Занятие проходило в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и рабочей программы группы старшего дошкольного возраста. Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе детского сада, выстроено с учетом требований ФГОС ДО и Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 2013г. Данная образовательная деятельность проводилась в первой половине дня в соответствии с расписанием и календарным планом группы. Длительность занятия составило 25 минут, где в середине занятия была проведена физ. минутка, что соответствует Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 2013г (п.11.10), в первой половине дня.
На основании календарно-тематического планирования была выбрана тема: " История открытки» по счёту первого занятия апреля.
Цель и содержание образовательной деятельности соответствуют теме, комплексно-тематическому планированию для старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В ходе образовательной деятельности прослеживалось единство образовательных и воспитательных задач, с учетом требований ФГОС, а именно в соответствии со следующими целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения высказывания в ситуации общения, проявляет любознательность, различает условную и реальную ситуации; ребенок умеет подчиняться социальным нормам, ребенок проявляет любознательность, использует речь для построения высказывания в ситуации общения, интересуется причинно – следственными связями, обладает элементарными представлениями из области истории; ребенок проявляет самостоятельность познавательно – исследовательской деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен выбирать себе участников по совместной деятельности.
|
Данное мероприятие соответствует таким принципам дошкольного образования ФГОС ДО, как: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится субъектом образовательного процесса, содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержание инициативы детей, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту детей и особенностям их развития).
Объем программного содержания соответствует возрасту воспитанников его усвоение возможно в ходе проведения данного мероприятия. При составлении программного содержания используются конкретные, точные формулировки.
Учитывая особенности детей, на занятии поэтапно происходила смена видов деятельности. Это позволило сохранить заинтересованность и положительный эмоциональный настрой воспитанников. Все этапы были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям образовательной деятельности. В ходе проведения образовательной деятельности были использованы разнообразные методы и приемы: Словесный (беседа, совет, уточняющие, наводящие и познавательные вопросы детям, рассказ, пояснение, указание, загадывание загадки, комментарий к высказыванию детей, замечание, сообщение, объявление, поощрение, предложение, похвала); Наглядный (демонстрация презентации, демонстрация разрезных открыток, показ способа действий); Практический (выполнение упражнений, проведение физ. минутки, наблюдение за деятельностью детей, оказание помощи, привлечение, использование аудиозаписи, определение, знакомство); Игровой (создание игровой ситуации, дидактическая игра «Эксперты»), что говорит об использования принципа доступности, последовательности, логичности, индивидуализации, наглядности, активности, систематичности, научности. Данные методы и приёмы направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка и соответствуют возрасту детей 5 – 6 лет. Используемые приёмы в ходе занятия побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности, позволяющие привлечь внимание и поддержать эмоциональный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к деятельности, качественному усвоению знаний.
|
В ходе занятия мною был осуществлён дифференцированный подход в течении всего занятия, который проявился в оказании помощи затрудняющимся и привлечении к совместной деятельности отвлекающихся детей.
На протяжении непосредственной образовательной деятельности, дети проявили повышенный интерес к исследовательской деятельности, принимали активное участие в разных видах деятельности. Важно отметить, что большой эмоциональный отклик у детей вызвала дидактическая игра «Эксперты», в ходе которой было необходимо собрать открытки разного времени из частей, где дети находят недостающий фрагмент, собрав открытки, дети определяли, из какого они времени.
|
В ходе занятия дети приобрели следующие знания и умения: Дети имеют первоначальные представления об истории возникновения открытки, проявляют любознательность и самостоятельность в заданных игровых упражнениях.
Данное занятие рассчитано на формирование таких качеств как: коммуникабельность, активность, самостоятельность, любознательность, внимательность.
На основании всего выше перечисленного можно сделать вывод о том, что цель была достигнута на высоком уровне.
В качестве проблемного поля можно выделить:
- недостаточное использование наводящих вопросов;
- недостаточное умение в привлечении малоактивных детей к совместной деятельности;
- недостаточное использование разнообразной интонации, дикции, эмоциональности;
- недостаточное умение мотивировать детей к деятельности, заинтересовать, привлечь внимание детей.
В соответствии с выявленным проблемным полем, возможно определить следующие рекомендации:
- при подготовке к занятию, обдумать предполагаемые ответы детей и составить наводящие вопросы;
- во время проведения занятия привлекать малоактивных детей, адресуя им вопросы и задания.
- развивать умение и навыки в использовании разнообразной интонации, дикции, эмоциональности;
- заинтересовывать внимание детей с помощью художественного слова или же обращения внимания детей на иллюстрацию, сюрпризного момента, внесения предмета или игрушки.