Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
1899 года, 31 декабря у екатерининского вельможи назначен был бал. Ждали приезда государя. Наташа ехала на свой первый в жизни взрослый бал. В этот день она поднялась очень рано и была целый день в лихорадочном ожидании чуда. Все силы ее были направлены на то, чтобы все: она, мама, Соня были одеты наилучшим образом. Все необходимое уже было сделано: тщательно, по–бальному, вымыты ноги, руки, уши, шея. Все это напудрено и надушено. Уже надеты белые ажурные чулки и белые атласные башмачки с бантиками, прически почти окончены. Стали одеваться в бальные платья Соня и графиня, а Наташа все суетилась, помогая им. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечики пеньюаре. Но постоянно вскакивала, чтобы перевязать бант Соне, приколоть тогу матери. Отец спрашивал из-за двери, когда же они будут готовы, уже десять часов.
Окончив прическу, Наташа побежала проверить, как оделись мать с Соней. Наконец все были готовы и в половине одиннадцатого сели в карету.
С самого утра этого важного для нее дня Наташа была постоянно чем-то важным занята, таким важным, что не оставалось времени подумать, что же ее ждет на этом балу. Сидя теперь в промозглой карете, Наташа живо представила себе то, что ждет ее на балу в освещенных ярких залах: музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. Но окончательно осознала это, только поднимаясь с матерью и Соней по красной дорожке, застилавшей парадную лестницу, проходя между живыми цветами. Она шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами скрыть его. И это была та манера, которая особенно шла к ней.
Наташа шла мимо огромных зеркал, отражающих нарядную толпу, и не могла различить в этой толпе себя: все смешалось в одну блестящую процессию. Хозяин и хозяйка стояли в дверях и приветствовали входящих словами: «Очень, очень рады вас видеть».
|
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели в реверансе. Но хозяйка невольно остановила свой взгляд на тоненькой Наташе. Возможно, Наташа напомнила ей ее золотое, невозвратимое девичье время.
В зале, теснясь около двери, стояли гости. Ожидали государя. Графиня с девочками заняли место в первом ряду. Наташа слышала, что несколько голосов спросили про нее. Она поняла, что понравилась им. А Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как назвала его хозяйка. И знала еще, что он отыскивает их, особенно ее, потому что обещал представить ей кавалеров. Но Пьер задержался возле невысокого худощавого человека в белом мундире, очень красивого. И опять Наташа порадовалась знакомому лицу, узнав князя Андрея Болконского, который один раз ночевал у них в Отрадном.
Вдруг все зашевелились, зашептались, раздвинулись. И между двух рядов появился государь.
Заиграла музыка, пары выстроились идти в польский. Наташа чувствовала, что она, мать и Соня не примут участия в нем – у них не было кавалеров. Ее не занимал ни государь, ни всякие важные лица, ею овладела одна мысль: «Неужели так никто и не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины… Нет, этого не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною». Ей хотелось плакать.
|
Польский закончился, полились волшебные звуки вальса. Князь Андрей стоял недалеко от Ростовых. К нему подошел Пьер. Он сказал, что здесь есть его протеже, молодая Ростова, и попросил князя пригласить ее на танец, потому что князь Андрей всегда танцует, а Пьер – нет. Болконский направился к Наташе. Он увидел ее замирающее лицо, понял ее чувства, вспомнил ее разговор в Отрадном и с веселым выражением лица поклонился княгине, прося ее дочь на тур вальса. Замирающее лицо Наташи, готовое на отчаяние и восторг, озарилось счастливой, радостной улыбкой.
Они были вторая пара, вышедшая в круг. Князь Андрей считался по праву лучшим танцором своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее, обутые в бальные туфельки, делали свое дело легко и независимо от нее, а лицо светилось восторгом счастья. А Андрей… Вино юной прелести ударило ему в голову. Он почувствовал себя помолодевшим, ожившим и счастливым, когда, переводя дыхание, оставил ее матери и стал глядеть на танцующих. Потом она танцевала много с разными кавалерами. На веселый котильон, перед ужином, Андрей снова пригласил Наташу. Он напомнил ей первую отраднинскую встречу, их разговор в лунную ночь.
Князь Андрей, выросший в свете, любил встречать там то, что мало походило на высшую светскость, не имело лоска и блеска высшего круга. Такой была Наташа. Ее искренность, внутреннее состояние счастья, умение удивляться, робость, даже ошибки во французском языке, делали ее очаровательной в его глазах. Он сидел рядом с ней, вел самые обыкновенные разговоры и любовался блеском ее глаз, радостной улыбкой.
|
Новый кавалер опять пригласил ее. Она устала, запыхалась и, видимо, думала отказать, но вновь подняла свою худенькую ручку на плечо кавалера и улыбнулась князю Андрею. «Я бы и рада посидеть с вами, я устала. Но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами это все понимаем», - говорила князю Андрею улыбка Наташи.
Она побежала через залу, чтобы взять двух дам для фигур.
«Ежели она подойдет сначала к кузине, а потом к другой даме, она будет моей женой» – неожиданно сказал себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла к кузине.
«Какай вздор иногда приходит в голову! – подумал Болконский. – Но верно то, что эта девушка так мила, так непосредственна, так особенна, что не протанцует и месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость», - подумал Андрей, когда Наташа снова села возле него.
Бал заканчивался. Ростов подошел к князю Андрею и пригласил его к ним, спросил у дочери, весело ли ей. Наташа ничего не ответила, только улыбнулась такой улыбкой, которая говорила: «как можно спрашивать об этом?» Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни!
Она была в той высшей степени счастья, когда человек становится добрым и хорошим и не верит в возможность существования зла, несчастия и горя…
На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где еще не был. Заехал он и к Ростовым. Он признался себе, что ему хочется увидеть Наташу в домашней обстановке.
Наташа одна из первых встретила его. Она была в домашнем синем платье, в котором показалась князю еще лучше, чем в бальном.
Болконский провел у Ростовых целый день.
Поздно вечером, дома, Андрей не мог уснуть. Его что-то томило, мысли блуждали в голове против его воли. Он не думал о Наташе, он просто воображал ее, поэтому вся жизнь его представлялась в другом свете. Ему и в голову не приходило, что он был влюблен в Ростову. Он вспомнил слова Пьера, что надо верить в возможность счастья.
Ответьте письменно на вопросы:
1. Найдите в тексте описание подготовки к балу и приезда на бал Наташи Ростовой. Какие чувства испытывает героиня?
2. Найдите описание Наташи Ростовой на балу. Что больше всего волнует ее во время бала?
3. Почему князь Андрей Болконский согласился на предложение Пьера пригласить Наташу на вальс?
4. Как повлиял на князя Андрея тур вальса с Наташей Ростовой?
5. Какие качества Наташи привлекли князя Андрея?
6. Определите роль данного эпизода в изображении судеб Наташи Ростовой и князь Андрея в идейно – философском содержании романа.
Первый бал Наташи Ростовой
Л. Н. Толстой написал свое великое произведение «Война и мир», оставив богатое наследие потомкам. Но среди четырех томов эпопеи есть сцены, которые особенно четко запоминаются читателю. К числу таких сцен относится первый бал Наташи Ростовой.
Значение сцены для романа
Анализ эпизода «Первый бал Наташи Ростовой» позволяет оценить его значение для всего произведения. Именно здесь завязываются отношения и раскрываются характеры. Бал является сердцем всего романа, ведь здесь сходятся сюжетные линии и образы персонажей. Бал разделяет произведение на «до» и «после». Именно здесь рождается любовь Наташи и Андрея. Здесь многие герои понимают, что жили неправильно, видят свои ошибки. Пьер разочаровывается в своей жене, увидев, что она является совсем не такой, какой он видел ее раньше. Эта сцена становится эпизодом-развилкой. После него уже не будет так, как было до него, и это делает бал особенно важной сценой для всего произведения.
Символизм бала
Бал происходит 31 декабря. Эта дата сама по себе является волшебной и символичной. Это конец старого года и начало нового. Тоже самое можно сказать и про жизнь – здесь заканчивается старая жизнь персонажей и начинается новая.
Сцена наполнена символичными деталями, нюансами и моментами. Например, Андрей Болконский одет в белый мундир. Это является символом перехода в новую жизнь – светлую, чистую, «белую». князь освобождается от груза потери жены. Наташа тоже одета в воздушное белое платье. Сам автор указывает, что платье напоминает саму Наташу – такое же чистое и воздушное.
Символична и подготовка к балу. Если в доме Ростовых подготовка идет в счастливой суете, ведь это первый бал для юной прелестницы, то приготовления Пиронской показаны на контрасте – внешне все происходит «также», но при этом автор часто упоминает слово «старая», что говорит о том, насколько привычным является бал для хозяйки.
Ярким символом становится и поездка Наташи на бал. Она происходит в полутьме, в карете, где Наташа много размышляет о предстоящем. Примечательно, что такая же полутьма будет сопровождать ее на всех переломных этапах: перед встречей в Курагиным, перед встречей с Андреем, освобождением и прощением.
Именно Пьер предложит Андрею пригласить на танец Наташу, тем самым положив начало их большой и светлой любви. В этом также есть доля символизма, смешная шутка, ведь Пьер будет любить Наташу всю жизнь, приняв и простив их любовь с Андреем.
Будет Символична и сама оценка происходящего. Вот только этот символизм является обратным, противоположным действительности. Хозяйка бала дает отрицательную оценку главному персонажу Андрею, ей не нравится Пьер.
Наташа на балу
Именно здесь героиня раскрывается во всей своей красе. Из подростка она превращается в юную и прекрасную девушку, поражает всех своей легкостью, отсутствием фальши. В начале бала Наташе кажется, что ее никто не пригласит. Этот страх выражается в глазах, во всем ее виде. Благодаря Пьеру, на первый танец Наташу приглашает никто иной, как Андрей Болконский. Именно здесь начинают зарождаться их чувства: хрупкая и нежная Наташа тает в сильных руках Андрея, а он в свою очередь поражен ее нравом, лед в его душе начинает таять. Этот танец является символом их любви.
После первого танца у Наташи нет отбоя от кавалеров. Но будущие возлюбленные уже не теряют друг друга из вида не только на балу, но и на все время их чистой, светлой, настоящей любви.