Сказка «Два мороза»
Педагогические цели | ознакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать умение выделять главное в прочитанном тексте; способствовать воспитанию трудолюбия. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их характеристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения. |
Личностные результаты | Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию. Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания |
Ход урока
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |||||||
осуществляемые действия | формируемые умения | |||||||||
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |||||||
II. Проверка домашнего задания | ||||||||||
Индивидуальная. Словесная | Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Береза». | Выразительное чтение стихотворения С.Есенина | Выразительное чтение поэтических произведений | Выразительное безошибочное чтение. | ||||||
III. Постановка учебной задачи | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Учитель читает стихотворения. 1.И. Суриков «Белый снег пушистый». -Когда можно считать, что наступила настоящая зима? 2.И. Никитин «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам». - Кого имеет в виду поэт, когда обращается кзиме: «Строй мосты по рекам». - Что это за могучий волшебник? - Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придет могучий мороз - зима не настанет. Явится он - мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать, ногами притоптывать и приговаривать: «Ай, да мороз». Вот как об этом волшебстве говориться в сказке. Откройте учебники. Прочитайте название сказки. - Как вы думаете, почему сказка называется «Два мороза» | Отвечают на вопросы учителя Предположения детей. | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем. | |||||||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. с. 198 – 201 учебника | ||||||||||
Фронтальная Словесный, практический. Беседа | 1. Первичное чтение. Сказку читает учитель, по ходу чтения идет словарная работа. бубенчик - металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании; дровосек - человек, рубящий дрова; купец - богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки; крестьянин - бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли. 2.Первичная проверка понимания. - Понравилась сказка? - Назовите действующих лиц сказки? - Что в сказке волшебного? - Удалось ли заморозить крестьянина? А купца? Почему? - Какой урок можно извлечь из этой сказки? - Какой пословицей заканчивается сказка? Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии.) - Найдите пословицу в тексте? 3.Игра «Найди пословицу». - На доске записаны пословицы. Найдите те, которые относятся к нашей сказке: 1) Землю солнце красит, а человека труд. 2) Волков бояться - в лес не ходить. 3) Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. 4) Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. 5) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 6) Семь раз отмерь, один раз отрежь. | Слушают чтение произведения учителем. Работают по вопросам и заданиям учебника | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение | ||||||
V. Физкультминутка. | ||||||||||
Практическая | Наклоняемся вперед, Руки в стороны. Ветер дует, завывает, Нашу мельницу вращает. Раз, два, три, четыре – завертелись, закружились. | Выполняют движения по строкам стихотворения. | Наблюдение | |||||||
VI. Закрепление знаний и способов действий. с. 196 – 197 учебника | ||||||||||
Фронтальная, групповая Словесный, | 1. Словарная работа. -Перед тем, как вы начнете читать сказку, давайте потре нируемся и прочитаем сложные слова на доске. проезжая дорога - «зж» читается как долгое, мягкое «ж». свистнули - непроизносимый согласный звук «т». ко-ло-коль-чик бу-бен-чик дро-во-сек крес-тьянин вы-ко-ла-чи-вать по-за-ба-вить-ся 2.Выборочное чтение. - Как решили позабавиться два Мороза? - Куда едет купец? Куда крестьянин? - Как одет крестьянин? Купец? - Как Мороз - Синий нос заморозил купца? - Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это? - Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно? - Зачем он так сделал? 3.Работа над сказкой. - В тексте присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки. Давайте попробуем их найти. «По чистому полю, по густому лесу» «Свистнули, щелкнули, побежали» «Ели я ноги унес, до сих пор бока болят» Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи». | Слушают чтение произведения учителем. Работают по вопросам и заданиям учебника | Учатся объяснять значения слов. Учатся работать с текстом, искать нужную информацию. | Правильное чтение | ||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… · На этом уроке я похвалил бы себя … · Сегодня я сумел … | Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция | ||||||
VIII. Домашнее задание. Подготовить пересказ сказки | ||||||||||
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол- нения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |||||||
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ДВА МОРОЗА»
Цель: учить видеть заключенную в сказках народную мудрость, ум, смекалку.
Ход урока