Учебный модуль 5
«ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Цель: формирование компетентности педагогов в области здорового образа жизни и обеспечения безопасной образовательной среды с учетом требований гигиены и охраны труда; защиты работников, воспитанников и населения от возможных последствий аварий.
Профессиональные компетенции: способность и готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения; владение методами защиты работников, воспитанников и населения от возможных последствий аварий.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, модулей, тем | Всего часов | Форма контроля |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | Зачет | ||
5.1 | Особенности развития детей разных возрастных групп | ||
5.2 | Здоровье и физическое развитие детей | ||
5.3 | Детские болезни. Профилактика заболевания у детей раннего и дошкольного возраста | ||
5.4 | Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Детские инфекционные заболевания | ||
5.5 | Неотложные состояния и первая помощи при них. Детский травматизм и его профилактика | ||
5.6 | Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни | ||
5.7 | Нормативно-правовые и организационные вопросы формирования безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации |
Содержание учебного модуля 5
Тема 5.1. Особенности развития детей разных возрастных групп
Цель и задачи учебного модуля. Основные понятия модуля. Понятие онтогенеза. Характеристика этапов возрастного развития: внутриутробный; период новорожденности, грудной возраст, раннее детство, первое детство, второе детство, подростковый возраст. Распределение детей по группам в ДОУ в зависимости от возраста.
|
Основные анатомо-физиологические особенности и закономерности роста и развития организма детей и подростков. Анатомо-физиологические особенности развития костно-мышечной, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой, сердечно-сосудистой, систем. Эндокринный аппарат, его функции. Кожа, ее структура и функции в разные возрастные периоды.
Особенности развития центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Функциональная организация головного мозга. Строение и возрастные особенности органов чувств. Нейрофизиологические основы памяти и обучения. Особенности внимания, восприятия, мышления у дошкольников. Эмоции и мотивации. Периоды психофизиологического развития детей. Оценка психомоторного развития. Индивидуальные особенности развития высшей нервной деятельности. Нейропсихология гиперактивного поведения с дефицитом внимания.
Тема 5.2. Здоровье и физическое развитие детей
Понятие «здоровье». Компоненты здоровья. Критерии и факторы, определяющие здоровье. Психическое здоровье как фактор полноценного развития. Влияние наследственности, социально-экономических и природных факторов на рост и развитие детского организма, его состояние здоровья. Факторы, формирующие здоровье Физическое развитие – важнейший показатель состояния здоровья детей. Методы оценки физического развития. Организация контроля за физическим развитием детей. Группы здоровья детей. Понятие болезни. Основные признаки нарушения здоровья ребенка.
|
Образ жизни как основополагающий фактор, формирующий здоровье человека. Понятие образа жизни. Понятие и методологические аспекты здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни: рациональное питание, активный двигательный режим, психическая устойчивость и пр. Проблема обучения основам здорового образа жизни и воспитание привычек к здоровому образу жизни.
Тема 5.3. Детские болезни. Профилактика заболевания у детей раннего и дошкольного возраста
Заболевания детей раннего возраста. Болезни новорожденных. Болезни детей грудного возраста.
Заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). Проявления и профилактика. Заболевания и функциональные нарушения органов пищеварения, их проявления и профилактика. Гигиена полости рта. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Особенности и гигиена органов мочевыделения у детей, проявления и профилактика их заболеваний. Гигиена половых органов, проявления и профилактика их заболеваний.
Заболевания сердца и сосудов в детском возрасте, их профилактика. Врожденные пороки сердца, другие патологии сердечнососудистой системы. Проявление и профилактика малокровия у детей.
Эндокринные заболевания у детей и их профилактика. Гипотрофия. Нарушение обмена веществ. Рахит, его проявления, лечение и профилактика. Особенности и гигиена кожи ребенка. Кожные заболевания и их профилактика. Аллергические состояния.
Физиология и гигиена нервной системы у детей. Стресс и здоровье. Неврозы и невротические состояния у детей. Нервно-психические нарушения. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей. Аутизм как нарушение развития. Психолого-педагогическая коррекция, ее виды.
Нарушения зрения, их профилактика. Гигиена зрения у детей.