Тема 5.3. Детские болезни. Профилактика заболевания у детей раннего и дошкольного возраста




Учебный модуль 5

«ОСНОВЫМЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Цель: формирование компетентности педагогов в области здорового образа жизни и обеспечения безопасной образовательной среды с учетом требований гигиены и охраны труда; защиты работников, воспитанников и населения от возможных последствий аварий.

Профессиональные компетенции: способность и готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения; владение методами защиты работников, воспитанников и населения от возможных последствий аварий.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Форма контроля
  Основы медицинских знаний и здорового образа жизни   Зачет
5.1 Особенности развития детей разных возрастных групп    
5.2 Здоровье и физическое развитие детей    
5.3 Детские болезни. Профилактика заболевания у детей раннего и дошкольного возраста    
5.4 Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии Детские инфекционные заболевания    
5.5 Неотложные состояния и первая помощи при них. Детский травматизм и его профилактика    
5.6 Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни    
5.7 Нормативно-правовые и организационные вопросы формирования безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации    

Содержание учебного модуля 5

 

Тема 5.1. Особенности развития детей разных возрастных групп

Цель и задачи учебного модуля. Основные понятия модуля. Понятие онтогенеза. Характеристика этапов возрастного развития: внутриутробный; период новорожденности, грудной возраст, раннее детство, первое детство, второе детство, подростковый возраст. Распределение детей по группам в ДОУ в зависимости от возраста.

Основные анатомо-физиологические особенности и закономерности роста и развития организма детей и подростков. Анатомо-физиологические особенности развития костно-мышечной, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой, сердечно-сосудистой, систем. Эндокринный аппарат, его функции. Кожа, ее структура и функции в разные возрастные периоды.

Особенности развития центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Функциональная организация головного мозга. Строение и возрастные особенности органов чувств. Нейрофизиологические основы памяти и обучения. Особенности внимания, восприятия, мышления у дошкольников. Эмоции и мотивации. Периоды психофизиологического развития детей. Оценка психомоторного развития. Индивидуальные особенности развития высшей нервной деятельности. Нейропсихология гиперактивного поведения с дефицитом внимания.

 

Тема 5.2. Здоровье и физическое развитие детей

Понятие «здоровье». Компоненты здоровья. Критерии и факторы, определяющие здоровье. Психическое здоровье как фактор полноценного развития. Влияние наследственности, социально-экономических и природных факторов на рост и развитие детского организма, его состояние здоровья. Факторы, формирующие здоровье Физическое развитие – важнейший показатель состояния здоровья детей. Методы оценки физического развития. Организация контроля за физическим развитием детей. Группы здоровья детей. Понятие болезни. Основные признаки нарушения здоровья ребенка.

Образ жизни как основополагающий фактор, формирующий здоровье человека. Понятие образа жизни. Понятие и методологические аспекты здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни: рациональное питание, активный двигательный режим, психическая устойчивость и пр. Проблема обучения основам здорового образа жизни и воспитание привычек к здоровому образу жизни.

 

Тема 5.3. Детские болезни. Профилактика заболевания у детей раннего и дошкольного возраста

Заболевания детей раннего возраста. Болезни новорожденных. Болезни детей грудного возраста.

Заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). Проявления и профилактика. Заболевания и функциональные нарушения органов пищеварения, их проявления и профилактика. Гигиена полости рта. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата. Особенности и гигиена органов мочевыделения у детей, проявления и профилактика их заболеваний. Гигиена половых органов, проявления и профилактика их заболеваний.

Заболевания сердца и сосудов в детском возрасте, их профилактика. Врожденные пороки сердца, другие патологии сердечнососудистой системы. Проявление и профилактика малокровия у детей.

Эндокринные заболевания у детей и их профилактика. Гипотрофия. Нарушение обмена веществ. Рахит, его проявления, лечение и профилактика. Особенности и гигиена кожи ребенка. Кожные заболевания и их профилактика. Аллергические состояния.

Физиология и гигиена нервной системы у детей. Стресс и здоровье. Неврозы и невротические состояния у детей. Нервно-психические нарушения. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей. Аутизм как нарушение развития. Психолого-педагогическая коррекция, ее виды.

Нарушения зрения, их профилактика. Гигиена зрения у детей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: