Курсовая работа (проект) выполняется под научным руководством преподавателя, закрепленного заведующим кафедрой за студентом.
Студент совместно с руководителем составляет план исследования, определяет сроки его выполнения по этапам, определяет необходимую литературу и другие материалы, в том числе источники статистических данных, периодические издании, ресурсы Internet и т.п. Следует помнить о сбалансированности отношения объема данных Internet к данным, полученных из других источников. Рекомендуется соблюдать этот баланс в пределах 5-10 процентов.
Этапы написания курсовой работы (проекта) и их доля в ее объеме приведены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы написания и их доля (%) в общем объеме курсовой работы (проекта)
№ | Этапы работы | Доля (%) в общем объеме работы |
1. | Выбор темы, постановка целей и задач. | |
2. | Работа с источниками информации, сбор фактического материала по теме. | |
3. | Разработка плана курсовой работы (проекта) | |
4. | Написание работы (проекта): ¾ введение; ¾ постановочная часть; ¾ разработка теоретической части курсовой работы (проекта); ¾ разработка и обоснование практических предложений; ¾ заключение. | |
5. | Предварительное рассмотрение курсовой работы (проекта). | |
6. | Работа над замечаниями руководителя и подготовка к защите. | |
7. | Защита курсовой работы (проекта). |
Ответственность за качество работы возлагается на студента. В обязанности руководителя входит корректировка плана работы, консультации студентов по вопросам темы, проверка хода выполнения и предварительная оценка работы (проекта).
По окончании работы студент очной формы обучения сдает ее на регистрацию на кафедру. Регистрация работы для студентов очно-заочной, заочной формы обучения производится в секторе по заочному образованию учебно-методического управления института. Затем работа (проект) передается руководителю для окончательной проверки и написания отзыва.
|
В отзыве должны быть отражены: степень раскрытия темы, логика, связанность и уровень изложения материала, а также замечания и предварительная оценка работы. После соответствующей доработки и исправлений студент готовится к защите работы (проекта).
Желательно публичное проведение процедуры защиты курсовой работы (проекта). При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения. По результатам защиты выносится окончательная оценка качества работы студента.
4. Составление плана курсовой работы (проекта)
Работа над содержанием начинается с составления предварительного варианта плана. На основе ознакомления с литературой и цифровым материалом описывающим объект, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы (проекта).
При составлении плана следует, прежде всего, наметить основные направления, определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа (проект). Любая тема может быть раскрыта по-разному, но именно план отражает ее основные направления.
|
Если студент пишет курсовую работу (проект) теоретического характера, не имеющую выхода в практику, следует соответствующим образом выстроить ее структуру. В начале работы (проект) поместить введение, главу, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, проводится сравнительный анализ существующих точек зрения, методологий и методик изучения темы.
Курсовая работа (проект) практического характера делится на введение, две основные главы, первая из них посвящается изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая представляет собой практическую часть исследования и может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстрированным материалом.
Курсовая работа опытно-экспериментального характера должна иметь также вводную теоретико-методологическую часть, за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, обобщение и интерпретация полученных результатов.
План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть отражены наиболее актуальные вопросы темы.
Составленный предварительный план студент согласовывает с научным руководителем.
После тщательного изучения и систематизации собранной по теме литературы, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана работы. Поэтому следующим этапом является составление окончательного варианта плана курсовой работы (проекта).
|
Изменения в плане могут быть связаны с некоторой корректировкой самого направления работы, в необходимости которой студент убеждается после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельный раздел, не оказалось достаточно материала, а по другим, наоборот, имеются представляющие теоретический и практический интерес данные. В случае, если по ознакомлении с литературными источниками составлен новый вариант плана, последний также должен быть согласован с руководителем.
Окончательный вариант плана должен быть дополнен графиком написания. Как окончательный вариант плана, так и график написания работы (проекта) должны быть представлены на кафедру в установленный срок.
5. Структура и содержание курсовой работы (проекта)
Структура курсовой работы (проекта) должна способствовать раскрытию избранной темы и предполагает наличие:
1. титульного листа;
2. содержания;
3. введения;
4. основной части, состоящей из глав и параграфов;
5. заключения;
6. списка использованной литературы;
7. приложений (при необходимости).
Введение – это «визитная карточка», в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, обосновывается теоретическая и практическая актуальность, формулируются цель и задачи работы (проекта), определяются информационная база, объект, предмет и методы исследования, приводится структура работы. Объем введения обычно составляет примерно 10% всей работы (проекта). До пятидесяти процентов введения должно быть посвящено современному состоянию проблемы по теме работы (проекта) и обоснованию ее актуальности. При этом необходимо показать суть проблемной ситуации, из чего будет видна актуальность темы. Актуальность темы предполагает указание причин, которые побудили необходимость данного исследования.
Цели работы (проекта) - это качественная категория, представляющая собой предвосхищение результата деятельности. В смысловом выражении она обозначает то основное, что намеревается сделать исследователь. Формулируется обычно так: «разработать …», «обосновать …», «выявить …», «раскрыть особенности…», «проанализировать и обобщить …», «проанализировать и разработать …», «проанализировать и предложить …» и т.д.
В соответствии со сформулированной целью ставятся задачи исследования, которые рассматриваются как основные этапы работы. Чаще всего формулировка задач делается в форме перечисления. Например: «Исходя из поставленной цели работы (проекта), ее основными задачами являются: 1) изучить …; 2) выявить …; 3) разработать …» и т.п. Количество задач не должно быть большим (от трех до шести, но не более).
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект – это пространство, область, в границах которой содержится то, что именно будет изучаться. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для исследования. Объект - в широком смысле, носитель той или иной проблемы, реальность, не зависящая от исследователя. Например, система ценообразования в экономике, управление качеством или управление персоналом в общем менеджменте, управленческие решения в теории управления, бухгалтерский учет в финансовом менеджменте, контроллинг в управлении предприятием, коммуникативные аспекты в маркетинге и т.д.
Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Предмет исследования более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в работе (проекте) из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования, который должен коррелировать с темой исследования. Например, в общей системе ценообразования может быть выделено ценообразование на услуги страховых агенств; в управлении качеством – инструментарий управления или контроля; в управлении персоналом – координация или мотивация работников; в теории управленческих решений – метод экспертных оценок; в бухгалтерском учете – анализ отклонений результатов; в коммуникациях маркетинга – рекламная деятельность и т.д. При этом в формулировке предмета исследования, следует указывать, для какой организации это осуществляется.
Следующим элементом введения является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала: методы системного анализа и исследования операций, математические и статистические методы, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, метод регрессионного и корреляционного анализа, метод экспертных оценок и т.д. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации.
Далее следует указать на научное значение (если имеется) и практическую значимость работы. Научное значение может интерпретироваться как применение современных достижений научной мысли и методологии к решению проблем менеджмента, государственного и муниципального управления. Практическая значимость выражается в применении (или возможности использования) полученных результатов или рекомендаций в производственно-хозяйственной деятельности организации.
В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов, указать количество машинописных страниц, рисунков, таблиц, использованных и приложений (если имеются).
Все вышеперечисленные элементы введения следует выделить более жирным шрифтом, чем остальной текст.
Основная часть может состоять из двух-трех разделов.
1. Постановочная часть (название).
2. Теоретическая часть (название).
3. Разработка и обоснование предложений.
Постановочная часть. Целесообразно осуществить анализ производственно-хозяйственной деятельности организации, повышение эффективности функционирования которой являются объектом исследования. Следует привести структуру организации и ее системы управления, осуществить их анализ с позиции выбранной темы. Оцениваются трудности и проблемы, стоящие перед организацией, которые могут быть дифференцированы и ранжированы с применением «дерева целей» и метода экспертных оценок. Этим обосновываются актуальность темы и выбор объекта и предмета исследований. По статистическим данным о деятельности организации может быть произведен регрессионный анализ динамики показателей деятельности и осуществляется прогноз.
Теоретическая часть. В этом разделе рассматриваются теоретические аспекты по объекту и предмету исследования, изучаются современные методы и научные подходы к раскрытию предмета исследования. Приводятся современные технологии и наилучший опыт их применения успешными организациями. При этом может быть использован весь аппарат аналитического менеджмента.
Разработка и обоснование предложений. В этом разделе, опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы. Для этого необходимо четко определить цель выполнения работы, перечень рекомендуемых предложений (мероприятий), обоснование предложений. Все решения и предложения должны быть аргументированы, подкреплены расчетами, собственными оценками и оценками авторов научных работ. Здесь же возможно привести направления дальнейших исследований.
В основной части работы при обосновании целесообразно и по согласованию с руководителем студент может поменять местами первый и второй разделы. Кроме того, может быть изменено число разделов. Разделы работы должны быть изложены в логической последовательности и взаимосвязи.
Заключение суммирует теоретические и практические выводы и предложения, которые были сделаны в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок, а также определять направлениям дальнейшего совершенствования разработок по проблеме.
Приложения. В приложения целесообразно вынести расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ), статистические материалы (которые в основной части могут быть представлены, например, графиками), различные формы документов и инструкций, а также другие материалы, использование которых в текстовой части нарушает логическую стройность изложения.
Следует помнить, что малое количество иллюстраций, таблиц и расчетных формул чрезвычайно обедняет текстовый материал, делает его не информированным и тяжелым для восприятия.