Цюхай М.В.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Планы проведения
лабораторных занятий и КСР по теме лабораторных занятий
для студентов 2 курса специальности «Социология», 3 семестр
дневное отделение
Гродно 2013
Лабораторное занятие № 1.
Тема: «Социологическое исследование: понятие и классификация»
(2 часа)
ЗАДАНИЯ (для письменного выполнения):
1. Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:
Ø Развитие эмпирических и прикладных исследований в Западной Европе (предыстория: XVII-XVIII вв.)
Ø Развитие эмпирических и прикладных исследований в Западной Европе в XIX-XX вв.
Ø Развитие эмпирических и прикладных исследований в США в XIX-XX вв.
Ø Судьба эмпирической и прикладной социологии в России
Ø Развитие эмпирических и прикладных исследований в Беларуси
Правила оформления: Объем сообщения до 4 страниц, формат А4, шрифт Times New Roman, 14 пт, межстрочный интервал полуторный, абзацный отступ 1 см, поля: верхнее, нижнее, правое – 1,5 см, левое – 3 см.
2. В виде схемы представьте основные функции СИ.
Лабораторное занятие № 2.
Тема: «Социологическое исследование как познавательный процесс»
(2 часа)
ЗАДАНИЯ (для письменного выполнения):
1. Подготовьте сообщение, в котором представьте характеристику одного из следующих методов прикладной социологии:
Ø Применение анкетного опроса в социологии
Ø Метод социологического интервью
Ø Метод наблюдения в социологии
Ø Экспертный опрос
Ø Социометрический опрос в социологии
Ø Метод эксперимента в социологии
Ø Контент-анализ как метод сбора социологической информации
Ø Биографический метод в социологии
|
Ø Тестовые методы и их применение в социологии
Правила оформления: Объем сообщения до 4 страниц, формат А4, шрифт Times New Roman, 14 пт, межстрочный интервал полуторный, абзацный отступ 1 см, поля: верхнее, нижнее, правое – 1,5 см, левое – 3 см.
2. Разработайте глоссарий социологических терминов по данной теме.
Лабораторное занятие № 3.
Тема: «Этапы социологического исследования»
(2 часа)
ЗАДАНИЯ (для письменного выполнения):
1. Для каждого этапа исследования определите правильное содержание.
Этапы исследования Содержание этапов
1. Подготовительный А. Обработка, анализ собранной информации
2. Полевой Б. Разработка программы исследования
3. Завершающий В. Сбор первичной социологической информации
2. Подробно охарактеризуйте каждый из представленных этапов социологического исследования. Результат анализа представьте в табличной форме.
Лабораторное занятие № 4.
Тема: «Проблема и проблемная ситуация в социологическом исследовании»
(2 часа)
Цельлабораторной работы – выбор темы социологического исследования и постановка проблемы.
Результат – формулировка темы эмпирического социологического исследования и обоснование проблемы исследования.
Практические рекомендации:
1. Выберите тему, по которой вы будете разрабатывать программу социологического исследования в течение текущего семестра.
Тема может быть связана с Вашей курсовой работой либо Вы можете выбрать тему исследования из списка, приведенного ниже:
1. Студенчество и формы организации досуга
|
2. Взаимосвязь учебы и спорта у студентов
3. Здоровый образ жизни в представлениях современного студенчества
4. Отношение студентов к своей будущей профессии
5. Изучение социально-психологического климата в студенческом коллективе
6. Социальные проблемы студенческого общежития
7. Отношение студентов к учебному процессу
8. Студенчество и его отношение к научно-исследовательской работе
9. Оценка студенчеством деятельности университетской столовой
10. Ценностные ориентации современного студента
11. Отношение студентов к религии
12. Перспективы студенческого самоуправления глазами студентов
13. Современная семья в представлениях студенчества
14. Вторичные формы занятости студенчества
15. Исследование потребительского поведения современного студента
16. Гендерные стереотипы современного студента
17. Информационные потребности студенчества
18. Оценка студентами различных форм девиантного поведения
19. Мотивация получения высшего образования у современного студента
20. Участие студентов в общественно-культурной жизни университета
21. Выявление способов подготовки студентов к поступлению в вуз
22. Студенческий лидер глазами самих студентов
23. Социальный институт добрачного поведения в представлении студенческой молодежи
24. Оценка студентами роли образования в современном обществе
25. Состояние учебной дисциплины у студентов
26. Отношение студентов к телевизионной рекламе
27. Демографические установки молодежи
28. Социальная стратификация студентов вуза
2. Разработку программы следует начинать с уяснения проблемы. Ознакомьтесь с основными публикациями по выбранной теме исследования, а также с доступными статистическими материалами и результатами проведенных эмпирических исследований. Подготовьте литературный обзор по выбранной теме. Выявите те проблемы, которые нашли отражение в результатах предшествующих исследований. Покажите расхождения в материалах разных исследований (если таковые имеются). В итоге постарайтесь в предварительном виде сформулировать и обосновать проблему исследования.
|