Р А З Б О Р Ы
Фонетический разбор слова
Все звонкие звуки:«Мы же не забывали друг друга »
Все глухие звуки: «Фока, хочешь поесть щец?»
План фонетического разбора
1. Записать слово орфографически правильно.
2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.
3. По порядку характеризовать все звуки:
а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный),
твёрдый или мягкий(парный или непарный);
б. гласный: ударный или безударный.
4. Подсчитать количество букв и звуков.
Морфемный разбор.
Порядок морфемного разбора (разбора слова по составу):
1. Определи, к какой части речи относится слово
2. Найди окончание (измени слово) и обведи его рамочкой
3. Выдели часть слова без окончания - ̢_______̡. Это основа слова
4. Найди корень (подбери однокоренные слова) и выдели дугой
5. Найди приставку и обозначь ее значком
6. Найди суффикс и отметь его значком Λ
Помни, что некоторых морфем в слове может и не быть.
Порядок морфологического разбора
Имя существительное
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род (мужской, женский, средний)
г) склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число; наличие только единственного или только множественного числа.
5. Синтаксическая роль в предложении.
Имя прилагательное
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число;
в) род (в единственном числе)
5. Синтаксическая роль в предложении.
Глагол
1. Часть речи.
2. Начальная форма (неопределённая форма; инфинитив)
3. Постоянные признаки:
а) вид (что Д елать? – Н есовершенный вид; что С делать? – С овершенный вид)
б) спряжение.
4. Непостоянные признаки:
а) число;
в) время (если есть)
г) лицо (у глаголов в настоящем и будущем времени)
д) род (у глаголов в прошедшем времени)
5. Синтаксическая роль в предложении.
|
План разбора простого предложения
1. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, определить какое предложение простое или сложное
Простое | Сложное |
4. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое). | 4.Указать границы простых предложений в сложном, отметить их цифрой 1,2 и т.д. |
5. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): | 5.Выделить союз, которым связаны простые предложения в сложном (есть союз предложение союзное, нет – бессоюзное) |
6. Определить, есть ли обращения и однородные члены | 6.Составить схему предложения |
7.Составить схему |
У д а р е н и я
БаловАть | дремОта | алфавИт | руководИть |
досУг | достАвка | звонИть, | сантимЕтр |
красИвее | зАсуха | киломЕтр | создАть |
облегчИть | каучУк | магазИн | столЯр |
партЕр | нЕнависть | начАть | тОрты |
положИл | свЁкла | повторИт | углубИть |
создАл | сИлос | понЯть | шофЁр |
столЯр | страдА | пОнял | срЕдства |
хвОя | фарфОр | портфЕль | дОверху |
щавЕль | хлОпок | предмЕт | повторИм |
боЯзнь, | цемЕнт | расположИть | добЫча |
хозЯева | дОнизу | монолОг | шАрфы |
рОзыгрыш | щекОтно | бАнты | слИвовый |
вручИт | балОванный | дОсуха | лЕкторов |
клАла | крАны | зАтемно | экспЕрт |
Ч а с т и р е ч и
|
№п\п | Часть речи | Что обозначает | Вопрос | Пример |
Имя существительное | Предмет | Кто? Что? | лес,кот | |
Имя прилагательное | Признак предмета | Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? | Желтый, стеклянная, лисий | |
Имя числительное | Количество предметов или порядок при счете | Сколько? Какой? | Три, сорок два Первый, второй | |
Местоимение | Указывает на лицо | Кто? | Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они | |
Глагол | Действие предмета | Что делать? Что сделать? | Читать, выйти | |
Наречие | признак действия, качества или предмета | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | Вверху, вчера, вниз, медленно | |
Предлог | Связывают слова в словосочетания и предложения | В, на, из, из-за, от, с, к, о | ||
Союз | Связывают однородные члены или простые предложения в сложном | И, а, но, или, что, чтобы, когда, так как, потому что | ||
Частица | придают смысловые оттенки предложениям и отдельным словам | Не, ни, бы, уж, ли, же |
Предложения с прямой речью