Вопрос № 2.
Новые понятия, введенные в законе об образовании РФ, их характеристика.
Федеральный закон об образовании в РФ принят от 21 декабря 2012 года Государственной Думой и одобрен советом Федерации 26 декабря 2012 года.
Новые понятие.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, (расширенное понятие по сравнению с предыдущим).
Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Конфликт интересов педагогического работника - ситуация при которой, у педагогического работника возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды.(КРАТКО)
Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей, вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
|
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инновационная и экспериментальная деятельность
Изучение основ духовно-нравственной культуры.
Сетевые формы обучения
Требования к договору об образовании (запрет повешения стоимости платных услуг, вопросы аттестации обучающихся)
Индивидуальный отбор обучающихся при приеме либо переводе.
Вопрос № 3.
1. Дайте характеристику сценариев развития отечественного образования:
реставрационный, стабилизационный, модернизационный, инновационный.
Реставрационный Цель сценария: отказ от продолжения начатых преобразований и возвращение к системе образования ХХ века 1) Остановка процесса институциональных преобразований; Ликвидирование ЕГЭ; 2) Существенное ограничение вариативности учебников и образовательных программ; 3) Детальное описание перечня обязательных предметов и содержание учебного материала в
. стандартах; 4) Осуществление отказа от профильного обучения и индивидуальных учебных планов на старшей ступени школы; 5) Восстановление закрытой ведомственной системы управления и оценки качества; 6)Ликвидация гимназий и лицеев; 7) Запрет школьных платных услуг; 8) Замена подходов, опирающихся на инициативу и самоорганизацию учащихся, на модели, основанные на авторитете и дисциплине.
|
Стабилизационный Не предлагает специально организованных действий для ответа на вызовы, встающие перед системами образования развитых стран. Стабилизационный сценарий нацелен на выравнивание образовательных возможностей в условиях дифференцированного общества и создает условия для эволюционного изменения системы образования в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой. 1) Конкретизируются и нормативно закрепляются социальные обязательства государства в сфере услуг по образованию и социализации для всех обучающихся; 2) Обеспечивается «эффективный контракт» с педагогическими работниками: закрепляется норма уровня заработной платы педагогических работников: уровень заработной платы к 2017 г. доводится до 115% средней по экономике, пед. работников дошкольного и доп.образования - до 80% от средней зарплаты по экономике; вводятся профессиональные стандарты для педагогов и руководителей и система аттестации и др.; 3)В сельской местности развитие получают формы организации дошкольного и школьного образования: учительский дом – школа, воспитательский дом – детский сад (при количестве детей до 7-8 лет), детский сад – начальная школа; 4) Развиваются альтернативные формы образования, программы дистанционного образования детей с ОВЗ, детей,
. проживающих в отдаленных территориях; 5) Реализуются национальные проекты и программы, направленные на решение проблем доступности качественного образования; 6) Разрабатываются и реализуются механизмы, обеспечивающие возможность гарантированного и бесплатного изучения русского языка на дошкольной и школьной ступенях для детей мигрантов, а также их образовательной и культурной интеграции.
|
Модернизационный Цель сценария: перенос акцента с процессуального подхода к четкой ориентации на достижение новых результатов, нового качества образования 1) Обеспечение готовности выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологичной экономике; 2) Достижение выпускниками школ высокого уровня развития социальных компетенций и гражданских установок, целенаправленное формирование гражданской идентичности как предпосылки укрепления общества «единства разнообразия» и солидарности в сфере социальных и межличностных отношений граждан России; 3) Снижение доли выпускников основной школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности; 4) Сокращение отставания наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; 5) Достижение российскими школьниками результатов, позволяющих войти в группу лидеров по показателям исследования PISA; 6) Повышение качества подготовки абитуриентов; 7) Снижение проявлений асоциального поведения молодежи.
Инновационный Сценарий опирается на: 1) заинтересованность семей в развитии потенциала детей и предусматривает стимулирование их активности и инвестиций в сферу неформального образования и социализации. 2) потенциал, накопленный в медиасфере, в индустрии детских товаров, в организациях неформального образования и социализации, в лучших школах, реализующих не только учебные программы, но и современные практики социализации. 1) Стимулируется развитие сектора неформального образования и социализации за счет механизмов государственно-частного (поддержка детских индустрий, медиапроекты и др.) и социального партнерства, поддержки общественных инициаив и т. д.; 2) Происходит переход от содержания ведомственных учреждений и организаций образования, культуры и спорта к формированию территориальных сетей образования и социализации. 3) Закрепляется возможность формирования государственных (муниципальных) заданий неподведомственным учреждениям. 4) В сельской местности это позволяет повысить доступность качественных социальных услуг, а в городских районах — обеспечить комплексный подход к решению задач образования и социализации детей; 5) Вносятся изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения прав и законных интересов ребенка при создании социальной инфраструктуры; 6) Стимулируется политика, направленная на развитие муниципальной инфраструктуры социализации и досуга детей и подростков по месту жительства (клубы, детские и спортивные площадки), используются существующие и создаются новые социально-культурные среды для социализации и развития детей и подростков; создаются муниципальные
интегрированные службы социализации и развития детей и подростков; 7) Реализуются федеральная и региональные программы поддержки медийно-социальных, в том числе сетевых, проектов, решающих задачи формирования социальных установок подрастающего поколения (интернет, игровое, документальное и анимационное кино, ТВ); 8) Осуществляется поддержка дошкольных учреждений и школ, реализующих программы социализации детей во внешкольном пространстве (экспедиции, сотрудничество с музеями, предприятиями, сезонные школы и др.); 9) Реализуются меры по развитию индустрии детских товаров.
Вопрос № 4
Современные проекты и программы, действующие в системе отечественного образования.
Модернизация пед. обр.
Развитие обр.
Многие проекты и программы, реализующиеся в настоящее так или иначе прослеживаются и в системе Советского образования.
Современный проект «Доступное дополнительное образование для детей», главным результатом которого должно стать создание в каждом регионе РФ современных региональных систем дополнительного образования детей.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации.
Под воспитанием гражданина России понимается воспитание зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большим и малым родинам, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом.
Издание научно-популярных журналов.
Выпуск научных журналов взял свое начало в советском образовании. Широко известны такие журналы как: Автоматика и телемеханика, ботанический журнал, восток, земля и вселенная и многие другие.
Всероссийская олимпиада школьников.
Олимпиады школьников начали проводиться в СССР с 1964 года. Олимпиады проводились по математике, физике и химии.
На сегодняшний день круг предметов увеличен до 24.
Поддержка молодых ученых, аспирантов и ведущих школ РФ.
В 1968 году в СССР был создан совет молодых ученых, который активно финансировался.
На сегодняшний день создано большое количество грантов и стипендий для молодых ученых и аспирантов с целью развития системы эффективного воспроизводства кадрового потенциала.
Совершенствование стипендиального обеспечения студентов.
В советском образовании средняя стипендия составляла 30% от средней заработной платы.
Вопрос №5
5. Тенденции развития отечественной высшей школы в контексте Болонского соглашения: плюсы и минусы
Болонский процесс - заявление 29 европейских стран «Пространство европейского высшего образования» (Болонья, 19 июня 1999 г) и представляет собой совокупность основных направлений деятельности по созданию общеевропейского высшего образования. К концу 2008 г. в него были включены 46 гос-в.
+ | - |
Добровольное принятие евростандарта обучения | Сокращение сроков (количество часов по специальным предметам сокращается на 20%) Отсутствует специальная система дообучения бакалавров. |
Равенство и доступность образования | Утрата российским образованием собственного «лица», сформированного отечественной культурной традицией. |
Академическая мобильность (путем введения «зачетных единиц») | «Утечка умов» |
Трудовая мобильность | Искажение и произвольная трактовка болонских документов Министерством образования и науки РФ, а именно: |
Вариативность обучения (различные варианты бак./маг.) | Добровольность участия в Болонском процессе. Но в России же её явно насаждают административными методами; |
Инвестировании высшего образования в России (инженерное, естественнонаучное) за счёт притока средств из-за рубежа (иностранные студенты) | декларация определяет, что бакалавриат должен продолжаться не менее трёх лет. Максимальные сроки не установлены. |
декларация не требует конкурсного отбора для обучения студентов на старшей ступени высшего образования (маг.). Однако именно такое решение было утверждено российским законом. |
Вопрос № 6