Реформирование механизма банковского надзора в Украине




 

На основе анализа Положения Национального банка Украины “Про застосування Національним банком України заходів впливу до комерційних банків за порушення банківського законодавства” можно выделить следуюшие этапы банковского надзора в Украине и определить существующий механизм банковского надзора в Украине следующими этапами:

1. Регистрация банка.

2. Лицензирование банка.

3. Осуществление мониторинга банка - безвыездного инспектирования.

4. Осуществление выездного целевого или комплексного инспектирования банка в законодательно установленные сроки или в случае возникновения необходимости.

5. Определение рейтинговой оценки банка.

6. Принятие мер по отстранению недостатков работы банка:

· непринудительных мер (письмо-предупреждение или письмо с обязательствами);

· принудительных мер (повышение нормы резервов, штрафы, введение временной администрации, реорганизация или ликвидация);

· введение режима финансового оздоровления, который представляет собой комплекс принудительных и непринудительных мер.

7. Проведение повторного целевого инспектирования для выяснения того, справился ли банк с проблемами.

По результатам проведения повторного инспектирования может рассматриваться вопрос о переводе банка в режим финансового оздоровления, режим особого надзора или принятии дополнительных мер к банку: сокращению пунктов лицензии, введению временной администрации, отстранению руководства банка, реорганизации или ликвидации.

По результатам инспектирования органы надзора определяют план мероприятий, направленных на исправление выявленных во время проверки недостатков, а также выставляют рейтинговую оценку банка, которая определяет период до следующего инспектирования банка.

Действия органов надзора могут быть направлены как на оказание внешнего, так и внутреннего воздействия на банковское учреждение. К внешнему воздействию можно отнести использование внутренних механизмов работы банка для совершенствования его работы и устранения недостатков. Внутренними механизмами являются: использование средств воздействия службы внутреннего контроля банка и правления, влияние акционеров, учредителей и наблюдательного совета банка путем предоставления им информации о необходимых мероприятиях или выдвижения требований по устранению недостатков.

Основные моменты взаимодействия органов надзора, наблюдательного совета банка, правления банка и службы внутреннего аудита можно описать следующими этапами:

1. Наблюдательный совет передает органам надзора информацию о том, какие задачи были поставлены акционерами перед правлением банка: общую стратегию, допустимые уровни риска, требования к доходности, наращиванию капитала и т.п.

2. В результате инспектирования органы надзора обнаруживают недостатки в работе банка и передают информацию руководству для их устранения. Одновременно с этим даются рекомендации службе внутреннего аудита по усилению контроля за такими участками работы банка.

3. По окончании инспектирования органы надзора передают материалы инспектирования, включая общую оценку работы службы внутреннего аудита, а также информацию о соответствии работы банка стратегии, заложенной акционерами наблюдательному совету банка.

4. Для проведения последующего контроля на участках, где были обнаружены наиболее серьезные проблемы, материалы инспектирования могут быть переданы независимым аудиторам, осуществляющим последующий аудит банка.

Такой механизм взаимодействия позволяет органам надзора решать проблемы на соответствующих уровнях, не прибегая к жестким и неадекватным мерам.

Применение мер внутреннего воздействия может быть в некоторых случаях во много раз более эффективным, чем принятие каких-либо внешних мер. При получении информации о недостатках в работе системы внутреннего контроля при добросовестном отношении к работе банка, наблюдательный совет банка будет использовать все доступные средства для ликвидации недостатков для избежания применения внешних мер воздействия. При предоставлении информации о недостатках в работе правления банка наблюдательному совету банка, он примет все необходимые меры по устранению недостатков, в том числе при необходимости и отстранение руководителей соответствующих уровней. Если же на уровне наблюдательного совета банка после получения информации от органов надзора не приняты адекватные меры, то требования по устранению недостатков могут быть представлены на общее собрание акционеров банка, что может послужить причиной для смены существующих руководителей банка и членов наблюдательного совета.

Выбор форм воздействия со стороны органов надзора должен зависеть от серьезности проблем, оценки качества и компетенции руководства, структуры собственности и характера инсайдерских отношений, а также оценки возможностей самого банка и акционеров устранить недостатки.

Базельским комитетом определены следующие требования к лицензированию кредитно-финансовых учреждений:

· следует четко определить виды деятельности кредитных организаций, осуществляемые в разрешительном порядке и требующие лицензирования. Следует, по возможности контролировать правомерность использования в названиях организаций слова “банк”;

· орган, выдающий лицензию должен иметь право выдвигать определенные критерии и оставлять без рассмотрения заявки, не соответствующие этим критериям. Процесс лицензирования должен включать, как минимум, проверку отношений собственности в банке, данных о руководстве и старших менеджерах, оперативного плана, структуры внутреннего контроля и размер капитала. В случае если предполагаемыми владельцем является иностранный банк, необходимо предварительное согласие надзорного органа стран его местонахождения;

· орган банковского надзора должен располагать правом рассматривать и отклонять любое предложение относительно передачи другим сторонам значительной доли собственности или контролирующих интересов в существующих банках;

· орган банковского надзора должен располагать правом устанавливать критерии, регулирующие крупные приобретения или инвестиции банка, направленные на то, чтобы корпоративные филиалы или структуры не подвергали банк неоправданному риску или не создавали препятствий осуществлению эффективного надзора.

Вопрос передачи долей собственности в банках связан с процессом лицензирования банковских учреждений. Получение контроля над банковским учреждением возможно, как минимум, двумя способами:

· организация нового банковского учреждения;

· приобретение контрольного пакета акций существующего банковского учреждения.

Во втором случае органы надзора должны проверить те же вопросы, по отношению к стороне, приобретающей банк, что и при регистрации нового банковского учреждения, а именно:

· происхождение денег для покупки акций банка;

· изучить, в каких сферах бизнеса работают новые акционеры банка;

· наличие достаточного количества денежных средств для начала банковского бизнеса и поддержания его в ситуации нестабильности банковской системы;

· новую систему организации управления и контроля со стороны новых акционеров банка, их видение перспектив банка и понимание работы банковской системы;

· наличие грамотного, квалифицированного и опытного руководства.

Основной задачей регистрации и лицензирования банков, является идентификация учреждений, подлежащих контролю органами банковского надзора, и недопущение проникновения в банковскую систему нестабильных или недобросовестных финансовых учреждений, которые могут нанести ущерб банковской системе.

Лицензирующему органу необходимо обратить внимание на следующие моменты при выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности:

· структура владения банком, т.е. располагает ли банковское учреждение приемлемыми акционерами, изучить в каких сферах бизнеса работают основные акционеры банка, а также происхождение денег для взноса в уставной капитал;

· наличие достаточного количества денежных средств для начала банковского бизнеса и поддержания его в ситуации нестабильности банковской системы;

· систему организации управления и контроля со стороны учредителей за работой банка, их видение перспектив банка и понимание работы банковской системы;

· наличие грамотного, квалифицированного и опытного руководства.

Критерии, предъявляемые при лицензировании банка должны совпадать с теми, которые предъявляются при инспектировании банков, таким образом, чтобы в случае, когда финансовое учреждение перестает соответствовать установленным нормам для лицензирования иметь основание для отзыва лицензии. При этом если органы лицензирования и надзора отделены друг от друга, то необходимо обеспечивать их тесное взаимодействие в процессе лицензирования и инспектирования банков, а также дать право органам надзора влиять на решения органов лицензирования.

Рассмотрение структуры владения банком органами лицензирования включает анализ прямых и косвенных акционеров, изучение их прошлой и настоящей деятельности, порядочности, занимаемого положения в деловых кругах и репутации, так как все эти факторы переносятся на работу контролируемого ими учреждения.

Одна из задач банковского надзора создание и поддержание условий совершенной конкуренции как в банковской системе в целом, так и в масштабе регионов. Поэтому при выдаче или отзыве пунктов лицензий банков необходимо учитывать тот фактор, как это повлияет на степень конкуренции в регионе. Если в регионе только два банка имеют определенные пункты лицензий, то отзыв у одного из них создает ситуацию монополизма в регионе и может вызвать значительный отток капитала из банка, у которого отобран такой пункт лицензии. Такая ситуация может вызвать ряд негативных последствий не только для банка у которого отзывается пункт лицензии, но и для другого банка, что связано с возможной неспособностью банка справиться с быстро растущими объемами активов и осуществляемых операций.

Органы надзора должны контролировать уровень конкуренции не только в масштабах государства, но и в регионах. Снижение конкуренции в регионах может привести к снижению качества обслуживания и повышению процентных ставок кредитования для предприятий.

При разработке законодательных норм по лицензированию необходимо использовать более гибкие механизмы, отражающие взаимосвязь между объемом капитала и объемом лицензирования банка. Необходимо на основе оценки рисков установить необходимый объем капитала для проведения каждой определенной операции или группы операций. Такой гибкий механизм в значительной степени влияет на работу банковских учреждений в случае снижения адекватности их капитала.

Официальные полномочия надзорных органов определены принципами Базельского комитета: органы банковского надзора должны располагать адекватными возможностями воздействия, чтобы предпринимать своевременные корректирующие меры в отношении банков, которые не соблюдают установленных пруденциальных требований (таких, как минимальные коэффициенты достаточности капитала) и в случае нарушения регламентирующих положений или возникновения любой угрозы кредиторам. В крайних случаях это может включать право на отзыв банковской лицензии или рекомендацию относительно ее отзыва.

В Украине недостаточность работы органов надзора проявляется в процессе регистрации банковского учреждения или переходе собственности на банковское учреждение из одних рук в другие. В этих случаях органы банковского надзора не имеют эффективных механизмов для получения информации о реальном происхождении капитала для основания банка, или происхождении средств, на которые приобретается контрольный пакет акций. Это связано с общей непрозрачностью бизнеса в Украине, одной из причин которого является несовершенство налогового законодательства. Нередко средства для образования банков происходят зачастую из теневых оборотов бизнеса, что предопределяет дальнейшее их поведение на рынке направленное на обслуживание и финансирование теневого сектора экономики.

Таким образом, использование мирового опыта для реформирования механизма банковского надзора позволит предотвратить проникновение в банковскую систему недоброкачественных финансовых учреждений и осуществлять эффективный надзор за деятельностью зарегистрированных банков.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Главной целью банковского надзора, который в соответствии с законодательством осуществляется Национальным банком Украины, является безопасность и стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Решение само этих задач даст возможность усилить надежность банковской системы и обеспечить динамическое развитие экономики Украины.

Существующие модели надзора не являются идеальными и не гарантируют абсолютную надежность банковского учреждения и банковской системы в целом. Органы надзора ни в одной из стран не признают свой надзор идеальным. Тем более, учитывая темпы развития, как банковской индустрии, так и сопряженных с ней областей, можно говорить о том, что система банковского надзора также находится в состоянии непрерывного развития.

Основные достижения в развитии еффективного банковского надзора:

полностю или в значительной степени выполняются большинство Базельських принципов еффективного банковского надзора (23 из 30); продолжается работа по переходу к надзору на основе системы оценки рисков; функционирует система раннего виявления и реагирования на проблемные ситуации в банках; внедрены международные стандарты аудита; внедрены международные стандарты бухгалтерского учёта и отчётности; противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей устранения нарушений банковского законодательства, исполнения нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избежания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или причинить вред надлежащему ведению банковской деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон Украины «О банках и банковской деятельности» № 2121 от 07.12.2000 г.

2. Бандурка А.М., Глущенко В.В. Деньги и кредит, Х.: Национальный университет внутренних дел, 2003. – 482 с.

3. Банковские операции. Учебник Под ред. Проф. А.М. Мороза. – К.: КНЭУ, 2002. – 476 с.

4. Банковский портфель 3-е изд. 3 Под ред. Коробова К.Л. - М.: Соминтек, 2006. – 278 с.

5. Безверхая И.К. Рынок МБК: пока стоим на месте. // Финансовые риски, №1, 2007 г.

6. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. – М.: Экономическая школа, 2000, Т.2.- 669 с.

7. Василик С. Оценка эффективности деятельности предприятий./Бизнес – информ. – Ноябрь 2004. – № 21. – 69 с.

8. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А., Учет и анализ финансовых активов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 267 с.

9. Киселев А. П. Теория и практика современного бизнеса (или как создать фирму и работать на себя).-К.: Издательство ЛИБРА, 2004. - С. 50-76.

10. Клочко Ю., Черник Т. Проблемы малого бизнеса в Украине. //Экономика Украины.- № 1. - 2003 - С. 57-64.

11. Концепция развития банковской системы Украины // Вестник НБУ, №3, 2006 г.

12. Лахтионова Л.А. Финансовый анализ субъектов хозяйствования, К.: КНЭУ, 2002. - 389 с.

13. Лукинов И. К вопросу о концепции и модели современного экономического развития Украины. //Украина и экономика. - № 6. – 2008. – с.4-6.

14. Макеева Е.А. Формирование и проблемы развития малого бизнеса в Украине: теория и практика. – Издательство Астро-Принт, 2007 г.

15. Операции коммерческих банков и заграничный опыт / Ширинская Э.Б.-М.:Финансы и статистика, 2005. – 653 с.

16. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд.- Мн.: РМА «Экоперспектива»; «Новое знание», 2004. - с. 498.

17. Современный коммерческий банк: управление и операции / Усоскин В.М. -М.:Все для вас, 2004. – 342 с.

18. Финансовый анализ деятельности фирм, М., "Ист-Сервис", 2004. – 485 с.

19. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник /Под ред. Е.С.Стояновой.-2-е изд., перераб.и дополн.- М.: Издательство «Перспектива»,2003.-С.511-525.

20. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов /Г. Б. Поляк, И. А. Акодис, Т. А.Краева и др.; Под ред. проф. Г. Б.Поляка.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. -С.153-166.

21. Фінанси підпріемств: Підручник /за ред. проф. А. М. Поддерьогіна.-К.: КНЕУ, 2000.-с.368.

22. Шевченко Р.И. Банковские операции. Учебно-методическое пособие К.: КНЭУ, 2003. – 276 с.

23. Сушко В., Андронов О., Дробязко А. Анализ структуры балансов наибольших банков Украины. // Финансовые риски, № 4, 2009 г.

24. Цилюрин Д. Оцінка фінансового стану позичальника – суб'єкта малого бізнесу. //Вісник национального банку України.-№ 10. - 2008. - С. 36-39.

25. Чумаченко Г. Усеченная структура управления на предприятиях малого бизнеса. //Бизнес-информ.-№ 11-12. - 2008. - с. 39-43.

 

Организационная структура органов банковского надзора



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: