Ключевые тематические направления и возможные темы
творческих работ*
I. Священное Евангелие как основание русской литературы.
Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества. Заповеди блаженства в литературных произведениях.
Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нём, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки героев священных текстов, особым образом поэтизировать образы или передать глубину нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.
II. «И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи…»
К 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Духовная лирика А. С. Пушкина. Евангельские образы и смыслы в сказках Пушкина. Понятия о чести и долге в исторических произведениях поэта («Капитанская дочка», «Борис Годунов» и мн. др.). «Поэтическая дуэль» А. С. Пушкина и митрополита Московского Филарета. Уроки нравственности в романе «Евгений Онегин». Жизнь и смерть в «Маленьких трагедиях». Трактовка жизненного пути А. С. Пушкина с позиций сегодняшнего дня.
Многие критики называют сегодня Александра Сергеевича самым христианским поэтом нашей страны – отчасти, потому, что к своей вере он пришёл путём долгой борьбы с соблазнами «века Просвещения». Преодолев сотни искушений, буквально преследующих образованных людей и того, и, следует отметить, нашего времени, поэт в последние годы своей, к сожалению, недолгой жизни сделался одним из самых искренних православных людей своей эпохи. Отображая в своих стихотворениях, прозаических произведениях и статьях и тяжкие сомнения, и стремление к Свету, заключённому в словах Священного Писания, творениях Отцов Церкви, современных ему богословов, Александр Сергеевич преодолел в себе самый главный соблазн – неверия.
|
III. «Одна на всех, мы за ценой не постоим». К 75-летию Великой Победы.
Творчество писателей-фронтовиков. Тема подвига в произведениях о Великой Отечественной войне. Юные герои Великой Отечественной войны. Воспоминания о войне в моей семье. «Стоя на месте великих боёв» – личные впечатления от поездок на места боевой славы. Подвиг священнослужителей в годы Великой Отечественной войны. Жизнь и смерть: размышления о судьбах фронтовиков. «Чтобы помнили» – рассказы из жизни поисковых отрядов.
Великая Отечественная война, помимо великих страданий, принесла нашему народу и великую веру в то, что любое неправедное вторжение на русскую землю неизбежно потерпит крах, и Господь поможет одолеть полчища любых завоевателей, сколько бы их ни было, и какой бы военной мощью они ни располагали. Это убеждение – в своей правоте, нравственной силе, противостоящей до зубов вооружённому агрессору, – придало русской литературе XXвека самый значимый импульс для того, чтобы заново переосмыслить себя, своё место в мире, и до сих пор служит источником вдохновения уже для поколения внуков и правнуков солдат-победителей. Тема Великой войны поистине неисчерпаема – она окружает нас не только в виде литературных произведений из школьной программы, и за её пределами, но молчаливо взывает к нам именами не вернувшихся с войны родных и знакомых, запечатлённых на простых памятниках, как в наших городах и посёлках, так и по всей Европе.
|
IV. «Пути небесные». К 70-летию преставления Ивана Сергеевича Шмелёва.
Духовные впечатления юного Вани. Воспоминания о Святой Руси. Речь народа в произведениях Шмелёва, евангельская правда в устах его героев. Таврида в творчестве И. С. Шмелёва. Размышления о жизненном пути писателя. Русские герои в романе «Пути небесные». Паломничество по святым местам со Шмелёвым – «Богомолье», «Старый Валаам», «Лето Господне».
Иван Сергеевич Шмелёв, русский писатель, очевидец трагических событий революции и Гражданской войны, застал на своём веку неспокойное начало XXвека, разразившееся в 1917 году крушением не только власти, сколько общего уклада жизни в стране, гонениями священнослужителей и простых верующих. Но даже после неслыханных бедствий душа его ни на минуту не переставала верить в возрождение и веры, и Церкви, подпитываемая постоянно детскими впечатлениями об истинном русском мире, не могущем быть отменённом ни угрожающей риторикой, ни вооружёнными людьми, посланными усмирять волнения, расстреливать и ссылать без суда и следствия. Писателя не стало в 1950-м году, и прозрения стали явью уже через полвека.