Гомеровский период («тёмные века»)




К ХII веку до Р.Х. дворцовые комплексы как на Крите, так и в материковой Греции перестали существовать. Разрушение дворцов и упадок крито-микенской цивилизации чаще всего объясняют вторжением в Грецию с севера дорийских племён. Эти народы также являлись грекоязычными, но явно находились на более низком уровне социально-экономического и культурного развития. С их приходом начинается новый этап в истории древней Греции, который принято называть гомеровским, поскольку главными источниками сведений о нём служат знаменитые поэмы Гомера «Илиада » и «Одиссея».

Его также называют «дорийским» — имея в виду особую роль дорийских племён в завоевании ахейской Греции.

В этот период складываются основы устной поначалу народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа и его духовные идеалы. Часть этой эпической традиции выражена, по всей видимости, в так называемом "гомеровском эпосе". Правда, сведения из поэм Гомера нельзя считать вполне достоверными и точными, ибо в них смешаны повествования о трёх разных эпохах: 1 -- финальной стадии ахейской эпохи, когда совершался поход на Трою (XIII в. до Р.Х.); 2 -- дорийском периоде (XI-IX вв. до Х.Р.); 3 -- ранней архаики, когда жил и творил сам Гомер (VIII в. до Р.Х.). К этому надо добавить характерный для эпических произведений художественный вымысел, гиперболизацию, анахронизмы[14] и т.д.

Из содержания гомеровских поэм и данных археологии следует, что в дорийский период произошёл культурный упадок. Герои Гомера — цари и представители знати — живут в окружённых частоколом деревянных домах, совершенно не похожих на дворцы крито-микенских царей.

Бóльшая часть гомеровского периода была бесписьменной и лишь только к концу его, т. е. в приблизительно во второй половине VIII в. до Р.Х. (а это уже начало следующего периода – архаики), греки заимствуют финикийский алфавит, значительно переработав его и добавив обозначения гласных звуков.

Архитектура

Памятники зодчества этой эпохи скромны и весьма примитивны. Пастушеский и земледельческий уклад жизни дорийских племён не создавал условий для развития зодчества, хотя бы частичного освоения микенской монументальной архитектуры. Упрощённое использование некоторых строительных, главным образом конструктивных традиций, накопленных эгейской культурой, приходится в основном на IX и частично на VIII в. до Р.Х., причём использовалась преимущественно микенская, а не критская архитектура.

Сохранились терракотовые модели строений гомеровской эпохи. Эти модели служили урнами для хранения пепла умерших (в XI— VIII вв. до Р.Х. одновременно практиковались два типа захоронения: сжигание и закапывание в землю). Урны с прахом воспринимались как жилища умерших и, видимо, достаточно точно воспроизводили типы жилищ или, может быть, святилищ.

Х век до Р.Х.

 

 

 

 

Местом поклонения божеству в эпоху гомеровской Эллады чаще всего служили не храмы. Объектами почитания были священные деревья, пещеры, камни и так далее. Даже и позднее, в классические времена, существовал культ пещеры, где младенец Зевс был вскормлен дикой козой. В Дельфах вплоть до эллинистической эпохи объектом поклонения являлся грубо обработанный метеорит, так называемый «Пуп земли» — «Омфалос».

Постепенно силы и явления природы персонифицировались с божества, которые, подобно человеку, нуждались в жилище и потому люди начали строить для них храмы. Статуя-идол бога переносится внутрь храма-жилья и символизирует присутствие бога в храме. В этом особенность греческого храма, отличающего его от позднейших христианских храмов: греческий храм не был помещением, где объединённая единым мистическим порывом община верующих восходила в небеса, к Богу. Греческий храм был именно жилищем бога и его сокровищницей, где хранились приношения верующих. Сами же жертвоприношения совершались у ворот жилища бога, на площади, где чаще всего и устанавливался жертвенный алтарь.

Поэтому формирование будущего греческого храма происходило через соединение двух элементов: форм жилого дома и монументальной архитектурной конструкции микенского мегарона.

Древнейшим из известных нам храмов «гомеровского периода»является Храм Артемиды Орфии (греч. «прямосмотрящей») в Спарте (IX—VIII в. до Р.Х.) Точные размеры его неизвестны: раскопками обнаружены только части южной и западной стен.

Длина его не менее 12 м, ширина 4,5 м. Фундамент был сложен из булыжника. Внутри по продольной оси храма на каменных плитах, уложенных через 1,25 м, очевидно, стоял ряд деревянных столбов, поддерживавших прогон перекрытия или конёк двускатной крыши. Остатки каменных плит, уложенных вдоль продольных стен, заставляют предположить, что деревянные столбы были приставлены и к стенам для их укрепления. Подобная установка пристенных столбов, образующих неглубокие ниши, встречается во многих более поздних храмах, где этот приём, некогда необходимый для поддержания примитивной конструкции, стал трактоваться как архитектурная форма, служащая художественным целям.

Прямоугольный план здания, столбы-колонны перед входом, относительно большие размеры сооружения говорят о зарождении такого типа храмового здания, который подготавливает появление храмов ранней архаики.

О внешнем виде храма «гомеровской эпохи» даёт некоторое представление реконструкция храма Аполлона в Дреросе (о. Крит).

 

Стены прямоугольного храма были сложены из камня. Перед портиком стояли две парные колонны. В глубине целлы[15] здания находились жертвенный стол и три схематично исполненные статуэтки из кованой бронзы, изображавшие Аполлóна, Артемúду и Летó.

Примерно в центре храма находился очаг1, дым от которого уходил в отверстие крыши. Для поддержки крыши в этом месте были воздвигнуты два столба-колонны, расположенные по продольной оси целлы.

Скульптура

В гомеровскую эпоху происходил переход от поклонения священному дереву или камню к поклонению идолу -- схематизированному, условному изображению божества. Постепенно из этих вертикально поставленных камней или стволов дерева формировалась примитивная скульптура культового назначения; это -- так называемые " ксóаны "[16] -- грубо обработанные идолы из дерева или камня, глины, бронзы, кости, мало расчленённые, но разнообразные. В некоторых случаях вырезанное из дерева, схематизированное изображение божества повторялось позже в камне. Техника исполнения идолов-ксоанов усложнялась набивкой на деревянную статую бронзовых или медных деталей одежды и оружия.

Идол мог стоять не только в храме -- обычно небольшом тогда капище – но и вне храма, рядом с жертвенником, священным деревом в роще или примитивным святилищем.

 

 

Особое же художественное значение имеют небольшие бронзовые статуэтки. Многие из них украшали сосуды и являлись произведениями художественного ремесла. Своего наиболее полного стилистического развития мелкая бронзовая пластика достигла в VIII в. до Р.Х. Скульпторы гомеровской эпохи создавали небольшие, около 10—15 см высотой, фигурки животных, фантастических существ типа кентавра и минотавра, а также воинов в высоких остроконечных шлемах, иногда с луком или копьём в руках. В одной из подобных бронзовых отливок изображён, возможно, Зевс в высоком шлеме, мечущий копье.

Зевс-воин. VII в. до Р.Х. Человек и кентавр. VIII в. до Р.Х.

 

 

Минотавр Конь Вол. VIII в. до Р.Х.

 

Рапсод. VIII в. до Р.Х.

Керамика

С развитием ремёсел расцветают и прикладные искусства, в частности керамика, а вместе с ней и вазопись, хотя и в весьма примитивной форме.

В вазописи преобладает геометрический орнамент. Однако разнообразные формы ваз уже отличаются строгостью силуэта, что было характерно и для последующих периодов. Обычно расположенный поясами орнамент наносился тёмно-коричневый лаком по жёлтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя и всю его поверхность. Таковы, к примеру, имевшие культовое назначение большие по размерам так называемые "дипилóнские вазы", найденные в Афинах. Кроме геометрического встречаются и растительные орнаменты, а также сюжетные композиции. Именно в этих схемах лежали основы будущего развития греческой вазовой росписи.

 

 

Несмотря на некоторый культурный спад в древней Греции гомеровского периода по сравнению с крито-микенской эпохой, к концу VIII в. до н.э. возникли все предпосылки для того культурного переворота, который объясняют так называемое "греческое чудо".

Смотреть:

Гомеровский период (XI-VIII в. до н. э.) https://obsaatetradantichnost.blogspot.com/p/xi-viii.html

Для особо заинтересовавшихся: цикл Гомеровская эпоха: https://www.youtube.com/watch?v=IiQwVfDEoa8&list=PLGsJxQg4LPTE8EYbGAglZCz045AKpRSvr

 

Архаический период

Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до Р.Х.) стал временем быстрого социального и культурного развития древней Греции, в ходе которого были созданы необходимые условия для последующего расцвета классики.

Архаический от др.-греч. ἀρχαῖος «изначальный, древний», из ἀρχή «начало».

 

В период архаики формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых чувство коллективизма сочетается с состязательным началом, с утверждением прав индивида [17] , духом свободы, патриотизмом и гражданственностью. Зашита своего полиса воспринимается как высшая доблесть гражданина.

Именно этот период также возникает идеал человека, в котором дух и тело гармонично взаимодействуют.

Воплощению данного идеала способствовали возобновлённые в 776 г. до Р.Х. Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии и продолжались пять дней, в течение которых соблюдался «священный мир» -- прекращались всякие военные действия. Победитель игр пользовался большим почётом и имел значительные социальные привилегии (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и т.д.).

 

 

Трижды победивший в играх имел право заказать свою статую и поставить её в священной роще, окружавшей главную святыню города Олимпии и всей Греции — храм Зевса.

Письменность

В этот период у эллинов появляется алфавитное письмо -- архаичное, или кадмийское, которое почти совпадает по алфавитному составу, значению и форме букв с финикийским. Оно отличалось простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных.

 

Древнейшие греческие письмена, найденные на о.Санторин, VII в. до н.э. Направление письма справа налево.

 

Надпись бустрофедóном; найдена около г.Милет, 550 г. до Р.Х.

 

Бустрофедо́н (от др.-греч. βοῦς — бык и στρέφω — поворачиваю) — способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, то есть если первая строка пишется слева направо, то вторая — справа налево, третья — снова слева направо и т. д. Это движение напоминает движение быка с плугом на поле. При перемене направления письма буквы писались зеркально.

Пример текста, записанного бустрофедóном на дорийском диалекте древнегреческого языка

 

 

Архаичный греческий алфавит на этрусском килихе

 

Философия и наука

В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, как философия (греч. «любовь к мудрости») и наука. Их родоначальником признаётся Фалéс Милéтский (ок. 625-547 до Р.Х.), у которого они ещё не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натýрфилосóфии.

Фалес утверждал, что " мир происходит из воды ", что архэ, то есть Первоначало всего, есть вода -- таинственний Первородящий Океан, с образом которого мы встречались в космогониях месопотамских народов, Египта, Китая, Индии. Это некая божественная Материя, которая порождает из себя всё.

Фалес мыслил Вселенную как некий единый организм. Его можно назвать пантеистом, потому что в божественном архэ он не видел Личности.

Одним из самых известных и влиятельных греческих мудрецов середины VI в. до Р.Х. был Ксенофáн Колофóнский.

Он был одним из первых, кто более глубоко занялся вопросом о богах, созданных греками и другими народами и стал философом-богоборцем, выступив против форм многобожия, которые описаны Гомером и Гесиодом. Если Бог, -- рассуждал философ, -- есть прародитель всего существующего, то сам Он не может быть из чего-то рождающимся, возникающим. Бог также не может быть причастным греху, а между тем:

Всё на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только

У людей позором считается или пороком:

Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать.

Ксенофан высмеивал распространённые в его эпоху представления о богах, называя это неразумными суевериями. Он предлагал вообразить, какими бы могли быть боги у животных, обладай они возможностью мыслить, высказывать свои мысли, создавать образы:

Если бы руки имели быки и львы или кони,

Чтоб рисовать руками, творить изваянья,

как люди,

Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих

Образы рисовали богов и тела их ваяли,

Точно такими, каков у каждого собственный облик.

Вместе с тем Ксенофан не отрицал самой идеи божества. Напротив, он стремился очистить эту идею от ложных суеверий. Ксенофана считают одним из первых в истории европейской мысли сторонником идеи неантропоморфного "философского бога".

Святитель Климент Александрийский полагал, что Ксенофан Колофонский приводит весьма веские доводы в пользу единобожия:

Есть один только Бог,

меж богов и людей величайший,

Не похожий на смертных ни обликом, ни сознаньем...

Вечно на месте одном пребывает, не двигаясь вовсе,

Переходить то туда, то сюда Ему не пристало.

 

Итак, Бог в понимании Ксенофана именно и есть Первоначало — всеединое, неподвижное, вечное. Человек глубоко связан с Первоначалом и должен чтить Его, но не теми варварскими способами, какими он чтил Зевса и других богов, а совершенно иначе – жить по законам добра и справедливости.

Гераклúт Эфéсский (535-475 до Р.Х.) постиг, что мир есть процесс. "Панта рей" (Все течёт; всё изменяется).

«В одну реку нельзя вступить дважды », утверждал он, потому что вода реки проносится мимо. Всё рождается из огня, учил он, и в огонь уходит. Но для Гераклита огонь – не материя, а разумное начало, и оно управлялось Силой, которую Гераклит назвал Лóгосом, впервые употребив это определение. Для Гераклита Логос -- это разумный закон, который правит всей Вселенной. Однако, как представлял себе философ, истории у мира нет -- мир рождается из огня и обратно уходит в него, оставаясь неизменным: всё возвращается «на крýги своя».

 

Одним из античных философов -- основателей науки является полулегендарный Пифагóр (ок. 570 -- ок. 490 до Р.Х.), сделавшийматематику особой самостоятельной формой знаний. Пифагор был современником библейских пророков, Будды, Конфуция, Заратустры. Он первый назвал себя философом, то есть любителем мудрости. И личность и учение Пифагора -- одна из загадок в истории философии. О жизни Пифагора мы знаем лишь из позднейших сообщений, многие из которых носят легендарный характер.

Пифагор основал общество, которое стали называть Пифагорейским союзом. Пифагорейцы изучали математику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и анатомию; большое значение придавали политической деятельности.

Сам Пифагор не оставил после себя никаких сочинений, но некоторые сведения о его мировоззрении сохранились в произведениях пифагорейцев.

Ядро пифагорейской философии составляет "учение о числе". Мир создан числом, которое владеет всеми вещами и всеми духовными качествами. Все соотношения, существующие в космосе, все чувственно воспринимаемые вещи можно просчитать математическим путём -- выразить с помощью чисел.

Пифагор считал, что и музыку можно выразить числом. Однажды, проходя мимо кузницы, он обратил внимание на то, что разные по размеру и весу мóлоты издают разной высоты звуки, сливающиеся в некую мелодию. А так как вес молотов можно выразить числом, то значит можно выразить числом и мелодию. Многие пифагорейцы активно занимались теорией музыки, стремясь с помощью математики описать музыкальные интервалы.

Все мироздание представлялось Пифагору единым гармоничным живым организмом, подчинённым математическим закономерностям: " Числу все вещи подобны ".

С Пифагором связывают и возникновение идеи шарообразности земли. Вселенную пифагорейцы представляли в форме сферы. Центром Вселенной они признавали Землю, считая, что все сферы Вселенной движутся вокруг Земли и во время движения издают звуки, сливающиеся в единую мелодию -- "гармонию сфер".

Пифагор утверждал, что души переселяются из тéла в тéло, но в этом его учении не было трагического смысла, какой мы видели в брахманизме – душа, согласно представлениям Пифагора, совершает своего рода круговращение, по очереди облекаясь то в одно, то в другое тело, независимо от того, грешная она или праведная. Просто таков закон бытия Вселенной.

 

Вопрос, что является первоосновой Вселенной, особенно интересовал Демокрита Абдерского (ок. 460 – ок. 370 до Р.Х.).

Размышляя над первоосновой мира, он пришёл к выводу, что ею являются мельчайшие неделимые частицы, которые он назвал атомами (греч. atomos, как и лат. individuum, означает «неделимый»). Бытие у Демокрита состоит из атомов и пустоты. Атомы вечны и неуничтожимы, не подвержены никакому воздействию извне, неспособны ни к какому изменению, и вообще ничто материальное им не свойственно. Но в то же время они занимают определённое место в пространстве, обладают определённым размером, весом, движутся, могут друг о друга ударяться. Всё что есть в мире создаётся разными комбинациями атомов, управляемых их собственной природой. А вот «причины того, что ныне происходит, не имеют никакого начала », то есть Демокрит признаёт некое безначальное Бытие, которое содержит в себе все возможные причинные объяснения реально существующих вещей. Таким образом, материалист Демокрит путём умозаключений пришёл к доказательству бытия Божия.

Между прочим, Демокрит называет атомы идеями. «Идея» по-гречески -- «то, что видно». Но «видны» атомы лишь умственному взору и совершенно недоступны никаким человеческим ощущениям. Поэтому Демокрит считал истинным познанием не чувственное переживание, которое он называл «незаконнорожденным», а чистое мышление.

Демокрит даже называет атомы «богами», приписывая им все божественные свойства, кроме разве что сознания и мышления: вечность, неразрушимость, всемогущество, неизменяемость и вседовольность. Им приписывалось даже и демоническое воздействие на человека.

От атомов отделяется то, что Демокрит называет «вúдики». «Вúдиков» этих бесчисленное множество; и они-то и воздействуют на глаза человека, создавая видимость предметов.

В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Наиболее значимыми работами Демокрита были «Большой диакосмос», или «Великий диакосмос» (т. е. «Устроение мира в больших масштабах») и «Малый диакосмос» («Устроение мира в малых масштабах»).

Более или менее полно «Малый диакосмос» использован в поэме Лукреция «О природе вещей»; в частности такие темы, как: космогония, зоогония и антропогония, первобытные люди, происхождение языка, происхождение права, происхождение религии.

Демокрит впервые употребил термин «микрокосм» в понимании человека как Вселенной в миниатюре -- микрокосма.

Архитектура

Высокого уровня в эпоху архаики достигает архитектура. Очень распространено стро­и­тель­ст­во святи­лищ под от­кры­тым не­бом. Гра­ни­цы свя­ти­лищ обо­з­на­ча­лись кам­ня­ми ко­ни­че­с­кой или ва­лу­но­об­раз­ной фор­мы, ино­гда воз­во­ди­лась не­вы­со­кая ко­ни­че­с­кая сте­на или во­к­руг все вы­кла­ды­ва­лось ро­га­ми жер­т­вен­ных коз. Вход всем, кроме жре­цов, на свя­щен­ную тер­ри­то­рию был за­пре­щён, особенно тем, кто стра­дал ка­ким-ли­бо по­ро­ком.

Распространённым типом постройки становится храм -- обитель того или иного бога, который принципиально отличался от храмов древнего Востока тем, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города-государства: храм был хранилищем общественной казны, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного уклада. Являясь воплощением гражданского единства города-государства, храм ставился в центре акрополя или городской площади.

Храм, посвящённый богу, был всегда обращён главным фасадом на восток, храмы, посвящавшиеся обожествлённым после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мёртвых.

Времена, когда храм был родовым или царским святилищем, ушли в далёкое прошлое.

Однако гре­ки не сра­зу при­шли к идее хра­ма-зда­ния: у Зев­са 500 лет не бы­ло хра­ма, не­смо­т­ря на его мо­гу­ще­ст­во; а его су­п­ру­ге Ге­ре храм возвели всего на пол­то­ра ве­ка рань­ше. Храм Зев­са в 5 ве­ке до н.э. воз­во­дит зод­чий Ли­бон.

За основу греческого храма был взят мегарон, разделённый на три ча­с­ти: 1) пронáос (ве­с­ти­бюль), напоминающий по конструкции портик «храма в антах», 2) цéл­ла (или нáос =корабль) с ме­с­том для ста­туи божества и 3) ком­на­та, где хра­ни­лись да­ры -- опистодо́м. Наос (с пронаосом и опистодомом) был со всех сторон окружён колоннадой, называвшейся «птерон» («крыло»). Вход в наос помещался за колоннадой со стороны главного фасада.

 

Жертвенник находился на площади перед храмом. В хра­ме ста­ви­лась боль­шая ста­туя бо­же­ст­ва. Её ви­де­ли толь­ко жре­цы, вы­но­сив­шие на обо­з­ре­ние на­ро­ду ста­тую лишь раз в год, в день ро­ж­де­ния бо­га. В ос­таль­ные дни мо­ля­щи­е­ся об­хо­ди­ли кру­гом храм, ук­ра­шен­ный ко­лон­на­дой (по­рой до 104 ко­лонн).

Типы храмов

В архаический период складываются типы греческих храмов:

Храм в антах развивает формы мегарона. Он состоит из прямо­угольного в плане помещения целлы и портика. Своё название храм получил от выступающих вперёд стен портика — антов.

 

Храм в антах

Простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты.

Простиль Амфипростиль

Перúптер — тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения.

Псевдоперúптер – храм, где коллонада имеется лишь со стороны переднего фасада, а со всех иных сторон – полуколонны или пилястры (будет более распространён в римской архитектуре).

 

Перúптер Псевдоперúптер

 

Дúптер (от греч. di-ptero, двукрылый) – храм, в котором по всем фасадам располагались два ряда колонн.

Псевдодúптер (от греч. pseudos — ложь и di-ptero — двукрылый) — отличается от диптера отсутствием внутреннего ряда колонн, хотя пространство для них оставлено.

Диптер

 

Монопте́р или Монопте́рос -- дословно одна колоннада (от двух греч. слов: мо́нос (греч. μόνος) — один, единственный и пте́рос (греч. τὸ πτερόν) — колоннада. Представляет собой колоннаду, расположенную по окружности и накрытую крышей.

Тóлос, фолос (др.-греч. θόλος) — круглое в плане сооружение с колоннадой; причём, если во внутреннем помещении есть колонны или полуколонны, то они относятся не к тому же ордеру, что наружные колонны.

 

Моноптер Толос

 

Культовые здания устанавливали на ступенчатое основание из кам­ня — стереобáт (от др.-греч. στερεός, твёрдый, жёсткий + -βάτης, доступный для прохода); его верхняя площадка называлась стилобáт (др.-греч. στυλοβάτης: stylos колонна и batos доступный для прохода).

 

 

Архитектурные ордеры

В архаическую эпоху в про­цес­се ста­но­в­ле­ния зод­че­ст­ва в древ­ней Гре­ции воз­ни­к­ло три сти­ля-ор­де­ра: (лат. ordo — строй, порядок) дорический,ионический и коринфский как более поздний вариант ионического.

Ордер был общей системой правил, само же строительство всегда носило творческий характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами и целями, но и с окружающей природой.

 

Дорический ордер, воплотивший художественные идеалы суровых и воинственных дорийских племён, идею мужественности, гармонии силы и торжественной строгости, получил особенно широкое распро­странение в архаической Греции. Его составные части: колонна (высота её равна 4-6 нижним диаметрам), состоящая из ствола, имеющего вертикальные желобки (каннелюры), и капители; антаблемéнт, включающий архитрáв, фриз и карниз.

База в дорическом ордере отсутствует, колонна ставилась не­посредственно на стилобат. Ствол её делался кверху тоньше и имел лёгкую выпуклость — энтáзис, который, подобно напряжённым мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, а вместе с каннелюрами -- впечатление напряжённости конструкции, стройности колонны. Капитель, передающая вес антаблемента на колонны, также в художественной форме выражает идею борьбы с тяжестью.

Ведущим архитек­турным типом в это время был периптер (греч. «со всех сторон окрылённый». Древнейшие из сохранившихся дорических сооружений греков — храмы на о. Сицилия (комплекс в Селинунте, середина VI в. до н. э.) и в Посейдонии на юго-западном берегу Италии (храмы в Пестуме, середина VI в. до н. э.) — земледельческих колониях греков.

Дорический храм-периптер был отделен от земли каменным основанием — стереобáтом, который был несколько шире колоннады храма и обычно состоял из трёх массивных ступеней, шедших вдоль всех четырёх фасадов. Верхняя ступень и вся верхняя поверхность стереобата, или стилобáт, служила как бы постаментом для храма.

 

 

Храм в Пестуме

 

 

Храм Геры в Олимпии

 

 

Храм Геры на о. Самос

 

Формирование ионического ордера продолжается в эпоху расцвета средиземноморских колоний греков, основанных ионийскими племенами, вытесненными дорийцами с Балкан. Ионический ордер лёгок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.

Колонна ионического ордера опирается на базу, ствол имеет кан­нелюры, разделённые тонкими рёбрами. Капитель с завитками восходит своими формами к древнейшим растительным мотивам завершений колонн в архитектуре Эгейского мира.

Гигантский диптер, храм Артемиды в Эфесе (IV в. до н.э.) — одно из самых древних сооружений ионического ордера — перестроен в эпоху эллинизма.

 

Самый известный в эту эпоху -- храм Аполлона в Дельфах.

Дельфы. Модель святилища Аполлона

 

В эпоху архаики складываются градостроительные принципы гре­ческого поселения, его общественного и религиозного центров в виде агоры и акрополя.

Скульптура

В архаический период возникает также монументальная скульптура -- сначала деревянная, а затем каменная. До середины VI в. до Р.Х. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. В геометризме их форм сказывались приёмы, идущие ещё от искусства гомеровского периода.

 

Артемида Делосская Гера Самосская Богиня с гранатовым яблоком

 

Статуи этого типа нередко были огромных размеров, также в подражание древнему Востоку. Такой была, например, несохранившаяся бронзовая статуя Аполлона в Амиклах (6 в. до н.э.), известная по описаниям и изображениям на монетах и достигавшая около 13 м в высоту. Судя по описаниям, этот Аполлон был похож на медную колонну с приставленными к ней головой и руками.

Неподвижность такого рода скульптур особенно наглядно проявились в тех произведениях, где нужно было изображать движение. Такова, к примеру, статуя богини победы — Ники — с острова Делоса (первая пол. VI в. до Р.Х.) мастера Архерма. Они стояла на высокой колонне. Движение было изображено символически: верхняя часть тела дана в фас, как и изогнутые, поднятые вверх крылья, а согнутые в коленях ноги — в профиль, без всякой связи с неподвижным торсом. Эта поза «коленопреклонённого бега» (как археологи назвали этот приём изображения движения) и общая плоскостность всей фигуры, не передавали реального движения. Подобным образом движение передавалось и на архаических рельефах.

 

Архерм. Ника с о. Делос Медуза. Рельеф фронтона храма Артемиды на Корфу.

 

Особенно типичными для периода архаики были два типа статуй: курóс (древнегреч. «юноша») -- обнажённая фигура юноши-атлета, и кóра -- задрапированная прямо стоящая девушка.

В самый ранний период, вероятно, куросам приписывались магические способности, и они могли быть вместилищем даймона богов.

Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. В храмах они были знаком обещаний богам видных эллинов, чему свидетельство — надписи, которые часто встречаются на постаментах таких куросов. На кладбищах ими обозначались могилы знатных граждан -- эти куросы изображали покойных, как греческий идеал мужественности. Однако куросы никогда не были изображениями покойных.

Куросы создавались, когда Греция испытывала культурное влияние Древнего Египта, как это можно заметить по характерной статичной фронтальной позе: по­зы не­под­ви­ж­ны, ста­ти­ч­ны, плот­но при­жа­ты к те­лу ру­ки и по-египет­ски вы­дви­ну­та впе­ред ле­вая но­га ("шаг в ве­ч­ность"); куросы демонстрируют почти идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведённых к простым геометрическим формам.

По­зы кор бы­ли скром­ны и сдер­жан­ны, ли­ца ос­ве­ща­ла лёг­кая улыб­ка ("ар­хаиче­с­кая"), оде­я­ния рас­кра­ше­ны и ни­с­па­да­ют кра­си­во рас­по­ло­жен­ны­ми склад­ка­ми.

Куросы и коры

Трактовка их лиц и голов показывает культурное влияние Крита: волосы они носят длинными, заплетёнными или украшенными по критской моде, а в разрезе их глаз иногда заметен узнаваемый египетский очерк, который часто копировался критским искусством.

 

Самые ранние куросы изготавливались из дерева (вспоминаем ксоан) и поэтому не сохранились. Позже их стали делать из мрамора. Скульптура из мрамора была дорога, поэтому только очень обеспеченный человек мог оплатить её. Так что куросы — это своеобразны демонтрация богатства и силы аристократического класса древней Греции. И когда это сословие потеряло власть в VI в. до Р.Х., то вскоре исчезли и куросы; их заменили натуралистичные изображения реальных людей.

Ис­кус­ст­во скульп­ту­ры стре­ми­тель­но шаг­ну­ло впе­рёд, ко­г­да Поли­к­лет и Пи­фа­гор со­з­да­ли иде­аль­ный ка­нон про­пор­ций, а к на­ча­лу 5 ве­ка до Р.Х. ма­с­те­ра су­ме­ли ов­ла­деть по­ста­нов­кой фи­гу­ры в не­прину­ж­дён­ной и гиб­кой по­зе и по­вёр­ну­той в сто­ро­ну го­ло­вой. Улыб­ка сме­ни­лась за­дум­чи­вым, са­мо­уг­луб­лён­ным взо­ром. В ис­кус­ст­ве вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся эс­те­ти­че­с­кий прин­цип кал­ло­ка­га­тúи (др.-греч. καλοκαγαθία, от др.-греч. καλὸς



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: