Ирландское кружево сегодня




 

Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику. Впрочем, востребованы не только современные модели - например, на бракосочетании Крон-принца Дании в 2004 невеста была одета "в простое платье цвета слоновой кости с вуалью из 100-летних ирландских кружев".

Главная ценность ирландского кружева, наверное, в том, что оно до сих пор остается ручной, индивидуальной работой. Если вышивать, ткать ковры и гобелены, вязать трикотажное полотно уже давно умеют машины, то создать вязаное кружево может только рука мастера.

В самой Ирландии всемирно известное Ирландское кружево до сих пор знают как "кружево помощи", т.к оно, действительно, предоставляло людям возможность выжить, и в таком названии хранится часть истории страны.

В нашей стране ирландское кружево не менее популярно, чем во всем мире. Пожалуй, самым виртуозным мастером ирландского кружева у нас является Мирослава Горохович, чьи работы и виртуозная техника просто поражают воображение. Стоит ли удивляться, что ее модели покупаются не только модницами всего мира, но и украшают коллекции музеев.(11)

 


ШЕТЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО И ШЕТЛАНДСКИЙ ЖАККАРД

 

Шетландские острова (Shetland Islands) — архипелаг на северо-востоке от Шотландии. Архипелаг лежит также к северо-востоку от Оркнейских островов, в 270 км к юго-востоку от Фарерских островов и является точкой разделения Норвежского и Северного моря. Из более чем сотни островов заселены только двенадцать.(15)

 

Шетландское кружево

 

Шетландские острова отличаются удаленностью от континента, суровым климатом с жестокими ветрами. Население островов было занято в основном рыбной ловлей, земледелием, а также вязанием на продажу и для обмена.

В 9-м веке н.э. норвежские завоеватели завезли на острова овец. Поначалу и шерсти этих овец ткали ткани, однако мягкая, легкая и теплая шерсть больше подходила для вязания, нежели для ткачества, поэтому именно вязание стало основным промыслом и существенной частью экономики Шетландских островов.

В 17 и 18 вв. жители островов наладили торговлю ажурными чулками с голландскими и норвежскими купцами.

Женщины, которые вели хозяйство и занимались земледелием, вязали, когда им позволяло время. Порой женщины вязали на ходу.

Нежное, красивое шетландское кружево обрело известность во времена королевы Виктории. Сама королева носила кружевные чулки с Шетландских островов, а кружевные шали носили женщины из высшего общества. Шали были такого качества, что изделии площадь. 1,5 кв.м. свободно проходило сквозь обручальное кольцо.(14)

В настоящее время кружевные шали вяжутся как машинами, так и вручную. Шали ручной работы дороги, однако большую популярность приобрели предметы одежды, связанные в технике шетландского кружева. Это трудоемкий ажур, требующий внимания и филигранного мастерства.

В России есть аналог этого промысла – оренбургский пуховый платок. Но материал и техника изготовления оренбургских шалей отличаются от шетландского кружева.(3)

 

Шетладнский жаккард

 

Fair Isle, один из маленьких шотландских островов, входящий в цепочку Шетландских островов, довольно рано стал известен благодаря контактам с торговцами из Балтики и Скандинавии...

Вместе с торговыми судами сюда привозились и вязаные изделия с двуцветными полосками.

Постепенно на Fair Isle возник свой, особенный стиль со своеобразными узорами и выразительными цветами. Известные во всем мире пуловеры и жакеты вяжутся полностью по кругу, и лишь в конце работы на них делаются прорези для пройм или застежки.

Для вязания в технике Fair Isle традиционно используют шерсть шетландских овец. Волокна этой шерсти сильно вьются, и изделия получаются тёплыми, очень легкими, а слегка шероховатая поверхность волокон превосходно подходит к вязанию в этой технике.(3)

Цвета - земляной, коричневый, приглушенные натуральные тона, цвет зеленого мха, теплые оттенки желтого. Это классика. Далее появился индиго и корень марены, шерсть стали окрашивать в синие и красные оттенки. Контраст между теплыми и холодными тонами придает узору эффект пластичности и оживленности.

Довольно сложные, на первый взгляд, узоры, состоят, на самом деле, из простых симметричных форм: небольшие узоры в шахматном порядке на двух или трех петлях, звезды, состоящие из ромбов, графические и цветочные мотивы.

Вязальщицы Шетландии довольно быстро распознали преимущества кругового вязания: перед глазами всегда лицевая сторона изделия, что облегчает контроль узора. Вяжутся только лицевые петли, узоры получаются быстро, рисунок смотрится равномерно. И никаких швов, что экономит уйму времени, а изделие быстро приобретает формы.

У нас подобные узоры мы называем норвежскими, однако во всем мире изделия. выполненные в этой технике, принято называть именно шетландским жаккардом.(6)

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История костюма имеет отношение не только к художеству, но и к этнографии и физиологии. Изучение истории развития костюма и моды даёт нам ключ к познанию нравов и обычаев как ныне существующих, так и существовавших ранее народов.

С самых древних времён люди жили как физической, так и духовной жизнью. Потребности тела создали необходимость в прикрытии его от непогоды и ненастья. Одновременно с этим, потребности человеческого духа создали необходимость в украшении тела.

Некоторые исследователи утверждают, что одежда появилась из-за чувства стыда, другие объясняют ее появление желанием украсить свое тело, а третьи просто говорят, что человеку было холодно, и он создал одежду.

Тем не менее, назначение одежды всегда зависело от условий быта, климата, в которых проживали люди, их социального статуса и вероисповедания.

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. История моды почти так же стара, как и история костюма.

Каждый день, надевая костюм в клетку или модный свитер, украшая свой вечерний наряд кружевной шалью или изысканным кружевом, задумываемся ли мы, труд и история жизни скольких поколений вложены в незамысловатый, на наш взгляд, кусок ткани или вязаного полотна? Вряд ли.

Данная работа показывает, что предметы национальной одежды, народные промыслы практически любого народа могут оказать существенное влияние на культуру и быт всего человечества. Так, клетчатая шотландская ткань, юбка-килт, аранские и шетландские узоры, равно как и ирландские и шетландские кружева, порой видоизменяясь и сочетаясь с другими техниками и стилями, присутствуют практически во всех коллекциях модных дизайнеров, не говоря уже о людях, для которых рукоделие – это либо хобби, либо средство к существованию.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Современная энциклопедия Аванта+ «Мода и стиль», Аванта+, Москва 2002г.

2. Большой Российский Энциклопедический словарь, научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», Москва, 2008г.

3. Журнал «Верена Вязание» №№ 3-4 2009г, издательский дом «Бурда», 2009 г.

4. Hazel Carter “Shetland Lace Knitting”, Taunton, 1992.

5. Sarah Don “The Art of Shetland Knitting”, Taunton, 1989.

6. Alice Starmore “The Book of Fair Isle Knitting”, Dover Publications, 2009.

7. Knitting Around the World, Taunton, 1993.

8. Kaethe Kliot “Irish Crochet Lace, 150 Years of a tradition. Exhibit Cataloge”, 2005.

9. Мария Перри-Джонс «Вязание на спицах. Энциклопедия», «Арт-родник», 2009 г.

10. «Энциклопедия по вязанию. Самая лучшая книга по вязанию» АСТ, 2008 г.

Интеренет-ресурсы:

11. www. osinka.ru. – интернет-портал по рукоделию.

12. www. allday.ru - история моды.

13. www. clanarans. com – каталог аранских узоров.

14. www. shetland-knitwear. com – сайт, посвященный шетландскому рукоделию.

15. www. wikipedia.ru – материалы свободной энциклопедии.

16. www.tartandreams.ru – сайт, посвященный тартанам.

17. www.osh.ru – сайт, посвященный историческому костюму.

18. www. mirknig.ru – электронная библиотека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: