Тема 4. «Неоконсервативная революция»




1. Мировой экономический кризис 1970-х гг. Причины и последствия.

1970е годы – Европа выходит из так называемого «славного тридцатилетия». Мир подошел к цивилизационному рубежу – пределу развития индустриального общества.

Причины:

- Резкое подорожание цен на нефть. Во второй половине XX века она всегда была доступной за счет Ближнего Востока, посему подорожание было внезапным; баррель нефти дорожает с 3 долларов до 11-15 => огромные убытки, падение производства.

- Финансовый кризис. Снижение покупательной способности доллара => возрастание недоверия к американской валюте в странах Западной Европы => падение курса многих европейских валют.

- нефтяной шок провоцирует энергетический кризис => тотальная и повсеместная экономия энергии.

Последствия:

- Резкий спад производства (практически во всех отраслях – на 30-40 процентов), непредсказуемые ценовые скачки, инфляция;

- Отмена Вашингтоном золотого обеспечения доллара в связи с финансовым кризисом «отвязывает» валюту от реального эквивалента стоимости – доллар теперь не обеспечен золотым эквивалентом, по сути превращается в зелененькую бумажку с портретом президента; происходит фактический отказ от доллара как от международной валюты, устанавливаются так называемые «плавающие» валютные курсы

- Начало перехода к постиндустриальному обществу: кризис заставляет искать новые способы производства => первые попытки модернизации, компьютеризация

- Социальные последствия: банкротство предприятий, банков => стремительное возрастание количества безработных людей => социальное недовольство

- Политические последствия: смена правительственных верхушек во многих странах Европы, а также в США; переход к экономической политике неоконсерватизма.

2. Понятие неоконсерватизма в истории.

Неоконсерватизм — идеология той части консервативных политиков в США, которые выступают за использование экономической и военной мощи США для победы над враждебными к США режимами и установление в этих государствах демократии. Это направление появилось в начале 1970-х годов в рамках Демократической партии в связи с тем, что часть демократов была не согласна с недовольством большинства демократов войной во Вьетнаме и выражала скептицизм в отношении социальных программ «Великого общества». Хотя неоконсерваторы в целом являются сторонниками свободного рынка, они менее склонны возражать против вмешательства государства в жизнь общества (в частности, против увеличения налогов), чем палеоконсерваторы и либертарианцы. В современной литературе и журналистике за приверженцами неоконсерватизма прочно закрепился термин «неокон».

Терминология

Термин «неоконсерватизм» был популяризирован в США в 1973 социалистическим политиком Майклом Харрингтоном для характеристики взглядов Дэниела Белла, Дэниэла Патрика Мойнихэна и Ирвинга Кристола.

Понятие «неоконсерватизм» использовалось Ирвингом Кристолом в статье 1979 года «Confessions of a True, Self-Confessed 'Neoconservative.'». Его идеи начали оказывать влияние с 1950-х годов, когда он стал со-основателем и редактором журнала Encounter. Другим активным властителем дум был Норман Подгорец, редактор журнала Commentary с 1960 по 1995 год. В написанной в 1982 году для журнала New York Times Magazine статье «The Neoconservative Anguish over Reagan’s Foreign Policy» Подгорец называл себя неоконсерватором. В конце 1970-х — начале 1980-х неоконсерваторы считали имеющийся либерализм неудачным.

Сеймур Липсет и Джона Голдберг, которых самих считали неоконсерваторами, имели свой взгляд на возникновение термина. Липсет считал его родоначальником социалистов, критиковавших социал-демократов (SDUSA) (англ.)русск., Голдберг считал термин идеологической критикой современного американского либерализма, ставшего более консервативным. Историк Жюстин Вайс, считал их позицию ошибочной: «неоконсерватизм» использовался Майклом Харрингтоном касательно трёх человек, не входивших в SDUSA, а сам неоконсерватизм является определимым политическим движением.

К неоконсерватизму интерес со стороны американских СМИ возрос в ходе президентства Джорджа Буша-младшего, особое внимание уделялось влиянию идеологии на внешнюю политику.

История возникновения

Многие неоконсерваторы являлись представителями нью-йоркской еврейской интеллигенции 1930-х годов. Они придерживались левых политических взглядов (часть — троцкизма) и выступали против сталинизма. Во время холодной войны они сохранили своё отношение к СССР, продолжая поддерживать США. Большая их часть в дальнейшем стала либерал-демократами.

В течение 1950-х и в начале 1960-х годов, будущие неоконсерваторы поддерживали движение за гражданские права чернокожих в США, расовую интеграцию, Мартина Лютера Кинга. Общим одобрением пользовалось участие США в гражданской войне во Вьетнаме для предотвращения победы коммунистов.

Неоконсерватизм возник на фоне отказа от политики нового курса со стороны коалиции американских новых левых: Black power (обвинявшую евреев в лицемерии по интеграции и поддержке Израиля в шестидневной войне; «анти-антикоммунизме», в конце 1960-х годов включивший в себя элементы марксизма-ленинизма; и движения «новая политика», которых Норман Подгорец обвинял в отчуждённости от большинства населения из-за близости к контркультуре. Многие были особенно встревожены антисемитскими настроениями адвокатов Black power. Ирвинг Кристол редактировал журнал The Public Interest (1965—2005), с участием экономистов и политологов, негативно относясь к внедрению государственного планирования в либеральной экономике из-за непредвиденных пагубных последствий. Многие первые неоконсерваторы были разочаровавшимися демократическими политиками и интеллектуалами, такие как Дэниэл Патрик Мойнихэн (работавший в администрации Ричарда Никсона), и Джин Киркпатрик (являлась послом США в ООН при президенте Рональде Рейгане).

История

Изначально неоконсерваторами американские либералы называли своих бывших единомышленников, которые в 1960-х и 1970-х годах стали более правыми по вопросам внешней политики, но оставались на левых позициях по некоторым вопросам внутренней политики. Неоконсерваторы выступали против «разрядки» и настаивали на продолжении конфронтации с СССР.

Первыми неоконсерваторами были члены небольшой группы преимущественно еврейских интеллектуалов-либералов, которые в 1960-х и 1970-х выступили против того, что им казалось политикой социальных излишеств американских левых, и против снижения военных расходов. Многие из них были связаны с сенатором от Демократической партии Генри Джексоном.

К 1980-м годам большинство неоконсерваторов стали членами Республиканской партии, поддержав политику президента Рональда Рейгана по увеличению военных расходов и более жесткому противостоянию СССР. Молодое поколение неоконсерваторов никогда не разделяло левых взглядов, они всегда были «рейгановскими» республиканцами.

После распада СССР неоконсерваторы выступали против того, что они считали «благодушием» и предупреждали об угрозе уменьшения роли США в мире в связи со снижением военных расходов.

После террористических актов 11 сентября 2001 года неоконсерваторы активно поддержали «войну против терроризма», объявленную президентом Джорджем Бушем (младшим), отправку американских войск в Афганистан и вторжение в Ирак.

Большинство неоконсерваторов безоговорочно поддерживают Израиль, в котором они видят наиболее надежного союзника США на Ближнем Востоке и оплот демократии в этом регионе мира.

Принципы

Фрэнсис Фукуяма выделяет четыре основных принципа:

· Убеждение, что характер внутреннего режима каждой страны влияет на её внешнюю политику — и уже поэтому не может не быть предметом интереса и давления со стороны либерально-демократических обществ. Это убеждение отличает неоконсерваторов от «реалистов», всегда выражающих готовность «торговать хоть с людоедами» и декларирующих своё безразличие к чужим внутренним делам.

· Убеждение, что американская мощь уже используется и должна использоваться в нравственных целях: мощь США, в том числе и военная, необходима для решения задач морального характера. США, главенствующая в мире держава, несут особую ответственность. Таким образом закрепляется роль США как «мирового полицейского».

· Недоверие к масштабным проектам социального строительства, боязнь нежелательных последствий программ социального планирования.

· Скептицизм в отношении как легитимности, так и эффективности механизмов международного права, и международных институтов в деле обеспечения безопасности и справедливости.

Основные положения современной неоконсервативной программы были изложены Уильямом Кристолом и Робертом Каганом в 1996 году. Суть их была выражена в следующем:

· США призваны осуществлять «гуманную глобальную гегемонию» во всём мире на основе своего международного влияния и авторитета, возникшего в результате международной и оборонной политики прошлых лет.

· Авторы статьи предлагают следующие «три императива»:

Ø Значительное увеличение военного бюджета.

Ø Пропаганду патриотизма и милитаристских ценностей среди гражданского населения, «единение народа и армии», рекрутирование в её ряды как можно больше добровольцев.

Ø «Моральная ясность» действий — не дожидаясь появления угроз, активно распространять во всем мире американские политические принципы — демократию, рыночную экономику и уважение к свободе.

Повсеместное распространение американской модели демократии любыми средствами, вплоть до военных, было одной из главных задач, провозглашенных «неоконами». Уильям Кристол в одном из своих очерков писал: «Сталкиваясь с неординарными событиями, Соединенные Штаты всегда будут чувствовать свою обязанность всеми средствами защищать демократическую нацию от нападения недемократических сил, внешних и внутренних».

Исследователи отмечают, что «Для неоконсервативной революции в Америке проблема стран Ближнего Востока стала одним из главных идеационных и мобилизирующих инструментов»

3. Монетаризм и теория предложения.

Монетаризм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом Бруннером.

Становление монетаризма

В 1951 году М. Фридман возглавил проект в рамках Национального бюро экономических исследований по изучению денежного фактора в деловом цикле. В результате интенсивных эмпирических исследований в 1956 году выходит его знаменитая статья «Количественная теория денег: новая версия». В 1963 году им в соавторстве с А. Шварц была выпущена фундаментальная работа «Монетарная история Соединенных штатов, 1867—1960», которая оказала огромное влияние на дискуссию 1960-х гг. об экономической политике.

В 1963 году выходит знаменитая работа Фридмана, написанная им в соавторстве с Д. Мейселменом «Относительная стабильность скорости денежного обращения и инвестиционный мультипликатор в Соединенных Штатах за 1897—1958 гг.», которая вызвала бурные дебаты монетаристов с кейнсианцами. Авторы статьи критиковали стабильность мультипликатора расходов в кейнсианских моделях. По их мнению, номинальные денежные доходы зависели исключительно от колебания предложения денег. Сразу же после выхода статьи, их точка зрения была подвергнута жёсткой критике со стороны многих экономистов. При этом главной претензией была слабость математического аппарата, применяемого в данной работе. Так, А. Блиндер и Р. Солоу позже признали, что такой подход «слишком примитивен для представления любой экономической теории».

В 1968 году выходит статья Фридмана «Роль монетарной политики», оказавшая значительное влияние на последующее развитие экономической науки. В 1995 году Дж. Тобин назвал эту работу как «наиболее значительную из когда-либо опубликованных в экономическом журнале». Эта статья положила начало новому направлению экономических исследований — теории рациональных ожиданий. Под её влиянием кейнсианцам пришлось пересмотреть свои взгляды на обоснование активной политики.

Ключевые положения

Спрос на деньги и предложение денег

Предположив, что спрос на деньги аналогичен спросу на другие активы, Фридман впервые применил теорию спроса на финансовые активы к деньгам.

Согласно монетаризму, спрос на деньги зависит от динамики ВВП, а функция спроса на деньги стабильна. При этом предложение денег нестабильно, так как оно зависит от непредсказуемых действий правительства. Монетаристы утверждают, что в долгосрочном периоде реальный ВВП прекратит свой рост, поэтому изменение предложения денег не будет оказывать на него никакого воздействия, повлияв лишь на уровень инфляции. Этот принцип стал базовым для монетаристской экономической политики и получил название нейтральности денег.

Монетарное правило

В связи с действием принципа нейтральности денег монетаристы выступали за законодательное закрепление монетаристского правила, заключающегося в том, что денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП. Соблюдение этого правила устранит непредсказуемое влияние антициклической кредитно-денежной политики. По мнению монетаристов, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции.

Несмотря на логичность данного утверждения, оно сразу стало объектом острой критики со стороны кейнсианцев. Они утверждали, что глупо отказываться от активной кредитно-денежной политики, так как скорость обращения денег не стабильна, и постоянный рост денежного предложения может вызвать серьёзные колебания совокупных расходов, действуя дестабилизирующе на всю экономику.

Монетаристская концепция инфляции

По мнению монетаристов, инфляция возникает в случае, когда темпы роста количества денег превышают темпы роста экономики. В начальный период население не ожидает долговременного роста цен и рассматривает каждое повышение цен как временное. Субъекты экономики продолжают хранить количество наличности, необходимое для поддержания своих потребностей на привычном для них уровне. Однако, если цены продолжают расти, то население начинает ожидать дальнейший рост цен. Так как покупательная способность денег снижается, то они становятся дорогим способом хранения активов, и люди будут стараться уменьшать сумму хранимой наличности. Это поднимает цены, заработную плату и номинальные доходы. В результате реальные денежные остатки продолжают снижаться. На данной стадии цены растут быстрее, чем количество денег. Если темп роста денежной массы стабилизируется, то и темп роста цен также стабилизируется. При этом рост общего уровня цен может показывать разные соотношения с ростом количества денег. При умеренной инфляции цены и денежная масса возрастают, как правило, одинаковыми темпами. При высокой же инфляции цены растут в несколько раз быстрее денежного обращения, приводя к снижению реальных доходов.

Естественный уровень безработицы

Под естественной безработицей понимается добровольная безработица, при которой рынок труда находится в равновесном состоянии. Уровень естественной безработицы зависит, как от институциональных факторов (например, от активности профсоюзов), так и от законодательных (например, от минимального размера оплаты труда). Естественная норма безработицы — это уровень безработицы, который удерживает в стабильном состоянии реальную заработную плату и уровень цен (при отсутствии роста производительности труда).

По мнению монетаристов, отклонения безработицы от её равновесного уровня могут происходить только в краткосрочной перспективе. Если уровень занятости выше естественного уровня, то вырастает инфляция, если ниже, то инфляция снижается. Таким образом, в среднесрочной перспективе рынок приходит в равновесное состояние. Исходя из этих предпосылок делаются выводы, что политика в области занятости должна быть направлена на сглаживание колебаний уровня безработицы от её естественной нормы. При этом для уравновешивания рынка труда предлагается использовать инструменты кредитно-денежной политики.

Гипотеза постоянного дохода

В работе 1957 года «Теория функции потребления» Фридман объяснил поведение потребителей в гипотезе постоянного дохода. В этой гипотезе Фридман утверждает, что люди испытывают случайные изменения своего дохода. Он рассматривал текущий доход как сумму постоянного и временного дохода.

По мнению Фридмана потребление зависит от постоянного дохода, так как потребители сглаживают колебания временного дохода сбережениями и заёмными средствами. Гипотеза постоянного дохода утверждает, что потребление пропорционально постоянному доходу.

Основные положения концепции Фридмана

Ø Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;

Ø Рыночная экономика — саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;

Ø Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции;

Ø Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;

Ø При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.

Ø Саморегулируемость рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведёт, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития.

Ø Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования.

Ø В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» — регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея обосновывалась в опубликованной в 1963 году книге американских экономистов Милтона Фридмана и Анны Шварц «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867—1960». На основе анализа фактических данных здесь был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта.

Ø Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, заменить на долгосрочную политику, рассчитанную на длительное, постоянное воздействие на экономику.

Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определённым темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

Основные представители: Милтон Фридман, Карл Бруннер, Алан Мельтцер, Анна Шварц.

Монетаризм на практике

Денежное таргетирование

Первым этапом проведения политики монетаризма Центральными Банками стало включение денежных агрегатов в свои эконометрические модели. Уже в 1966 году ФРС США начала изучать динамику денежных агрегатов. Распад Бреттон-Вудской системы способствовал распространению монетаристской концепции в денежно-кредитной сфере. Центральные Банки крупнейших стран переориентировались с таргетирования валютного курса на таргетирование денежных агрегатов. В 1970-х годах ФРС США в качестве промежуточной цели выбрала агрегат М1, а в качестве тактической цели — процентную ставку по федеральным фондам. После США Германия, Франция, Италия, Испания и Великобритания объявили об ориентирах прироста денежной массы. В 1979 году европейские страны пришли к соглашению о создании Европейской валютной системы, в рамках которой обязались удерживать курсы своих национальных валют в определённых пределах. Это привело к тому, что крупнейшие страны Европы проводили таргетирование и валютного курса, и денежного предложения. Небольшие страны с открытой экономикой, типа Бельгии, Люксембурга, Ирландии и Дании продолжали таргетировать только валютный курс. При этом в 1975 году большинство развивающихся стран продолжало поддерживать какую-либо разновидность фиксированного курса. Однако, начиная с конца 1980-х годов денежное таргетирование начало уступать свои позиции инфляционному таргетированию. А уже к середине 2000-х годов большинство развитых стран перешло к политике определения целевого ориентира инфляции, а не денежных агрегатов.

4. М.Тэтчер и неоконсерватизм в Великобритании.

Поражение консерваторов на выборах 1974 г. стало сигналом для активизации внутрипартийной оппозиции. Ее идейным лидером являлся Кит Джозеф. Вместе с М. Тэтчер и Альфредом Шерманом он возглавил группировку, которая попыталась сформулировать концепцию «нового консерватизма».

Джозеф, Тэтчер и Шерман провозгласили необходимость коренной ломки всей послевоенной модели «социального государства». Хитт (лидер консерваторов) был вынужден поддержать эти взгляды и провести перевыборы лидера партии. Джозеф, в силу обстоятельств, не смог участвовать в избирательной гонке, поэтому он предложил вступить в нее вместо себя М. Тэтчер, которая и стала новым лидером партии в 1975 г.

В это время парламентская фракция консерваторов и все руководство партии было весьма ослаблено ожесточенным соперничеством группировок. Доверие избирателей падало, а вместе с ним сокращалась и численность консервативной партии. Все это заставило Тэтчер добиваться не «чистки», а консолидации партийной элиты. В составе окружения Тэтчер появились как представители «молодой», так и «старой гвардии».

Тэтчер осознанно меняла стиль партийного руководства. Она была уверена, что партии требовался лидер нового типа – жесткий боец и решительный политик. Тэтчер органично приняла роль генерала. Однако, завоевав репутацию «железной леди», Тэтчер старалась сохранить имидж «своего человека» для рядовых членов партии. Такой политический стиль Тэтчер стал важнейшей отличительной чертой британского неоконсерватизма.

В 1976-1978 гг. был разработан комплекс программных документов консервативной партии, отражавших ее идеологическое обновление. Ключевыми ориентирами стали идеи экономического роста на основе частной инициативы, развития конкуренции, снижения налогового бремени. Характерной особенностью неконсервативной программы были идеи возрождения «единой нации».

Тэтчеровский неоконсерватизм опирался на современную экономическую теорию. Ее основу составили разработки американских экономистов из Чикагской школы монетаризма Фридмана. В самой Великобритании монетаристская теория развивалась еще с 60-х гг. экономистами Манчестерского университета.

Экономисты неконсервативного направления доказывали, что основой экономического благоденствия может быть естественная конкуренция. Для этого государству необходимо уметь бороться против инфляции, отказываясь от практики дефицитного бюджетного финансирования и ухода от активной дотационной политики. Сохранение высокого темпа развития экономики, по мнению консерваторов, может быть достигнуто мобильностью капитала, рабочей силы и дифференцированного вознаграждения их труда. Важное значение придавалось конкуренции на рынке труда в условиях «естественной безработицы», а также перераспределению собственности в пользу частного сектора и поощрения предпринимательской активности.

Важнейшей заслугой Тэтчер и ее единомышленников стало превращение экономической теории монетаризма в социально-политическую концепцию. Помимо предполагаемой экономической теории, британские консерваторы делали ставку на социальную активность и ответственность личности, а также на приоритет конкретного человека, который борется за улучшение своей жизни, а не надеется на помощь государства. Фраза Тэтчер: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» – стала символом этой социальной идеологии. Особенностью британского неоконсерватизма становится апелляция к «естественному» консерватизму англичан, традиционным духовным ценностям британского общества – уважение к силе, религии, закону и порядку, трудолюбию и бережливость.

Зимой 1979 г. по Великобритании прокатилась волна стачечного движения, которая убедила многих англичан в правильности аргументов Тэтчер.

28 марта 1979 г. консерваторы внесли в палату общин вотум недоверия правительству. Его поддержали единогласно. Правительство было вынуждено распустить парламент и назначить выборы, которые состоялись в мае 1979 г. и принесли победу консерваторам. Новое правительство сформировала М. Тэтчер.

При подборе правительства Тэтчер сделала ставку на своих единомышленников. Министром финансов стал Джефри Хау, министром промышленности – Кит Джозеф. Тэтчер заняла очень жесткую позицию в отношении нового правительства, сведя к минимуму коллегиальность и исключив любую фракционность. Тэтчер, как правило, выступала с очень жесткими речами в парламенте, а принятие государственных решений теперь взяла на себя узкая группа политиков во главе с премьер-министром. В 1981 г. она провела «чистку» правительства, удалив из его состава всех нелояльных политиков.

Правительству Тэтчер пришлось действовать в чрезвычайно сложной ситуации. В сер. 1979 г. Великобритания входит в полосу мирового экономического кризиса – «нефтяной шок», в результате которого общее падение промышленного производства Англии составило 12%. Кризис сопровождался новым витком инфляции и всплеском безработицы (с 1,5 до 3,3 млн. человек).

В первую очередь правительство попыталось добиться снижения темпов инфляции. В результате были приняты следующие меры:

· Отказ от дотаций промышленных предприятий;

· Возвращение к политике «дорогого кредита»;

· Снижение ставок прямого налога при одновременном увеличении косвенных налогов;

· Налогами облагались многие потребительские товары, бытовые услуги, оказание медицинской помощи;

· Эти меры сопровождались активной пропагандой по сокращению личного потребления и призывам к нации «жить по средствам»;

· Сокращение государственных расходов на коммунальное и дорожное хозяйство, культуру и просвещение;

· Сокращение численности государственного аппарата и снижение расходов на его содержание. В результате к 1982 г. в составе правительства были упразднены все отраслевые министерства.

Важнейшим компонентом антиинфляционной политики являлась приватизация государственных предприятий, большинство из которых были убыточными. Избавление от этого груза и приток финансов от приватизации могли улучшить бюджетный баланс: ценой за этот шаг стал новый виток безработицы.

«Шоковая» антиинфляционная политика правительства Тэтчер дала позитивные результаты уже к 1981-1982 гг. К исходу этого периода инфляция снизилась до 4-5%. Со 2-ой половины 1982 г. британская экономика начала проявлять признаки подъема, а с 1983 г. начинается уверенный рост производства. Однако «шоковая терапия» сопровождалась падением производства в менее рентабельных отраслях, сокращение занятости на приватизированных предприятиях, нарастанием напряженности на рынке труда. К 1981 г. уровень безработицы превысил 10% активного населения, а среди молодежи эта цифра была выше в 4 раза. Это привело к тому, что бывшие рабочие районы превратились в трущобы. Отмечался рост преступности и терроризма.

Летом 1981 г. крупнейшие города Великобритании (Лондон, Бристоль и Ливерпуль) оказались охвачены стихийными выступлениями протеста. В результате чего правительство заняло жесткую позицию в отношении организованного рабочего движения. В начале 80-х гг. была принята серия законов, ограничивающих права профсоюзов на объявление забастовок. Все виды забастовок солидарности были объявлены незаконными.

Еще большую жесткость правительство проявило при подавлении движения протеста в Северной Ирландии: судебное преследование активистов католических организаций. В ответ ирландские заключенные начала голодовку. Но, несмотря на смерть 10 из них, правительство так и не пошло на уступки.

Переломное значение для развития внутриполитической ситуации в Великобритании имел военный конфликт 1982 г. с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов. Конфликт длился 11 недель и благодаря отличным действиям английских коммандос1 из САС (SAS) (Специальной Авиадесантной Службы) и флота завершился полным успехом армии Великобритании. На протяжении всей компании Тэтчер осуществляла личное руководство ситуацией, подтвердив свою репутацию «железной леди». Используя благоприятную ситуацию, она решилась на проведение внеочередных парламентских выборов и выиграла их (консерваторы получили 42,4% голосов).

В середине 80-х гг. правительством Тэтчер были осуществлены крупномасштабные преобразования. В 1984-1987 гг. была приватизирована 1/3 промышленных, транспортных и коммерческих структур, находившихся в государственной собственности, в том числе 9 крупнейших концернов в газовой промышленности, системе телекоммуникаций, нефтяную компанию «BRITISH PETROLIUM» (Бритиш Петролиум), предприятия авиакосмической отрасли промышленности и воздушного транспорта. Всего за 10-летие реформ была осуществлена приватизация производственных фондов на 35 млрд. фунтов стерлингов.

Помимо приватизации, правительство Тэтчер сократило субсидии государственным предприятиям и ликвидировало нерентабельное производство. Зато после этого оно начинает протекционистскую политику для развития малого и среднего бизнеса (на них делалась ставка). В результате наметилось быстрое увеличение прослойки мелких бизнесменов. Важным неоконсерваторы считали расширение категорий собственников. Масштабная приватизация позволила стать акционерами широким слоям населения. В результате к концу 80-х годов Великобритания занимала 2-ое место в мире по числу акционеров после США.

Правительство Тэтчер приступило также к приватизации муниципального жилья (до 1/5 всего фонда). Поощрялось частное домостроение, вводились льготы на выплату процентов за кредит, использованный для строительства. Налоговые льготы давались и строительным компаниям. Одновременно были вдвое снижены субсидии на государственное жилищное строительство.

В 1980 г. был принят закон об образовании, который предусматривал расширение прав родителей на контроль за учебным процессом, предоставляется полная информация об образовательных учреждениях.

В соответствии с новым законом об образовании, принятом в 1986 г., был повышен уровень требования к государственным образовательным стандартам, введена система профильного специализированного обучения в старших классах. В результате Тэтчер даже пришлось увеличить объем средств на развитие социальной сферы. О чем она гордо заявила накануне выборов 1987 г. (за 8 лет на образование и здравоохранение было выделено больше, чем предыдущими правительствами).

К концу 80-х гг. стало заметно быстрое улучшение всех показателей развития экономики. Наращивались темпы иностранных инвестиций, заметно увеличились государственные капиталовложения. В отличие от прежней практики «поддержки хромых уток» эти инвестиции осуществлялись, прежде всего, в высокорентабельные производства и использовались для их дальнейшей модернизации.

Свидетельством оздоровления британской экономики стал не только рост ее конкурентоспособности в рамках мировой хозяйственной системы, но и увеличение личного потребления. Во второй половине 80-х гг. доходы населения росли примерно на 5% в год. В этот период 64% семей англичан имели собственные дома, более 70% - автомобили, более половины – могли обучать детей в платных учебных заведениях. Эти категории населения относили себя к «среднему классу».

На фоне экономического подъема правительство инициировало роспуск парламента. Новые выборы состоялись 11 июня 1987 г. Программа консерваторов была составлена в оптимистических тонах и акцентировала внимание избирателей на достижение предыдущих лет. В результате правящую партию (т.е. консерваторов) поддержали 42,3 % избирателей, что принесло победу на выборах.

После успешных выборов Тэтчер не стала вносить существенные коррективы в правительственный курс.

В 1988 г. была реорганизована пенсионная система. Это позволило усилить адресность социальной помощи.

Новый удар был нанесен организованному рабочему движению. Были ужесточены меры против профсоюзов, нарушающих правила объявления забастовок.

В условиях экономического подъема правительство Тэтчер оставалось стабильным до конца 80-х гг. Однако, становились очевидными и негативные аспекты тэтчеризма. Курс на сокращение многих социальных программ вызвал поляризацию общества. Несмотря на то, что средний доход на душу населения в 80-х гг. вырос на 23 %, около 20 % семей оказались в условиях реальной бедности. Это отрицательно сказалось на репутации и рейтинге Тэтчер.

Кроме того, в 1986-89 гг. в правительстве произошла серия скандалов, связанных с неприятием авторитаризма Тэтчер. В результате правительство покинули ряд сильных политиков: министр обороны, министр финансов, а также заместитель премьер-министра. Кроме того, в ноябре 1989г. прошла волна недовольства в обществе. Поводом стала реформа системы местного налогообложения. Был введен единый «подушный налог», вместо налога, исчисляемого в зависимости от стоимости недвижимости или размера бизнеса. Большинство англичан приняли новый налог как крайнее проявление социальной несправедливости. Теряя поддержку, Тэтчер пришлось согласиться на проведение выборов лидера партии консерваторов осенью 1990 г.

В I туре Тэтчер получила 204 голоса. Это давало хорошие шансы на победу во II туре. Однако, осознавая, что борьба за лидерство может привести к расколу внутри партии, Тэтчер сняла свою кандидатуру с выборов.

Во II туре шла борьба между Джоном Мейджором и Дугласом Хэрдом. Мейджора поддержали как тэтчеристы (в том числе и «Железная леди»), так и многие сторонники изменения государственного курса. В результате лидером консерваторов и премьер-министром становится 47-летний преемник М. Тэтчер Джон Мейджор.

1 В вооруженных силах Великобритании - отряды (подразделения) спец. назначения, возникшие в период второй мировой войны и предназначенные для проведения десантных и разведывательно-диверсионных действий.

5. Рейганомика.

Рейганомика — курс экономической политики американского правительс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: