Глава 3. Применение системного анализа в разработке управленческих решений на примере анализа принятия решений по благоустройству г. Якутска




 

Принятие решений в системе муниципальной власти имеет свои особенности, связанные главным образом с тем, что вынесенный вариант решения должен быть не только эффективным, но и признанным большинством населения, а также отвечать критериям легитимности и справедливости. Центральными субъектами, участвующими в подготовке и принятии решений на муниципальном уровне является представительный орган власти. В сферу принятия таких решений входят вопросы выбора приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования, защиты интересов его жителей, поддержки и развития ее ключевых институтов и пр. На муниципальном уровне главными инициаторами в принятии решений местного значения также выступают представители основных ветвей власти. Решения, принимаемые органами власти, предопределяют реализацию различных направлений муниципальной политики, разделенных по основным функциональным блокам: политические, экономические, правовые, этические, технические и т.д. [7, с. 69].

Порядок в принятии управленческого решения администрацией г. Якутска включает, как правило, прохождение следующих стадий

) описание проблемной ситуации;

) формулировка проблемы, требующей разрешения;

З) предварительный анализ, выдвижение гипотез;

) установление целей и задач;

) определение критериев;

б) поиск, анализ и сопоставление альтернатив, вариантов решений

) оценка риска;

) выбор оптимального варианта решения;

) разработка плана реализации принятого решения.

Непременным условием принятия решения в муниципальном образовании является обязательный учет мнения населения, формированный в перечень необходимых организационных обеспечивающих обоснованность в целесообразности принимаемых решений. Данное условие полнее всего может быть обеспечено путем разработки соответствующего закона, предусматривающего процедуру принятия решения представительными органами власти с соблюдением всех демократических принципов. Важнейшим средством в принятии решений представительными органами власти является регламент [6, с. 37]. Регламент включает перечень предписаний, позволяющих определить порядок в принятии управленческих решений на базе структуры администрации г. Якутска в границах, выделенных в нем полномочий и распределении ответственности между индивидуальными членами

Основными элементами регламента являются порядок созыва сессий депутатов городской думы г. Якутска; полномочия депутатов; определение субъектов законодательной инициативы; порядок обсуждения законодательных инициатив и их принятия (чтения); порядок применения права вето [21].

Регламенты имеют несколько разновидностей: регламент проведения совещаний и сессий, регламент прохождения документов и регламент принятия решений.

Регламент проведения совещаний и сессий призван упорядочить работу на крупных представительных мероприятиях с точки зрения организации работы и экономии рабочего времени. Структуру регламента составляют несколько разделов, среди которых: общие положения; планирование работы; организационные мероприятия. Организационные мероприятия, в свою очередь, включают в себя следующие составляющие:

• порядок подготовки вопросов;

• порядок проведения организационных мероприятий;

• определение полномочий участвующих в организации субъектов;

• порядок проверки реализации полномочий;

• время, отводимое на доклады и выступления;

• ведение протоколов;

• публикация регламента;

• порядок изменения регламента.

Регламент принятия решений определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями и рядами. Регламент принятия решений включает в себя следующие разделы:

• Структуру административных органов;

• Полномочия должностных лиц;

• Порядок выбора должностных лиц;

• Текущую деятельность по координации (образование комиссий и рабочих групп);

• Распределение финансовых потоков [6, с. 45].

Управление экологическими процессами на городских территориях принадлежит к одной из приоритетных задач в сфере муниципального управления [5, с. 53].Среди наиболее актуальных экологических проблем, реализуемых в практике самоуправления г. Якутска, следует выделять такие, как уборка мусора и твердых бытовых отходов, загрязнение городской среды стационарными и мобильными источниками, озеленение и благоустройство городской среды.

Подход к управлению экологическими процессами на городской территории представляется весьма сложным и может быть реализован лишь при одновременном учете, как социальных факторов окружения человека, так и природных, а это возможно только при использовании системного подхода [5, с. 59]. Разработка ряда решений по благоустройству г. Якутска, принятых в 2013 г., основывалась именно на применении системного подхода. Это решения о проведении озеленительных мероприятий, решения о реконструкции памятников культуры и архитектуры, а также решения о поддержке природоохранных объектов, посвященных городской программе «Год благоустройства». К разработке решений по благоустройству привлекались специалисты по природопользованию. В процессе разработки решений они рассматривали городскую среду как сложную систему, на восприятие которой его жителями которую влияют внутренние и внешние факторы среды.

К внутренним факторам среды относятся доход, качество жизни жителей города, состояние домохозяйств. Внутренние факторы выступают главным объектом воздействия со стороны местных властей. К внешним факторам среды для жителей города относятся характеристики жилища (местоположение, техническое состояние здания), характеристики двора (его благоустройство, озеленение, состояние внутридворовых дорог, наличие спортивных и детских площадок), особенности города (размер, плотность населения, транспортная доступность) [5, с. 27]. Исходя из этого, разработка решений проходила на основе активного участия жителей. Использовалась такая форма работы с населением как опрос, по результатам которого формулировались предложения для решения общественно значимых проблем благоустройства города.

Значительную роль в разработке решений отводилась информатизации процесса управления. Благодаря информатизации местные органы власти обобщили информацию о ситуации в городе. Были использованы информационные базы, содержащие сведения о социально-демографических характеристиках граждан, общественных организациях, потреблении ресурсов, экологическом состоянии в городе и др.

Результатом анализа всех вышеперечисленных факторов стали решения о проведении работ по дальнейшему развитию общественной инфраструктуры (социально-культурной, инженерной, транспортной), улучшению архитектурного облика и повышению качества застройки города, а также по его благоустройству и озеленению. К реализации мероприятий привлекались муниципальные предприятия, общественные организации, частные предприниматели и др.

Основными критериями оценки проведенных работ являлись:

достигнутые успехи и намечаемые планы и программы развития и формирования объектов общественной инфраструктуры, благоустройства и озеленения населенных пунктов, за счет муниципальных и республиканских ресурсов;

наличие утвержденной градостроительной документации (схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов), утвержденных правил застройки и землепользования, правил благоустройства и другой нормативно-правовой документации, регламентирующей градостроительную деятельность на территории г. Якутска;

обеспеченность населения зелеными насаждениями (кв.м на 1 жителя населенного пункта по отношению к нормативным требованиям);

обеспеченность улично-дорожной сети населенных пунктов твердым покрытием (в процентах) от общей протяженности улично-дорожной сети населенных пунктов;

состояние и качество благоустроенности населенных пунктов (фактическое выделение средств из всех источников на одного жителя населенного пункта на проведение работ по благоустройству населенного пункта);

обеспеченность придомовых территорий детскими игровыми и спортивными площадками (по отношению к нормативным требованиям в процентах);

качество архитектурно-планировочной организации территории и архитектурно-художественного облика населенных пунктов, наличие современных индивидуальных архитектурных комплексов или отдельных зданий;

сохранение историко-культурного и природного наследия;

состояние и качество объектов культуры, спортивных сооружений, помещений для организации выставок, ярмарок и др. массовых мероприятий, намеченные объемы строительства и реконструкции указанных объектов;

Оценка мероприятий, посвященных городской программе «Год благоустройства» включала следующие моменты: опрос ответственных за проведение мероприятий по озеленению, оценку результатов проделанной работы, фото- и видеосъемку результатов, обобщение полученных данных, создание фотогалереи для размещения на сайте г. Якутска.

В мероприятиях по озеленению были задействованы практически все. Были проведены субботники, во время которых работники муниципальных учреждений занимались уборкой территорий и высадкой зеленых насаждений.

Большая работа проделана в центре города. Перед фасадами республиканских и муниципальных учреждений были посажены зеленые насаждения, ответственность за сохранение которых возложена на руководителей учреждений. Также мероприятия по озеленению были проведены на территории других учреждения и общественных мест г. Якутска. Эти мероприятия получили высокую оценку президента РС (Я) Е.А. Борисова. Были сделаны фотоснимки результатов мероприятий по озеленению. Фото и видеоматериалы после необходимого редактирования и обработки были размещены на сайте администрации г. Якутска в виде фотогалереи.

Таким образом, применение комплексного подхода к разработке решений по благоустройству г. Якутска позволило повысить эффективность принятых решений и улучшить качество их оценки.

 


Заключение

В современном мире все более отчетливо проявляются тенденции повышения неопределенности, сложности и взаимозависимости факторов, влияющих на процесс управления. Резко возрастает объем информации во всех областях знаний. Это повышает уровень требований к современному специалисту, особенно в такой сложной и динамично развивающейся сфере как управление социально-экономическими системами. Для эффективного решения задач, стоящих перед современным специалистом в области управления необходимо обладать рядом специфических знаний и навыков. Среди них можно выделить:

умение четко определять цели своей деятельности;

навыки формализации и структурирования проблем предметной области;

умение анализировать модели различных типов с применением адекватных методик и управленческих инструментов;

понимание определяющих факторов, влияющих на развитие ситуации;

умение принимать обоснованные управленческие решения в условиях неопределенности [9, с. 62].

Решение сложных задач требует от менеджера развитого системного мышления. Особенно это актуально для принятия решений в сфере государственного и муниципального управления. В практической деятельности без учета взаимного влияния разнородных факторов невозможно принятие качественных управленческих решений. В этих условиях незаменимым становится применение системного подхода к разработке управленческих решений. Системный подход к разработке управленческих решений органами государственного и муниципального управления характеризуется тем, что он:

применяется для решения таких проблем, которые не могут быть поставлены и решены отдельными формальными методами;

использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов различных областей знаний;

объединяет разные методы с помощью единой методики [7, с. 94].

Практическое применение системного подхода к разработке управленческих решений было рассмотрено на примере анализа принятия решений по благоустройству г. Якутска. Рассмотрение муниципального образования как системы, анализ внутренних и вешних факторов при разработке решений по благоустройству позволил повысить эффективность принятых решений.

Таким образом, системный подход к разработке управленческих решений оказывает существенное влияние на совершенствование методов управления, разработку управленческих структур, совершенствование методов оценки социально-экономической эффективности мероприятий. В будущем планируется более широкое распространение системного подхода как «образа мышления» на все процессы разработки управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.

 


Список использованной литературы

1. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. - М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Методы принятия управленческих решений: учебник для бакалавров / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

. Муниципальное управление: организационные основы - Калиниченко Л.А. М.: Логос, 2008.

. Муниципальное управление - Шумянкова Н.В: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2009.

. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. Воронин А.Г. - М.: Финансы и статистика, 2008.

. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. - Радченко А.И. Ростов - на Дону: РостИздаТ, 2009.

. Основы развития местного хозяйства - Филиппов Ю.В., Андреева Т.Т. - М.: Дело, 2009.

. Система государственного и муниципального управления.- Рой О.М. СПб.: Питер, 2008.

. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2009.

. Системный анализ в менеджменте: Учеб. Пособие/ В.Н. Попов, В.С. Касьянов, Н.П. Савченко; под ред. В.Н. Попова. - М.: Кнорус, 2009.

. Системный анализ в управлении: учеб.пособие / В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.: ил.

. Системный подход к управлению: Учеб. Пособие для вузов / Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Под ред. В.А. Персианова. - М.: Юнити-Дана, 2008.

. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. - М.: Муниципальная власть, 2009.

. Разработка управленческих решений - Смирнов Э.А. Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008.

. Разработка управленческих решений - учебное пособие / А.Г. Иваснко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010. - 168 с.

. Разработка управленческого решения: Учебник. - 6-е изд., испр. и доп. Б.Г. Литвак. - М.: Дело, 2006 - 440 с.

. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. - 3-е изд., доп. Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 1999. - 240 с.

. Теория управления: учебник - изд. 3-е, доп. и перераб.; под общ. ред. А.Л. Гапотенко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 506 с.

. Технология принятия управленческих решений / Е.П. Голубков. - М.: Изд. «Дело и сервис», 2005. - 544 с

. Управленческие решения - Фатхутдинов Р.А. - Учебник. - М.: Инфра-М, 2008.

. Официальный сайт г. Якутска:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: