Античная культура. Рим
Колыбелью античной культуры была древняя Греция, где она сложилась и откуда распространилась по Средиземноморью -- отчасти путём расселения самих греков по заморским колониям, отчасти путём эллинизации местного населения. Выделяют три основных этапа этого распространения:
![]() ![]() ![]() |
Культура древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э.
Римляне во многом были похожи на эллинов, но вместе с тем существенно отличались от них. Они создали свою систему идеалов и ценностей, главными среди которых были патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности и т.д.
Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили противостояние между свободнорождённым гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актёра и драматурга. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, область права, историография, земледелие.
Римляне более чётко определяли качества свободного человека, исключая из них такие «рабские пороки», как ложь, нечестность и лесть.
Римляне были гораздо более воинственными, чем эллины; воинская доблесть выступала для них одним из высших достоинств и являлась главным средством и основанием для успеха в политике, для получения высоких должностей и занятия высокого положения в обществе.
В отличие от греческой римская культура гораздо более рациональна и практична, нацелена на пользу и целесообразность. Эту особенность хорошо уловил Цицерон, заметив: «греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же — чтобы измерять земельные участки».
Наиболее значительные достижения древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой: римское право, прекрасные дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т.д. Весьма значительным является также вклад Рима в развитие государственности и таких её форм, как республика и империя.
По сравнению с греческими римские религиозно-мифологические представления являются более пёстрыми. Многие греческие боги заимствованы римлянами под новыми именами: Зевс стал Юпитером, Кронос — Сатурном, Посейдон — Нептуном, Афродита — Венерой, Артемида — Дианой и т.д. Немало позаимствовали римляне и из других религий. В то же время в их мифологии особое место занимает так называемый «римский миф», или «римская идея» — владение и власть над всем миром, «Рим — центр мира», «Рим — вечный город».
В философии и науке римляне также во многом следовали за греками. Их интересовало обобщение и систематизация уже накопленных знаний, создание многотомных энциклопедий для целей образования и просвещения.
В целом греческая и римская культуры сильно взаимодействовали и взаимовлияли, что в конце концов привело к созданию единой греко-римской культуры, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказана огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.
Художественная культура
В развитии художественной культуры древнего Рима различают периоды:
Культура этрусков
Весьма значительным было влияние культуры этрусков.
Этрýски (тýски) – древний загадочный народ, живший на в 1-м тыс. до Р.Х. северо-западе Апеннинского полуострова, на территории современной Италии – область Тосканы, расположенная между реками Тибр и Арно. Самоназвание этрусков - "рассенна" сохранилось в названии горной гряды близ Ареццо (древний Арецциум) в Тоскане. Греки знали этрусков под именем тирренцев или тирсенов, и оно сохранилось в названии Тирренского моря.
Известно, что уже в VIII - VI вв. до н.э. этруски строили укрепленные города, знали морское дело (их суда долгое время контролировали море у берегов Сицилии), вели оживленную торговлю. Они славились как искусные ремесленники и земледельцы. Их государственное устройство составлял союз городов (двенадцатиградие). Наиболее крупные среди них - Вей, Тарквиния, Ветулония, Вульчи, Перузия. Под властью городов находились более мелкие поселения. Управляли объединением городов наделенные жреческой властью цари (лукумоны) и местная аристократия.
Этрýсская цивилизация, предшествовала римской и оказала на неё значительное влияние. У этрусков римляне заимствовали многие ремесла, практику строительства городов и архитектуру храмов, искусство гадания, некоторые обычаи, включая обычай отмечать победы полководцев триумфом.
Однако происхождение этрусков остаётся неясным. Их язык неизвестен, письменность не расшифрована, происхождение и этническая принадлежность не ясны.
Влияние этрусков в 6 в. до Р.Х. распространилось почти на всю Италию. Но отсутствие у этрусков политического и военного единства привело к тому, что в войнах с Римом они постепенно утрачивали свои города. С 310 г. началось завоевание римлянами средней и восточной Этрурии, а к 282 г. до Р.Х. в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия.
Религиозные, магические и мифологические представления этрусков
Религия и мифология этрусков имеют много общих черт с древнегреческой религией и мифологией. Долгое время считалось, что "дикиме" этруски заимствовали культуру у образованных греков. Оказалось, что это не заимствование представлений у "более культурных греков", а взаимообмен сюжетами и персонажами мифов.
Космогония этрусков весьма похожа на библейский шестоднев, однако, как доказано учёными, сложилась независимо от иудейской традиции. И это ещё раз доказывает единый исток космогонических знаний человечества. Согласно верованиям этрусков, Бог-Творец на протяжении 12 тысяч лет [по-этрусски 12 "килид"] трудился над своими творениями, которые он разместил в 12 обиталищах.
В первое тысячелетие он создал небо и землю.
Во второе -- всю видимую небесную твердь.
В третье тысячелетие были созданы море и все воды, текущие по земле.
В четвертое -- созданы великие светила: Солнце, Луна и звёзды.
В пятое -- вся живность пресмыкающаяся, летающая и четвероногая в воде, в воздухе и на земле.
В шестое -- люди.
Первые 6 тысячелетий ушли на создание мира и человека, оставшиеся 6 отведены на жизнь человеческого рода.
Этруски придавали важное значение водной стихии и важнейшую роль отводили Подземному миру, которому соответствовал первоэлемент вода. Почитались все водный объекты (источники, реки, ручьи, озёра и т.д.); многие этрусские храмы имели ритуальные водоёмы. Некоторые аристократические этрусские фамилии выводили от своё происхождение от божеств воды. Божество Кикн -- человеко-лебедь и его сын Купавон считались предками части этрусков, причём именно той, что связывалась с венетами – как полагают, одним из древних протославянских племён. Связывался с водой бог Сури, входящий в свиту Аплу. Имя Сури этимологически близко к понятию суры -- священного напитка в индийской мифологии и к понятию "сырой", то есть "пропитанный водой" в русском языке.
Все мироздание рассматривалось этрусками как единый храм из трёх уровней-этажей: уровень Небесный, уровень Земли и уровень Подземный, чья форма повторяет форму Небесного храма. Причём земля в этрусской космогонии представлялась шаром.
Своеобразной проекцией этого Храма Мироздания являлись этрусские храмы, города, священная часть города – акрополь-рéгий.
«Проекция» Космоса на Землю выражалась и в единстве законов всего Мироздания; движение небесных тел рассматривалось как выражение воли богов, которым подчиняются не только природные, но и социальные явления на земле.
Подобные воззрения были свойственны и государствам Месопотамии, и древнему Египту, где земная жизнь царя и народа рассматривалась как отражение космических событий. Такое представление объясняет интерес этрусков к зеркалу: если земная жизнь есть отражение жизни небесной, то и любое отражение может быть жизнью во внеземных сферах. Поэтому зеркало воспринималось как один из инструментов связи с потусторонними мирами. А в захоронениях этрусков нередко находят металлические зеркала: зеркало как инструмент связи с внеземными пространствами должно было помочь усопшему в его пути по Загробному миру. На этих зеркалах нередко изображались мифологические сюжеты или изображение трёх уровней Вселенной.
Этрусское зеркало IV в. до н. э. с изображением троянского жреца Калхаса в роли гаруспика. Калхас изображен в классической позе предсказания по печени: левая нога приподнята и опирается на камень, левой рукой он держит печень животного, а правой толкует знаки.
Этруски верили в то, что человек имеет три души. Местом обитания одной из душ в теле человека при жизни, считалась печень, как то было и в религиях месопотамских народов и древних иудеев. Эта душа этруска, отвечавшая за эмоции и чувства (печень считалась вместилищем чувств), погибала в Подземном мире после смерти человека или являлась жертвой богам -- умерший при своём посмертном перерождении должен был очиститься от эмоций и чувств и преобразиться в существо более высокого порядка.
Найденная этрусская гадательная печень имитировала печень овцы. В индоевропейской традиции овца как жертвенное животное часто посвящалась подземным богам и душам умерших.
Вторая душа, по этрусским воззрениям, располагалась в голове человека, несла на себе портретное сходство с умершим. Поэтому, на погребальных урнах этрусков часто изображался портрет умершего человека, видимо, для его идентификации в Загробном мире.
Погребальные урны этрусков
Иногда к урне прикрепляли бронзовую маску покойного.
В атриумах этрусских, как позже и в римских домов, имелись шкафы, где хранились восковые маски предков. Во время похорон эти маски использовались в погребальной процессии.
Вторая душа человека, по верованиям этрусков, могла совершать перерождение в более высокие по сравнению с человеком существа. Перерождение этой души человека проходило в зависимости от его земных заслуг и проведения соответствующих похоронных обрядов. Культ масок в этрусских жилищах указывает на её покровительство своей семье и роду.
Третья душа человека, по-видимому, мыслилась в его аорте и сердце. Сердце, как и печень, считалась органом, отражающим состояние Космоса. В древнегреческой традиции, с которой этруски были хорошо знакомы, именно сердце рассматривалось как вместилище души человека. Эта душа, как и первая, имела безличностный характер и являлась, скорее всего, своеобразной "родовой душой".
Загробное бытие
В Этрурии было несколько сменивших друг друга представлений о загробной жизни души человека. По одной из них душа, преодолев дорогу в Загробный мир, оживала, "воцарялась" и предавалась постоянным удовольствиям. Символом такого "воцарения" у этрусков являлся трон или сиденье, которые часто находят в их гробницах.
Знатных этрусков хоронили в больших саркофагах, превышающих по величине размеры человеческого тела и покрытых росписью и резьбой. Ранние этрусские саркофаги имели на крышке две фигуры -- обнявшихся мужчину и женщину. Женщина полулежит в объятиях мужчины, мужчина держит в руке патеру -- сосуд для возлияний с напитком бессмертия, а женщина -- зеркало. Оба радостны и улыбаются.
Мужчина на крышке саркофага изображён вместе с женщиной, хотя это не парное супружеское погребение -- женщина, находящаяся в объятиях мужчины, -- божество, которое является его женой в Загробном мире, а в случае, если жена покойного умерла раньше него и уже переродилась в божество, она может помогать своему мужу в процессе его посмертного преображения. Этот мистический брак символизирует обóжение умершего.
Чаша с напитком бессмертия в руке мужчины, указывает на то, что сакральный брак души является условием преображения и бессмертия мужской души в Загробном мире.
Зеркало в руке женщины указывало на преображение души в новом мире и на сохранность души в виде её отражения в зеркале вечности.
Снижение роли женщины в Этрурии в позднюю эпоху видно и из того, что после IV в. до Р.Х. на саркофагах изображаются не обнявшиеся полулежащие пары, а лежащий мужчина и женщина, сидящая у его ног.
Расположение городов этрусков на возвышенностях, кроме оборонительных функций, возможно, отражало их верования --символизировало их близость к богам и включение народа в сакральную трёхчленную модель мира, которая отразилась в планировке этрусских городов.
На вершине возвышенности располагались жилища людей, у её основания находился некрополь. Пересечение главных улиц образовывало центр города, который назывался " регий ". Улицы как бы направляли во все стороны некую магическую живительную силу, её источником являлся регий, которой был и религиозно-административным центром. Важнейшие религиозные церемонии проходили в регии. В геометрическом центре регия находился мундус -- свяшенный камень. Камень Мундус закрывал четырёхугольную яму-пещеру, носившую такое же название – Мундус. Этот камень связывал этрусский народ с душами-зашитниками предков и героев, а также охранял уклады и законы жизни жителей города. В месте нахождения этого камня, по верованиям этрусков, сходились миры и был возможен переход в Небесное и Подземное царства. Согласно Плутарху, небо этруски называли также Мундус. Души предков, по представлению этрусков, совершали загробное путешествие через Подземный мир к Небесному миру, поэтому Мундус был своеобразными воротами во все внеземные миры, где могли находиться души предков.
По-видимому, изначально этруски называли Мундусом место связи с Загробным и Подземным миром; позже это название перешло на камень, закрывающий и обозначающий это место. Таким сакральным местом в глубокой древности для этрусков могли служить пещеры и расселины. В Этрурии была найдена глубокая расселина в скале, по дну которой струится поток. Следы разновременных жертвоприношений, обнаруженные в этой расселине, показывают, что почитание богов воды и земли, как и подчиненных им стихий, а также почитание предков и связь через расселину с Подземным миром продолжалось несколько веков.
Культ камней у этрусков не ограничивался одним священным камнем Мундус. На границе священной земли и на могилах этруски устанавливали алтари в виде священного камня, на котором проводились жертвенные возлияния богам и духам предков. Кроме того, сам алтарь в храмах у греков и этрусков часто представлял собой священный камень.
Эти верования этрусков повлияли на римлян -- в центре римского города также имелась квадратная яма-пещера – mundus, которая считалась входом в Подземное царство. А закрывавший её камень назывался "lapis manalis" -- "камень Манов". В дни, когда камень поднимали, справляли траур по всем покойным, находящимся в Загробном мире.
Священные книги
Жрецами у этрусков считались знатоки и толкователи священных книг.
Священные книги были трёх родов.
В одних описывалось гадание: по внутренностям жертвенных животных -- гарýспика, -- " Libri haruspicini "; по молниям - " Теория молний " -- " Libri fulgurales "; там же содержались сведения о небе и небесных телах.
Во вторую категорию входили книги, в которых говорилось, как закладывать города, строить храмы, как управлять государством, об организации племен, курий, армии и суда -- " Libri rituales ».
В третью категорию входили книги о посмертной жизни -- "Libri acheruntici" ("Книга о судьбах умерших "), о предзнаменованиях и судьбах -- " Libri fatales ", о сотворении Мира и его судьбе.
У этрусских, а потом и римских жрецов существовала еще одна разновидность книг "Ostentario arbarum" -- " собрание чудес ".
Боги
Индоевропейцам свойственно представление о 4 богах или одном четырехликом боге. У этрусков с идеей четырехликого бога, у которого каждый лик обращён в сторону определённой стороны света, связано представление о четырёхликом боге Ану, которого позже римляне отождествили со своим двуликим богом Янусом.
По представлениям этрусков, боги обитали в 16 небесных домах или регионах. Считалось, что эти дома и боги, их населяющие, различным образом влияют на жизнь этрусков. Согласно этрусскому религиозному представлению, в западных домах обитали злые, а в восточных -- добрые боги.
В отличие от греческой мифологии, этрусская, как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. К древнейшим религиозным представлениям восходит этрусское верование в богов, передающих свою волю с помощью молний.
К их числу относился бог-громовержец Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером.
Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым — пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим — самым страшным — карал, получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин представлялся не царём богов, а лишь главой их совета, по образцу совета глав этрусских государств.
Богиня Туран (букв. «подательница»), считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой; её корону украшал венок из ярких цветов, щебечущие птицы, или воркующие голубки, рядом с богиней Туран часто изображали лебедей и голубей. нередко изображалась в окружении пантер с веткой в руке.
Богиня Уни соответствовала Греческой Гере и римской Юноне, почиталась во многих городах как покровительница царской власти.
Менрва (римская Минерва) почиталась как богиня материнства, позднее -- как богиня-воительница, обладающая военной мудростью. Менрву изображали в полном военном вооружении и с копьём в руке. Богиня считалась покровительницей ремёсел и ремесленников почиталась вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до Р.Х. Капитолийском храме в Риме. Эти три божества – Тин, Уни и Менрва -- составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва.
Бог Аплу, отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Связан с культом целебных вод. Изображался обнажённым мужчиной в лавровом венке.
Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших.
Сефланс соответствует греческому богу Гефесту — хозяину подземного огня и кузнецу. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан).
Нефунс (ср. греч. Нептун), судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, занимал видное место. У него характерные атрибуты морского божества — трезубец и якорь.
Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии, был наиболее популярен среди этрусских божеств растительности и плодородия.
Сельве (Сильван в римской мифологии) – бог плодородия
К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре (римский Сатурн), полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке — грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства.
Марис (римский Марс) в одной из своих функций был покровителем растительности, в другой — войны.
Важное место в мифах этрусков занимал загробный мир. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне). Из весьма многочисленных богов подземного мира наиболее известен также Фебруус (ср. февраль), Танр — змееволосая богиня, напоминающая горгону. Связующим звеном между мирами живых и мертвых была Вант (Ванф) — богиня с факелом и/или змеями.
Мания (отсюда мáния – от др.-греч. μανία «страсть; безумие; влечение») – подземная хтоническая богиня, считавшаяся матерью или бабкой Манов (в ранних верованиях -- преимущественно злые духи), а иногда Ларов/Лазов/Ларвов. Мания была одной из самых ужасных богинь этрусков – насылала на людей безумие. Страх перед Манией – это страх перед безумием, гибелью души, после чего гибнет сама сущность человека и невозможно его посмертное перерождение.
Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества.
Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага.
Демоническим множеством были маны (римские маны) — добрые и злые демоны.
Культ Священного Огня
У этрусков (как и у всех ариев) существовал культ Священного Огня. Огонь имелся в каждом городе и жилище. Огонь в очаге представлялся своего рода одушевленным существом – божеством-хранителем, излечивающим болезни, очищающим от грехов и плохой судьбы. По этрусским верованиям Священный Огонь научил людей "возводить жилище" и складывать очаг, к которому не дерзал приблизиться ни один посторонний, не входящий в семью человек, ибо под камнем очага обитали семейные боги. Огонь следовало постоянно поддерживать, кроме одного предписанного традицией дня -- праздника почитания манов, душ предков. В этот день огонь в очаге гасили и возжигали "обновленный" огонь. Этруски полагали, что угасание семейного Священного Огня в любом другом случае может привести к гибели всей семьи, в том числе и семейных предков.
Город
Уже в VII веке до Р.Х. в Этрурии были воздвигнуты 12 городов-крепостей, защищённых массивными стенами и расположенных, как правило, на возвышенности. Через некоторое время они стали городами-государствами, в каждом из которых был свой царь.
Обнесённые массивными зубчатыми стенами из камня и оборонительным рвом, они строились по единому плану: две улицы, одна из которых идёт с севера на юг, а другая с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делят город на четыре квартала. Мощёные улицы имели ширину до 10-15 м; действовала канализация и водопровод, выполненные из глиняных труб.
План этрусского города Марцаботто (конец VI - середина IV в. до Р.Х.)
Для обычных построек этруски избегали пользоваться камнем, предпочитая дерево, кирпич-сырец, терракотовые покрытия. Из камня делались фундаменты, городские стены, обкладки колодцев и т.п., а также -- погребальные сооружения.
Этруски видели Вселенную как идеальный квадрат, поэтому и большинство их городов имело четырехчастное деление как по сторонам света, так и по принципу проживания кровнородственных групп. Таких групп было четыре, и каждая из них проживала в своём квартале. Стороны света у этрусков имели разную степень благоприятности, и, следовательно, группы горожан, проживавшие в соответствующем квартале, имели различный социальный статус (вспомним об индийских варнах, также принесенных в культуру аборигенов ариями). Эта планировка сохранилась и в раннем Риме -- Roma quadrata -- построенном и управляемом этрусками.
Храм
Этрусские храмы не сохранились; об их архитектуре известно по описанию Витрувия.
Храм располагался в центре этрусского города; при храме часто работала школы для обучения граждан письму и наукам.
Этрусские храмы строились на священных участках – tmia; неподалёку от них делались колодцы, служащие для сбора остатков жертв животных.
Храм был своеобразным отражением храма мироздания: будучи изображением мира, храм мыслился находящимся в центре мира и был связан с космическим временем. Здание возводилось на высоком помосте, на который вела каменная лестница (вспомним структуру зиккурата); стены храма были ориентированы по сторонам света.
В отличие от греческого этрусский храм был почти квадратным. Витрувий характеризует здание этрусского храма как "низкое, широкое, растопыренное и неуклюжее".
Как и греческие святилища, храмы этрусков представляли собой помещение, покрытое двускатной крышей с фронтоном, опирающимся на колонны. Несущие конструкции этрусских храмов строились из дерева – деревянные колонны оштукатуривались и раскрашивались, а стены -- из слабообожжённой глины, и лишь фундаменты были каменными или из туфа. Покрывались они керамической черепицей.
Храм делился на две равные части. Передняя часть состояла из одних колонн и крыши и не имела стен. По аналогии с традициями месопотамских культур (Шумер, Вавилон, Ассирия, Персия) колоннада являлась своеобразным аналогом священной рощи.
Задняя часть храма являлась собственно святилищем и делилась на два или три помещения каждое со своим входом, и каждое из них было посвящено одному божеству. Часто божества составляли триады. В храме также имелись помещения для статуй богов, кладовые и тайники для предметов культового назначения. Все храмовые статуи изготовлялись из дерева и глины.
Вся облицовка храма расписывалась яркими красками, преимущественно красными и синими. Фронтон в этрусском храме украшался скульптурами из обожжённой глины -- терракóты. На их фризах[1] со всех четырёх помещались изображения торжественных шествий, пиров, отрядов воинов, военных колесниц – символов победы. Такая символика на этрусском храме указывает на то, что храм считался местом реального достижения желаемого. Крыша храма украшалась головами божеств и демонов, которые охраняли и защищали храм.
Отличительной чертой этрусских храмов было устройства входа в виде клинчатой арки, дверной проём, как бы устремлялся к небу (стрельчатая арка и окна через несколько столетий станут отличительной особенностью готической архитектуры). Храм был обнесён стеной.
Этимологически слова templum (храм) и tempus (жреческий жезл) восходят к индоевропейскому корню, обозначающему "пересечение". Пересечение и есть центр, так что само название храма у этрусков указывает на его центральное место в городе и мироздании. Понятие центра мира у народов, сохранивших древнейший шаманизм, связывалось с понятием Мирового дерева, которое соединяло между собой три уровня мироздания и поддерживало небесный свод.
Храмостроительство стало совершенно новым этапом культурного развития этого региона, так как до этрусков почитание италийскими племенами богов, духов и сил природы происходило только у источников, в пещерах, лесах и священных рощах.
Скульптура
Один из первых этрусских скульптурных портретов — бронзовая голова мальчика (конец IV — начало III века до Р.Х.). Совершенство ее является доказательством существования каких-то более ранних несохранившихся памятников.
Немного позднее создан шедевр этрусского портрета — так называемая голова Брута. Это портрет незаурядной личности, исполненный с большой художественной силой. Сохранились инкрустированные из пластинок слоновой кости и тёмного камня глаза, сообщающие лицу удивительную живость. Здесь впервые в италийском портрете сделана попытка передать характер человека.
С конца IV века до Р.Х. появляются вотивные (посвятительные, то есть приносившиеся в дар божеству-покровителю) скульптурные портреты -- головы, сделанные из терракоты (обожжённой глины). Они далеко не столь совершенны, как портреты, исполненные в бронзе, но также передают индивидуальные черты жертвователя.
В скульптуре особое место занял мотив сидящей женщины с младенцем на руках, возможно, изображение Великой Матери.
Живопись
Самыми яркими примерами этрусской живописи являются настенные росписи гробниц 5-6 веков до Р.Х., на которых изображены сцены загробной жизни почивших как нескончаемые пиры, где танцоры и музыканты развлекают возлежащих на ложах пирующих игрой на лире, а атлеты -- борьбой (гробницы в Тарквиниях, 6–2 вв. до Р.Х.).
На более ранних рисунках ноги и голова человеческой фигуры располагались в профиль, а плечи изображались в анфас, как это мы видели в культурах Месопотамии и Египта.
Многие изображения древней живописи этрусков имеют мифологические сюжеты.
Большая часть этрусских росписей выполнена в технике фрески, наносившейся на увлажнённые стены, покрытые штукатуркой. Затем при помощи заострённой палочки художник делал наброски контуров, обводившихся краской, которые раскрашивали минеральными красками преимущественно тёплых тонов.
Смотреть:
Этруски https://www.slideboom.com/presentations/357879/%D0%AD%D1%82%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B8
Керамика Этрурии https://www.youtube.com/watch?v=qgy34a_FqL0