наряду с учебно-познавательной деятельностью школьники являются участниками и других видов деятельности: трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической. Применение различных методов и приемов коррекции девиантного поведения в учебной и во вне учебной деятельности помогает сделать процесс преодоления отклонений в поведении учащихся реальным и действенным.

Таким образом, можно сделать вывод об особенностях работы с детьми с девиантным поведением. Девиантное поведение, простым языком, поведение, не являющееся нормой для общества. Девиантность может возникать как в первичной социализации, так и в более позднем возрасте, в зависимости от жизненных ситуаций и в целом от психологического состояния ребенка. Современное подрастающее поколение представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой, вследствие чего вместо ожидаемых позитивных изменений, наблюдается резкий всплеск девиантного поведения в обществе, и особенно в детской и молодежной среде. Наиболее действенный метод борьбы с девиантным поведением, это его профилактика. Профилактические программы делятся на три категории: постоянно действующие; систематически действующие; периодически действующие, в зависимости от времени воздействия, и должны проводиться во всех организациях, работающих с детьми.

 

Список литературы

 

1. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / В.П. Кащенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.

2. Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: пособие /М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 286 с.

3. Костюнина Н.Ю., Лучинина А.О. К72 Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие /Н.Ю.Костюнина., А.О.Лучинина – Казань, Издательство «Бриг», 2015. – 144 с.

4. Узеиров А.А. Девиантные формы поведения личности: учебнометодическое пособие / А.А. Узеиров; ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, колледж. – Ростов Н/Д: Изд-во РостГМУ, 2017. – 30 с.

5. Рождественская Н.А. «Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие» Город: Москва, год выпуска: 2016, ISBN: 978-5-98563-377-1, издательство: Литагент ТеревинфDRM, категория: Детская образовательная литература /на русском языке.

6. Шнейдер Л.Б. «Девиантное поведение детей и подростков» Город: Москва, год выпуска: 2005, ISBN: 5-8291-0578-0, 5-902358-52-3, издательство: Академический Проект; Трикста, категория: Психология / на русском языке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: