Лабораторное занятие №2
По дисциплине «Основы теории коммуникации»
Тема: Специфика коммуникационного процесса
1. У ‘наивного пользователя’ (незнакомого с теориями) также имеются свои модели коммуникации, то есть, представления о том, как устроен коммуникативный процесс. Можно ли разделить таких коммуникаторов на две условные группы: Слушай, что говорю! и Давайте вместе подумаем!? Какие теоретические подходы это напоминает? Понаблюдайте за руководителями фирм и предприятий, детьми и родителями, предложите свои варианты.
2. Какие еще теории и модели коммуникации Вам известны (из литературы, из интернета, из других источников)? Какие из них больше всего подходят для понимания сути практической работы в Вашем будущем PR-агентстве (рекламном агентстве, пресс-службе, отделе по связям с общественностью и т.п.)?
Можно выделить ряд групп моделей коммуникации (по Г. Г. Почепцову):
модель коммуникации с точки зрения PR, рекламы и пропаганды;
социологические и психологические модели коммуникации;
семиотические модели коммуникации: в психологии и социологии были открыты многие интересные модели коммуникации. Анализ коммуникации активно осуществляется на стыке их современных научных подходов;
модели психотерапевтической коммуникации;
модели мифологической коммуникации;
модели аргументирующей коммуникации;
модели имиджевой коммуникации;
модели пропагандистской коммуникации.
3. Существует проблема систематизации коммуникативного процесса в контексте истории человеческого общества. Его развитие сопровождалось совершенствованием средств и способов передачи информации. Какие этапы (коммуникативные революции) выделены разными учеными в этом процессе? Дайте их краткую характеристику, укажите для каждого из этапов значение для развития социальной коммуникгации, образования, общества в целом.
|
4. Существует проблема коммуникативной компетентности личности, которая в профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью приобретает особое значение. Как эта сторона личности реализуется в сфере профессиональной деятельности? Проанализируйте сложившуюся ситуацию на рынке труда и сформулируйте свое представление о коммуникативной компетентности PR-специалиста.
5. В процессе межличностной коммуникации люди, как правило, демонстрируют устойчивые способы поведения, которые характеризуют их коммуникативные стили. Какие коммуникативные стили используете лично вы во взаимодействии с друзьями, коллегами по работе, студентами своей учебной группы и т.д.? Дайте их характеристику, основываясь на классификациях А. Адлера, К. Хорни, В. Сатир. Нужно представить не менее трех различных стилей.
6. В процессе межличностного взаимодействия каждый человек оказывается перед проблемой выбора коммуникативного стиля. В теории коммуникации описаны продуктивный и непродуктивный стили. Дайте характеристику этих стилей в ситуации взаимодействия руководителей и сотрудников организации.
7. PR-специалист может использовать различные речевые обороты, соответствующие конструктивному, силовому и мягкому стилям делового общения. Сконструируйте конкретную ситуацию и представьте возможные в них речевые обороты, соответствующие трем стилям делового общения.
|
Тестовое задание:
1. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:
Разновидность коммуникации, обеспечивающая связь организации с внешними социальными образованиями (институтами, другими организациями):
а) внутригрупповая
б) межличностная
в) непосредственная
г) внешняя
2. Какая из форм коммуникации представляет собой вопросно-ответную коллективную форму обсуждения различных проблем с определенной целью
а) беседа
б) диалог
в) дискуссия
г) диспут
3. Дополнить:
Функции массовой коммуникации, выделенные Г. Лассуэллом:
1) информационная
2) познавательно-культурологическая
3) _________
5. Согласно мнению Ю.Н. Караулова, совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов) называется _______ личностью”.
6. Обведите кружком или напишите номер правильного ответа:
Поле коммуникативной деятельности, включающее совокупность значимых групп, индивидов в том или ином их взаимном расположении:
а) коммуникативная сфера
б) коммуникативное пространство
в) коммуникативная ситуация
г) коммуникативная стратегия
7. Какая функция языка, согласно мнению К. Бюлера, соотносится с предметом речи в устноречевой коммуникации?
а) экспрессивная
б) апеллятивная
в) репрезентативная
8. Разделил семиотику на синтактику, семантику и прагматику:
а) Ч.Пирс
б) Ф. де Соссюр
в) Ч.Моррис
г) Л.Ельмслев
9. Вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей, – это:
а) массовая коммуникация
б) публичная коммуникация
в) межличностная коммуникация
г) межкультурная коммуникация
10. Установить правильную последовательность:
Согласно точке зрения Ф. Джефкинса, проведение PR- кампании включает шесть этапов:
______ - Планирование бюджета;
______ - Оценка ситуации;
______ - Отбор каналов массовой коммуникации, техники воздействия;
______- Оценка результатов;
______ - Определение целей;
______ - Определение целевой аудитории.