1. В рамках криминалистических учетов, которые ведутся в ОВД, накапливается, обрабатывается и используется информация, характеризующая:
1) способы совершения преступлений;
2) лиц, пропавших без вести;
3) неопознанные трупы граждан;
4) похищенное, утерянное и добровольно сданное огнестрельное оружие;
5) пули, гильзы со следами оружия, найденные на месте преступления;
6) следы пальцев рук, ног и др.;
7) следы орудий взлома, примененных на месте происшествия;
8) документы (например, поддельные денежные знаки и т. д.);
9) нераскрытые преступления.
Существуют следующие формы криминалистических учетов:
1) картотеки;
2) коллекции;
3) альбомы;
4) списки;
5) АИПС (автоматические информационно-поисковые системы);
6) АСДИ (автоматические системы дактилоскопической идентификации).
Регистрация по способу совершения преступления ведется посредством двух взаимосвязанных картотек. В первой хранятся карточки с описаниями характерных способов преступлений, совершенных неизвестными лицами. Во второй сосредоточены карточки с описаниями способов преступлений, совершенных установленными преступниками. Учетные карточки систематизируются и располагаются в картотеках в соответствии с рядом последовательно учитываемых признаков. Вначале они делятся на группы в соответствии с видом преступления, а внутри каждой группы они делятся на подгруппы с учетом места происшествия, характера примененных преступником технических средств и т. д.
Регистрация без вести пропавших лиц и неопознанных трупов предназначена для установления причины безвестного отсутствия определенного лица и личности неопознанного трупа. Осуществляется в виде двух взаимосвязанных картотек, в одной из которых сосредоточены без вести пропавшие лица, а в другой – карточки неопознанных трупов.
|
Карточки систематизируются вначале по половой принадлежности регистрируемых, а затем по возрасту и росту. Если регистрируется неопознанный труп, то карточка содержит опознавательные снимки трупа, а к ней прилагаются отпечатки пальцев рук трупа и образцы ткани его одежды.
Регистрация похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия, а также пуль, гильз и патронов с мест нераскрытых преступлений способствует розыску похищенного и утерянного оружия, а также раскрытию и расследованию преступлений, при совершении
которых применялось огнестрельное оружие. Ведется в виде картотек: 1)похищенного и утерянного оружия; 2)найденного, изъятого оружия.
Отдельно ведутся картотеки по пулям и гильзам.
Прежде, чем поставить оружие на учет, проводится проверка по пуле-, гильзотеке для установления, нет ли в ней пули или гильзы, выстреленной из соответствующего оружия.
В карточке учета оружия фиксируются вид, система, модель, год выпуска, номер, характерные внешние признаки, особенности строения оружия. Карточки систематизируются и располагаются в картотеке по виду оружия, а затем по системе, модели, номеру и другим признакам.
В зависимости от назначения, способа организации, ведения и учитываемых объектов учеты ОВД делятся на следующие виды:
· оперативный;
· оперативно-справочный;
· розыскной;
· экспертно-криминалистический:
· криминологический;
· профилактический;
|
· административный.
Перечисленные виды учетов регламентируются ведомственными подзаконными нормативными актами. Их можно разделить на три блока: 1) оперативные; 2) централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки; 3) криминологические, профилактические, административные (на местном уровне).
1. Оперативный учет — это массив систематизированной информации, которая сосредоточивается в ДОУ, картах-накопителях и информационно-поисковых системах, т.е. в оперативно-справочных и оперативно-розыскных картотеках, автоматизированных системах и банках данных
Объектами оперативного учета являются:
· лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям ОВД;
· проверочные материалы и ДОУ;
· проверяемые, разрабатываемые и наблюдаемые по ДОУ лица.
2. Централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки.
Оперативно-справочные учеты отличаются большим массивом объектов учета при кратком (справочном) их описании. Их основное назначение — проверка установленных сведений об объекте и его местонахождении.
В рамках данного учета ведутся: учет лиц (пофамильный и дактилоскопический); учет преступлений и правонарушений.
Основаниями постановки на оперативно-справочный учет являются:
· приговор суда, в том числе по уголовным делам частного обвинения:
· постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт;
· уведомление о подозрении в совершении преступления;
|
· постановление дознавателя, следователя или судьи, определение судьи об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;
· постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого;
· постановление о заведении розыскного дела;
· постановление об административном правонарушении;
· постановление суда (судьи) об административном аресте;
· постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
· определение суда о применении мер принудительного медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступление или общественно опасные деяния:
· постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
· постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства;
· постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного;
· решение суда (судьи) об административном выдворении за пределы Российской Федерации;
· решение о депортации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Указанные учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации.
Розыскные учеты содержат значительно больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной функцией функцию сравнения установочных данных и сходных внешних описаний.
Розыскной учет обеспечивает:
· учет лиц, объявленных в федеральный и местный розыск (скрывшихся от дознания, следствия и суда, бежавших из-под стражи и мест лишения свободы, без вести пропавших, уклоняющихся от денежных выплат предприятиям и гражданам);
· учет похищенных и изъятых предметов (утраченное и выявленное нарезное огнестрельное оружие, похищенный и бесхозный автотранспорт, предметы антиквариата и культурные ценности, номерные вещи и документы общегосударственного обращения).
Основанием для постановки на учет лиц является заведение в отношении них розыскного дела. При постановке на учет похищенных и изъятых предметов основанием является заявление (сообщение) об их хищении, выявлении, обнаружении, изъятии.
Основным назначением экспертно-криминалистических учетов является учет:
· лиц (антропо-физиологические, социально-психологические и криминальные портреты):
· особо опасных преступников;
· без вести пропавших, а также больных и детей, личность которых не установлена;
· неопознанных трупов граждан;
· преступлений (обстоятельств и способов совершения).
Субъектами данного вида учетов являются экспертно-криминалистические группы (ЭКГ), экспертно-криминалистические лаборатории (ЭКЛ) ОВД, научно-криминалистический центр МВД России.
Объектами, подлежащими учету, являются: неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальными признаками, пригодными для их закрепления и последующего использования дня идентификации в целях решения оперативно-розыскных задач и расследования уголовных дел.
Обязательной постановке на данный вид учета подлежат следующие объекты:
· следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений;
· данные ДНК биологических объектов, изъятые с мест преступлений;
· пули, гильзы и патроны, изъятые с мест происшествий и преступлений;
· самодельное оружие, взрывные устройства и их части;
· поддельные денежные билеты, ценные бумаги и документы;
· фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц;
· следы подошв обуви, орудий взлома, протекторов колес транспортных средств;
· микрообъекты;
· черепа неопознанных трупов.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» ГИАЦ МВД России осуществляет формирование и ведение дактилоскопических картотек (интегрированных с АИСС «Картотека»), которые включают в себя:
· оперативно-справочный дактилоскопический массив;
· дактилоскопический массив добровольной государственной дактилоскопической регистрации;
· межведомственный дактилоскопический массив личного состава органов исполнительной власти;
· дактилоскопический миграционный массив.
В экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ УВД, МВД России) хранятся коллекции (пуль, гильз, патронов, изъятых с мест преступления) и ведутся картотеки (поддельных денежных знаков и документов). Самостоятельное значение имеет учет лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (виде отек и).
Кроме того, в ГУ ЭКЦ МВД России для учета и хранения речевой информации формируется фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес. Постановка фонограмм на учет и проверка по фонотеке осуществляются в соответствии с письменным заданием руководителей оперативных подразделений МВД РФ.
Задачами фонотеки являются установление принадлежности: 1) анонимного сообщения одному из лиц; 2) фонограммы речи известного лица одному из учитываемых неизвестных лиц; 3) анонимного сообщения одному из учитываемых лиц.