Дата: 21.03.2020 1 час
Дисциплина: Психология общения
Лекция 12 Тема: Понятие об интерактивной стороне общения. Виды социального взаимодействия
Цель: изучение видов социальных взаимодействий
Задания
1. Изучите материалы лекции, составьте тезаурус (словарь, собрание сведений)
2. Подберите крылатые фразы или пословицы об эффективности сотрудничества и опасности конкуренции.
3. По теме, подберите считалку, в помощь воспитателю для организации сотрудничества
3. Подберите иллюстрации для детей, где отражается сотрудничество и конкуренция
Форма оценки: зачтено
Критерий оценки: выполнены все задания
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. (Андреева Г.М. «Социальная психология»)
Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, а так же непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.
Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Основными видами взаимодействия являются: кооперация (сотрудничество) и противоборство (конкуренция)
Кооперация, или сотрудничество – это тип взаимодействия, когда партнеры помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей. Такой тип взаимодействия предполагает координацию единичных сил участников.
|
Противоборство или конкуренция наблюдается в том случае, когда партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого. Чаще всего анализ конкурентного типа взаимодействия сконцентрирован на наиболее яркой ее форме – конфликте.
Ранее вы уже ознакомились с термином «эффект синергии» который происходит в результате успешного сотрудничества.Вспомните, что он означает.
Помимо кооперации и конкуренции существуют и другие типы взаимодействия, занимающие различные промежуточные позиции:
· уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать друг друга;
· однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальный целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия;
· однонаправленное противодействие реализуется, когда один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником;
· «контрастное взаимодействие» проявляется в том, что один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует;
· компромиссное взаимодействие наблюдается в том случае, когда оба партнера проявляют отдельные элементы уступок.
Взаимодействие между партнёрами по общению может быть эффективным или неэффективным, когда отношения разрушаются.
Дети дошкольного возраста усваивают виды и формы взаимодействия, наблюдая поведение окружающих или используя силовые методы (отбирание игрушек, укусы, щипание, физическое насилие). Для формирования конструктивных способов взаимодействия важно терпеливо учить детей сотрудничеству: обращение с вежливой просьбой, одобрение миролюбивых намерений, умения терпеливо дождаться своей очереди, умение помочь товарищу.
|
Так в трудовой деятельности различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:
1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
2) общая задача выполняется последовательно каждым участником;
3) от деятельности одного зависит деятельность других, происходит взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Большую роль в организации взаимодействия имеет, обсуждение точек соприкосновения целей, обсуждение планирования и обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия и в ходе которого осуществляется также намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия восприняты или пережиты.
Виды обратной связи: вербальная; невербальная; выраженная в форме действия. Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени. Она может быть ярко, эмоционально окрашена и передаваться как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций.
В любой из проблемных ситуаций воспитатель стремиться обсудить с детьми произошедшую ситуацию. Воспитатель может подчеркнуть удачное решение проблемы, помочь увидеть ошибки, предложить правильное решение. Для этого могут быть использованные и косвенные приёмы: сказки, пословицы и поговорки, притчи о сотрудничестве.