В эпоху классики переживает расцвет художественная культура, и в первую очередь -- архитектура и градостроительство.
Гипподáм (498 — ок. 408 г. До Р.Х.) — философ и архитектор из Милéта разработал регулярную планировку города: при застройке в городе выделялись функциональные части: 1) общественный центр, 2)жилая зона, разделённая продольными и поперечными улицами, что обеспечивало комфорт жителей, а также 3) торговая, 4)производственная и 5)портовая зоны.
г. Милет, V в. до н.э., спроектированный арх. Гипподамом
г. Пирей, V в. до н.э., спроектированный арх. Гипподамом
Основным типом монументальной постройки по-прежнему остаётся храм.
Афинский Акрополь -- один из шедевров мирового искусства. Его ансамбль включал парадные ворота — Пропилéи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон – храм, посвящённый Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею; и главный храм Афин Парфенóн — храм Афины Парфéнос (Афины Девы).
Эрехтейон
Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Каликратом, находился на высоком холме и как бы парил над городом, был далеко виден с моря. Особое восхищение вызывал Парфенóн, который украшали 46 колонн и богатое скульптурное и рельефное убранство.
Парфенон -- храм Афины Парфéнос (Девы)
Плутарх, писавший о своих впечатлениях об Акрополе, отмечал, что его здания, «грандиозны по величине и неподражаемы по красоте».
Среди знаменитых архитектурных памятников также находились два сооружения, отнесенные к семи чудесам света. Первым являлся храм Артемиды в Эфесе, построенный на месте прекрасного храма- предшественника, носившего то же имя и сожжённого Герострáтом, который решил прославиться таким способом.
Как и прежний, восстановленный храм имел 127 колонн, внутри был украшен великолепными статуями работы Пракситéля и Скопаса, а также прекрасными живописными картинками.
Другим известнейшим памятником стала гробница Мавсóла, правителя Карий, в Галикарнасе (откуда и произошло название «мазолей»).
Сооружение имело два этажа высотой по 20 м, первым из которых была сама гробница Мавсóла и его жены Артемúсии. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Крыша мавзолея представляла собой пирамиду, увенчанную мраморной квадрúгой, в колеснице которой стояли скульптуры Мавсола и Артемисии. Вокруг гробницы находились статуи львов и скачущих всадников.
Скульптура
В эпоху классики наивысшего совершенства достигает греческая скульптура. Самым великим из античных скульпторов является Фúдий (ок. 490 — ок. 430 до Р.Х.).
Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олимпии – одно из семи чудес света.
Фидий создал также статую Афины Парфéнос высотой 12 м, которая находилась в Парфеноне.
Реконструкция Парфенона со статуей Афины Парфенос
Ешё одна его статуя — бронзовая Афина Промáхос (Афина, сражающаяся в первом ряду; Воительница) высотой 9 м — изображала богиню в шлеме с копьём и воплощала военную мощь Афин. Статуя стояла на афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном и была первым, что видел человек, входящий на территорию Акрополя через Пропилеи.
Фидий также принимал участие в проектировании Афинского Акрополя и в создании его пластического убранства.
Среди других скульпторов наиболее известными являются Пифагор Регийский, создавший статую «Мальчик, вынимающей занозу »; Мúрон — автор скульптур «Дискобол» и «Афина и Марсий»; Поликлéт — мастер бронзовой скульптуры, создавший «Дорифóра» (Копьеносца) и «Раненую амазонку», а также написавший первый теоретический труд о пропорциях человеческого тела — «Канон».
Мирон. Афина и Марсий
"Раненая амазонка" Поликлет, Фидий, Кресил
Позднюю классику представляют ваятели Пракситéль, Скопас, Лисúпп.
Пракситéль как создатель «Афродиты Кнúдской » -- первой обнажённой женской фигурой в греческой скульптуре. Искусству Праксителя присуще богатство чувств, изысканная и тонкая красота, гедонизм. Эти качества проявились в таких его произведениях, как «Сатир, наливающий вино», «Эрот».
Скопас участвовал вместе с Праксителем в пластическом оформлении храма Артемиды в Эфесе и мавзолея в Галикарнасе. Его творчество отличают страстность и драматизм, изящество линий, выразительность поз и движений. Одним из известных его творений является статуя «Вакханка в танце».
Лисипп состоял художником при дворе Александра Македонского. Статуи Александра. До нас не дошли изваяния Александра работы Лисиппа. Но статуи которые лепил Лисипп, оказали решающее влияние на его поздние официальные изображения и в некоторой степени служили моделью.
Из других произведений можно указать на статуи «Отдыхающий Гермес», «Гермес, подвязывающий сандалию», «Эрот, натягивающий лук».
Словесность
В эпоху классики высшей своей точки достигает греческая литература. Поэзию представлял прежде всего Пинд áр -- один из самых значительных лирических поэтов древней Греции, не принявший афинскую демократию и выражавший в своём творчестве ностальгию по аристократии. Он также создал культовые гимны, оды и песни в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр.
Пиндар был включён в список Девяти лириков учёными эллинистической Александрии.
Главным литературным событием становится рождение и расцвет греческой трагедии и театра.
Отцом трагедии был Эсх úл (525–456 до Р.Х.) -- греческий драматург, первый из трёх великих афинских трагиков V в. до Р.Х. Он, как и Пиндар, не принял демократию.
Эсхил объединял свои трагедии в трилогии, посвящённые общей теме. Неизвестно, был ли он первым, кто начал создавать подобные трилогии, однако использование именно такой формы давало возможность максимальной выразительности и содержательности, что стало одним из факторов, позволивших ему достичь совершенства.
Самым известным произведением Эсхила является «Прикованный Прометей », герой которого — Прометей — стал воплощением мужества и силы человека, его богоравности и готовности пожертвовать своей жизнью ради свободы и благополучия людей.
В творчестве Софóкла, прославлявшего демократию, греческая трагедия достигает классического уровня. Герои его произведений являются сложными натурами, они сочетают в себе приверженность идеалам свободы с богатством внутреннего мира, глубиной психологических и нравственных переживаний. Самой знаменитая его трагедия «Эдúп-царь».
В драматических произведениях Еврипúда — третьего великого трагика Эллады — отразился кризис греческой демократии. Его отношение к ней было двойственным. С одной стороны, она привлекала его ценностями свободы и равенства, с другой -- пугала его тем, что позволяла неразумной толпе малообразованных граждан решать важнейшие вопросы. В трагедиях Еврипида люди показаны не «какими они должны быть», как это было, по его мнению, у Софокла, а «каковыми они были на самом деле». Наиболее известным его творением стала трагедия «Медéя ».
Софокл Еврипид
Наряду с трагедией успешно развивается комедия, «отцом» которой является Аристофáн. В творчестве Аристофана «древняя» аттическая комедия достигла высшего завершения – он оформил комическое в самостоятельный комедийный жанр. Аристофан -- родоначальник всего направления комической поэзии в мировой литературе.
Его пьесы написаны живым, близким к разговорному языком. Они посвящены актуальным и злободневным темам, среди которых одной из главных была тема мира. Комедии Аристофана были доступны простому люду и пользовались большой популярностью.