Понимание сущности образования как антропопрактики.




В существующей ежедневной образовательной практике ни в средней, ни в высшей школе в принципе даже пока не ставится вопрос об антропологии образования или об образовании как об институте человека. Следует отметить в начале 90-х гг. в учебных планах некоторых гуманитарных специальностей педагогических вузов были дисциплины «Педагогическая антропология», однако постепенно они исчезли и антропологическое понимание сущности образования и воспитания постепенно уходит из содержания профессиональной подготовки кадров, работающих в системе образования. Таким образом, вопрос о том - какой образ человека строится, когда осуществляется некая образовательная практика, не является значимым.

Следствием отсутствия антропологического видения является то, что под содержанием образования понимается все, что угодно (компетенции, навыки, знания, умения, способности, нормы, процедуры и проч.), только не то, ради чего существует институт образования как практики становления человеческого в человеке. В погоне за образовательными результатами в ситуациях бюрократического давления забыли самое главное – самих себя. Мы перестали стремиться к тому, чтобы быть людьми.

Еще в антропологической философии было задано понимание образования как категории бытия человека, как формы, в которой он - человек существует. Мир входит в человека и человек должен преобразоваться до мира (М.Шелер). Каждый человек строит сам свое образование. Образование, по мнению В. И. Слободчикова, должно стать универсальной формой становления и развития «собственно человеческого в человеке», развития базовых, родовых способностей. Человек – субъект собственной жизни, он должен иметь полноту своего человеческого бытия, переживать личностные встречи с другими, развивать свою индивидуальность. Образование должно быть не только ресурсом социального производства, предметом политических манипуляций, сколько – подлинным субъектом культуры и исторического действия. Основой такого образования является духовность и нравственность.

Антропологический подход в сфере гуманитарного знания и гуманитарной практики – это ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно- телесных измерениях. Полный человек – это такой человек, который является субъектом собственной жизни. В этой связи необходим пересмотр современных гуманитарных практик с точки зрения их антропологической модальности.

По сути гуманитарная педагогическая практика – это практика выращивания собственно человеческого в человеке, это антропопрактика. Чтобы выстроить антропопрактику, необходимо понимание человека во всей потенциальной полноте его бытия. Речь идет о бытии человека маленького, подростка и взрослого на всех этапах его жизни. Антропопрактики предполагают организацию особой работы в пространстве совместно-разделенной деятельности типа событийной общности и наличии пространства рефлексивного сознания. В таком пространстве происходит осознанное и целенаправленное проектирование жизненных (образовательных) ситуаций, в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение, обретение субъектности и авторства собственных действий.

Вопрос № 20

Дайте характеристику понятиям: образовательная среда, время.

В настоящее время образовательный тезаурус включает в себя такое понятие как «образовательная среда ». В истории педагогики и психологии выделяют три модели образовательной среды: эколого-личностная модель (Ясвин), коммуникативное-ориентированная (Рубцов) и антрополого-психо-логическая модель (В.И. Слободчиков). Значительное распространение получила концепция безопасной образовательной среды И.А. Баевой.

В качестве обобщенных базовых характеристик среды можно выделить следующие: структурированность (координаты), насыщенность (интеллек-туальная, эмоциональная, волевая), вариативность, динамичность, откры-тость, субъектность, событийность.

Наряду с понятием «образовательная среда» в современной антрополо-гической педагогике артикулировано понятие «время ». Выделяют три типа времени как способа жизни: историческое, биографическое и личностное. Для процесса формирования человека важны типы личностной организации времени и отношения к нему. Они определяются по двум основным критериям: ситуативности-пролонгированности и активности-пассивности человека (В.Г.Ковалев). В этом контексте различают четыре основных типа личностной организации времени и отношения к нему: обыденный, функционально-действенный, созерцательно-рефлексивный, созидательно-преобразующий.

Человек с преобладанием обыденного типа характеризуется социальной пассивностью, ситуативной зависимостью от обстоятельств, поверхност-ностью, стереотипностью поведения, статичностью образа жизни)

Функционально-действенное отношение к своему времени проявляется у человека в энергичности, жестко рациональном восприятии мира, рассудоч-ности, узости временного кругозора, ограниченности, свернутости своих планов, ограниченных заботами настоящего и ближайшего будущего.

С озерцательно-рефлексивный тип личностной организации времени можно наблюдать у человека с обостренным восприятием,тонким осознанием сложности и противоречивости бытия, углубленным размышлением, рефлексией. Для такого человека текущая социальная ситуация теряет значимость и в то же время особую значимость приобретают культурно-историческое прошлое и будущее.

Созидательно-преобразующий отношения человека к своемувремени означает глубокое разностороннее и реалистическое осознание сложных и противоречивых процессов жизни, развитие чувство текущего времени, созидательно-преобразующая активность в процессе осуществления собственной жизнедеятельности, ее продуктивность и плодотворность, оптимальное распределение и использование времени для различных дел, широкая временная транспектива.

Социально-педагогическая поддержка как комплексная технология работы с подростками с поведенческими проблемами. Понятие социально педагогической поддержки было введено в теорию и практику известным ученым О.С. Газманом. Она получила широкое распространение. Ее ба-зовыми положениями являются идеи оказания поддержки при наличии проблем, позитивной мотивации и возможностей у ребенка, организация его совместной деятельности со взрослым и ориентации на успех. Социально-педагогическая поддержка необходима подросткам, имеющим ограничения в здоровье, испытывающим трудности в общении со сверстниками, желаю-щим заняться новым видом деятельности, а также там, где происходит включение подростков в волонтерскую деятельность, организация связей с внешними для школы струк-турами (бизнесом, администрацией и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: