· найди заменительное действие для рук и рта, которые до сих пор привыкли к сигарете. Используй жвачку, мятные конфеты, орехи, когда возникает желание отравиться табаком;
· при отказе от предложенной сигареты найди в себе силы ответить: «Спасибо, я не курю» или «Спасибо, я бросил»;
· в первые дни больше пей жидкости (воду, соки), особенно, когда захочешь закурить;
· исключи из потребления кофе, пряные и острые блюда;
· дай своему организму больше физической нагрузки;
· представь себе, что в сигарете таракан, он горит, а его дым ты тянешь в себя;
· хвали себя вечером за каждый успешный день, проведенный без табака.
· среди молодежи распространено очень неверное суждение, что курение это признак взросления. На самом деле, курение для молодого человека есть признак его незрелости, несмышлености. Очень нередки случаи, когда юноша, становясь взрослым, осознанно бросает курить.
В борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией необходимо позаботиться о том, чтобы подросток получил следующие знания и навыки:
- Умение решать проблемы и принимать решения;
- Умение распознавать межличностные и массовые (реклама алкоголя и сигарет) формы агитации, а также умения сопротивляться им;
- Увеличение самосознания и самоуважения;
- Искусство справляться с беспокойством и стрессом без использования наркотиков;
- Улучшение межличностных качеств, таких как умение завести разговор;
- Развитие твердости, умения выражать неудовольствие и злость, а также умения сообщать о своих потребностях;
- Развитие представления о воздействии наркотиков на здоровье;
Очень важно правильно подготовить ребёнка к принятию решения на основе полученной ранее информации. Он должен решить:
|
- является ли эта привычка к курению серьёзным риском для здоровья;
- может ли курение сказаться на его здоровье;
- что он приобретает, решив не курить / пить / употреблять наркотики;
- что он потеряет, если не будет курить /...
Как правило, после такой многоступенчатой работы с ребенком (подростком) удается добиться значительных результатов.
Когда школьник уже принял решение не курить, важную роль имеет поддержка близких, в том числе, родителей и учителей, к тому же – друзей и приятелей.
Известно, что риск курения возрастает, если курят родители. А когда школа активно поддерживает профилактические мероприятия, включая отказ от курения среди учителей, частота курения среди школьников снижается.
Алкоголь.
Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.
Вред алкоголя очевиден. Доказано, что при попадании алкоголя внутрь организма, он разносится по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения. При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм. Алкоголизм опасен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни. Главная проблема состоит в том, что большая часть алкогольной продукции, выпускаемой негосударственными предприятиями, содержит большое количество ядовитых веществ. Недоброкачественная продукция нередко приводит к отравлениям и даже смертям.
|
Особого внимания заслуживает проблема пьянства среди подростков.
Основными принципами, побуждающими их к первому знакомству с алкоголем, являются желание "быть как все" в компании друзей и просто любопытство. Большое значение в воспитании у подростка правильного отношения к алкоголю имеет семья. Пример родителей убеждает лучше всяких слов.
- Весьма полезно с этой точки зрения чтобы первый в жизни бокал вина был выпит человеком в присутствии родителей на каком-нибудь семейном торжестве, а не в темном углу школьной дискотеки. Именно в таком подростковом возрасте необходимо закладывать фундамент той самой "культуры пития": человек‚ привыкший к умеренному употреблению вина, вряд ли станет впоследствии злоупотреблять крепкими алкоголесодержащими напитками‚ а, тем более, самогоном.
- Важно оградить подростка от употребления слабоалкогольных напитков и коктейлей, содержащих большое количество красителей, консервантов и т.д. Необходимо подчеркнуть, что не бывает «легкого» алкоголя, и любой напиток пагубно отразится на здоровье.
- Также не лишним будет следить за компанией, в которой находится ребенок. Если его друзья производят неблагоприятное впечатление, если кто-то из них происходит из неблагополучной семьи – стоит обратить на это внимание. И либо оградить ребенка от такого общества, либо провести беседу о том, как важно не попасть под дурное влияние.
|
- Разумеется, в семье, где родители сами неумеренно употребляют алкоголь, у ребенка и особенно – подростка больше шансов пристраститься к нему.
- Можно попробовать отвлечь подростка от алкоголя каким-либо интересным занятием – возможно, его стоит записать в спортивную секцию или какой-нибудь другой направленности кружок.
- Подросток, на котором лежит в той или иной степени серьезная ответственность, имеет меньше шансов попасть под действие привычки. Такой ответственностью может стать помощь в присмотре за младшими братьями и сестрами, уход за пожилыми родственниками, а также – обыкновенное домашнее животное.
Надо сказать, что этот совет актуален не только в борьбе с алкоголизмом, но и с другими привычками – тоже.
- В случае, когда подросток – девушка, можно обратить ее внимание на то, как негативно повлияет алкоголь на ее внешность.
Независимо от пола, возможно намекнуть подросткам о том, что алкоголь вызовет проблемы и с физическим здоровьем, и с психическим, а также вызовет проблемы в половой сфере в будущем.
Наркомания.
В основу работы с подрастающим поколением должен быть положен возрастной принцип, и беседы о вреде наркотиков надо строить с учетом того, что чем моложе ребенок, тем в меньшей мере с ним должен вестись разговор о свойствах наркотиков и их влиянии на организм. Главное - ориентировать ребенка на здоровый образ жизни. Основную же информацию надо передать старшеклассникам, их родителям, общественности — с целью оздоровления социального окружения детей. Важнейшими условиями такого воспитания должны быть: целенаправленность, систематичность, дифференцированность - в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей, уровня учебно-познавательной деятельности, развития школьника.
Неназойливая агитация за здоровый образ жизни, содержательный досуг должна быть в любой беседе, но особенно в тех, где затрагиваются медико-биологические аспекты проблемы.
Прежде всего, нужно раскрыть вредное влияние наркотиков на развивающийся организм. Необходимо сформировать у детей представления о наркомании как о тяжелом, порой неизлечимом заболевании, быстро приводящим к смерти. Особое внимание следует уделять вредному действию наркотических и токсических средств на психику и механизмы формирования физической зависимости.
Разумеется, пропаганда должна быть наступательной и плановой, уровень разъяснительной работы - высоким. Средства и формы самые разнообразные: наглядно действующие (плакаты, фильмы, телепередачи), печатные‚ художественные произведения, устные (выступления по радио, публичные лекции, беседы).
Подросток в силу психологических особенностей лучше воспринимает наглядные способы пропаганды. Любые откровенно назидательные формы, поучения он встречает скептически, как посягательство на свободу, попытку «влезть в душу». Беседы с подростками требуют особых навыков, ясного языка. Тем более это касается такой острой темы, как наркомания.
Важнейшим условием эффективной деятельности любой системы являются обратные связи. Организм человека — весьма сложная система с множеством безусловных и условных реакций, обеспечивающих высокую адаптациюк изменяющимся условиям внешней среды. Многие люди, однако, неразумно долго и упорно испытывают стойкость своего организма неправильным образом жизни, алкоголем, никотином, и нередко только через десятилетия становятся очевидными неизбежные пагубные последствия. Рано или поздно обратная связь сработает, но чаще всего поздно или очень поздно. Должны пройти годы и десятилетия, прежде чем человек ударится лбом о свою болезнь, о свое несчастье. Также далеко не мгновенно проявляется и положительная обратная связь между занятиями физической культурой и улучшением состояния организма. Именно этот фактор тяжелее всего преодолеть человеку: «занимаюсь физкультурой уже две недели‚ а результатов по прежнему нет!»
В этой связи большой интерес представляет система физических упражнений — аэробика‚ шейпинг‚ в особенности, метод контроля состояния, при помощи которого осуществляется обратная связь в ответных реакциях организма на положительные и отрицательные воздействия. К сожалению, одного этого мало. Должны быть разработаны простые и доступные инструментальные и не инструментальные способы быстрой оценки и самооценки состояния организма. Пользуясь ими, человек будет воочию убеждаться, к чему приводит неправильный и что дает правильный образ жизни. Здесь большие задачи возникают перед медициной, педагогикой и главным образом перед психологией.
Беседы о вреде курения, употреблении алкогольных и наркотических средств уже нужно начинать проводить в младшем школьном возрасте. Лучший способ уберечь ребенка от вредных привычек – это увлечь его занятиями спортом, искусством или другим развивающим занятием.
Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Важно на этом этапе использовать положительные социальные ролевые модели, так как для подростка на этом этапе свойственно искать пример для подражания.
Профилактикой вредных привычек у детей нужно начинать заниматься своевременно. Родители должны проявить терпение, заботу и внимание по отношению к своему ребенку, что поможет предотвратить появление у детей вредных привычек!