Оценки конкурентоспособности товара представлены на рисунке 1.4




Рисунок 1.1- Внешние факторы конкурентного преимущества товара

Источник: составлено автором

Внутренние факторы конкурентного преимущества товара представлены на рисунке 1.2

 

 
 

 

 


Рисунок 1.2- Внутренние факторы конкурентного преимущества товара

Источник: составлено автором

 

Среди факторов конкурентоспособности товара наиболее важным является соотношение качества товара и цены его по­требления. Для определения степени «тесноты» этого соотноше­ния применяется показатель эластичности (изменения) цены товара при изменении его качества.

Три основных вида эластичности цены товара по его качеству представлены на рисунке 1.3

 

 
 

 

 


Рисунок 1.3- Виды эластичности цены товара по его качеству

Источник: составлено автором

Как видим на рисунке 1.3 представлены виды эластичности, которые характеризуются следующим образом:

единичная эластичность цены, когда на каждый процент изменения комплексного показателя качества товара цены по­требления изменяются соответственно на 1% а = 1);

эластичная цена, когда цена потребления товара изменя­ется в процентах быстрее, чем изменяется комплексный пока­затель качества в процентах а >1);

неэластичная цена, когда цена потребления товара изме­няется медленнее, чем изменяется комплексный показатель ка­чества в процентах а < 1).

 

1.2. Система показателей конкурентоспособности продукции

Комплексность конкурентоспособности товаров - при оценке конкурентоспособности товаров должна учитываться совокупность критериев, определяющих особенности товаров-конкурентов.

Относительность конкурентоспособности предполагает сравнительный характер ее оценки, когда выбранные критерии одного товара сравниваются с критериями другого товара, принятыми за базовые. Для того чтобы определить уровень конкурентоспособности какого-либо товара, необходимо не просто сравнивать товары по степени их соответствия конкретной потребности, но и учитывать затраты потребителя при покупке товара и его дальнейшем использовании. Конкурентоспособность — характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности группы покупателей, так и по затратам на ее удовлетворение.

Основа оценки конкурентоспособности — исследование потребностей покупателя. При совершении покупки каждый потребитель осуществляет выбор необходимого ему товара среди ряда аналогов, предлагаемых на рынке, и приобретает тот из них, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.

При оценке конкурентоспособности товаров должна учитываться их специфика. Например, цена потребления таких потребительских товаров, как одежда, машины и оборудование, будет различна и напрямую связана со спецификой товара.

Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели исследования:[]

§ если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

§ если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о товаре, который выйдет на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Основным критерием конкурентоспособности товаров является степень удовлетворения ими реальных потребностей. Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического восприятия потребителями отдельных товаров. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем нерекламируемые товары с одинаковыми и даже более высокими потребительскими свойствами. Поэтому для оценки конкурентоспособности используются косвенные критерии, которые можно классифицировать на две группы: потребительские и экономические.

 

Оценки конкурентоспособности товара представлены на рисунке 1.4

 

Рисунок 1.4- Оценки конкурентоспособности товара

Источник: составлено автором

 

Оценка конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Поэтому важно определить критерии, существенные с точки зрения потребителя, а потому и подлежащие анализу.

Продукция конкурентоспособна, если она имеет на данном потребительском сегменте одну или более потребительские характеристики. лучшие, чем у товаров-аналогов (при этом данные характеристики признаются потребителями ведущими). Потребители заинтересованы не в абсолютно лучшем по всем характеристикам продукте, а в том. который удачно сочетает качества, наиболее востребованные на данном сегменте рынка, и часто готовы поступиться отдельными характеристиками продукта ради улучшения других.

Конкурентоспособность товара на рынке определяется сравнением его стоимостных (учитывается цена приобретения товара покупателем и стоимость обслуживания в процессе использования или потребления) и потребительских характеристик с характеристиками других товаров, формируемыми рыночным спросом и условиями их предложения на рынке.

 

1.3 Основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции организации

Методика оценки конкурентоспособности товаров по объему их продаж. Сущность этой методики основана на косвенном измерении конкурентоспособности по объемам продаж. Делается предположение, что объем продаж конкурентных товаров свидетельствует о потребительских предпочтениях и поэтому может служить критерием конкурентоспособности. Кроме того, маркетинговые службы торговых организаций используют и другие косвенные показатели конкурентоспособности, например скорость розничной продажи.

Методика анализа потребительских характеристик товаров (услуг) основана на выявлении мотивации потребителя. Необходимо отобразить совокупность характеристик товара в пространстве «воспринимаемой клиентом полезности от использования продукта» (например, для покупателя важна не скорость вращения барабана стиральной машины, выраженная количеством оборотов в минуту, а то, что белье не требует последующей сушки). Для каждого продукта выявляется ведущий мотив — наиболее сильно проявленная на момент покупки потребность покупателя (экономия, безопасность, привычка, комфорт, новизна, престиж и др.). Последующий, детальный анализ мотивации направлен на выбор наиболее важных потребительских характеристик, которые становятся основой для исследования сегментов отраслевого рынка и оценки степени соответствия товаров их запросам.

Методики сегментации предусматривают:

§ выбор критериев сегментации, традиционно используемых в отрасли или перспективных для использования (например, емкость, доступность, устойчивость, прибыльность, уровень конкуренции, защищенность от конкурентов, рекламные возможности, сервис и т.п.);

§ дифференциацию отраслевого рынка на сегменты, их описание;

§ выбор целевых сегментов (например, по показателям темпа роста спроса в сегменте, позиции наиболее важных конкурентов,

§ наличия специфических требований в сегменте по сервису, цене, качеству и т.п.);

§ выявление предпочтений потребителей для каждого целевого сегмента.

Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией другой фирмы. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара — его качества.

Характеристики качества продукции, не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности не принимаются.

При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов фирм- конкурентов при сборе информации целесообразно в качестве оценочных критериев использовать следующие показатели (атрибуты) качества:

§ назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.);

§ надежность;

§ экономное использование материальных, энергетических ресурсов;

§ эргономические (удобство и простота в эксплуатации);

§ эстетические;

§ экологические;

§ безопасности;

§ стандартизацию и унификацию;

§ технологичность ремонта;

§ транспортабельность;

§ вторичное использование или утилизацию (уничтожение):

§ послепродажное обслуживание.

Группа показателей, характеризующая качество продукции, включает:

§ технические показатели: функциональное назначение (производительность, скорость, объем оперативной памяти, быстродействие и т.п.), надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность,

§ экономические показатели: удельный расход сырья и материалов, экономичность энергопотребления, трудовых ресурсов и т.п.;

§ коммерческие показатели: цена товара на рынке, затраты на упаковку и хранение, транспортировку, текущие затраты потребителя.

Нередко цена потребления в несколько раз превышает цену приобретения товара. В первую очередь это относится к продукции машиностроения, товарам бытового обихода. В цену потребления включаются затраты на ремонт, техническое обслуживание, приобретение запасных частей и материалов, страхование и т.п.

В качестве базы сравнения для оценки конкурентоспособности товаров с точки зрения хозяйствующего субъекта могут выступать:

§ значения показателей конкурентоспособности продукции приоритетного конкурента (или конкурентов);

§ значения показателей конкурентоспособности продукции в среднем по отрасли;

§ прогнозируемые значения показателей конкурентоспособности продукции;

§ степень удовлетворения потребностей потребителя;

§ нормативные показатели качества.

При выборе в качестве базы сравнения нормативных показателей качества в расчет берутся не конкурентные товары, а требования стандартов, ТУ, медико-биологические и др.

При оценке конкурентоспособности товара могут использоваться дифференциальный, комплексный, интегральный и смешанный методы.


 

ГЛАВА 2

РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССОНСКОГО РАЙПО

 

2.1 Экономическая характеристика деятельности Россонского райпо

 

В соответствии с уставом Россонского райпо (Приложение А) Россонское районное потребительское общество, в дальнейшнем именуемое Общество, добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц. Общество создано 30 декабря 1996 года в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создано в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный счёт (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

Место нахождения Общества: 211471 Витебская обл.. г.п.Россоны, ул. Ленина, д.9а.

В своей деятельности Общество руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениям Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Витебского областного союза потребительских обществ и настоящим Уставом.

Общество на добровольной основе в ходит в Витебский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Основной целью создания Общества является удовлетворение материальных и иных потребностей членом Общества.

Предметом деятельности Общества являются:

организация оптовой и розничной торговли, общественного питания; закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видом продукции и сырья;

производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;

оказание платных услуг населению;

организация рынков;

осуществление внешнеэкономической деятельности;

осуществление иных видом деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Общество вправе осуществлять деятельность, на занятие которой требуется получение специального разрешения, с момента получения им такого специального разрешения.

 

2.2 Определение показателей использования основных средств Россонского райпо

 

 

Рассчитаем структуру стоимости основных средств Россонского райпо на основании приложения к бухгалтерскому балансу на 1 января 2017 года (Раздел I. Основные средства и нематериальные активы) (Приложение Б). Данные расчета оформим в таблицу 2.1.

 

Таблица 2.1- Структура стоимости основных средств Россонского райпо на конец года

Группа основных средств Стоимость ОС на начало года, тыс.руб. Структура, %
Здания и сооружения   84,2
Машины и оборудование   11,7
Транспортные средства   3,8
ИТОГО   100,00

 

На основании данных таблицы 2.1 можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре основных средств Россонского райпо занимают здания и сооружения – 84,2 %, которые относятся к пассивной части основных средств.

Рассчитаем показатели использования основных средств. Данные расчета оформим в таблицу 2.2

 

Таблица 2.2 - Показатели использования и движения основных средств Россонского райпо

Наименование показателей Значение показателей Отклонение (+/-)
прошлый год отчетный год
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.      
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.     -173
Чистая прибыль, тыс. руб.      
Фондоотдача, руб./руб.. 3,52 3,43 -0,09
Фондоемкость, руб./руб.. 0,28 0,29 0,01
Фондорентабельность, % 0,09 0,60 0,51

 

На основании данных таблицы 2.2 можно сделать вывод, что за отчетный год выросла стоимость основных средств Россонского райпо на 30 тыс. руб., выручка от реализации продукции уменьшилась на 173 тыс. руб., чистая прибыль увеличилась на 17 тыс. руб., фондоотдача уменьшилась на 0,09 руб./руб., фондоемкость увеличилась на 0,01 руб./руб., фондорентабельность увеличилась на 0,51 п.п. Что свидетельствует о снижении эффективности использования основных средств Россонского райпо за отчетный год по сравнению с прошлым годом.

При расчете показателей нами использованы следующие формулы:

Фондоотдача:

 

Фо = ВП / ОПСс.г,.,................................................(2.1)

 

где ВП - объем производства продукции в стоимостном выражении; ОПСс.г - среднегодовая стоимость основных средств.

Показатель обратный фондоотдаче фондоемкость:

 

Фе = ОПСс.г / ВП или Ф = 1 / ФО .,..............................(2.2)

 

Эффективность использования основных производственных средств характеризуется их рентабельностью:

 

ФR = Пч / ОПСс.г *100.......................................... (2.3)

 

где Пч - чистая прибыль

Основные направления повышения эффективности использования основных средств Россонского райпо:

- замена действующего устаревшего оборудования на новое, более производительное и экономичное.

- повышение удельного веса инвестиций на реконструкцию.

- техническое перевооружение действующих объектов

- приобретение современных видом оборудования

- внедрение новых технологических, информационных, управленческих и других инноваций, обеспечивающих более быструю экономическую отдачу вложенного капитала.

 

2.3 Определение показателей использования оборотных средств Россонского райпо

 

Рассчитаем структуру оборотных средств Россонского райпо. Данные расчета оформим в таблицу 2.3

 

Таблица 2.3-Структура оборотных средств Россонского райпо

Виды оборотных средств Сумма, тыс.руб. Структура, %
Запасы   72,3
Краткосрочная дебиторская задолженность   22,5
Денежные средства   5,2
Итого   100,00

Источник: собственная разработка

Как видно из таблицы 2.3 наибольший удельный вес в составе оборотных средств в 2016 году составили запасы, а именно 72,3%, удельный вес краткосрочной дебиторской задолженности составил 22,5%.

Рассчитаем показатели эффективности использования оборотных средств Россонского райпо. Данные расчета оформим в таблицу 2.4

 

Таблица 2.4 - Показатели эффективности использования оборотных средств Россонского райпо

Показатели Прошлый год Отчетный год Темп роста (%) Отклонение (+;-)
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.     98,5 -173
2. Среднегодовая стоимость оборотных средств всего, тыс. руб.     110,4  
3. Чистая прибыль     666,7  
4. Длительность одного оборота оборотных средств в днях 50,7 56,3 111,0 5,6
5. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, раз. 7,1 6,4 90,1 -0,7
6. Рентабельность оборотных средств, %. 0,18 1,11 616,7 0,93
7. Коэффициент загрузки средств 0,140 0,157 112,1 0,017

 

На основании данных таблицы 2.4:можно сделать вывод, что выручка от реализации продукции Россонского райпо за 2016 год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 173 тыс. руб. или на 1,5%, среднегодовая стоимость оборотных средств Россонского райпо за 2016 год выросла по сравнению с предыдущим годом на 170 тыс. руб. или на 10,4%. Установлен рост суммы чистой прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым на 17 тыс. руб.

В соответствии с данными таблицы показатели эффективности использования оборотных средств за отчетный год по сравнению с предыдущим ухудшились, так как увеличена длительность 1 оборота оборотных средств на 11% и снижен коэффициент оборачиваемости оборотных средств на 9,9% или на 0,7 раза. Нами установлен рост рентабельности оборотных средств, т.к. в Россонском райпо увеличена сумма чистой прибыли.

При расчете показателей используйте следующие формулы:

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

 

.....................................................................(2.4.)

где РП- выручка от реализации продукции, млн.руб.

Соб.- сумма средних остатков оборотных средств, млн. руб.

 

б) Коэффициент загрузки оборотных средств:

 

или .........................................................................................................................(2.5)

 

в) длительность одного оборота оборотных средств:

………………………………………………...........................................(2.6)

где Дп – длительность периода, за который определяется степень использования оборотных средств. (Дп= 360 дней в году, 90-в квартал, 30-в месяц).

Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств Россонского райпо в современных условиях.

совершенствование товародвижения и нормализация размещение оборотных средств;

· полностью и ритмично выполнение планов хозяйственной деятельности;

· совершенствование организации торговли, внедрение прогрессивных форм и методов продаж;

· упорядочение сбора и хранения порожней тары, ускорение возврат тары поставщикам и сдачи тарособираюшим организациям;

· совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями;

· улучшение претензионной работы;

· ускорение оборота денежных средств за счет улучшение инкассации торговой выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах торговых предприятий, в пути, на расчетном счете в банке;

· сведение к минимуму запасов хозяйственных материалов, мало­ценных и быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спец.одежды на складе, сокращение подотчетных сумм, расходов будущих периодов;

 


 

2.4 Издержки производства и себестоимость продукции

Рассчитаем структуру затрат на производство продукции в разрезе экономических элементов. Для расчета показателей используем данные отчета о расходах, доходах, и финансовых результатах от реализации товаров и передачи товаров филиалами (Приложение Д).

 

Таблица 2.5- Структура издержек обращения по элементам затрат Россонского райпо за 2016 г.

Элементы затрат Сумма, тыс.руб. Удельный вес, %
Материальные затраты   27,7
Расходы на оплату труда   48,7
Отчисления на социальные нужды   16,9
Прочие затраты   6,7
ИТОГО   100,00

Как видно из таблицы 2.5 наибольший удельный вес в составе элементных затрат в 2016 году составили материальные затраты, а именно 27,7%, удельный вес расходов на оплату труда составил 48,7%.

Нами установлены следующие резервы снижения издержек обращения в Россонском райпо:

 

- совершенствование коммерческой работы и ускорение товарооборачиваемости

- совершенствование организации торговли и рост товарооборота

- повышение эффективности использования производственных фондов

 


 

2.5 Прибыль и рентабельность

Определим показатели рентабельности деятельности Россонского райпо: Данные расчета оформите в таблицу 2.6

 

Таблица 2.6 - Показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности Россонское райпо.

Показатели Прошлый год Отчетный год Темп роста, (%) Отклонение (+;-)
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.     98,5 -173
2. Себестоимость, тыс. руб.     96,5 -315
3. Материальные затраты, тыс. руб.     102,5  
4. Фонд зарплаты, тыс. руб.     102,5  
5. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.     181,4  
Затраты на 1 рубль реализованной продукции 0,78 0,76 102,6 -0,02
Материалоемкость 0,57 0,53 93,00 0,02
Зарплатаемкость 0,07 0,08 114,3 0,01
Рентабельность продукции 1,61 3,02 187,6 1,41
Рентабельность продаж 1,25 2,30 184,00 1,05
Рентабельность основного капитала 4,39 7,90 180,00 3,51
Рентабельность производства 2,54 5,13 202,00 2,59

 

На основании данных таблицы 2.6:можно сделать вывод, что выручка от реализации продукции Россонского райпо за 2016 год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 173 тыс. руб. или на 1,5%, себестоимость продукции Россонского райпо за 2016 год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 315 тыс. руб. или на 3,5%. Установлен рост суммы прибыли от реализации продукции за отчетный год по сравнению с прошлым на 118 тыс. руб. или на 81,4%.

Как видим, эффективность деятельности Россонского райпо за отчетный год улучшилась по сравнению с предшествующим, о чем свидетельствует рост рентабельности продукции, рентабельности продаж, рентабельности основного капитала, рентабельности производства на 1,41 п.п., 1,05 п.п., 3,51 п.п., 2,59 п.п. соответственно.

При расчете показателей используйте следующие формулы:

-Материалоемкость (Ме)

Ме=МЗ/ВП …………………………….…(2.8)

-Зарплатаемкость (Зе)

Зе=ФЗП/ВП …………………………….…(2.9)

где Ме- материалоемкость,

МЗ- материальные затраты за отчетный период

ФЗП- фонд заработной платы

-рентабельность продукции.

,............................................... (2.10)

где Пр- прибыль от реализации продукции, млн.руб.

Ср- себестоимость реализованной продукции, млн.руб.

 

-рентабельность продаж.

,.............................................. (2.11)

-рентабельность основных средств

,...............................................(2.12)

где Потч.пер- прибыль отчетного периода, млн.руб.

-рентабельность производства

,...............................................(2.13)

Пути увеличения прибыли и повышения рентабельности Россонского райпо:

- использование резервов роста товарооборота;

- расширение прямых связей с промышленностью;

- сокращение путей звенности товародвижения;

- полное получения от поставщиков установленных основных и дополнительных скидок, возмещение от финансовых органов;

- внедрение новых форм организации и специализации торговли;

- экономия издержек обращения, ликвидация непланируемых потерь.

 


 

ГЛАВА 3

РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА

 

 

Основной целью производства многих программных продуктов является повышение эффективности промышленных систем обработки информации и управления объектами, в которых применяются сложные комплексы программ. В ряде случаев программные продукты невозможно или очень трудно характеризовать непосредственной экономической эффективностью.

Приступая к разработке программных проектов, заказчики и исполнители, прежде всего, должны пытаться понять, целесообразно ли экономически создание соответствующих продуктов, и оценить, какова будет возможная эффективность применения готового продукта, оправдаются ли затраты на его разработку и использование.

Программные средства вычислительной техники являются сложным продуктом, имеющим специфические особенности. Их разработка, производство и использование осуществляются по фазам жизненного цикла.

Серийное производство разработанного программного продукта требует незначительных затрат, связанных с его копированием на носители для последующего распространения. В то же время эксплуатация программных средств требует их сопровождения, что включает дополнительные затраты на проектирование и разработку небольших интерфейсных программ или дополнительных модулей, частичных изменений отдельных частей программных средств, модификацию документации или структуры базы данных программного средства.

Стоимостная оценка программного обеспечения и определение экономического эффекта у разработчика предполагают составление сметы затрат.

Смета затрат на производство позволяет определить затраты потребляемых ресурсов для выполнения всей производственной программы организации независимо от того, на какой конкретный вид продукции они были использованы [1, с.219].

Смета затрат включает следующие статьи затрат:

1) материалы и комплектующие(используемые в процессе разработки и производства программного обеспечения)(М);

2) электроэнергия (Э);

3) основная заработная плата разработчиков (Зо);

4) дополнительная заработная плата разработчиков (Зд);

5) отчисления в фонд социальной защиты населения и на обязательное страхование в Белгосстрах (Ссн);

6) амортизация оборудования и программного обеспечения (А);

7) спецоборудование для научных (экспериментальных) работ (Рс);

8) накладные расходы (Рн);

9) прочие прямые расходы (Пз).

Проведём расчет стоимости разработки сайта «Мой город - Новополоцк» по указанным статьям.

1. Затраты по статье «Материалы и комплектующие» (М) включают стоимость расходных материалов, необходимых для оформления курсовой работы.

Курсовая работа распечатана на 42 листах на принтере TOSHIBA Studio195 в библиотеке колледжа. Стоимость распечатки одного листа формата А4 одностороннего 0,12 руб. Таким образом затраты на материалы и комплектующие составляют:

42 * 0,12 = 5,04 руб.

2. Затраты на электроэнергию (Э) находятся исходя из продолжительности периода разработки ПО, количества кВт/ч, затраченных на проектирование ПО и тарифа за 1 кВт/ч. Базовый тариф для прочих потребителей с 01.11.2017 г. составляет 0,36449 руб. за 1 кВт/ч. Затраты на электроэнергию определяются по формуле:

 

, (3.1)

 

где Кэ – стоимость одного кВт/ч,руб;

Тр – количество кВт/ч. Э

Время выполнения курсовой работы 1 месяца, среднее потребление энергии в месяц составило 60 кВт/ч. Исходя из вышеизложенного получаем, что на электроэнергию было затрачено:

 

 

3. Основная заработная плата исполнителей (Зо) является основной статьёй затрат при разработке программного обеспечения и рассчитывается по формуле:

 

, (3.2)

 

где ТСi – тарифная ставка специалиста i –го разряда, руб.

Кi – коэффициент премирования (устанавливается на предприятии);

n – количество исполнителей участвовавших в разработке программного обеспечения, чел;

t– количество времени, затраченное на разработку программного обеспечения, месяцев.

Тарифная ставка i – го разряда (ТСi) определяется путем умножения действующей тарифной ставки 1-го разряда (ТС1) на тарифный коэффициент (ТК), соответствующий установленному тарифному разряду согласно ЕТС Республики Беларусь.

Тарифная ставка (ТСi) определяется по формуле:

 

, (3.3)

 

где ТС1 – действующая в организации тарифная ставка первого разряда, руб;

ТК – тарифный коэффициент согласно ЕТС.

На момент разработки программного обеспечения (01.11.2017 г.) тарифная ставка первого разряда составляет 31,00 рублей. Разработчик данного программного обеспечения имеет 9-ый разряд, тарифный коэффициент согласно ЕТС для него равен 2,93. Следовательно, тарифная ставка работника равна:

 

 

Повышение тарифного оклада за сложность и ответственность выполняемых работ 20%

90,83*20/100=18,17 руб.

Повышение тарифного оклада за работу по контракту 30%

90,83*30/100=27,25 руб.

Следовательно, тарифный оклад работника:

90,83+18,17+27,25=136,25руб.

Надбавка за сложность и напряженность труда 30%:

136,25*30/100=40,88руб.

Основная заработная плата работника:

136,25+40,88=177,13 руб.

4. Статья «Дополнительная заработная плата» (Зд) на конкретное программное обеспечение включает выплаты, предусмотренные законодательством о труде (оплата отпусков, льготных часов, времени выполнения государственных обязанностей и других выплат, не связанных с основной деятельностью исполнителей), и определяется по нормативу в процентах к основной заработной плате:

 

, (3.4)

 

где Зд – дополнительная заработная плата исполнителей на конкретное программное обеспечение, руб.

Нд – норматив дополнительной заработной платы на предприятии, %.

На предприятии норматив дополнительной заработной платы принят в размере 20%. Затраты на дополнительную заработную плату составят:

 

,

 

5. Статья «Отчисления на социальные нужды» (Осн) определяются согласно действующему законодательству на соответствующий год, по нормативу, в процентном отношении к фонду основной и дополнительной заработной платы исполнителей. К данным затратам относят:

- отчисления в Фонд социальной защиты населения;

- отчисления на обязательное страхование в Белгосстрах.

В 2016 году согласно законодательству норматив отчислений в Фонд социальной защиты населения (Нсз) 34%, а отчислений на обязательное страхование от несчастных случаев в Белгосстрах (Нб) установлен в размере 0,6%.

Сумма отчислений на социальные нужды рассчитывается по формуле:

 

(3.5)

 

Сумма отчислений на обязательное страхование в Белгосстрах рассчитывается по формуле:

 

(3.6)

 

Сумма отчислений на социальные нужды рассчитывается по формуле:

 

(3.7)

 

 

6. Рассчитаем статью «Амортизация основных средств и нематериальных активов» (А).

Амортизация-это возмещение в денежной форме износа ОПФ путём постепенного переноса ими своей стоимости на создаваемую в процессе производства продукции [1, с.129].

Амортизационные отчисления рассчитываются исходя из стоимости основных средств и нематериальных активовв соответствии сИнструкцияо порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов[2].

Балансовая стоимость ноутбука определяется исходя из его комплектации по рыночным ценам, действующим на время создания программного продукта, включая расходы на его доставку и сборку. Расчет стоимости ноутбука представлен в таблице 3.2 [11].

 

Таблица 3.2 – Балансовая стоимость ноутбука

Наименование Цена в руб.
Монитор LG E1945 CW-PN 19 175,20
Офисный системный блок процессора AMD A8 284,00
Клавиатура Logitech K120 (920-0025006) 11,50
Мышь Logitech Wireless Mouse M235 9,00
Итого: 479,70

 

К нематериальным активам можно отнести стоимость программ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: