Значения аранских орнаментов




 

Многие узоры имеют религиозное происхождение, среди них и кельтские символы. Некоторые из них представляют собой предметы быта: канаты, ульи, зигзагообразные линии, обозначающие витиеватые тропинки вдоль крутых утесов. По одной из легенд, женщина, которая вышла замуж, должна была связать свой первый свитер для сына-первенца с одной узорной полоской посередине. С каждым следующим сыном по бокам от этой полоски добавлялись еще по одной узорной полоске. (13)

Косы - символическое изображение веревок рыбака, и представляют пожелание успешного дня в море, всевозможные сетки изображают маленькие группы островов. Эти сетки иногда заполнены узором ирландского мха или изображением морских водорослей, которые использовалась, чтобы удобрить бесплодные районы и принести хороший урожай. Следовательно, сетки - желание успеха и богатства. Дерево Жизни - один из наиболее распространенных узоров - выражение желания единства клана, с долговечными родителями и сильными детьми." (3)

Возможно, это разнообразие узоров породило легенду об их связи с многовековой историей семей. Миф же о том, что тела погибших рыбаков опознавались по узорам свитеров, скорее всего, восходит к пьесе Джона М. Синга "Скачущие к морю". Дж. М. Синг некоторое время жил на аранских островах, и в основе его пьесы - наблюдения за реальной, наполненной смертельным риском жизнью рыбаков. В пьесе есть эпизод, когда сестра узнает тело погибшего брата по характерному дефекту на его носках - спущенным петлям. Видимо, со временем носки трансформировались в устных преданиях в свитер, а спущенные петли - в "клановые" орнаменты, и легенда приобрела завершенность.(10)

Существует очень много теорий, почему узоры не были записаны. Предполагалось, что отдельные семьи свято хранили тайну собственных узоров, и не выдавали их чужакам. По другой версии, узоры не передавались в письменной форме, поэтому все они были магическими и охраняли от бед и недугов. Таким образом, отображение на бумаге было бы осквернением святыни и повлекло бы за собой необратимые последствия Но на самом деле причина здесь довольно проста: жители острова были просто безграмотны. Но даже не умея читать и писать, будучи, по нашим меркам, совершенно безграмотными, многие аспекты своей жизни жители аранских островов запечатлели в своих узорах: религиозные символы, предметы быта, желания и надежды на лучшую загробную жизнь. И тем самым создали свой особый язык, с помощью которого, используя спицы и пряжу, они донесли до нас и историю своего существования.(3)

Аранское вязание сегодня

 

Аранский пуловер приобрел свою мировую известность благодаря историку текстиля Хайнцу Эдгару Киве. Он был первым, кто сфотографировал в тридцатых годах 20-го века типичный пуловер этих островов. Первые схемы узоров были опубликованы в сороковых годах английской фирмой, несколько лет спустя ими заинтересовался и Vogue. В начале 50-х годов в США были экспортированы первые аранские пуловеры. В настоящее время на островах почти не вяжут, подавляющее большинство продукции производится на материке в Ирландии.(9)

Тем не менее, аранские орнаменты присутствуют практически во всех коллекциях мировых модельеров. Ни одна модница не упустит случая заиметь в своем гардеробе вещь, украшенную затейливым орнаментом.

Мастерицы всего мира по сию пору разрабатывают рисунки сложнейших узоров. Соединяя разные техники, известные дизайнеры и обычные люди, увлеченные вязанием, создают настоящие рукотворные шедевры на радость простым потребителям, отнюдь не придавая своим узорам такого сакрального значения.

 


ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО

 

Для предметов туалета, которые меняются, следуя моде, очень часто используются вязаные имитации кружев – ирландское вязаное кружево. Эти имитации, которые вяжутся различными способами, заслуживают того, чтобы на них обратили особое внимание. Сначала вяжутся крючком мотивы рисунков, а затем они соединяются на шаблоне с помощью сетки. Сетки заменяются механическими сетками или выполняют вязаными шнурами, потому что для их исполнения нужно много труда и времени.

Ирландские вязаные кружева представляют собой вид работы крючком, возникший не так давно. На самом деле первые работы этого жанра были выполнены в Ирландии в середине XIX века и напоминали старинные венецианские кружева. Эти изделия использовались как кружева, а также в виде отделки предметов туалета и белья.

 

История

 

Середина 1800-ых застала Ирландию среди разрушительного голода. Печально известный Ирландский картофельный голод произошёл в 1845-1849г. Основной сельскохозяйственной культурой у малоземельных ирландских крестьян был картофель, и эпидемия картофельного грибка, вызывающего фитофтороз, привела к катастрофическим последствиям для страны. В результате голода погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция, особенно в США, ставшая постоянной чертой исторического развития Ирландии. В итоге, в 1841-1851 гг. население Ирландии сократилось на 30%, и страна была поставлена на грань выживания.

Люди были вынуждены искать дополнительный заработок. Изготовление кружев было довольно выгодным бизнесом, однако традиционные способы плетения на коклюшках и шитья иглой были очень долгим и трудоемким процессом, а деньги были нужны срочно. И в Ирландии был изобретен особый способ имитации крючком модного тогда кружева "Розалина", которое, в свою очередь, является модификацией Венецианского кружева (на фото игольное кружево 18 века).(11)

Изобретение способа принадлежит некоей мадемуазели Риего де Бланкардье, дочери франко-испанского дворянина и ирландки. Она придумала, как делать кружево, которое напоминало Венецианское, но могло выполняться крючком, что очень ускоряло производство. Кусок кружева, который требовал, по крайней мере, двести часов для изготовления иглой, мог быть связан всего за 20 часов. В1846 Риего де Бланкардье издала первую книгу ирландских образцов вязания крючком.(8)

Новая техника очень быстро распространялась, и вскоре целые семьи были заняты вязанием кружев. Этому способствовало также то, что техника ирландского кружева очень удобна для массового производства. В отличие от обычного вязания крючком, ирландское вязание крючком состоит из отдельных мотивов (листья, цветы, розетки), которые вяжутся порознь и затем соединяются с помощью сетки. Такой способ давал возможность разделения труда - каждый вязальщик специализировался на отдельных мотивах, в соответствии со своими способностями. Таким образом, каждый член семьи мог внести свой вклад в общий заработок, поэтому вязали все - мужчины, женщины, дети, старики.

В условиях бедных крестьянских изб кружево часто пачкалось во время работы, поэтому перед продажей его надо было стирать. Наиболее же аккуратные мастера заворачивали недоконченную работу в чистый холст и убирали на ночь под кровать. Появился даже специальный термин, означающий примерно "укладывать работу спать".

Секреты вязания ревниво охранялись каждой семьей, работа пряталась, если в дом неожиданно входили соседи - конкуренция есть конкуренция!

Готовые мотивы относились в кружевные центры в ближайшем городе, и там наиболее опытные и творчески одаренные мастера собирали из них готовые вещи - воротники, манжеты, платья и пальто, и даже пляжные зонтики.

Ирландское кружево охотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и Сан-Франциско (главный центр продажи ирландского кружева до землетрясения 1906). Популярность кружева колебалась в зависимости от моды, но все же оно было сильно востребовано вплоть до второй мировой войны, после которой резко упал спрос на предметы роскоши.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: