Проект детско-молодёжного объединения «Школа лидеров»
«Медиа-журнал «Вектор».
Полное название проекта | Медиа-проект молодежи Октябрьского района города Ростова-на-Дону интернет-журнал «Вектор» |
Автор проекта | Проектная группа из активистов «Школы лидеров», руководитель педагог-психолог Полупанова Г.А., помощник руководителя по культурно-эстетическому направлению Заичкина Н.А. |
Заказчик проекта | Социум |
Тип проекта | Медиа-журнал |
Срок реализации | 10 месяцев |
Целевая группа | Молодёжь и подростки Октябрьского района города Ростова-на-Дону в возрасте 14-17 лет |
Основания для разработки проекта | Нормативный компонент:
|
Технологии и методы |
|
Компьютерные информационные технологии | При создании проекта были использованы ресурсы сети Интернет, среда Microsoft Office, социальная сеть «ВКонтакте» |
Контактная информация: | группа «ВКонтакте» - vk.com/vector_pro; e-mail vektor_pro@bk.ru |
Сроки и этапы реализации проекта | I этап – диагностический – мониторинг ситуации, постановка проблемы (октябрь 2017) II этап - организационно-подготовительный – октябрь-ноябрь 2017 III этап – Деятельностно-творческий (декабрь 2017 – июнь 2018.) IV этап - Заключительный (июль 2018 г.) |
Проектный продукт | Для педагога: Разработка методического обеспечения для создания молодёжных социальных проектов Для учащихся: Статьи, Интернет-форумы, видеоролики, социальные опросы. |
С 2015 года ДМО «Школа лидеров реализуется проект медиа-проект «Вектор». С 2017 года новый состав «ШЛ» решил возобновить проект, дать ему новый импульс.
Актуальность и основная идея проекта:
Мы уже не можем представить свой день без мобильного телефона или планшета, без того, как мы листаем страницы в интернете… Что, если у нас целую неделю отключен интернет? Да, это кажется уже невероятным. Интернет – это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, которое дало стимул к прогрессу, при помощи которого человечество совершило огромный скачок в будущее.
Медиа - интернет, телевидение, радио, пресса – пронизывают нашу жизнь все больше и больше. Предполагается, что к 2020 году количество пользователей интернета в мировом масштабе составит 5 миллиардов человек. Невозможно взаимодействовать с современным миром без медиатехнологий – поэтому стоит научиться использовать их во благо!
Наш проект медиа-журнала «Вектор» – направлен на использование молодёжью медиатехнологий и информационных интернет ресурсов для саморазвития, самореализации, для улучшения своей жизни и жизни окружающих на благо общества при решении тех ли иных важных социальных задач.
Участие в разработке и реализации социальных проектов приносит молодёжи массу приятных впечатлений, знаний и навыков. Это выгодная возможность проявить себя, сделав интересный и полезный для общества проект, показав себе и другим, что эти идеи, направленные на улучшение жизни в регионе актуальны и конструктивны. Принимая участие в подобных разработках, ребята могут почувствовать себя настоящими социальными дизайнерами, совместно с друзьями-единомышленниками, меняя свое настоящее к лучшему и проектируя будущее России.
Целевая группа: молодёжь и подростки Октябрьского района города Ростова-на-Дону в возрасте 14-17 года
Мониторинг ситуации: Уже кажется нормой, что большинство детей школьного возраста проводят уйму времени за компьютерами: смотрят видео-ролики, играют в сетевые игры и, конечно же, общаются друг с другом в социальных сетях. Согласно последним исследованиям, большинство школьников проводят у компьютерных мониторов в среднем 25-30 часов еженедельно, немалая часть их мира находится в виртуальной реальности. Надолго подростки не расстаются со своими гаджетами, а если расстаются, то, как правило, чувствуют при этом дискомфорт. Если задаться целью и посчитать, сколько времени ребенок уделяет Сети, то можно весьма неприятно удивиться. Обычный подросток в возрасте от 10 до 18 лет активно использует какой-либо из гаджетов в среднем пять часовежедневно! И, похоже, цифра эта продолжает расти!
Существование феномена привычки к интернету не оставляет сомнения в наличии зависимости от интернета. Человек постепенно перестает контролировать свое поведение и тягу к интернету, несмотря на ее отрицательные последствия. По крайней мере, один из шести пятнадцатилетних подростков выказывает признаки зависимости от пользования интернетом. 5,5% подростков, в особенности мальчики, обнаруживают симптомы зависимости от компьютерных игр. Трое из пяти пятнадцатилетних школьников (59,4%) проводят в интернете больше времени, чем изначально планируют. Двое из пяти (42,3%) признаются, что постоянно думают об интернете, один из трех (30,8%) использует интернет как способ ухода от своих проблем и выход негативным эмоциям, таким как безнадежность, чувство вины, стресс, депрессия и др.
Также выявлены следующие «минусы» увлечённостью интернетом:
- Дети отдаляются от своих родителей. Согласно данным исследования, в котором приняли участие свыше 3 тысяч школьников – дети, которые много времени проводят за мониторами своих компьютеров, в значительной степени отдаляются от своих родителей, утрачивают с ними эмоциональную связь.
- Дети недостаточно двигаются. Постоянная обездвиженность может стать причиной детской полноты или ожирения.
- Поведение детей меняется не в лучшую сторону. Специалистами доказано, что дети, проводящие за компьютерами более 2-3 часов день, на 50 % более склонны к опасным поступкам - с большей долей вероятности они употребляют алкоголь и наркотики, курят и занимаются незащищенным сексом. Сетевые игры, изобилующие насилием, развивающие ненависть, садизм и стремление к смерти, также представляют огромную опасность.
- Маньяки, извращенцы, мошенники. Согласно одному из международных исследований, 74,4% опрашиваемых детей отвечают, что имеют доступ в интернет в любое желаемое время без каких-либо ограничений, а 9,7% признаются вопроснику – не родителям – что подвергались нападкам педофилов в чате, email и в различных социальных сетях. Примечательно, что, согласно международным исследованиям, средним возрастом первого знакомства с порнографией считается одиннадцать лет. Наибольшее потребление порнографии происходит в возрасте 12 – 17 лет, при этом сто тысяч интернет сайтов предлагают огромное количество детской порнографии.
- Подростковый виртуальный террор или «кибербуллинг» - профиль лучше сделать доступным лишь для друзей. Подросток должен уметь снимать отметки с фото, блокировать сообщения от незнакомцев, спам и рекламу в соцсетях – 70% школьников в возрасте 9-10 лет и более 90% в возрасте 13 лет пользуются Интернетом бесконтрольно, лишь менее половины всех пользователей знают, как делать это безопасно.
Однако, глупо было бы отрицать, что умеренная, грамотная активность в Сети благоприятно влияет на развитие когнитивных и социальных навыков подростка. Поэтому следует отметить следующие положительные факты:
- Скорость реакции развивается лучше. Многие исследования, в ходе которых сравнивались подростки, погруженные в сетевые игры и подростки, которые не проводят много времени возле компьютеров, выяснялось, что у геймеров более быстрая реакция, хорошее воображение, повышенная концентрация внимания. Увы, эти навыки не всегда входят в их реальную жизнь.
- Легче даются трудные задания, активное развитие интеллекта.
- Ребята становятся общительнее. Общение в Сети укрепляет связи школьников со сверстниками – ребята активные в социальных сетях часто выказывают «виртуальную эмпатию» - поддерживают друг друга, ободряют. В реальности им сложнее показывать свои чувства, в Сети же они могут раскрыться, не выходя на прямой контакт. Регулярно проявляя свои эмоции в Сети, они получают опыт, который может оказаться очень полезным в их реальной повседневной жизни.
- Также миллионы инвалидов получили возможность заводить себе друзей и общаться с ними.
- Развитие навыка самостоятельной работы с информацией. Сюда ещё можно отнести – безграничные возможности яркого проявления личного творчества – создание презентаций, роликов, индивидуальной странички, ведение сайта, создание групп по интересам и т.д.
Выводы из всего вышесказанного напрашиваются сами - в увлечении компьютером, Интернетом и сетевыми играми важно соблюдать меру – у подростков должно оставаться время и на ежедневную физическую активность и общение «оффлайн».
Опираясь на приведённые факты, проектной группой «Вектор» был разработан «Опросный лист», в котором ребятам из ОУ Октябрьского района предлагался список тем для создания обсуждений и форумов на страницах медиа-журнала «Вектор» и задавался вопрос – насколько эти темы являются актуальными и востребованными и представляют интерес для современной молодёжи. Осенью 2017 года - было опрошено около 250 учащихся, 97% из них одобрили и поддержали инициативу проектной группы.
Учитывая проблемы, с которыми сталкивается подрастающее поколение при использовании медиа-технологий, новая проектная группа «Вектор» наметила следующий примерный перечень тем:
1. Отношения с родителями.
2. О социально значимых заболеваниях. Профилактика и ориентация на ЗОЖ.
3. «Береги братьев наших меньших».
4. Экзамены-экзамены...
5. Как интересно организовать и провести свой летний отдых.
6. Подростковые риски – что это? Как и чем помочь сверстникам в трудной жизненной ситуации.
7. Чему нас учат в соцсетях?
8. Как укреплять и сохранять собственное здоровье.
9. Взаимоотношения со сверстниками.
10. Дети с ограниченными возможностями – принять и помочь. (Участие в проекте «Ростов – город равных возможностей для разных детей».
11. Насилие – вне закона. (школьный буллинг).
12. Ещё раз о любви.
13. Экология родного города.
14. Воспитай в себе человека. Стань лидером своей жизни.
15. Книголюб.
16. Моё хобби.
Цель: привлечь до 200 человек молодёжи Октябрьского района к мероприятиям «Школы лидеров», через освещение их на страницах медиа-журнала «Вектор», посредством публикации статей, создания форумов и социальных опросов, чтобы на личном примере показать сверстникам как, используя современные медиа-технологии, не впасть в компьютерную зависимость, а сохранить и развить активную жизненную позицию, научиться выстраивать пути совместных стратегий в решениях глобальных и локальных проблем общества.
Достижение цели возможно при реализации следующих задач:
Для целевой группы:
1. Повышение уровня знаний подростков и молодёжи о возможностях использования сети Интернет.
2. Повышение уровня знаний об основных опасностях при использовании сети Интернет.
3. Повышение осведомлённости о возможности решения трудных жизненных ситуаций.
4. Формирование системы действий и способов совладения при столкновении с трудными жизненными ситуациями.
5. Усвоение правил и норм социально-компетентного поведения.
6. Укрепление ценностного подхода к своей жизни и здоровью.
7. Расширение кругозора и круга общения.
8. Развитие инициативы, способности отстаивать свою точку зрения, находить решение в определенных ситуациях.
9. Повышение самооценки и развитие коммуникативных умений.
Для проектной группы «Вектор»:
1. Организация молодёжных мероприятий, популяризирующих активную гражданскую позицию.
2. Написание статей.
3. Организация интернет-форумов, создания социальных опросов.
4. Мониторинг динамики количества участников в обсуждениях
5. Создание видео и фото-сюжетов.
Периодичность выпуска медиа-журнала – 1 раз в месяц, регулярное обновление информации в группе «Вектор» «ВКонтакте» vk.com/vector_pro
Технология реализации:
1) обозначение темы или нескольких тем месяца; 2) подбор информации (статьи, видео, иллюстрации и т.д.) по заявленной теме; 3) привлечение целевой аудитории через создание форума; 4) обсуждение и анализ проблемы, выводы, поиск и нахождение решений; 5) построение перспектив деятельности в данном направлении.
Каждый месяц предлагается и разрабатывается одна проблемная тема в следующих формах:
§ Заявление темы «ВКонтакте» в группе «Вектор»;
§ Краткая статья, информационный обзор по теме;
§ Видеосюжеты по теме (в том числе снятые самостоятельно);
§ Социальный опрос в виде интернет-анкет, форума для обсуждения;
§ В конце месяцев – анализ мнений молодёжи, аналитическая справка в группе «Вектор»;
§ Периодическое(еженедельное) очное собрание проектной группы для выстраивания и уточнения совместных планов и действий.
Календарный план проектных мероприятий:
Мероприятия «Этапов подготовки и организации»: | |||
№п\п | Мероприятие | Срок | Ответственный |
1. | Выбор целевой группы. Постановка проблемы. Мониторинг ситуации. Опрос подростков. Формирование проектной группы из активистов «Школы лидеров» МБОУ ДОД ЦДОД Октябрьского района; проведение собраний проектной группы для выработки алгоритма действий подготовки проекта, разработка «Паспорта проекта». | Октябрь 2017 г. | Руководитель Полупанова Г.А. Заичкина Надя |
Мероприятия «Этапа реализации»: | |||
2. | Старт «Академии Успеха» - 2017-2018 уч. год» | Ноябрь 2017 | Руководитель Полупанова Г.А. Лантратова Аня Заичкина Надя |
3. | Берегите братьев наших меньших – «Добрые сердца» | Декабрь 2017 | Руководитель Полупанова Г.А. |
4. | Декабрь «Занимайся жизнью…» | Декабрь 2017 | Руководитель Полупанова Г.А. |
5. | Акция «Begin» | Январь 2018 | Заичкина Надя. |
6. | Эстафета добра – помощь бездомным животных. | Январь 2018 | Полупанова Г.А. Ломоносов Максим. Комиссарова Вика. |
7. | «Зимняя Академия Успеха 2018» | Январь 2018 | Заичкина Надя. |
8. | Участие в акции «Рождественский перезвон», «Команда Деда Мороза». | Декабрь 2017 – февраль 2018 | Ломоносов Максим. Лантратова Аня. Ахвердян Рузанна Заичкина Надя. |
9. | «Новое поколение – какое оно?» Интернет-дискуссия. Социальный опрос. Фотодесант по ОУ района. | Февраль 2018 | Заичкина Надя. Лантратова Аня Ломоносов Максим. |
10. | Работа по теме «Отношения с родителями.» - снятие сюжетов, проведение совместной встречи участников проекта со своими родителями, презентация «Школы лидеров», анкеты, игра «Семейные псисекреты», чаепитие. Обсуждение на форуме «Как добиться добрых отношений подростка с родителями». | Март 2018 | Смирнова Ксения. Ахвердян Рузанна. Ломоносов Максим. Комиссарова Вика. Лантратова Аня. |
11. | Создание интернет группы «Книголюб» | Апрель 2018 | Лантратова Аня. Щипко Настя. |
12. | Районная Акция «Город без дыма». Социальный опрос «Курить или не курить?», посвящённый международному дню отказа от курения. | Май 2018 | Руководитель Полупанова Г.А. Заичкина Надя. |
13. | Международный День защиты детей. | Июнь 2018 | Ломоносов Максим. Лантратова Аня. Ахвердян Рузанна. |
14. | Викторина «Футбол FOREVER», посвященная МЧФ. | Май-июнь 2018 | Руководитель Полупанова Г.А. Заичкина Надя. |
15. | Подборка и публикация информационных материалов (статей, видеороликов, фото и т.д.), посвященных МЧФ в Ростове-на-Дону. | ||
16. | Статья-обсуждение «Всё решают только знания» - по вопросам сдачи ЕГЭ и ОГЭ. | Июнь 2018 | Подгорная Вика. Бушарина Полина. Щипко Настя. |
17. | Материалы по месячнику профилактики наркозависимости. Акция, посвященная Международному Дню борьбы с наркотиками. | Июнь 2018 | Комиссарова Вика. Лантратова Аня. Подгорная Вика. |
Мероприятия заключительного этапа: | |||
18. | Подведение итогов работы проекта. Подсчёт результатов выполнения проектного плана. Построение перспектив на будущее. | Июль 2018 | Полупанова Г.А. Заичкина Надя. |
1. Ожидаемые результаты:
· Увеличение в Октябрьском районе количества молодёжи, интересующейся важными личностными и социальными вопросами;
· Сплочение участников «Школы лидеров», привлечение новых участников (до 30 человек).
· Публикация до 20 статей, снятия 4 видеороликов, проведение 4 интернет-форумов и 4 социальных опроса.
· Расширение кругозора и круга общения молодёжи.
· Усвоение подростками правил и норм социально-компетентного поведения.
· Укрепление ценностного подхода к своей жизни и здоровью.
· Развитие молодёжной инициативы, способности отстаивать свою точку зрения, находить решение в определенных ситуациях.
· Повышение самооценки и развитие коммуникативных умений.
· Посещение молодёжью интернета с целью обучения и выдвижения личных идей для улучшения жизни общества;
· Охват мероприятиями и идеями проекта до 200 человек целевой аудитории.
Способы оценки: выполнение проектного плана, количество просмотров страницы, количество участников в социальных опросах, количество предложенных идей от целевой группы, количество отзывов о проекте (как положительных, так и отрицательных), результаты опросов и анкетирования целевой группы на страницах медиа-журнала.
Риски: уход одного или нескольких членов из проектной группы, невысокий рейтинг медиа-журнала – предложенная тема не поддерживается целевой аудиторией, невыполнение работ в запланированном объёме.
Партнёры: Образовательные учреждения, Центр дополнительного образования детей Октябрьского района города Ростова-на-Дону, благотворительная организация «Выбор», РШЛ.
Новый «Вектор» реализует идеи: