На первый взгляд, может показаться, что философия, представляющая собой размышление самого человека о своей роли и своем месте в мире, существует столько, сколько существует сам человек. Однако стоит это предположение рассмотреть с философской точки зрения, т.е. критически-рефлексивно, как приходится признать – хотя философия претендует на рассмотрение вечных проблем, сама она не является вечным способом их решения. Если заглянуть в глубь истории, то можно обнаружить, что появление первых философских учений относится только к середине І тысячелетия до н. э. До тех пор – на протяжении десятков, если не сотен тысяч лет, составляющих более чем 90% всей истории человечества, безраздельно господствовала мифология.
По общепринятым взглядам, мифология, или мифологическое сознание (от древнегреч. «mythos» – пересказ) – набор чудесных историй, сказок или легенд. В действительности же, мифология – древнейшая форма мироощущения и деятельности людей, основанная на художественно-эмоциональном переживании мира. В отличие от философии, мифология не осмысливает логически окружающий мир как безликое «ОНО», а воспринимает его чувствами как живое, одушевленное существо, своего рода «ТЫ». Как заметил по этому поводу замечательный русский и советский философ А.Ф. Лосев: «Миф есть подлинная жизнь, со всеми ее надеждами, страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью» (Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. – М., 1990. – С.399).
Возникновение философии представляет собой настоящую революцию в способе мышления, которую в философской литературе называют «расколдованием мира», или переходом от «мифа к логосу». У этой революции было две стороны. Первая, внешняя сторона, затрагивавшая форму мифа, заключалась в замене чувственно-эмоциональных образов абстрактными общими понятиями. Эти понятия, вроде греческих «фьюзис» – природа, «гилэ» – материя, вещество, «архэ» – означали не нечто реально существующее, что человек мог увидеть своими глазами, пощупать своими руками или услышать собственными ушами, но являлись своего рода мыслительными матрицами, в которых человек обобщал все чувственно-воспринимаемое многообразие окружающего его мира. Внутренняя, содержательная сторона возникновения философии сводилась к замене чувственного переживания мира (как раз посредством образов, которым часто придавались человеческие или животные черты) его критическим рациональным осмыслением. Это осмысление ставило перед собой цель вскрыть естественный порядок вещей и процессов в мире и выразить свои результаты в системе абстрактных понятий.
|
Разумеется, возникновение философии не было одномоментным актом, а растянулось на многие сотни лет. Все это время мифология продолжала сосуществовать с философией. Существует она и в наши дни, правда, в несколько видоизмененном виде, например, в некоторых проявлениях политической идеологии. Объяснение этому парадоксу следует искать в том, что мифология является не пережитком детства человеческого рода, а неотъемлемой составной частью человеческой культуры.
Предпосылки генезиса философии
Для возникновения философии и ее расцвета прежде всего в Древней Греции требовались не только социально-экономические и политические, но и духовные предпосылки. Вот что писал по этому поводу в своем труде «Метафизика» великий древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. До н.э.), который в своих сочинениях охватил и систематизировал все отрасли тогдашнего знания, а также явился основоположником формальной логики.
|
Вопросы и задания
1. На какую важную социально-экономическую предпосылку возникновения философии указывает Аристотель?
2. «Зачем», с точки зрения Аристотеля, возникает философия?
3. Объясните, каким образом в «изумлении», которое у Аристотеля явилось важнейшей причиной возникновения философии, проявляется философская рефлексия.
4. Мог ли Аристотель согласиться с Гегелем в том, что для возникновения философии необходима свобода – как политическая, так и духовная?
…и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя (Метафизика, 982 b).
|
Аристотель. Метафизика. // Соч.: В 4 т. – М., 1975. – Т.1. – С.69.
Однако лучше всего духовные предпосылки генезиса философии обозначил в своих «Лекциях по истории философии» один из величайших философских умов в человеческой истории– немецкий философ Гегель.
Вопросы и задания
1. Определите, в чем состояло главное духовное условие возникновения философии.
2. От чего должно было, согласно Гегелю, освободиться мышление и на что обратиться, чтобы могла возникнуть философия.
3. Какой политический строй был необходим для того, чтобы смогло реализоваться главное духовное условие возникновения философии? В какой стране сложился такой строй?
4. Поскольку в современной философской литературе признается существование оригинальной философской мысли и в Древней Индии, и в Древнем Китае в одно время или даже раньше, чем в Древней Греции, хотя политический строй в этих цивилизациях являлся деспотическим, подумайте, в чем Гегель был не совсем прав в своем анализе предпосылок возникновения философии.
…философия начинается там, где всеобщее понимается как всеобъемлющее сущее, или, иначе говоря, там, где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления. Где же это произошло? Где это началось? В этом состоит историческая сторона вопроса. Мышление должно существовать для себя, получить существование в своей свободе, оторваться от природного и выйти из созерцательной погруженности; оно должно как свободное войти в себя и таким образом достигнуть сознания свободы. Началом философии в собственном смысле мы должны признать тот момент, когда абсолютное уже больше не существует как представление и когда свободная мысль постигает бытие (которое может быть также и самой мыслью), познаваемое ею как сущность вещей, как абсолютную целостность и как имманентную сущность всего на свете <…>. …предметом философии является, например, положение: «сущность, или первоначало, вещей есть вода, огонь, мысль».
…Если мы говорили, что для появления философии необходимо сознание свободы, то этот принцип должен лежать в основании характера народа, у которого философия получила начало. Народ, обладающий этим сознанием свободы, основывает свое существование на этом принципе… С практической стороны с этим связан расцвет действительной политической свободы; последняя появляется лишь там, где самостоятельный индивидуум, как индивидуум, знает себя всеобщим существенным, где он обладает бесконечной ценностью, или, иначе говоря, там, где субъект достиг сознания личности и, следовательно, хочет без дальнейшего быть признанным самим по себе <…>.
Вследствие этой общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный государственный строй. …философия поэтому начинается лишь в греческом мире…
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии // Соч. В 14 т. – М., 1932. – Т.9 – С. 88 – 89.
От «мифа» к «логосу»
О возникновении философии начали задумываться еще мудрецы Древней Греции. Приведем сообщение античного писателя, автора самого известного античного сочинения по истории греческой философии – «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского (первая половина III в. н.э.).
Вопросы и задания
1. Где, по мнению Диогена Лаэртского, возникает философия?
2. Кто из древних мыслителей первым назвал философию философией (любомудрием), а себя философом? Как он аргументировал свою точку зрения?
3. У каких народов, помимо греков, согласно Диогену Лаэртскому, развивалась философская мысль?
4. Что, на ваш взгляд, в содержании учений «магов, халдеев, гимнософистов, друидов и египтян» можно считать философскими идеями, а что – мифологическими и предфилософскими?
5. Какой из рассмотренных у Диогена Лаэртского народов, по вашему мнению, в наибольшей степени приблизился именно к возникновению философии? Обоснуйте свою точку зрения.
Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров, а именно: у персов были их маги, у вавилонян и ассириян – халдеи, у индийцев – гимнософисты, у кельтов и галлов – так называемые друиды и семнофеи[1] <…>. И все же это большая ошибка – приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людской берет начало от эллинов <…>. Сторонники варварского происхождения философии описывают и то, какой вид она имела у каждого из народов.
Гимнософисты и друиды, по их словам, говорили загадочными изречениями, учили чтить богов, не делать зла и упражняться в мужестве; гимнософисты презирали даже смерть…Халдеи занимались астрономией и предсказаниями. Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужского и женского пола. Они составляли сочинения о справедливости; утверждали, что предавать покойников огню – нечестиво, а сожительствовать с матерью или дочерью – не нечестиво; занимались гаданиями, прорицаниями и утверждали, будто боги являются им воочию, да и вообще воздух полон видимостей, истечение или воспарение которых различимо для зоркого глаза. Они не носили золота и украшений, одежда у них была белая, постелью им служила земля, пищей – овощи, сыр и грубый хлеб, посохом – тростник; тростником же они прокалывали и подносили ко рту кусочки сыра за едой… Египтяне в своей философии рассуждали о богах и справедливости. Они утверждали, что началом всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа. Богами они считают солнце и луну, первое под именем Осириса, вторую под именем Исид, а намеками на них служат жук, змей, коршун и другие животные, которым египтяне и воздвигают кумиры и храмы, потому что обличье бога им неведомо. Они считают, что мир шарообразен, что он рожден и смертен; что звезды состоят из огня и огонь этот, умеряясь, дает жизнь всему, что есть на земле; что затмения луны бывают оттого, что луна попадает в тень земли; что душа переживает свое тело и переселяется в другие; что дождь получается из превращенного воздуха… А в заботе своей о справедливости они установили у себя законы и приписали их самому Гермесу. Полезных для человека животных они считают богами; говорят также, будто они изобрели геометрию, астрономию и арифметику. Вот что известно об открытии философии. Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта…; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости...
Философия же имеет два начала: одно – от Анаксимандра, а другое – от Пифагора; Анаксимандр учился у Фалеса, а наставником Пифагора был Ферекид. Первая философия называется ионийской, потому что учитель Анаксимандра Фалес был ионийцем, как уроженец Милета; вторая называется италийской, потому что Пифагор занимался ею главным образом в Италии (Кн.1. Вступление).
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – 2-е изд. – М., 1986. – С. 55 – 58.
Некоторое представление о генезисе философии с точки зрения современной науки можно получить, обратившись к отрывкам из работы современного французского автора Ж.-П. Вернана «Происхождение древнегреческой мысли».
Вопросы и задания
1. Чем ответы Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена на то, что является основой мира, отличались от аналогичных ответов, даваемых мифами?
2. На каком основании автор полагает, что появление философии следует считать «чудом»?
Как правило, начальные периоды человеческой истории ускользают от нас. Что же касается Греции, то если зарождение философии означает закат мифологического мышления и становление рационального знания, то мы можем установить более или менее точно дату и месторождение греческого разума, так же, как и его гражданский статус. В начале VI в. до н.э. в Милете Ионическом (западное побережье Малой Азии) такие мыслители, как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, положили начало новому типу размышлений о природе, сделав последнюю предметом систематического беспристрастного исследования (historia) и предложив созерцаемую целостную картину в качестве теории (theoria). Происхождение мира, его устройство, метеорологические явления первые «натурфилософы» объясняли, не прибегая к драматическим образам, присущим древним теогониям и космогониям и грандиозным фигурам изначально великих божеств (букв. изначальных сил): возникновение мира и установление порядка они больше не объясняли подвигами и схватками сверхъестественных сил, составлявших основу мифа. В их учениях нет даже намека на тех богов, которых официальная религия в ее разновидностях ассоциировала с силами природы. Реалистическая трактовка милетских «физиков» охватывает бытие в его целостности. По их убеждению, не существует ничего, что не было бы природой (physis). Люди, божественное, мир образуют единый, однородный универсум, весь находящийся как бы в одной плоскости; они суть части или аспекты одной и той же природы (physis), в которой действуют одни и те же силы. Человек в состоянии дать ответ на вопросы о возникновении этой природы, ее разнообразии и организации; «с самого начала», так сказать, природа действовала точно так же, как сейчас и всегда: огонь как всегда сушит мокрую одежду, а в сите, если его трясти, как всегда останутся самые крупные частички. Подобно тому как существует только одна природа (physis), исключающая само понятие сверхъестественного, так и существует только одна власть, – и та носит чисто светский характер. Все, что мыслится как изначальное, лишается ореола величественности и таинственности. Поэтому ко всему «первоначальному» можно относиться как к вполне обычному явлению. Для мифологического мышления повседневный опыт мог быть понят и иметь смысл лишь в сравнении с принятыми за эталон «изначальными» действиями богов. Для милетских же мыслителей характерен противоположный подход. Первоначальные явления и силы, образовавшие мировой строй (космос), объясняются аналогично процессам, наблюдаемым в повседневной жизни. Отныне не изначальное освещает и преображает повседневное, а наоборот: повседневное делает изначальное умопостигаемым, предлагая модели, позволяющие понять, как образовался мир и мировой порядок.
Эта интеллектуальная революция представляется столь внезапной и глубокой, что ее считали необъяснимой в терминах исторической причинности и потому говорили «о греческом чуде». На ионийской земле разум (логос) как бы вдруг освобождается от мифа, подобно тому как пелена спадает с глаз. И свет этого разума, вспыхнув однажды, будет непрестанно освещать путь человеческому разуму <…>.
Вернан Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли: Пер. с фр. – М., 1988. – С. 126 – 128.