Расскажи мне обо мне
Описание: Это традиционный «огонек» знакомств, эффективная форма создания доверительных отношений в группе и знакомства в отряде. Значение его в организационный период чрезвычайно велико: он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда.
При проведении «огонька» знакомств необходимо создать необычную обстановку. Например, ребята идут на «огонек», особой тропой, не лишенной «опасностей», и поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «вперемежку», чтобы места были удобны для каждого и чтобы каждого из ребят было видно всему отряду.
Начинается «огонек» с настроя:
• поются 2-3 песни, которые все знают;
• небольшое вступительное слово (воспитателя)вожатого, в котором он в непринужденной форме высказывается о начале смены, о задачах и традициях «огонька» «Расскажи мне о себе»;
• рассказываются легенды об «огоньке» знакомств, которые повествуют о том, что будет происходить дальше;
• по традиции каждый рассказывает о себе — о том, чем он любит заниматься, какие ему люди нравятся и чего он ждет от этой смены;
• разговор о себе начинает вожатый, рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми и т.д.), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу;
• завершается «огонек» словами вожатого, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Завершить «огонек» можно так: попросить всех ребят встать в круг («вперемежку» — мальчик, девочка), рассказать легенду о возникновении традиции.
|
Заканчивают «огонек» вожатые заключительным словом и дарят всем небольшие подарочки на счастье (эмблемки, отрядные талисманчики). Атмосфера, стиль взаимоотношений, которые создаются во время «огонька» знакомств, являются эталоном общения в отряде на протяжении всей смены.
Тематический огонек в летнем лагере. В течение основного периода необходимо провести несколько тематических огоньков (1-2).
Тематический огонек является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Вожатые предлагают тему, и каждому предлагают подготовиться к общему разговору. Инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты огонька.
Задача этих огоньков: организация разговора по актуальной для отряда теме. При проведении таких огоньков важно использовать необычную обстановку.
Примерная тематика огоньков
· Мои любимые строки (поэтический).
· Музыка вокруг нас (музыкальный).
· С песней по жизни (вечер авторской песни).
· Встреча с Ассоль... (тема «Алых парусов» в стихах, песнях и нашей жизни).
· 5. «Помните. Через века, через года...» (вечер памяти военных событий).
С песней по жизни
Дети сидят вокруг костра. У кого-то должна быть гитара.
У вожатого в конверте карточки, на которых написаны несколько строк из известной песни. Каждый, вытягивая карточку из конверта, должен отгадать песню. Затем он начинает ее петь, а другие подпевают.
Когда карточки закончатся, вожатый называет имя или фамилию исполнителя, а дети должны как можно быстрее спеть самую известную его песню хором.
|
Вечерний огонек в летнем лагере
Наряду с ежедневной рефлексией, которую в отряде проводят с первых дней смены, необходимо проведение вечерних огоньков.
Их задачи: укрепление взаимоотношений, анализ (рефлексия) деятельности отряда. Обычно продолжительность огонька-анализа небольшая - 15-20 минут. В ситуации кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов огонек может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на огонек всегда был неформальным.
Необязательно, чтобы в основной период присутствовали такие символы огонька, как свеча или костер, их необходимо беречь для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Вожатый, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно суметь плавно перейти от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.
Каждый день вожатый с отрядом проводит огонек, анализируя прожитый день. Его можно проводить с помощью игровых форм.
Черно-белый и цветной кадр дня
Участникам дается возможность сфотографировать два события, произошедшие за день. Один кадр должен быть черно-белым (события с эмоционально отрицательной окраской), а другой - цветным (события с эмоционально положительной окраской). Причем каждый участник должен описать, что изображено на кадре и почему это вызывает у него данные эмоции.
|
А мы считаем так...
В начале вечернего сбора вожатый делит ребят на микрогруппы (разбивка по цветам, геометрическим фигурам). Затем предлагает ребятам обсудить сегодняшний день по группам. Например:
• Что было хорошего в сегодняшнем дне?
• Что было не очень? Почему? Что с этим делать, как это можно сделать по-другому? И т. д.
После обсуждения (5-7 мин) от каждой группы выступает один представитель. Группа может дополнять.
Можно определить группам конкретный промежуток дня. Одна обсуждает утро, другая день, третья вечер и т. д. В конце вечернего сбора подводятся итоги всего дня. Определяются пути решения возникших проблем. Вся информация фиксируется на доске или листе ватмана, своего рода послание отряду на завтра.
Ниточка
Перед началом огонька вожатый предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки длиной от 10 до 30 см лежат рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме: что получилось? что не получилось? что надо сделать, чтобы было лучше? - каждый ребенок, высказывает свою точку зрения. Он берет из общей массы одну ниточку и, начиная рассказ, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику.
Пять пальцев
Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее.
• Мизинец (М) - «Мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?
• Безымянный (Б) - «Близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?
• Средний (С) - «Состояние души»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?
• Указательный (У) - «Услуга»: чем я помог другим людям, чем порадовал их?
• Большой (Б) - «Бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Если бы я был...
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы...
• исправил...
• сделал...
• добавил...»
Ассоциативные методы
Вы, наверное, прекрасно знаете игру «Ассоциации», когда участникам надо очень быстро придумать свою ассоциацию к какому- то слову. Ассоциативные методы анализа построены по такому же принципу, только здесь мы подбираем ассоциацию не к отдельному слову, а ко всему прожитому дню.
Например, ребятам дается задание выбрать предмет, который символизирует весь прожитый день. Ребенок, выбирая такой предмет, ассоциирует его с самым важным событием этого дня. Это может быть футбольный мяч, потому что сегодня дети выиграли соревнования по футболу и это было самым главным событием, чистое полотенце, потому что сегодня был банный день, дети меняли белье. Помимо предмета дня вы можете предложить ребятам подумать и назвать фразу дня. Например: «Тяжело в учении, легко в бою» - весь день готовились к общелагерному мероприятию.
Это лишь некоторые методы, которые можно использовать, анализируя прожитый день. Не забывайте придумывать сами новые, интересные формы.
Если в лагере проходит очень большое мероприятие или если вы чувствуете, что какое-то вечернее дело необходимо обсудить, то проводится огонек - анализ дела.
Огонек - анализ дела
Педагогическая задача такого огонька - научить детей видеть успехи для дальнейшего развития и причины неудач, чтобы в дальнейшем они смогли избежать аналогичных ошибок. Проводится такой огонек в виде ролевой игры.
Необходимо подготовить карточки с наименованием различных ролей, например:
• организатор;
• участник;
• зритель;
• жюри и т. д.
Каждый ребенок получает карточку с названием определенной роли. Затем формируются микрогруппы: организаторов, оформителей и т. д. Задача каждой микрогруппы - проанализировать проведенное дело с позиции данной им роли, выделить положительные и отрицательные моменты, а также дать рекомендации и пожелания для проведения подобного мероприятия в следующий раз.
Помимо игровой формы анализ можно проводить в форме обсуждения. Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее он управляет разговором через вопросы, например:
1. Что нового, полезного вы открыли для себя?
2. Какая интересная проблема, тема привлекла особо ваше внимание?
3. Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены?
4. Кто из ребят раскрылся для вас по-новому, что нового вы узнали друг о друге?
5. Как выглядел твой отряд на фоне других?
6. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем?
В конце обсуждения вожатому обязательно нужно сделать вывод о том, что помогло добиться успеха и что помешало провести дело гак, как было задумано. Очень важно, чтобы вы всегда помнили о том, что детей нужно хвалить как можно чаще, утверждая, что они самые необыкновенные, неповторимые и талантливые. Ваша похвала иногда бывает лучшей наградой для ребенка. Постарайтесь уделить внимание даже мелочам. Пусть не все получилось так, как вам бы хотелось, но ребята старались, а это самое главное.
Описание: Это традиционная форма последнего прощального «огонька» в отряде. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе. Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.
План проведения
Первый этап - социально-психологические тренинги. Их упражнения нацелены на то, чтобы помочь детям почувствовать себя более раскрепощенными на сцене, снять внутреннюю зажатость, барьер, сковывающий ребенка, его мысли, желания, движения и тем самым возможности проявления себя.
Приблизительный набор упражнений
1. «Движение» (упражнение выполняется группой). Один человек делает разнообразные движения. Задача другого человека (других) - повторить их как можно точнее.
2. «Походка». Руководитель дает задания участникам - представьте себе, что вы идете:
• по своей квартире;
• домой после ссоры с лучшим другом;
• домой с пятеркой по экзамену;
• по улице и встречаете любимую девушку (юношу);
• по плацу, на вас смотрят для отбора в роту почетного караула.
Цель: Подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива.