Основные подсистемы предприятия




 

Система определяется составом ее элементов и связей между ними, характеризующих ее структуру (строение). Изучение сложившихся систем, их структур предполагает познание законов устойчивости и внутреннего движения. При этом требуется учет каждого структурообразующего элемента, свойств, обслуживающих включение его в систему для конкретного функционального использования. Эти свойства определяют место структурообразующих элементов во внутренней организации системы.

Состав элементов и связи между ними составляют основу структуры системы. Структура отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы. Иначе говоря, структура – это форма организации системы, ее костяк. Вместе с тем структура системы может претерпевать определенные изменения в зависимости от факторов (причин) внутренней или внешней природы, от времени.

Вопрос о составе и структуре системы управления предприятия до сих пор остается до конца на решенным. Изучение литературы по менеджменту показывает наличие разных подходов, с разной степенью детализации структурных элементов.

Представители школы социальных систем основными системными элементами управления предприятиями считали цели, структуру, задания, технологию и кадры. Достоинством данного подхода является то, что в центре системы управления стоят цели, как исходный момент процесса управления, определяющий все остальные элементы. Вместе с тем, недостатком данного подхода к структуре системы управления является отсутствие выделения субъекта и объекта управления, а также их связи с внешней средой предприятия, что не отражает особенностей системы управления предприятием как открытой системы.

По определению проф. Р.А. Фатхутдинова в книге “Система менеджмента”, система менеджмента – это система взаимосвязанных научных подходов к менеджменту и методов управления, целевой, функциональной и обеспечивающей подсистем, способствующих принятию и реализации конкурентоспособных управленческих решений, направленных на удовлетворение заданной потребности. Таким образом, система менеджмента – комплексная система обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта.

Как считает проф. Р.А. Фатхутдинов, структура системы менеджмента должна максимально отвечать требованиям научных подходов и принципов менеджмента. Он продолжил структуру системы менеджмента, представленную на рис. 3.1.

По определению проф. Р.А. Фатхутдинова, система менеджмента – это система взаимосвязанных научных подходов к менеджменту и методов, целевой, функциональной о обеспечивающей подсистем, способствующих принятию и реализации конкурентоспособных управленческих решений, направленных на удовлетворение заданной потребности. Если короче, система менеджмента – комплексная система обеспечивающая конкурентоспособности управляемого объекта.

По мнению проф. Р.А. Фатхутдинова, структура системы менеджмента должна максимально отвечать требованиям научных подходов и принципов менеджмента. Им предложена структура системы, включающая следующие составные части:

1.1. современные научные подходы к менеджменту

1.2. принципы менеджмента

1.3. общие методы менеджмента

2.1. основные законы рыночных отношений

2.2. экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента

2.3. основные показатели финансового плана

1.1. повышение качества товаров и услуг

1.2. ресурсосбережение

1.3. расширение рынка сбыта товаров

1.4. организационно-техническое развитие производства

1.5. социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды

4.1. планирование (анализ, прогнозирование, моделирование, оценка, разработка планов и программ)

4.2. организация процессов

4.3. учет и контроль

4.4. мотивация

4.5. регулирование

5.1. методическое обеспечение

5.2. ресурсное обеспечение

5.3. информационное обеспечение

5.4. правовое обеспечение

5.5. организационно-техническое обеспечение системы менеджмента

6.1. макросреда фирмы

6.2. инфраструктура рынка

6.3. микросреда рынка

7.1. управление персоналом

7.2 социология и психология менеджмента

7.3. процесс оптимизации, принятия и реализации решений

7.4. анализ в принятии решений

7.5. прогнозирование в принятии решений.

Автор этой концепции считает, что для выполнения любой подцели целевой подсистемы необходимо выполнить весь комплекс работ абсолютно по всем блокам и подсистемам системы менеджмента.

Использование системного подхода в управлении предприятиями торговли позволяет в системе управления на уровне основного звена выделить семь взаимосвязанных и взаимодействующих внутренних подсистем: технологическую, техническую, организационную, научно-техническую, экономическую, информационную. Каждая подсистема имеет свои ключевые цели и свой содержательный аспект (табл.3.2).

Технологическая подсистема представляет собой полный состав основных и вспомогательных торгово-технологических процессов в магазинах, на складах, в предприятиях общественного питания (с выделением их фаз и стадий), последовательное и качественное выполнение которых обеспечивает нормальный ход процесса продажи товаров и обслуживания покупателей. Она включает в себя также совокупности соответствующих правил и норм выполнения каждой операции. Технологическая подсистема, с точки зрения влияния на развитие предприятия, является определяющей.

 

Таблица 3.2. Ключевые цели основных подсистем управления

предприятием в условиях рынка

 

Подсистема Ключевая цель
Информационная Повышение уровня информированности, снижение коммерческого и финансового риска
Экономическая Сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов ресурсов
Социальная Обеспечение условий, необходимых для развития потенциала работников и повышения уровня их заинтересованности в работе предприятия
Организационная Создание оптимальной структуры управления, выявление приоритетных задач и обеспечение их выполнения

 

Техническая подсистема обусловлена структурой и содержанием технологической подсистемы, отдельные ее части периодически обновляются по мере физического и морального старения.

Организационная подсистема на основе технологической и технической подсистем обеспечивает рациональное использование оборудования, предметов труда,

Социальная подсистема характеризует использование человеческого фактора на предприятии, систему кадровой политики и мотивации деятельности работников предприятия.

Информационная подсистема, используя разнообразную информацию, как специфический ресурс производства, служит исходной базой всех подсистем. Она создает необходимые условия и предпосылки для принятия научно обоснованных управленческих решений.

И, наконец, экономическая подсистема выражает единство хозяйственных процессов и связей в непрерывном движении производственных фондов, их кругообороте. Она оказывает большое влияние на все остальные подсистемы, эффективность их действия, функционирования и, в свою очередь, испытывает на себе влияние других подсистем.

Вместе с тем, в современных условиях признается исключительная роль социальной подсистемы, “человеческого фактора” в системе управления.

Система управления предприятием не только содержит активные элементы (люди), но и в значительной мере зависит от их поведения.

Активные элементы характеризуются рядом специфических свойств: стремление реализовать свои способности, возможности и права; сопротивляемость прямым и необоснованным и непонятным приказам и распоряжениям; нежелание постоянно выполнять монотонную работу и др. сопротивления и проявления “свободы воли”. Эти свойства проявляются в различной степени от типа личности, традиций и нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятия. наличие у активных элементов специфических свойств приводит к появлению у системы в целом ряда особенностей, принципиально отличающих от ее поведения от функционирования технических систем, работающих в соответствии с жестко заданным законом.

Одной из наиболее популярных в 80-е годы концепций системного подхода является теория “7 - С”, разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой “Мак-Кинзи”. Первую пару составили Томас Питерс и Роберт Уотсрман – авторы книги “В поисках эффективного управления” и вторую пару –Ричард Паскаль и Энтони Атос – авторы книги “Искусство японского управления: пособие для американских управляющих”.

Ее авторы считают, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с нелбходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Татк-как по-английски название всех этих составляющих начинается на “с”, эта концепция получила название “7-С”.

1.Стратегия – планы и направления действия, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей.

1. Структура – внутренняя композиция организации, отражающая деление организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.

2. Системы технологии – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации.

3. Штат–важные группы кадров, существующие в организации, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.

4. Стиль – способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура.

5. Квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации.

6. Разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи компонент.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: