ВВЕДЕНИЕ
В последние годы значительно усилилось влияние банков на развитие реального сектора экономики, который предопределяет динамику экономического развития страны. Банки как регуляторы денежного оборота и центры аккумуляции денежных ресурсов, и их перераспределения владеют особыми рычагами влияния на финансовую, производственную и другие сферы экономики. По базовым принципам эффективного банковского надзора, которые разработаны Базельским комитетом, банковскую деятельность государство должно регулировать в большей степени, чем другие виды бизнеса. Это связано с тем, что банки распоряжаются значительной частью средств субъектов хозяйствования и государства, через них осуществляется наиболее глубокая взаимосвязь между всеми звеньями национального и мирового хозяйства.
Банковский надзор - система контроля и активных упорядоченных действий Национального банка Украины, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими лицами, в отношении которых Национальный банк Украины осуществляет надзорную деятельность, законодательства Украины и установленных нормативов, с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка.
Каждая страна имеет свои особенности влияния на организационную структуру и направления деятельности соответствующих служб банковского надзора. При этом развитие банковской деятельности предусматривает постоянное совершенствование системы банковского надзора.
Целью курсовой работы является изучение банковского надзора в Украине.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и особенности банковского надзора в современных условиях;
|
- рассмотреть функции банковского надзора;
- изучить этапы банковского надзора;
- рассмотреть модели и тенденции банковского надзора;
- рассмотреть основные аспекты реформирования механизма банковского надзора в Украине.
Объектом исследования является процесс банковского надзора в Украине.
Предмет исследования – показатели, характеризующие банковский надзор.
В ходе выполнения работы были использованы научные работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-законодательные акты.
В настоящее время в экономической литературе аспекты банковского надзора исследуются в работах О.В. Дзюблюка, Л.В. Конопатской, В.Л. Кротюка, А.М. Мороза, С.В. Мочерного, А.А. Пересади, Л.О. Примостки, М.И. Савлука, К.Е. Раевского, Н.М.Шелудько, В.А. Ющенко, А.Г. Братко, Ю.С. Голиковой, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамоновой, В.В. Масленникова, В.В. Попкова, А.М. Тавасиева, В.М. Усоскина, М.А. Хохленковой, О.Б. Ширинской.
Из зарубежных исследователей можно выделить Г. Бернда, Эд. Доллана, Ж. Матука, Полицатто Винсента, Роуза Питера, Дж. Сороса, Дж. Сынки, Е. Шенга и др.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫБАЕКОВСКОГО НАДЗОРА
1.1. Сущность и значение банковского надзора за деятельностью коммерческих банков
Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов, представительств на территории Украины. Он направлен на обеспечение стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деятельности коммерческих банков. Содержание надзора определяется полномочиями, установленными Законом Украины “О банках и банковской деятельности”.
|
Система надзора направлена на сокращение внешних и внутренних банковских рисков.
К внешним рискам относятся:
· риск ликвидности (неспособность банка обеспечить бесперебойную оплату своих обязательств перед клиентами);
· валютный риск (убытки от неблагоприятного изменения валютного курса в условиях открытой валютной позиции);
· риск учетной ставки (убытки от изменений процентной ставки, устанавливаемой по кредитам НБУ, в условиях фиксированной процентной ставки по предоставленным кредитам);
· риск по ценным бумагам (убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка).
К внутренним рискам отнесены коммерческие, связанные с человеческим фактором риски (квалификация персонала, исполнительская дисциплина, качество аудиторской службы), а также операционно-технические риски, отражающие степень работоспособности систем, обеспечивающих внутреннюю работу банка: системы безопасности, бухгалтерского учета, материально-технических средств, средств связи.
На снижение внутренних рисков направлены процедуры регистрации банков, лицензирования, аудиторских проверок, инспектирования деятельности коммерческого банка сотрудниками НБУ.
Функцию надзора осуществляет Управление по банковскому надзору НБУ. Операции по надзору выполняют региональные управления НБУ в соответствии с доведенной им программой, отдельными задачами Управления по банковскому надзору [3, с. 142].
Коммерческие банки обязаны ежемесячно представлять НБУ следующую отчетную информацию:
|
· баланс с приложением расчета экономических нормативов;
· отчет о кредитном портфеле;
· отчет о портфеле ценных бумаг;
· отчет о валюте и валютной позиции;
· отчет о риске процентной ставки;
· отчет о предоставлении и погашении родственными лицами кредита банка.
Кроме того, коммерческий банк обязан не позже 5 дней после оформления выводов месячной или годовой проверки предоставить НБУ отчет о работе внешнего аудита, а на следующий день после оформления соответствующего кредитного договора - отчет о “больших” кредитах. Управление банковского надзора также вправе потребовать от банка предоставление любой другой информации, необходимой для выполнения его обязанностей, даже если она отнесена к банковской служебной или коммерческой тайне. Однако полученная информация не может быть разглашена без согласия коммерческого банка.
Работа по банковскому надзору дифференцирована по трем основным направлениям: общий надзор, интенсивный надзор и надзор высокой степени.
Общий надзор распространяется на стабильно работающие банки, которые финансово устойчивы, соблюдают экономические нормативы, нормы действующего законодательства и указания НБУ, имеют хорошую деловую репутацию. Его осуществляют региональные управления НБУ. Общий надзор состоит в контроле за соблюдением экономических нормативов и проверке других отчетов, предоставляемых банками. Информация о выявленных нарушениях направляется Правлению НБУ для принятия соответствующих решений.
Интенсивный надзор распространяется на банки, которые периодически нарушают экономические нормативы, а также допускают другие незначительные нарушения, не отличаются финансовой стабильностью.
Надзор высокой степени применяется в отношении банков, которые систематически (т.е. два или более раза) нарушают экономические нормативы и допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное финансовое состояние [22, с. 98].
Принимая решение о применении интенсивного надзора и надзора высокой степени, Управление банковского надзора НБУ проводит инспектирование банков, их отделений, филиалов и представительств, направленное на выявление причин нарушений и недостатков в работе банка.
Инспекторы НБУ проверяют законность выполняемых операций, деятельность внутреннего и внешнего аудита, состояние учета, достоверность отчетов, учредительных и других документов. По итогам инспектирования руководству банка направляется информация, в которой указываются причины выявленных недостатков, оцениваются финансовое состояние банка, его возможности и пути выхода из сложившейся ситуации. Требования НБУ обязательны к исполнению.
Таким образом, банковский надзор в современных экономических условиях является необходимой мерой контроля деятельности коммерческих банков.
Основные функции банковского надзора
Сущность банковского надзора проявляется через его функции. Банковская деятельность, как и любые другие виды экономической деятельности, целью которых является максимизация прибыли, включает в себя допущения риска.
Функция органов надзора, связанная с контролем, нацелена на ограничение этих видов риска путем определения пруденциальных нормативов. Термин “пруденциальный” включает в себя понятие равновесия между свободой деятельности банков и ограничениями на нее со стороны центрального банка. С одной стороны коммерческие банки должны быть максимально возможно прибыльными, с другой стороны риски должны быть минимизированы. Именно к такому благоразумному равновесию и должны стремиться органы надзора.
Выполнение органами надзора функции пруденциальности заключается в том, чтобы при принятии нормативных актов и установлении нормативов находить оптимальные решения между ограничением рисков, которые несет осуществление банковских операций и сохранением достаточного уровня доходности от их осуществления. Таким образом, пруденциальность - решение главного противоречия, возникающего при осуществлении финансовых операций - прямой зависимости риска и доходности [2, с. 136].
Особая роль органов надзора состоит в выявлении системных рисков, т.е. рисков, которым подвержена банковская система в целом и которые не могут быть выявлены в рамках одного банка. Примером таких рисков может быть: риск концентрации банковских активов в каких-либо отраслях промышленности, чрезмерная региональная концентрация банковских активов.
Для выявления таких рисков органам надзора необходимо проводить анализ следующих процессов в банковской системе и вне неё:
· развитием новых банковских продуктов и технологий;
· изменениями внешних условий в финансируемых банками отраслях;
· тенденциями изменения курсов основных валют и влиянием их изменения на активы банков и банковской системы в целом;
· движением процентных ставок и возможным снижением доходности банковских операций;
· общими тенденциями развития банковской системы;
· возникновением новых видов рисков;
· усилением воздействия существующих рисков;
· изменениями в политической, экономической и правовой среде функционирования банковской системы.
В результате такого анализа органы надзора должны разрабатывать рекомендации по предупреждению потерь банковских активов, созданию механизмов по контролю над рисками, а также создавать в рамках банковской системы пруденциальные нормы, позволяющие избежать негативного влияние рисков на финансовое состояние банков и банковской системы. Такая упреждающая работа органов надзора является важнейшим элементом общей системы банковского надзора.
Выполнение описанных задач представляет собой аналитическую функцию органов надзора.
Аналитическая функция – представляет собой комплекс задач, направленных на предотвращение возникновения проблем, как в отдельных банках, так и в банковской системе на ранних стадиях.
Выполнение аналитической функции позволяет заблаговременно увидеть назревающие проблемы, разработать механизм их предотвращения и дать банкам рекомендации для принятия мер по предотвращению потерь.
Для выполнения аналитической функции органы надзора должны анализировать передовые методы работы банков по сокращению и управлению рисками и вырабатывать ряд общих для всей банковской системы рекомендаций.
Объектом такого анализа может быть также достаточность внутреннего контроля в банках над рисками, которые внутри отдельного банка могут выглядеть как незначительные.
Результатом работы органов надзора в отдельно взятом банке является оценка соответствия его работы нормативным актам, оценка качества активов коммерческих банков, оценка работы банка в соответствии с рейтинговой системой CAMEL. В этом случае органы надзора выполняют оценочную функцию.
Оценочная функция связана с определением степени соответствия работы банковского учреждения действующему законодательству и пруденциальным нормам [4, с. 89].
Результатом осуществления оценочной функции является отчет о проведении инспектирования коммерческого банка, в котором даются оценки.
При рассмотрении функций банковского надзора, следует обратить внимание на необходимость оказания консультационной помощи банковским учреждениям. Такая задача банковского надзора, не определена в законодательстве Украины. Изучение мировой практики банковского надзора показывает, что органы надзора во многих странах оказывают консультационно-методологическую помощь коммерческим банкам, во-первых, потому, что это сокращает общее количество нарушений в банковской системе, связанных с недостаточным пониманием норм банковского законодательства и требований органов надзора. Во-вторых, консультации органов надзора необходимы коммерческим банкам тогда, когда органы надзора обобщают практику работы банковской системы и, наблюдая тенденции ее развития, вырабатывают ряд рекомендаций банкам, отвечающих текущему состоянию банковской системы.
Консультативная помощь повышает общую эффективность работы органов надзора, т.е. при возникновении проблем в банке, от органов надзора потребуется гораздо больше усилий и времени для решения проблем, связанных с непониманием руководством банка обоснованности негативной оценки органами надзора ситуации в банке, по сравнению с тем случаем, когда руководство знает подходы органов надзора к оценке конкретной ситуации в банке с учетом общих тенденций развития банковской системы и финансовых рынков и готово к обоюдовыгодному сотрудничеству с органами надзора.
Консультативно-корректирующая функция органов надзора - представляет собой процесс устранения незначительных недостатков, выявленных в процессе работы банка. Исполнение этой функции заключается в предъявлении банку требований по корректированию работы банка, направленному на устранение выявленных недостатков. Если выявленные недостатки не носят системного характера и не несут серьезной угрозы работе банка, органы надзора могут ограничиться проведением консультаций с руководством банка и согласовать характер исправительных мероприятий.
Если в работе банка выявлены серьезные недостатки, угрожающие потерей его платежеспособности, органами надзора может быть наложен штраф на банк или проведены мероприятия по сокращению пунктов лицензий банка на проведение операций, осуществление которых несет повышенный риск, или осуществление которых проводится при недостаточном уровне внутреннего контроля. Также, органами надзора могут быть приняты такие санкции как отстранение руководства банка или введение временной внешней администрации. Такие действия органов надзора представляют собой лицензионно-штрафную функцию.
Таким образом, обобщая функции, которые выполняют органы надзора в структуре Национального банка Украины, можно представить их следующим образом:
Нормативно-правовая:
· обеспечение законности - создание правовых норм, в соответствии с законодательством Украины;
· обеспечение пруденциальности - создание правовых норм, ограничивающих риски в банковской системе, при минимальном ограничении свободы банковских учреждений и обеспечения достаточной прибыльности.
Контрольно-наблюдательная:
· аналитическая - анализ рисков в банковской системе и тенденций их развития;
· оценочная - определение соответствия работы банковского учреждения правовым и пруденциальным нормам.
Регулятивная:
· консультативно-корректирующая - выдвижение требований к банкам по устранению выявленных недостатков;
· лицензионно-штрафная - принятие мер воздействия по отношению к банкам, не удовлетворяющим правовым и пруденциальным нормам.
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ЭТАПЫБАНКОВСКОГО НАДЗОРА