Пространственно-временная организация бытия




Диалектика как философская теория развития. Диалектика и синергетика.

Диалектика в современной философии – наиболее полное и всестороннее учение о развитии бытия (объективная диалектика) и метод развивающегося познания (субъективная диалектика). В обоих случаях диалектика основана напротивоборстве двух противоположных тенденций или мнений. Исторические формы диалектики: - искусство беседы и поиска истины, опровержениянеполных или внутренне противоречивых высказываний (Сократ); - метод правильного мышления и словопрения (эллинизм); - метод обоснований и ведения богословских диспутов (Средневековье– вершина якобы труды П. Абеляра); - универсальный метод развития и познания бытия (якобыГегель); - учение об основных законах развития материи,общества и сознания (марксизм); Элементы диалектики: принципы, законы и категории. Основные принципы: принцип развития и принцип всеобщей связи. Законы диалектики – это наиболее общие связи: среди них выделяют самые существенные, необходимые и устойчивые. Основные законы диалектики: 1) закон единства и взаимодействия противоположностейили закон противоречия (якобы их борьба подталкивает развитие – пример любаяконкуренция, вынуждающая поднапрячься) (Но при этом следует помнить, чтосинергетика объясняет развитие прежде всего сотрудничеством); 2) закон взаимоперехода количественных и качественныхизменений (якобы изменения количества изменяют качество, а качественныеизменения меняют количественные характеристики – подкрепляется примерами вродепревращения воды в лед или пар при уменьшении или увеличении температуры); 3) закон отрицания отрицания (якобы двойное отрицаниедает развитие по спирали, повторение изначального на более высоком уровне –пример: зерно – колос (отрицание зерна) - много зерен (отрицание колоса илиотрицание отрицания). Синергетика (от гр.. synergetikos - общий, обоюдно действующий) - направление и общенаучная программа междисциплинарных исследований, которые изучают процесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в открытых физических, биологических, социальных, когнитивных, информационных, экологических и других системах.

Пространственно-временная организация бытия

ПВОБ-важнейшая тема онтологии,осмысление которой была присуща уже античной философии.В эллинской культуре сложились философские воззрения на пространством время в контексте общей космологии.Космос вечен и имеет свое пространственное оформление. Пространство - это взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать объем, иметь протяженность, их свойство иметь определенную структуру, форму. Время - это длительность существование процессов, продолжительность изменения, смена состояний объектов. Ритмичность - это всеобщее свойство пространства и времени:объективность,безграничность,бесконечность,единство прерывности и непрерывности Особенные свойства пространства:трех мерность и симметричность Особенные свойства времени:,одномерность,одно направленность,необратимость В истории философии существовали две основные концепции пространства и времени: 1) Субстанционная. Пространство и время понимается как субстанции, т.е. самостоятельное существование независимо от материальных тел. Пространство - это пустое вместилище тел, а время как вместилище событий. Естественнонаучное обоснование этой концепции - механическая картина мира. 2) Реляционная. Пространство и время понимается как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Естественнонаучное обоснование - это теория относительности Эйнштейна. Общая и специфическая теории относительности Эйнштейна подтверждают связь пространства и времени между собой и с материальными носителями. Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их свойства зависят от отдельных материальных систем. Пространство обладает количественной бесконечностью. Это не имеющая ни начала ни конца связь существующих материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность пространства - это бесконечное многообразие различных уровней организации материи и их пространственных свойств. Бесконечность времени связана с вечностью материи. Конечность пространства - это прерывность, дифференцированность материи. Конечность времени - это конечность существования отдельных материальных систем. Конкретные представления о пространстве и времени меняются с развитием познания. Различают структурные уровни организации материи характеризующиеся специфическим, пространственно-временными особенностями

34.Понятие природы. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и перспективы человечества.

Природа - это универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям. Природа-сложная система,которая состоит из объектов и процессов,имеющих естественное происхождение(способная к самоорганизации и саморазвитию) 3 группы глобальных проблем: 1)разнообразные аспекты взаимодействия природы и общества(эколог.проблемы:охрана окружающей среды,опасность в истощении энергетических и других природных ресурсов) 2)Проблемы связанные с взаимодействиями социальных общностей людей(предосвр.ядерной катастрофы,сохранение мира,преодаление отсталости различных регионов Земли 3)антропосоциальные проблемы общества и человека(рост населения,трансформация и адаптация личности в условиях НТП) Все ти проблемы так или иначе затрагивают коренные основы современной человеческой цивилизации,создавая угрозу её сущ-нию

35. Проблема человека в философии. Проблема смысла жизни.

Природа в широком смысле – «весь мир в целом, всесущее», она же синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум»,«реальность», «Вселенная», «космос». В узком смысле под природой понимают все,кроме социальных и духовных явлений. Кроме того, современные философы широко используютпонятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представленийо природе. Философия природы разрабатывает синтетическуюконцепцию взаимодействия человека и природы на основе бережного отношения кокружающей среде. Естественная природа – сформировавшееся безсознательного вмешательства человека. А искусственная среда («вторая природа», «ноосфера»или «техносфера») – созданное (преобразованное) человеком с помощью собственныхорганов и искусственных орудий (техники). Такое деление обнаруживают еще вантичности. При этом в естественной природе выделяются «естественные богатства»,добываемые и используемые человеком. Основные исторические этапы взаимодействия общества иприроды: 1) мифологический или архаичный (природа одухотворенаи признано ее господство над людьми); 2) натурфилософский или античный (природанеисчерпаемая кладовая знаний и множества явлений, опасных, полезных и простоинтересных для человека); 3) теологический (природа – Божье творение и отношениек ней вид отношения ко Всевышнему); 4) научно-технический или индустриальный (человеквладыка природы); 5) диалогический, или постиндустриальный, иликоэволюционный (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры радисовместного существования и безопасного развития – коэволюции). Очень важны и экзистенциальные аспекты человеческого бытия. Такие, как проблемы смысла жизни, смерти – бессмертия, свободы выбора ит.п. Разные философские школы по-разному видят смысл жизни:гедонисты - в удовольствии, эвдемонисты - в счастье, религиозные персоналисты -в единении с Богом, социологизаторы - в общественных ценностях (часто в«светлом будущем»), рационалисты - в ригористическом служении долгу, и т.д. Нопочти все единодушно признают, что смысл жизни у каждого свой, уникальный, чтоэто способ внутреннего самоопределения. Человек считается единственным существом, знающим освоей неизбежной кончине. Преодолевают же страх смерти в разных системах по-разному:либо признавая бессмертие души, либо игнорируя по Эпикуру (смерти при жизнинет), либо надеясь продолжиться в детях, делах, идеях и т.п. В неклассическихфилософиях смерть иногда выступает как окончательный уход, а существованиевсего мира лишь момент между двумя ничто, прошлым и будущим.

36.Психоаналитическая интерпретация человеческого существования??

В европейской культуре существуют противоположные интерпретации понятия судьбы. В рамках одной из них судьба понимается как внешняя сила по отношению к человеку, как абсолютная предопределенность, исключающая свободу воли. В другой интерпретации судьба представляется как продукт сознательного созидания ее человеком. Это отражено в многочисленных пословицах, например, «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Об этом идет речь и в известном марксистском лозунге: «Человек – сам творец и хозяин своей судьбы». Идея судьбы связана также с двумя различными измерениями человеческого существования: биологическим и социальным. В первую очередь, понятие судьбы выражает несвободу человека перед ограничениями его биологической природы, представления о судьбе связаны с рождением и смертью. Но, помимо объективной несвободы человека от его физического естества, существует и его зависимость от социальных сил
Психотерапия и, в частности, психоанализ, утверждают, что человек в определенной мере продукт не только биологических и социальных, но и психических детерминаций.Психоанализ позволил по-новому взглянуть на движущие силы, стоящие за нашими поступками, на причины, побуждающие человека поступать так, а не иначе. В отличие от тех, кто причину человеческого поведения пытался отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию человеческого организма, Фрейд поместил силу, предопределяющую ход жизни человека, внутрь него самого.

Согласно Фрейду, существуют душевные явления, которые недоступны осмыслению, но могут не только влиять на наши сознательные представления, действия и решения, но даже определять их. Сознательное "Я" является только вершиной могучей, бессознательной душевной жизни. Психикой человека в большей или меньшей степени руководят бессознательные влечения, побуждения и желания. Для иллюстрации этого положения часто используют аналогию с айсбергом. Если сравнить с надводной частью айсберга все то, что является сознательным, то бессознательное будет ассоциироваться с гораздо большей невидимой массой льда, которая находится под водой. Именно эта невидимая масса определяет как центр тяжести, так и курс движения айсберга. Аналогично этому бессознательное является ядром нашей индивидуальности. Бессознательные психические силы действуют на каждого человека и в той или иной степени предопределяют многие его действия, которые на поверхности могут казаться результатом волевых решений. Человек может быть убежден в том, что сознательно решает, какую из возможных альтернатив ему выбрать. То, к чему, в конечном счете, он склоняется, можно рассматривать как результат действия многочисленных факторов, часть из которых находится вне сферы сознания.

Согласно Фрейду, в бессознательном находятся элементы, которые никогда не были доступны сознанию, соответственно, они никогда не будут осознанны. Кроме того, там существуют содержания, которые, в силу своей неприемлемости, были подвергнуты цезуре и отделены (вытеснены) из области сознания. Этот материал не забыт и не потерян, но он никогда не вспоминается. Тем не менее, эти содержания косвенным образом воздействуют на сознание. С классической психоаналитической точки зрения на поведение и самочувствие человека влияют вытесненные бессознательные конфликты. Конфликт в психоанализе - это существование во внутреннем мире человека противоречивых, порой противоположных друг другу, требований. Конфликт может быть явным (например, между желанием и нравственным требованием) или скрытым. Скрытый конфликт искаженно выражается в явном конфликте – в симптомах, в нарушениях поведения, в трудностях характера и пр. В классическом психоаналитическом понимании участники конфликта – это сексуальные и агрессивные влечения, которые стремятся к удовлетворению, и требования внешнего мира.

Последователями Фрейда теория конфликта была дополнена теорией дефицита. В психоанализе считается, что опыт всех этапов жизни, в том числе проблемы детства, присутствует во взрослой жизни человека и активно влияет на него. Во многих отношениях мы так никогда и не выходим из детства. На вопрос, почему нам не удается этого сделать, исчерпывающего ответа нет.
Психоаналитическая практика говорит о настойчивом стремлении «забытых» бессознательных конфликтов проникнуть в настоящее. Они могут принимать форму снов и симптомов, определять наиболее важные решения в жизни человека. Бессознательные мотивы могут повлиять на то, как человек выбирает себе объект любви, берет на себя выполнение определенной задачи, начинает какое-то дело. При этом сам человек не осознает, что он повторяет свой прежний опыт, а убежден, что его поведение и самочувствие полностью обусловлено настоящим моментом. Травматические переживания, даже относящиеся к прошлому, могут доминировать в психике человека годами. Это приводит к тому, что он с роковой неизбежностью снова и снова будет попадать в сходные неприятные ситуации, сталкиваться с одними и теми же конфликтными отношениями.
Фрейд пишет, что о таких людях можно подумать, «что их преследует судьба, что их жизнью управляют дьявольские силы». Он поэтически сравнивает этот неконтролируемый бессознательный процесс, названный им навязчивым повторением, с неизбежным возвращением неприкаянного духа, «который обретет покой лишь тогда, когда тайна разгадана, и колдовские чары больше не властвуют над душой».
Феномен переноса является решающим в психотерапевтическом процессе, поскольку перенос переводит события прошлого в новый контекст, который благоприятствует их пониманию. Психотерапия помогает хотя бы частично освободиться от власти механизмов повторения. В ходе психотерапевтического лечения пациент может достичь лучшего понимания своего становления, основных конфликтов и препятствий на этом пути, восполнить дефициты в развитии, выработать новые, более адекватные способы взаимодействия с окружающим миром. Такое «самопознание» не только облегчает страдания, оно меняет весь характер человека.Это переживается как освобождение, душевное раскрепощение, открываются закрытые ранее пути и горизонты, обычная жизнь приносит теперь больше удовлетворения. Можно сказать, что психотерапия усиливает способность человека управлять своей судьбой и своим счастьем, хотя, разумеется, это не чудодейственное средство от всех проблем.

37. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия.

 

38 Общая характеристика сознания.

Основные характеристики сознания: универсальность, объективность, целеустремленность, творчество, опосредованность языка, социализированность, полиструктурность. Универсальность означает, что человек, в принципе, может отображать любые свойства любых предметов. Объективность означает, что сознание может отражать вещи такими, какие они есть на самом деле.

Целеустремленность характеризует склонность к целеполаганию, т.е. к созданию проектов будущего и планов действий перед тем, как что-то сделать.

Творчество характеризует склонность к генерации новых идей, конструктивных действий, преобразования мира.

Опосредованность языка проявляется в опоре на весь предыдущий опыт человечества, который передается через язык.

Социализированность означает зависимость сознания от ценностных ориентаций, потребностей, интересов, исторического развития общества.

Полиструктурнисть свидетельствует о наличии в сознании, во-первых, определенных уровней отражения (подсознание, сознание, самосознание), во-вторых, компонентных элементов (знания, ценности, нормы), в-третьих, средств трансляции (естественный язык, искусственный язык, системы обучения, технические средства и неопознанные формы передачи информации)

 

38.Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения.

Чтобы понять природу сознания, необходимо последовательно рассмотреть его как многомерный феномен с точки зрения различных интервалов абстракции. До Декарта большинство философов предпочитало пользоваться другим термином — "душа". Французскому философу удалось переломить традицию. С тех пор — вот уже почти четыреста лет — доминирующим стало слово "сознание". Хотя "'такие термины, как душа, сознание и мышление, тесно связаны между собой по смыслу и в некоторых контекстах практически отождествляются, все же в ряде случаев они явно обнаруживают смысловые различия. Так, понятие сознания фокусирует наше внимание на глубинной связи с мышлением. В картезианском учении мышление непосредственно определяется через сознание и, следовательно, оно существует как мышление лишь постольку, поскольку оно сознательное. Другое важное отличие "сознания" от "души" заключается в том, что в нем акцент делается не на метафизическом аспекте проблемы, а на фактуальном: в конечном счете с "явлениями сознания" мы имеем дело как с чем-то самоочевидным, как с простыми фактами самонаблюдения. Вместе с тем, по мере развития таких наук, как физиология высшей нервной деятельности, психология и др., все полнее раскрывалась чрезвычайно сложная картина психологической жизни человека. Все явственнее обнаруживалась многоуровневая структура как мозга, так и сознания. Исключительным по своей важности явилось открытие функциональной асимметрии левого и правого мозга. Все это позволило шаг за шагом детализировать и углубить собственно философский взгляд на природу сознания. Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. С точки зрения философии диалектического материализма, сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем. Эволюция форм отражения Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции. Чувствительность — способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение» Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире. Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.

39.Индивидуальное и общественное сознание.

Общественное сознание Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй – идеологию. Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира. Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в современном виде – результат длительного развития. Рассмотрим отдельные формы общественного сознания: — политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями; — правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества; — мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений; - искусство – особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы; - религия и философия – наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания. Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. 2 основных уровня индивидуального сознания: 1. Начальный (первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека. 2. Вторичный – «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление – ядро и системообразующий элемент. Между первым и вторым уровнями существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания – память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована; мнения; сомнения.

40.Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Знание и вера.

Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. И это не чисто схоластический вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых разных формах в попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: реализм, скептицизм и агностицизм.В обычном понимании рационализм – это «трезвость ума», «рассудительность», т.е. способность человека в своей обыденной жизни и познавательной практике рассуждать трезво, выходя по возможности из-под власти чувств, эмоций, размышлять, взвешивая все «за» и «против», стремиться к обоснованию своих утверждений и поступков.В философии под рационализмом понимают также особое направление в теории познания, противоположное эмпиризму. При этом чувственное (эмпирическое) познание (ощущение, восприятие, представление) или отрицается, или же рассматривается как несовершенное, не дающее истинного знания лишь разум, интеллект, по мнению, способен дать достоверное знание, которое носит всеобщий, необходимый, а вероятный (случайный) характер. Для обоснования совей точки зрения рационалисты выдвигали учение о так называемых врожденных идеях (Декарт, Лейбниц), или учение об априорных (апостеори и априори), существующих в мышлении человека до всякого опыта в формах знания (Кант). Диалектический материализм отвергает односторонность рационализма. Познание – это неразрывное единство рационального (разумного) и чувственного моментов.В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.Агностицизм – учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей не может иметь достоверное значение о них. В истории философии классическими выразителями идей А. были Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только с собственными ощущениями, фактами субъективного опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признавал объективное существование вещей самих по себе, насущность их считал непознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте. По мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). По его мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форма познания. В той или иной форме агностицизм свойственен таким философским течениям как неокантианство, неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм и т.д.Скептицизм – в философском смысле теория, высказывающая сомнение в возможности достижения истины. Скептицизм возник еще в античной философии, где он был представлен Пироном, Тимоном, Энесилемом и др. и систематизирован Секстом Эмпириком. Скептицизм опирается на различные теоретические предпосылки. Ими могут быть либо сомнение в надежности чувственного познания, либо преувеличение факта относительности человеческих знаний вообще.Скептицизм оправдан в качестве некоторого исходного момента исследования, помогающего ученому непредвзято подойти к изучаемому явлению, отбросить устаревшие предрассудки и догмы. Но в качестве общеметодологического принципа, лежащего в основе теории познания, скептицизм неприемлем, поскольку ведет к отрицанию объективной истины, т.е. познания вещей такими, какими они существуют вне нашего сознания. В обыденном смысле скептицизм – настроение, психологическое состояние, сомнение в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.По М.Шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. В формальном смысле это участие называется любовью (ср. Отдавание себя). Знание должно служить, как считает Шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, - такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия (Sosein) и наличного бытия. Эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. Это знание - знание ради божества. Его называют искупительным знанием. И наконец, в-третьих, имеется цель становления - практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. «Это знание позитивных наук, знание господства и действия» Вера В Философии- верование или убеждение, еще не получившее обоснования истинным знанием; такая вера противопоставляется ничем не обусловленному доверию к какой-либо метафизической системе или политической концепции. За пределами такого противопоставления находятся априорные предпосылки познания, которые не могут быть ни строго доказаны, ни опровергнуты, а потому принимаются на веру, напр., убеждение в реальности, а не иллюзорности, окружающего нас мира; убеждение в его связанности и подчиненности закономерностям, постижимым разумом; убеждение в том, что “Книга природы написана на языке математики”, убеждение в том, что единство мира означает, что есть высший сверхмировой его источник и др. Е.Трубецкой писал, что вера обнаруживает, являет нам первоосновы сущего. Верования подобного рода в истории мысли принимались одними философами, но ставились под сомнение другими или получали у разные философов разные концептуальные выражения.

41 Взаимосвязь субъекта и объекта познания.

Под объектом познавательной деятельности в самом широком смысле слова следует понимать все то, на что направлена мысль познающего субъекта. Соответственно, не все, что объективно существует в мире, может быть объектом познавательной деятельности. Объект и объективная реальность -- вещи совершенно разные. Например, человек что-то не может сделать объектом познания в силу чисто исторических причин: неразвитости технических средств наблюдения, несформировавшегося методологического аппарата анализа и т.д. Одновременно полноправными объектами познания являются состояния и факты сознания (восприятия, эмоции и т.д.), атакже его различные порождения, включая те, которые не существуют в самой действительности: кентавры, черти с хвостиками, роботы из научнофантастических фильмов и даже логически невозможные образования (типа «круглого квадрата»). В принципе, всё, что только может помыслить или представить себе человек, способно стать предметом его познавательной деятельности, любые фантазии и гипотетические ситуации. Более того, способность творчески конструировать гипотетические объекты познания, даже те, которые никогда не встретятся ни в какой объективной действительности, как раз и является существеннейшей характеристикой именно человеческого познания, способного планировать возможные сценарии будущего.

На первый взгляд может показаться, что с пониманием субъекта noзнания дело обстоит намного проще и его можно напрямую отождествить с человеческим индивидом, осуществляющим познавательный акт. Такая позиция близка нашему повседневному наивно-реалистическому опыту и наиболее распространена. Она трактует субъект в качестве так называемого психологического субъекта познания. Здесь познающий чаще всего рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, стой или иной степенью адекватности отражающий объект.

Подытоживая различные трактовки субъекта познания, можно попытаться дать его общее определение, учитывающее вышеотмеченные аспекты: под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей и укорененного в рамках космического целого, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта.

 

41.Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.

Исходным пунктом и начальной формой познания является чувственное (или сенситивное) познание, для которого характерны наглядность, непосредственная связь с предметом. Субъект как индивид обладает способностью познавать через свои органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению. У человека выделяют «внешние» и «внутренние» органы чувств. К «внешним» органам относятся зрение, слух, осязание и т. п. Через «внутренние» органы чувств человек получает информацию о своем физическом состоянии, болезни того или иного органа, тех или иных подсистем своего организма, например, ощущение боли. Существует три формы чувственного познания: ощущения – отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды. Внешними раздражителями являются звуковые и световые волны, механическое давление, химическое воздействие и т. д.; восприятие – это отражение предметов в целостности их свойств (по «виду», «вкусу» и т. п.); представление. Последняя форма чувственного познания наиболее сложна в гносеологическом отношении. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается; он отсутствует. Представление – результат прошлых взаимодействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа предмета в органах чувств. Важную роль в формировании представления играют память и воображение. Воображение и память формируют представление не только о реальном предмете, который человек способен реализовать на практике (например, представление о каком-либо новом устройстве автомашины), но и фантастические образы, являющиеся комбинацией нескольких реальных предметов (например, кентавр, ведьма, звездные миры и пр.). Представления по всем своим признакам – оторванности от конкретной ситуации, обобщенности, способности к выделению отдельных признаков, сторон предмета и их комбинированию – есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека – рациональной. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи субъекта и объекта, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных. Как не велика роль последних в познании, их недопустимо абсолютизировать, как это делает сенсуализм. Чувственное познание отражает лишь внешние стороны предмета, оно не может расчленять, обобщать, выявлять закономерности. Чувственного познания недостаточно для получения знания. Другой неотъемлемой частью процесса познания является рациональное познание, или абстрактное мышление, осуществляемое в форме понятия, суждения и умозаключения. На этом уровне формируются идеи, принципы, законы, строятся теории. Исходной формой рационального познания является понятие. Оно формируется на основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах, присущих определенному их множеству (круглое, холодное и пр.), о множестве предметов (дом, человек и т. д.), оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знание о наиболее общих свойствах и отношениях (бытие, движение и др.). Формой связи понятий является суждение. Суждение – это форма мысли, которая через связь понятий утверждает или отрицает что-либо о каком-нибудь предмете, явлении, событии. На базе понятий и суждений формируются умозаключения. Умозаключение – это форма мышления, которая из двух или более суждений выводит новое суждение. С помощью умозаключений выдвигаются научные гипотезы, строятся теории. Рациональная способность (как, впрочем, и чувственная – на уровне представлений) связана с мышлением Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. К формам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: