общая характеристика средневековой арабской философии.




В 1 пол 7 века в Аравии появилось и быстро распространилось новое религиозное учение – ислам Бог племени куреймитов стал единственным богом. Религия для создания государства. Во главе осователь и пророк Мохаммед – посланник Бога на земле

Мусульманство – в условиях сталкновения кочевников с горожанами и борьбе с персами. Победа ислама – компромисс между аристократами Мекки и кочевым населением и горожанами. Аристократия во главе экспансии – на Иран и Византию – к н.8 века – Арабский халифат – Аравия. Иран, Армения, часть Индии, Сирия, Египет, Палестина. Север Африки и Пиринейский пол-ов.

8-9 век – культура и экономика превосходяи европейскую. Центры культуры – 9в – Багдад, 10 в – на Пиринейском пол-ове, развитие науки, переводы античных авторов.к 12 веку – раздвоение арабской культуры, начинает преобладать западная.

Предпосылкой для формирования арабской философии – «калам» обсуждение догматов Корана, приверженцы – мутакалимы –враждебно к античной философии. В исламе не было организованной централизованной церкви = наметились разные толкования Корана. Более свободно трактовали мутазилиты – отрицали множественность атрибутов Бога, утверждают Его абсолютное единство. Он неделим, не определим во времени и месте, он единственное вечно Бытие. – намечается апофатическое богословие. Против антропоморфического представления об Аллахе. Функция Бога – наделение материи, которая уже обладает атрибутами еще одним – существованием. Все явления носят причинно обусловленный характер = познаваемы и скептическое отношение к познанию истины через Откровение. В отличии от идеи рока утверждали неограниченность свободы воли человека. В нач 9 века – официальная доктрина государства.

Против мутализитов Аль-Ашари –(ашариты) – укрепить ортодоксальную веру. – Аллах все создал и воздействует на мир. Все зависит от воли Аллаха. – к к9в. – господствующая концепция в исламе.

В этот же период – движение мистиков – суфитов – аскетизм, отказ от знаний

Наряду с теологией развивалась собственно арабо-аристотелевская философия – отношение к религии как к практическому искусству, призванному регулировать межчеловеческие отношения. = была более связана с естественными науками.

Религия для народа, философия для мудрецов.

Аль-Кинди, Ибн- Сина, Ибн-Рушд, Изн-Туфайль…

Не канонизировали учение Аристотеля, но использовали – онтология – Аристотель и неоплатоники, гносеология – Аристотель, этико-полит – и Платон, и Аристотель.

онтология – исходная катеория – понятие Бога – рациональное представление – и первая причина, и единое, и ум…Гл функция – творец мира – из собственной сущности – отсюда пантеизм – отождествления Бога со Вселенной. (от Платона), от Аристотеля – вещи создаются движущими причинами при их воздействии на материю. – Бог – первая движущпя причина. и действует с необходимостью – не по свободной воле. и мир – следствие – тоже поэтому равен Богу. и не могут существовать друг без друга.

Представление о Бге как реализации потенций, заложенных в материи – к мысли о вечности мира.

Гносеология -? о соотношении философии и теологии – 1 как знание и откровение 2 как знания в понятиях и знание в образах, аллегориях. – делили людей на три категории – 1 – философы – знание рациональное выражение,2 – образованные люди – им требуется объяснение истины в разных формах, 3 – достаточно аллегорического объяснения всех вещей. – Одна и та же истина получает двойное выражение – «доктрина двойной истины» - одновременно допускались противоречащие высказывания – одно суждение м.б. истинным в философии и ложным в теологии.

Познавательный процесс делят на чувственное и разумное. 1 – восприятие формы вещи, отвлеченное от материи этой вещи, но вместе с материальными характеристиками ее выражения. – конкретность чувственных образов.

еще чувства воспринимают соединенные с материальными формами – нематериальные – познание идей – добро, зло… - но нужно особое внутреннее чувство души

Разумное – восприятие формы без материальных атрибутов – оно не сопровождается образами – 1 есть только в подлунном мире, 2 если формы отягощены атрибутами материи – надо отделить. – обстрактные объекты – род, вид – в душе.

Есть еще путь обобщения – образуются субстанции от частного к общему – пальма, - дерево – растение – тело

Деятельный ум отождествлен с некоей сверхчеловеческой разумностью – бессмертный разум – бессмертный человеческий род.

Страдательный разум – материальный - - у ребенка, человеческий разум неотделим от тела и гибнет вместе с ним

Делят знания на интуитивное, не требующее доказательств и дискурсивном, опосредованном рассуждениями и принимаемое за истинное после логического доказательства. к 1 относятся: 1 знания принятые большинством людей по утверждению авторитета,2 общеизвестные суждения, - люби родителей, 3 чувственные восприятия – Вася сидит, 4 первые умопостигаемые принципы – часть меньше вещи.

Философию признали ересью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: