Подготовка к сочинению-рассуждению




Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Все задания проверяют коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом.

Данные задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

 

Учебно-методический комплект

При подготовке к ОГЭ, кроме известных учебников, имеющих гриф Министерства образования РФ, рекомендуется использовать методические и практические материалы учебных пособий:

 

1. Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2012.

2. ОГЭ. 2015. Основной государственный экзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под ред. И.П. Цыбулько. Русский язык. 9 класс - АСТ – Цыбулько, - 2015.

5. Русский язык. Сборник текстов для подготовки к ГИА 2011 - Дрофа - Пахнова - 2011.

6. Сборник разноуровневых заданий. Русский язык. 9 класс. ГИА - Акимова - Х. - 2011.

7. ОГЭ-2015, Русский язык. 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ в 9 классе/ Степанова. – М: АСТ: Астрель, 2015

8. ФИПИ https://www.fipi.ru/

 

 

Словари и справочники

1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе

«Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика.»

На 2015-2016 учебный год

 

№ п/п № в теме Тема занятия дата
план факт
                                                                                                                                                                                    1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа). Особенности ОГЭ - 2016 по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией.   Организация и технология проведения ОГЭ по русскому языку в новой форме. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. 2. Текст. Сжатое изложение (5 часов). Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.   Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.   Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.   Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. Контрольная работа 1. Написание сжатого изложения.   3. Текст. Сочинение (15 часов). Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.   Учимся формулировать тезис.   Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.   Практическая работа 4: Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.   Сочинение по цитате из текста. Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения   Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.   Учимся писать вывод сочинения по цитате 15.2. Практическая работа 5: Создание сочинения-рассуждения по цитате 15.2.   Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. 15.3. Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения   Учимся формулировать тезис и писать комментарий   Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста и жизненного опыта.   Учимся писать вывод сочинения -рассуждения на морально-этическую тему. 15.3.   Практическая работа 6: Создание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 15.3. Контрольная работа 2. Сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3 (на выбор учащегося). 4.Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (12 часов). Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание 2.     Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание 3.   Правописание приставок. Задание 4     Правописание суффиксов. Задание 5.   Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Задание 6   Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Задание 7 Грамматическая основа предложения. Задания 8, 11   Предложения с обособленными и уточняющими членами. Задание 9   Предложения с вводными словами и обращениями. Задание 10.   Сложные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Сложные предложения с различными видами связи. Задания 12,13,14.   Контрольная работа 3. Тест.   Анализ ошибок    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: