Требования к современному уроку




Дидактические требования к уроку Воспитательные и развивающие (психологические) требования к уроку Организационные требования к уроку Гигиенические требования к уроку
1. Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков. 2. Реализация принципов целостного педагогического процесса. 3. Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся. 4. Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков на уроке. 5. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. 6. Сочетание различных общих форм организации учебной работы. 7. Разнообразие типов и видов урока. 8. Осуществление межпредметных связей 1. Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения. 2. Учет уровня развития и психологических, индивидуальных особенностей учащихся. 3. Развитие познавательных интересов, других положительных мотивов учебно-познавательной деятельности. 4. Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования. 5. Развитие способностей учащихся, в том числе творческих. 6. Обеспечение условий продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся (проблемные методы обучения, поисковая и исследовательская деятельность и т. п.). 7. Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества. 8. Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности. 9. Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т.п. 1. Наличие продуманного плана проведения урока. 2. Организационная четкость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность. 3. Структурная гибкость и подвижность урока. 4. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения (наглядных, технических). 5. Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся. 6. Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока 1. Оптимальный температурный режим. 2. Воздушный режим (проветривание классной комнаты). 3. Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы. 4. Соблюдение норм освещения. 5. Предупреждение утомления и переутомления. 6. Чередование видов деятельности. 7. Проведение физкультурных, «психологических» пауз лечебно-профилактического характера

 

В современной теории и практике образования определены следующие пути повышения эффективности урока.

§ Углубление, обобщение, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в процессе овладения новым учебным материалом и его практическим применением.

§ Связь с жизнью, практической деятельностью учащихся, их субъектным опытом.

§ Включение элементов поисковой, исследовательской деятельности учащихся.

§ Овладение учащимися способами познавательной деятельности, общеучебными умениями (учиться выделять главное, работать с книгой и др.).

§ Отход от традиционной структуры комбинированного урока, разнообразие структур урока в зависимости от дидактических целей и задач урока, проведение нестандартных уроков.

§ Создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся между собой.

§ Диагностика уровня обученности и воспитанности учащихся, их способностей, интересов и т. д., что позволит осуществлять личностно ориентированное обучение.

§ Применение разнообразных методов и технологий обучения.

§ Сочетание урока с другими формами обучения: домашней работой, факультативами и предметными кружками, практикумами и семинарскими занятиями, экскурсиями, консультациями и т.д.

§ Технологический подход к проектированию и проведению урока. Технология проектирования урока – это определение модели, схемы урока, плана действий учителя и учащихся, реализация которого на практике приведет к определенному результату.

§ Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.

§ Организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в процессе применения знаний, выработки умений и навыков. Самостоятельная работа учащихся – это учебная деятельность, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя. В ходе самостоятельной работы учащиеся осуществляют анализ задания, поиск способов его выполнения, планирование, собственно выполнение, проверку и оценку результатов.

Самостоятельная работа может успешно применяться на различных этапах урока:

а) при подготовке к восприятию нового материала (предварительное чтение книги, просмотр иллюстраций, подготовка ответов на заданные учителем вопросы и пр.);

б) при изучении новых знаний (до объяснения дается задание: составить план, сделать конспект, графически изобразить и т. п.; самостоятельная работа с учебником; работа с использованием дополнительных источников, например, статей, схем, таблиц, репродукций и т. д., изучение всей темы по учебнику; проведение наблюдений, опытов);

в) на этапе применения знаний (выполнение упражнений, написание сочинений, выступление с докладами и т. п.);

г) на этапе обобщения и систематизации знаний (составление сводных тематических таблиц, схем, диаграмм; подготовка текстов, обобщенных характеристик; определение выводов);

д) при проверке знаний, умений и навыков (выполнение письменных, графических, практических работ, тестов; ответы на вопросы учителя и вопросы учащихся друг другу и т. п.).

Эффективность и успешность самостоятельной работы учащихся на уроке зависит от соблюдения педагогом следующих условий:

§ Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

§ Наличие у учащихся сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

§ Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

§ Соотнесение объема и сложности работы с темпом ее выполнения.

§ Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.

§ Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и тоже задание); коллективная деятельность (работа в парах сменного состава); групповая работа (группы учащихся выполняют одинаковые или разные задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).

§ Осознание учащимися результатов своих достижений.

Показателем целенаправленной работы учителя по организации самостоятельной работы учащихся является увеличение времени, отводимого на уроках на самостоятельную работу, до

70 %. Это приводит к уменьшению времени, затрачиваемого на домашнюю работу учащихся.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «форма обучения», «общая форма обучения», «конкретная форма обучения».

2. Какие общие формы обучения вам известны? Проследите развитие систем индивидуального, группового, коллективного обучения в истории образования.

3. Назовите основные черты классно-урочной системы, ее преимущества и недостатки.

5. Охарактеризуйте урок как основную форму педагогического процесса в учреждении общего среднего образования.

6. Какие типы уроков выделяют в современной дидактике? Назовите их структурные компоненты.

7. Дайте общую характеристику иных внеурочных форм организации обучения, распространенных в современном учреждении общего среднего образования.

8. Определите значение домашнего задания в процессе обучения. Раскройте основные положения методики организации домашней работы.

9. Обоснуйте требования к современному уроку и пути повышения его эффективности.

10. Какую работу учащихся на уроке называют самостоятельной? Сформулируйте условия эффективности самостоятельной работы учащихся на уроке.

 

Рекомендуемая литература

1. Капранова В.А., Тихонова И.Г. Основы школьной дидактики. – Минск, 2002. – С. 113–117.

2. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика: учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун, А.И. Андарало, Е.Н. Артеменок и др.; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2012. – С. 378 – 407.

3. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 284-350.

4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 519–535.

5. Прокопьев И. И., Михалкович Н.В. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 316–342.

6. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина]. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 244 –258.

7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 496 с.

8. Харламов И. Ф. Педагогика. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С. 239–287; 300–315.

 

Глоссарий

 

· Форма педагогического процесса (обучения, воспитания) внутреннее строение (структура) и внешнее строение педагогического процесса и его сущности – педагогического общения.

· Общая форма педагогического процесса (обучения, воспитания) характеристика педагогического процесса, в основе которой лежит та или иная структура общения педагога и учащихся, обусловливающая особенности их взаимодействия.

· Конкретная форма обучения (воспитания) – отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по педагогическим задачам, содержанию, конструкции.

· Организационная система учебно–воспитательного процесса определенная совокупность общих форм обучения и воспитания, применяемых в учреждениях образования.

· Урок единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой.

· Структура урока внутреннее строение и последовательность отдельных этапов урока, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.

· Домашняя учебная работа самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителем.

· Технология проектирования урока – определение модели или схемы урока, плана действий учителя и учащихся, выполнение которого приведет к определенному результату.

· Самостоятельная работа учащихся учебно-познавательная деятельность учащихся, которая осуществляется под руководством, но без непосредственного участия учителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: