Культура эпохи Римской республики




Религия

Мифологические образы и сюжеты римляне полностью заимствовали у греков. Однако греческая мифология начала проникать в Рим лишь в конце VI -- начале V века до Р.Х. А в более ранние времена у римлян существовало самобытное представление о богах.

Известные сейчас сведения по ранней римской мифологии относятся к I -- IV в. до Р.Х.), а потому сложно восстановить верования римлян в древнейшую эпоху. Вероятнее всего, что изначально у римлян отсутствовали ясные представления о богах. Для древнего римлянина в мире существовали разные безличные, вредоносные или благодетельные, силы -- нýмина (numina), проявлявшие себя через живых существ, через отдельные предметы, действия или явления. Существовало неисчислимое множество божеств и духов, опекающих различные поступки человека и явления природы. Так, в жреческих книгах перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, выхода на прогулку, возвращения домой, и т. д., имена которых образованны от названия отдельных действий или явлений. Двери дома охраняли сразу три бога: створки -- Форкул, петли -- богиня Кордеа, а порог -- бог Лимекг.

Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина охраняла колыбель, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипáго следила, чтобы правильно срастались кости ребёнка, Статан учил его стоять, а Фабулин -- говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

Вообще, по убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех её проявлениях находилась под властью и опекой различных богов, так что человек постоянно испытывал воздействие какой-либо высшей силы. Каждая неудача и каждый успех считались проявлением гнева или благосклонности божества. Римлянин чтил богиню лихорадки -- Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля.

Часто неопределённым оставался даже пол того или иного божества – древний римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить -- бог это или богиня. Принося жертву, он взывал: “ Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина …” В молитвах он обращался к божеству так: “Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем ”. На Палатúне (одном из семи холмов, на которых был расположен древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором значится: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесённые на этот алтарь.

Эту первобытную религию называли религией Нýмы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных обрядов. Она была очень проста, лишена пышности, не знала ни статуй, ни храмов.

Постепенно религиозно-мифологические представлений древних римлян усложнялись и систематизировались; у них начал складываться свой пантеон из множество богов и своя сложная система культов.

Особое место занимал творец мира двуликий Янус, а также Юпитер, Марс, Сатурн и др. Юпúтер был богом неба, света и грозы, Сатýрн -- богом урожая, Марс -- богом войны, Юнóна -- богиней брака и материнства, Минéрва -- богиней ремёсел и искусства, Венера -- богиней садов и огородов, Амур -- богом любви, Вулкан -- огня, Диáна -- богиней растительности.

Мир богов представлялся устроенным по образу мира людей; они имели своего предводителя Юпитера; наиболее почитаемые боги именовались, как и сенаторы, отцами -- patres, имели своих божественных слуг и служанок, обслуживавших их очаг.

 

Республиканская монета

с изображением бога Януса (225-212)

Они делились на богов небесных, земных и подземных, однако многие боги могли действовать во всех трёх мирах. (например Юпитер, Диана, Меркурий.) Миры богов, людей и мёртвых были разграничены. К примеру, так, право богов -- fas не смешивалось с правом человеческим -- jus; маны выпускались в мир живых лишь трижды в год и т.д.

Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги. Отсюда сложная наука авгуров и гаруспиков, читавших волю богов по полёту и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Отсюда же постоянное стремление истолковать необычное рождение уродов у людей и животных, появление в городе волков, на небе двух солнц, комет, влаги на статуях богов и т. п., понять не знак ли это неудовольствия богов и чем оно вызвано.

Имелись также многочисленные религиозные обряды, ритуалы и праздники, культ предков. А вот культа героев у древних римлян не было.

 

В отличие от большинства народов, древние римляне очень редко изображали своих богов и не создавали мифов о них -- об их взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных связях. Римские боги не спускались на землю и не показывались людям, как греческие. Между богом и человеком никогда не доходило до близости. Ссоры греческих героев с богами Олимпа были непонятны для римлянина. Это отсутствие легенд древние считали достоинством римлян, слывших очень религиозным народом. Ведь их религия не имела мифов, порочащих честь богов.

Если во время жертвоприношения или молитвы римлянин закрывал голову плащом, то он делал это не только для того, чтобы сосредоточиться, но также из опасения увидеть бога, если бы тому заблагорассудилось оказаться поблизости.

В древнейший период римской культуры все знания о богах сводились к тому, как их следует почитать и как правильно просить у них помощи. Точно и до мелочей разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. У них существовали книги, в которых были записаны молитвы на все случаи жизни. Любое нарушение в действе сводило на нет результаты богослужения. Достаточно было малейшего упущения в молитве, лишнего движения или заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения и т.д., чтобы обряд начинали творить заново, пока всё не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не упустить какого-либо выражения. Поэтому молитву читал специально назначенный чтец, а жрец повторял за ним слово в слово; к чтецу был приставлен помощник, который следил, правильно ли тот читает. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же тщательно проводились всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы. Самым излюбленным было гадание по полёту птиц, которое проводили жрецы- авгуры.

«Религия Нýмы» продержалась недолго -- в неё скоро проникли религиозные представления соседних народов. Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побеждённых в свою столицу, чтобы заслужить их расположение и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римский жрец зазывал к себе карфагенских богов: “ Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры ”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: