Этапы развития с.п. как науки.




СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. (далее - С.П.)

План.

1. Взгляды на предмет социальной психологии.

2. Этапы развития социальной психологии.

Предмет социальной психологии, как и предмет любой другой науки представляет собой то, что изучает наука, то с чем она непосредственно имеет дело.

Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце 19 века, хотя некоторые вопросы с.п. рассматривались очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако, собственно с.п. исследования начались тогда, когда социологи, психологи философы, литературоведы этнографы и медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. К этому времени наука вполне созрела для того, чтобы выявить некоторые с-п-ие закономерности. Но оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучить только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии, которая изучает общество и психологии – изучающей психику человека. Именно эти дисциплины являются «материнскими» по отношению к с.п., но нельзя считать, что с.п. – это лишь часть социологии и психологии.. самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования с.п. Рассмотрим наиболее распространенные точки зрения на то, что является предметом с.п.

1. С.п. изучает личность в группе, социуме, обществе. Она исследует специфику психических процессов индивида в связи с системой социального взаимодействия. С этой т.з., предметом с.п. является – человек среди людей. Индивидуальные особенности субъекта рассматриваются как результат социального развития, связанный с воспитание и социализацией. Человек изучается в системе его многообразных социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т.д. особое внимание уделяется положению личности в группе и коллективе.

2. С.п. изучает социальные группы в обществе. И прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений ит.д. социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики: групповой разум, групповая воля, групповое решение и т.д. создаются разнообразные типологии соц. групп, выделяется всё большее кол-во критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность не сводящаяся к совокупности членов её составляющих, она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в неё субъектов.

3. С.п. изучает социальную психику или массовые явления психики. Выделяются различные явления, подходящие под это понятие: психология классов, социальных слоёв, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния. изучается с. псих-й аспект традиций, обычаев, моды, морали, нравов и т.д.

4. Большинство социальных психологов считают, что с.п. изучает и личность и группы, и социальную психику, но в определённом контексте. Его достаточно полно проанализировала соц.псих. Г.М.Андреева: с.п. изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

 

Этапы развития с.п. как науки.

1. Становление с.п. как науки – середина 19 в.по 1908 год. На этом этапе определяется предмет изучения и основные проблемы, издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам с.п. на этом этапе рассмотрение соц. псих-х проблем привлекает внимание специалистов различного профиля:психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т.д.

2. Середина 40-х годов 20 века и характеризуется появление научных соц.психол–х школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных соц.псих. этого периода явл. К. Левин – создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; с.п. малых групп, лидерства, личности в группе и др. кроме того проводилось много экспериментальных работ и создавались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни.

3. С середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. С.п. обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Кроме того, на данном этапе разрабатываются малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

 

Следует отметить, что развитие с.п. как науки осуществлялось от общих теоретических вопросов к более частным, практическим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: